Успенская церковь в деревне Никулино была построена в 1599 г. на месте более ранней, сгоревшей. Это была небольшая клетская постройка из трех соединенных срубов, с галереей с юга, служившей одновременно крыльцом перед входом в трапезную. Индивидуальной чертой является галерея-крыльцо, которая, возможно, и в это время являлась звонницей. Первые письменные известия были зафиксированы на двух деревянных напрестольных крестах, хранившихся в алтаре церкви. Ранний, самого конца ХVI в., сохранился в обломке, но с полным текстом записи, выполненной черными, но уже выцветшими чернилами. Второй крестик с записью об очередном освящении церкви сохранился полностью, относится к первой половине XIX в. Оба текста сообщают о построении церкви в 1599 г. Эта дата подтверждена дендрохронологическим анализом древесины.
Во второй половине 17 века — начале 18 века была произведена перестройка трапезной – разросшемуся приходу требовалась более широкая и длинная. В то время трапезные сельских церквей, четко изолированные от помещения-молельни, служили своеобразным «сельским клубом», т.е. мирским помещением. Северная стена трапезной была поставлена в одну линию со стеною церкви, южная — значительно выдвинута вперед. Значительно поднялась двухскатная крыша. Вход по традиции оставался с юга. Сохранялась несколько измененная и галерея. Перестройки 1826-1830 гг. коснулись в основном трапезной. Её перебрали и сузили за счет южной стены, которую сложили в створе с южной стеной церкви. Теперь эта западная часть церкви перестала быть трапезной, а превратилась во второе молельное помещение, для чего западную стену первоначальной церкви вырубили в пределах внутреннего пространства, т.е. от пола до потолка, выбросили все встроенные скамьи. Была перебрана и старая часть церкви (средний сруб и алтарь). Видимо, после этого (примерно через 5-10 лет или позже) снаружи вою церковь впервые обшили тесом и раскрасили фасады, придав постройке вид каменного сооружения в стиле классицизма. С запада над срубом появилась шестигранная брусовая колокольня с шатровым завершением и высоким шпилем над главкой — крайне «смелое» сочетание форм классицизма с народным деревянным зодчеством. Брусовый шестерик не обшивали, но покрасили. Сохранялась еще и галерея, но уже только при западной части церкви и совершенно иных форм.
Переборка и ремонт 1906-1907 гг. вызваны появившимися большими выпучинами в боковых стенах. На церкви снаружи появилась новая дощатая обшивка, но с другой раскраской. Над алтарем водрузили миниатюрную главку с крестом. Крыльцо-галерея с юга сохранилось, но других форм и только вдоль западного сруба. Она была утрачена позднее. Шестерик колокольни обшили досками, внутри стены церкви, кроме западного помещения, обтянули холстом и вместе с потолками побелили. Средний и алтарный срубы сохранились в первоначальных объемах и формах. Церковь, какой она сохранилась до нашего времени, состояла из четырех основных объемов: собственно церкви под двухскатной крышей, увенчанной маленькой главкой с крестом, меньшего объема алтаря с востока под такою же двухскатною крышею с буквально миниатюрной главкой, несколько большей по длине, но одинаковой по ширине с церковью трапезной и шестигранной, покрытой шатром, увенчанной главкой и высоким шпилем колокольней над нею.
Длина постройки по наружному обводу равнялась 13,65 м, ширина — 4,80 м, высота центральной части с крестом — 10,90 м высота колокольни с трапезной, но без отсутствующих яблока и креста — 15,25 м. Внутри стены церкви и алтаря были оклеены холстом и побелены, потолки тоже побелены, но в церкви по штукатурке на драночной основе, в алтаре непосредственно по доскам. Между помещением трапезной и собственно церковью стена была выпилена почти до потолка. В образовавшемся широком проеме установлены четырехпольные, складные («гармошкой») на две стороны двери. По необходимости двери распахивались и помещение для молящихся увеличивалось более, чем в два раза. Певчие и чтецы помещались у нового клироса, сделанного у северной стены из дороженных кровельных досок.
Западное помещение в действительности уже не было трапезной. Оно стало то папертью при неполно распахнутых дверях, то помещением для молящихся. Могло сложить и приделом. Пространство западного помещения несколько стеснялось за счет лестницы у западной стены, через которую попадали на колокольню. Потолок в ней был дощатый, подшивной. Три стены помещения (северная, западная и южная) протесаны и покрашены красно-коричневой краской. В среднем помещении (церкви) уцелел первоначальный клирос, поставленный у северной стены. Он брусово-дощатый, двухстенный, несколько искаженный при переборке, но сохранил красивый резной подзор на восточной стенке. На южной от него остался только отпечаток. Обмеры и натурные исследования проводились в два приема: в 1960 и 1975 гг. Разборку и перевозку памятника в Витославлицы произвели июне 1975 г.
По материалам сайтов http://vitoslav.home.nov.ru и www.novgorod.ru
В церковь Успения Богородицы в «Витославлицах» вернулся иконостас.
Маленькая церковь Успения Богородицы из села Никулино Любытинского района в музее народного деревянного зодчества «Витославлицы» хоть и находится «под крылом» многоярусного, интересного в архитектурном плане храма Николая Чудотворца из Высокого Острова, вовсе не уступает ему в изящности. Эти две церкви отреставрированы в рамках реализуемого в «Витославлицах» проекта Министерства культуры РФ и Всемирного банка по сохранению и использованию объектов культурного наследия России.
День Тихвинской иконы Божией Матери, 9 июля, стал праздником для Никулинской церкви. Храм не только открылся для посетителей в обновлённом виде после реставрации, но теперь заживёт своей настоящей жизнью, потому что в него вернулся иконостас – с живописью XVI века и деревянной резьбой XVIII века. Об этом, приглашая гостей и друзей музея внутрь храма, сказали на церемонии открытия директор «Витославлиц» Олеся Гаврилова и старший научный сотрудник музея, куратор экспозиции Людмила Паршина.
Собственно, у сотрудников Новгородского музея-заповедника было два варианта даты открытия Никулинской церкви. Построенная в 1599 году, она впервые была освящена «на Иоанна Богослова», в Иванов день 7 июля. Но вторая дата также была значимой для всего населения Тихвинского края Новгородской губернии. Храмовая икона «Тихвинская Богоматерь» – настоящее украшение рамного иконостаса церкви.
– Реставраторам было непросто работать. И ставить иконостас было тоже непросто, – говорит Людмила Паршина. – Иконостас – это не только декоративная часть церкви, он имеет большой внутренний смысл для любого человека. И церковь, наполненная реалиями ушедшего времени, позволит по-другому посмотреть на этот памятник. Вы увидите там даже часть души никулян, которые передали, например, в эту церковь старинное полотенце – оно находится на клиросе.
В интерьере храма подлинный иконостас, который был отреставрирован в мастерских темперной живописи Новгородского музея-заповедника. Первоначально это была тябловая (брусовая) конструкции, состоящая из двух ярусов – местного и деисусного ряда. Исследователи считают, что устройство нижнего и среднего ярусов рамной конструкции можно отнести к 1760-м годам, времени наиболее активного создания каркасных иконостасов. А сооружение верхнего пророческого яруса иконостаса и установка Северных врат связаны с периодом проведения капитальных работ на церкви в 1826–1830 годах. И это подтвердилось во время реставрационных работ. Дата – 1830 год – была раскрыта на дьяконских вратах. Датирующая надпись в нижнем левом уголке подтверждает время перестройки иконостаса.
Для новгородских музейщиков была большая сложность в том, чтобы обнаружить и соединить вновь в едином пространстве предметы из Никулинской церкви. Сохранившиеся, они с течением времени оказались в собраниях трёх российских музеев – Государственного Эрмитажа, Псковского музея-заповедника и Новгородского музея.
– Вот так их пораскидала судьба, – рассказывает Людмила Паршина. – Деисус XVI века оказался в собрании Эрмитажа. Во время экспедиции государственного музея в 1960 году семь сохранившихся икон были вывезены на реставрацию и так там и остались. Нам позволили изготовить копии.
Царские врата иконостаса церкви села Никулино в последний раз встречаются на фотографии 1903 года.
– Я даже не надеялась, что они целы, – куратор вновь переживает эмоции по поводу поиска реликвии. – Но оказалось, что они находятся в центральной экспозиции Псковского музея-заповедника. И мы также изготовили их копию для нашего памятника.
Композиция «Всевидящего ока» над Царскими вратами – современная реконструкция, но выполнена она новгородским реставратором Валерием Мисевичем по фотографии подлинного изображения 1903 года. А деревянные светильники – оригинальная работа мастера Степанова Тихвинского уезда, нынешнего Любытинского района, который изготовил их в самом начале XX века. Никулинский храм сохранил реликвии, которые сейчас бережно хранятся в Новгородском музее.
– Не исключена возможность существования на месте церкви Успения более древнего храма, – поясняет Людмила Владимировна. – Потому что когда архитектор Леонид Егорович Красноречьев разбирал в 1975 году эту церковь, чтобы перевезти в Новгород, под притвором он обнаружил слой горелой земли. Можно предположить, что более ранний храм был уничтожен пожаром. Это очень древние места, заселённые вепсами. Там сохранились каменные кресты XV-XVI веков, они находились в церкви, описаны в 1904 году. Естествоиспытатель, обследовавший местную природу, обнаружил на Никулинском озере церковь. К нему вышел священнослужитель и вынес на руках реликвии. Это были крест и фрагменты облачения священника, который был убит иноземцами в начале XVII века во время Смуты и похоронен под алтарём. Они находятся теперь в Новгородском музее. Так же, как и фрагмент креста XVI века, чернильная надпись на котором свидетельствует об основании церкви, и крест 1830 года, на котором воспроизводится старая надпись – о том, что строительство храма произошло в царствование Бориса Годунова и церковь посвящена Успению Богородицы.
Иконописью в храме можно просто восхищаться. И только при сильном освещении можно заметить, что это – копии икон. Качественные, выполненные в технике цифровой печати на деревянной основе, когда сохранены ковчеги и подобрана основа, напоминающая древний левкас. В культовых объектах «Витославлиц» не очень благоприятные условия для экспонирования оригинальных произведений живописи, климат наш – очень влажный – этому не способствует. Опыт временного экспонирования икон высокоостровского храма показал, что лучше их хранить в идеальных условиях. Поэтому и принято решение делать копии.
Но чтобы добиться эффекта, когда копия неотличима от оригинала, реставраторам пришлось очень потрудиться. Сделать копии с семи икон деисусного ряда, как я уже упоминала, предоставил возможность Эрмитаж. Остальные памятники иконописи хранились в фондах Новгородского музея-заповедника. Многие из них, ещё находясь в иконостасе Никулинской церкви, старели, поновлялись и вновь покрывались налётом времени.
«Чёрные доски» – вот что иконы представляли собой, говорят художники-реставраторы. Когда их реставрировали, поздние слои, а их было и два, и три, приходилось снимать. И мы можем любоваться фрагментом Троицы, Спасителем, изображениями предстоятелей – это фигурные иконы XVIII века, каких сохранилось совсем немного, они были вывезены во время оккупации в Германию и вернулись в Новгород… И праздничная икона Тихвинской Богоматери уже не плачет.
– Видимо, иконостас горел, поэтому реставрация иконы была очень сложной, – рассказывает художник-реставратор Наталия Железнякова. – На орнаменте, на золочении были спёкшиеся пятна олифы. Олифа при высокой температуре вскипела, произошла деструкция грунта, он вспучился, приподнялся слой живописи и золотые звёзды тоже. Пришлось удалять потемневшую олифу, слои поздних записей на некоторых участках, поновлять предыдущие реставрационные вставки.
– На реставрацию икон и конструкции иконостаса ушло два года, – добавляет художник-реставратор Наталья Медникова.
Она сейчас занимается реставрацией иконы с очень хорошей живописью «Успение Богородицы» XVII, а возможно, XVI века, из иконостаса Никулинской церкви. Поэтому пока единственной «не родной» в открытой экспозиции является специально подобранная икона из Поозерья. Копию с иконы, находящейся на реставрации, пока сделать нельзя, она находится под раскрытием, но когда работа завершится, «родная» икона Успения займёт предназначенное ей место.
– Записи были очень сложные, – поэтому приходилось работать с микроскопом, индивидуально подбирать инструменты, например, микроскальпель, – говорит художник-реставратор Лилия Васильева. И вспоминает, как с коллегами радовались неожиданным открытиям – проступившим датам на храмовой иконе Тихвинской Богоматери, на дверях дьяка Стефана с «красивой, деревенской живописью, красными маками на одежде и зелёной травкой».
– А можно нас сфотографировать втроём? – спрашивают мои собеседницы-реставраторы, когда прошу сделать их снимки, и улыбаются с галереи церкви Успения, где есть замечательный результат работы их маленького коллектива – отдела реставрации древнерусской темперной живописи под руководством Юрия Александрова.
Иконы Никулинской церкви теперь будут находиться здесь постоянно, никто иконостас, который изменил атмосферу памятника, больше не потревожит.
Наталья Мелкова, https://portal-vn.ru/vpechatleniya/liki-iz-pod-vskipevshey-olify