Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района.

Рождественская церковь из деревни Передки кресчатая в плане, трехалтарная, стоит на высоком подклете и увенчана высоким венчатым шатром. Два других шатрика по бокам, венчавшие малые восьмерики на четвериках, появились в самом конце XVII в. С пяти сторон: северной, северо-западной, западной, юго-западной и южной церковь опоясывает открытая наружу галерея, покоящаяся на кронштейнах-помочах — выпущенных бревнах из основного сруба. Северо-западная и юго-западная стороны галереи не повторяют контуры стен церкви, а спрямлены. На западе перед галереей устроено крыльцо. Ветви срубного креста перекрыты двухскатными крышами, боковые алтари и галерея — односкатными. Яркая особенность церкви: боковые стены креста в ее плане не параллельны, как обычно делалось в таких случаях, а резко отодвинуты от середины помещения наружу. Не расчлененное стенами или перегородками цельное пространство позволяло вести службу как перед главным алтарем, так и перед придельными боковыми, из которых северный был посвящен Николаю, а южный Никите. При этом люди могли заполнить все пространство церкви. Если по внешним контурам церкви очертить круг, то вся она вписывается в него очень точно.
В XIX в., вероятно, в первой его половине, алтари были значительно понижены и подведены под общую пятискатную крышу стропильной конструкции. Первоначальная конструкция крыш на алтарях, как и везде на основном срубе церкви, была самцово-слеговой, кровля — тесовой. Центральный восьмерик, покоящийся на очень низком четверике, почти скрытом под крышею, сохранился полностью в первоначальных формах, если не считать четырех огромных проемов, прорубленных во второй половине XIX в. в его «диагональных» стенах. Сохранилось и основание венчатого, рубленого «в режь» шатра на высоту 4-х венцов. С появлением окон исчезла средняя часть потолка и открылось пространство восьмерика, ранее закрытое. Алтари и западная часть помещения для молящихся (западная ветвь креста) потолков не имели.
Сборка и реставрация памятника началась 1968 г. и закончена в основном в 1971г. Реставрация ориентирована на возвращение памятнику архитектурно-художественного облика 1531 г., но при условии сохранения некоторых элементов, появившихся в 1699 г., и части деталей первой половины XIX в. Удалена вся дощатая обшивка, поздние купола с главками, поздние верхние полы, холст, которым были оклеены стены, срубец в северной части галереи, где в конце XIX в. была устроена ризница, металлические кровли и т.п.
По материалам сайтов http://vitoslav.home.nov.ru, www.novgorod.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?