Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Часовня Петра и Павла из деревни Гарь Маловишерского района.

Конструкция постройки очень проста — она более всего близка к избе-клети, только крест на крыше символизирует ее культовую принадлежность. Часовня представляет собой маленький сруб с двухскатной кровлей, устроенной «по потокам и курицам». Особенность этого памятника — галереи, установленные на бревенчатые выпуски и окружающие строение с трех сторон. Декоративное убранство часовни скромно, но выразительно: массивные желоба-потоки, шелом и курицы, резные столбики галерей, причелины и полотенца… Два косящатых окна освещают предельно простой интерьер, где лишь у восточной стены сохранилась полка для икон. Бревна стен не протесаны, потолок устроен «в косяк» по двум балкам-матицам. Сохранился старый пол из широких сосновых пластин. По характеру обработки окон, дверей, полки для икон, форме потолка, непротесанных бревен стен, мощных половиц постройку можно датировать второй половиной 17 века. Перевезена в Витославлицы в 1972 году.
По материалам сайтов http://vitoslav.home.nov.ru; www.novgorod.ru

До 1950-х гг. в деревне Гарь (Маловишерский р-н) было две часовни – одна посреди деревни, а другая на жальнике с южной стороны. Напротив часовни на жальнике стоял деревянный столобочек с иконами Петра и Павла (иконы местного праздника – Петрова дня, 12 июля н.ст.). Но потом разрушилась деревенская часовня, а жальничную, относящуюся к XVII в., увезли в музей деревянного зодчества Витославлицы.

В часовне на жальнике отмечался главный деревенский праздник (Петров день) и Пасха. В неё ходили по завету и молились о дожде в засуху, приносили из дома старые иконы.Часовня, располагавшаяся посреди деревни, почти не фиксируется в обрядовой практике. Создается впечатление, что она играла “вспомогательную” роль – в ней продолжались богослужения, начинавшиеся на жальнике. Там же служил священник во второй деревенский праздник – Иоанна Крестителя.

Часовня на самом деле стояла не в деревне, а в полукилометре от нее за юго-западной околицей, у самой дороги. При первом взгляде трудно было опознавать в постройке часовню. Небольшой срубец под двухскатной крышей с щеповым покрытием и, особенно стены, спрятанные под дощатой обшивкой, к тому же раскрашенной широкими горизонтальными полосами в синий и красный цвета, говорили о чем угодно, но никак не о культовой постройке. Можно было даже принять ее за сторожевую будку прошлого столетия. Только крест на коньке крыши робко повествовал о назначении миниатюрного деревянного сооружения.

Уже первые наблюдения и оценки подлинных первоначальных форм часовни, ее конструкций и деталей позволили предварительно отнести время ее сооружения ко второй половине XVII века. Позднее дендрохронологический анализ древесины дал точную дату – 1698г.

Первая перестройка часовни проводилась, вероятно, во второй половине или конце XVIII столетия и была связана с заменой нижнего погнившего венца, лежащего непосредственно на земле. Можно предположить, что сруб ее покосился. Следовало сменить и тесовую кровлю, хотя для этого не было нужды перебирать постройку. Переборка делалась. На стенах сохранилась разметка бревен, нанесенная по уже высохшей древесине. На боковых она выполнена засечками топором, на поперечных – какой-то заточенной трубкой малого диаметра. Разметка начата не с первого венца, а со второго. Это также подтверждает факт замены нижнего.

Строительные работы этого времени не внесли каких-либо серьезных изменений в архитектурно-художественный облик часовни. Они носили чисто ремонтный характер.

Вторая перестройка, датируемая концам XIX, а может быть даже началом XX века, отражена в описании часовни, какой ее пришлось увидеть в первый раз. Она повлекла за собой ликвидацию боковых галереек, полную перестройку западной, после чего галерея стала глухой, с дощатыми стенками, превратившись в тамбур или сени. Тесовую кровлю сменила щеповая. Появилась раскрашенная дощатая обшивка. Оказались утраченными все резные столбы.

Часовню решено было перевозить в Витославлицы по нескольким причинам. Во-первых, она находилась далеко за деревней, ни кем не охранялась и на нее было несколько покушений, поощряемых отдельными местными партийными и советскими руководителями, участковым милиционером. Из часовни вынесли и сожгли иконы. Часовню пытались сжечь, но местные жители предотвратили пожар. Часовню пытались разобрать и уже начали это дело, сняв крышу. Опять же эти действия остановлены жителями деревни Гарь и по их просьбе местные мужики восстановили часовню. Но риск потери памятника оставался. Во-вторых, из всех известных и обследованных часовен она являлась наиболее старой и полнее сохранившейся. В-третьих, часовня оказалась типичным и широко распространенным вариантом культовых построек такого рода.

Место для часовни в Витославлицах выбрано на западной окраине территории, отведенной для формирования музея под открытым небом. В перспективе в этом месте должен находиться главный вход в музей, предусмотренный проектом генплана. К тому же часовня должна находиться на некотором отдалении от жилой застройки северо-восточного сектора, то есть в какой-то степени отражать первоначальное положение.

Вся реставрация велась в соответствии с проектом и сопровождалась авторским научно-техническим руководством. Работы закончены к 23 июня 1972 г., когда памятник был принят Государственной комиссией с отличной оценкой.

Источник: nikolochrammv.cerkov.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?