Проезжая по любой из двух дорог, ведущих со стороны областного центра через Бутурлино в Гагино, в любую погоду — и солнечную, и пасмурную — можно заметить блестящую точку на холме над селом Юрьевом. Это блестит купол часовни, стоящей на месте, где произошло событие, ставшее одним из решающих в значительном расширении границ Руси и заселении новых мест русскими со второй половины XVI века.
Маршрут последнего похода Иоанна IV Грозного на Казань в 1552 году, с учётом неудач предыдущих походов, для основного войска был выбран сухопутным через Муром, передовой же отряд прибыл в Казань ранее царя, водным путём через Нижний Новгород. Переправившись через Оку, войско вступило в край глухих лесов, населенный в основном мордвой-эрзя, а также татарами. В непролазных дебрях заблудиться было проще простого, поэтому Грозный постоянно прибегал к помощи местного населения. На местах днёвок-станах войско ставило небольшие деревянные церкви-обыденки, возводившиеся за день, которые царь снабжал иконами и утварью. На месте мордовского Орземасова городища велением Грозного основан новый форпост Руси — крепость Арзамас. Дальнейший путь войска лежал в сторону реки Пьяны. Один из станов царя располагался на южном течении реки близ нынешнего села Юрьево Гагинского района, где в урочище Мухина гора располагалась эрзянская деревня Мушки, а в урочище Совья гора — татарская деревня Пара.
Запись в тетрадке священника погоста Сакмы А.В. Вознесенского, переданной им сотруднику «Нижегородских губернских ведомостей» Анатолию Коробкину, гласит: «Царь Иоанн Васильевич Грозный, идя на Казань, остановился, для дневки, близ мордовской деревни Мушек. В это время пришли к нему гонцы из под Казани, от воеводы князя Курбского с вестью, что царская рать разбита татарами и много русских взято в плен. Царь прослезился, задумался, решил возвратиться в Москву, помолился и уснул. Во сне явилась к нему Божия Матерь в таком виде, как изображается на образе Тихвинском, и словами, исполненными кротости, и обещанием своей всемогущей помощи одобрила Грозного. Проснувшись, царь увидел ту икону, несомую ангелами с божественным пением, упал на колени, повелел служить молебен… и коленопреклоненно, пламенно молился сам царь, бояре и все воинство… И приказал Иоанн в этом месте создать монастырь во имя Святой Троицы… и двинулся далее…».
Судьбоносное явление Богородицы пришлось на праздник Пресвятой Троицы, поэтому обыденный храм на этом месте был посвящён Троице. Так же, Троицкой, — стала называться и Мухина гора. Четвёртый поход Иоанна Грозного окончился разгромом Казани и присоединением Казанского ханства к Руси. После победы царь, памятуя о своём обещании, пожаловал новому монастырю «множество пашни, лугов и лесу при реке Пьяне, и рыбные ловли в последней», и обещал прислать из Тихвина икону и монахов. Копия чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, написанная по повелению Грозного, была отправлена из Тихвина в сопровождении иеромонаха Иова, диакона Серафима и клира Тихвинского монастыря в числе 10 человек. Икона прибыла на Троицкую гору 26 июня 1576 года. Именно этот день стоит считать датой образования Пьяно-Грозненского монастыря. За этим последовал указ о проведение ежегодной ярмарки около монастыря 26 июня. Церковь, сооружённая Грозным, сгорела в 1610 году от молнии, но икона Тихвинской Божией Матери осталась невредимой. После этого боярин Ю.Ю. Бахметев построил деревянную церковь Успения Богородицы и был при ней похоронен. В 1645 году на средства его сына, Ивана, воздвигли каменный храм в честь Пресвятой Троицы.
Первый настоятель монастыря, иеромонах Иов, прославился молитвенными подвигами, за которые ему были явлены чудесные видения и дар прозорливости. В 1605 году царь Борис Годунов, узнав о человеколюбии Иова во время свирепствовавшего голода, прислал в дар монастырю церковную утварь и ризы. 20 мая 1637 года Иову во сне явилась Божия Матерь с Николаем Угодником, повелевшие ему соорудить на родниковой горе, около Студенца, часовню в честь великомученицы Параскевы Пятницы.
В последние годы жизни Иов принял схиму с именем Мины и удалился в урочище в полверсты от монастыря. Здесь он построил келью, в которой прожил молчальником пять лет. Почувствовав слабость здоровья, в возрасте 100 лет он вернулся в монастырь, где принял участие в строительстве нового каменного собора. Старик сам выполнял все строительные работы — месил раствор и носил камни. Накануне своей смерти он позвал к себе игумена Серафима, написал хартию и, запечатав ее пятью печатями, повелел положить с собой в гроб. Умер Иов в возрасте 110 лет 3 февраля 1646 года, о чём говорит трудночитаемая надпись на камне, оставшемся от надгробной плиты с его могилы. Вскоре вокруг монастыря стали появляться села — Ройка, Воронцово, Курбатово и другие. Развернулась и миссионерская работа – массово крестилась окрестная мордва.
Вплоть до революции 1917 года Троицкая гора считалась священным местом. Массовые паломничества наблюдались в ХVII-ХIХ веках. Икона Тихвинской Божией Матери считалась чудотворной. Так, известен случай воскрешения утонувшего в Пьяне монаха обители: «Один из монахов Свято-Троицкой обители купался в Пьяне и утонул. Тогда игумен стал молить Заступницу и велел утопшего брата принести в храм и приложить к чудотворной иконе. Тут же, к удивлению братии, утопший ожил». Сохранилось описание образа: «Живописный, с удержанием частию греческого стиля, в серебряной ризе с двумя серебряными вызолоченными венцами и с тремя бирюзовыми звездами».
В начале ХVIII века указом Петра Первого Троицкая обитель была приписана к Арзамасскому Спасскому монастырю. После екатерининской монастырской реформы 1764 года монастырь был упразднён, а монахи, скорее всего, переселились в Арзамас. Монастырь был обращен в погост, а его церкви стали приходскими.
В 1827 году земли Троицкого погоста и его святыню — чудотворный образ Божией Матери, — захотел присвоить себе один из богатейших местных помещиков, обер-егермейстер императорского двора, член Государственного Совета, владелец соседнего села Ветошкина – Василий Александрович Пашков. Как говорится в церковной летописи села Барские Поляны, Пашков договорился со священником погоста Фёдором Кондорским о переводе причта вторым штатом к ветошкинской церкви, предоставив им даровое жилье в селе и дополнительный 1000 рублей жалованья сверх церковного дохода отцу Фёдору. Священник, по-видимому, не отличавшийся бескорыстностью, на это с радостью согласился. Пашкову удалось добиться закрытия погоста, в качестве причины было указано на провалившийся верх каменного храма. Однако о стоявшем в целости деревянном храме умолчали. В результате чудотворная Тихвинская икона была выставлена в ветошкинском храме. Тысячи богомольцев вместо Троицкой горы теперь шли в Ветошкино, туда же переместилась и богатая Тихвинская ярмарка, благодаря чему доходы жителей села и помещика значительно выросли. Однако ни помещик Пашков, ни священник Кондорский не получили желаемых результатов от упразднения обители: священник вскоре умер, не получив дополнительного жалованья, а судебная тяжба помещика с причетниками погоста на право владения землёй затянулась на много лет и окончилась ничем.
Тогда В.А. Пашков совершил святотатственный поступок: разобрал каменный храм погоста и использовал кирпич для постройки риг для зерна на своих хуторах. Из деревянной церкви вынесли всё, кроме иконостаса и оставили стоять запертой. В 1851 году, новый помещик А.В.Пашков перенес деревянный храм с Троицкого погоста на ветошкинское кладбище. А тяжба из-за бывших монастырских земель продлилась до начала ХХ века. Так, в 1914 году ее делили крестьяне соседних деревень: Курбатово и Усовой. Многое из монастырской собственности стало принадлежать ветошкинской церкви, который отличался богатством утвари и был самым богатым в округе. Помимо чудотворной иконы, в ней находился напрестольный крест времен Ивана Грозного и древние оловянные сосуды и дароносицы. После революции они были разграблены и потеряны. До наших дней дошел лишь чудотворный образ Тихвинской Божией Матери.
Сейчас о некогда существовавшей обители напоминает только камень с могилы старца Иова. В 2008 году на Троицкой горе была построена небольшая деревянная часовня. Именно её блестящий купол видно издалека. С места, где располагался монастырь, открывается захватывающая панорама бескрайних полей, над которыми возвышается гористое правобережье Пьяны. Великолепные густые дубовые и липовые леса, через которые пробиралось войско Иоанна Грозного, с началом поташного производства и разработки земель под пашню были практически полностью сведены. Лишь «на горах» остались островки дубовых перелесков, изрядно разбавленные неценной осиной. Как на ладони видно села Ветошкино с пашковским поместьем, Юрьево, вдали — Выползово и Шарапово, расположенные уже в Шатковском районе.
В 2005 году в Юрьеве состоялся православный фестиваль «Чистая, светлая Русь», после которого были установлены памятные кресты на Троицкой горе, источнике Параскевы Пятницы и Сакме. В 2008 году в престольный праздник села Воскресение Словущее, 26 сентября была освящена часовня на Троицкой горе.
Владимир Бакунин, http://www.gttp.ru/MP/mp_59.htm