Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Часовня Кирика и Иулиты из деревни Кашира Маловишерского района.

Часовня из деревни Кашира — интересный памятник XVIII века. На основании данных дендрохронологического анализа установлен 1745 год. Небольшая прямоугольная клеть (длина — 7,1 м, ширина — 5,3 м) покрыта двухскатной крышей. Галерея, приподнятая над землей на полутораметровую высоту, покоится на помочах. Восточную часть памятника венчают два восьмерика, сужающиеся кверху. Они завершаются главкой, покрытой осиновым лемехом. Восточная часть часовни, кроме того, выделялась приподнятым на одну ступень полом — солеей. Атрибуты (открытый верх восьмерика и солея) являлись явно церковными, для часовни не обязательными. В данном случае часовня служила как бы «полухрамом», т.е. где проводились настоящие богослужения во время престольных праздников или в особых случаях по решению прихожан. Священник приглашался из приходской церкви.
В часовне не было алтаря, не было и престола — неотъемлемых элементов церкви. Иконостас стоял вплотную к восточной стене и занимал все пространство от стены до стены и от пола до потолка. Легкая нарядная колокольня, устроенная над входом, придает постройке особую живописность. Фигурный балясник галереи и крылечко, резные столбики дополняют ощущение праздничности. Все части постройки рублены «в лапу». По некоторым сведениям, часовня была перевезена в деревню Кашира из другого места и тогда же значительно переделана. А в конце XIX-начале XX века памятник претерпел такие перестройки, что оказался скрытым под деревянным футляром. Были замаскированы самые нарядные элементы-галерея, резные столбики, помочи.
В процессе реставрации (на первоначальную дату) памятнику были возвращены первоначальные выразительные формы. Невысокое одновсходное крыльцо ведет в помещение, которое освещается с боковых сторон двумя парами широких окон. Стены протесаны без округления в углах. Никакого убранства в памятнике не сохранилось, только в восточной части остался выступ пола — солея. Часовня перевезена в Витославлицы в 1972 году.
По материалам сайтов http://vitoslav.home.nov.ru; www.novgorod.ru

Часовня стояла на крутом и высоком коренном берегу речки Каширы, прихотливо извивающейся в широкой долине. Речка протекает к востоку и северо-востоку от деревни того же названия и в 6-7 км. впадает во Мсту со стороны ее правого берега. Улица в деревне одна, с односторонней и двухсторонней застройкой. Часовня располагалась в самой деревне, ближе к ее северному концу. Возвышалась над крутым обрывом. Вниз, к речке сползали баньки, изгороди, обнесенные жердями стога сена, ольховые заросли.
Этот памятник архитектуры, так же как и Гарьская часовня, впервые обследовался в марте 1971 года в составе экспедиции Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. Тогда же были выполнены некоторые обмеры его (план, фасады, разрез). Вторично часовня изучалась и дополнительно обмерялась в январе 1972 г., когда ее разбирали и затем перевозили в Витославлицы.
Документальных свидетельств о Каширской часовне в архивах не найдено. Все сведения получены благодаря натурным исследованиям и отчасти опросам местных жителей. Старожилы, например, утверждали, что часовню в Каширу перевезли из какой-то другой деревни. Какой именно – не помнят. По их сведениям в военное время (в 1941 или 1942 годах) часовню приспособили под клуб красноармейцы стоявшей неподалеку воинской части. Тогда в ней на востоке прорубили два больших окна, сняли главку с крестом на восьмериках и разобрали увенчанную шпилем колоколенку, стоявшую над западной стеной часовни.
Часовня, как молитвенный дом, давно прекратила свое существование. Когда отпала надобность в клубе, ее превратили в складское помещение, где хранился уже не используемый или поломанный сельскохозяйственный инвентарь, а попросту хлам. Стоило только зайти в помещение, обогнуть его по узкой, обшитой галерее с трех сторон и перед вами раскрывался, ранее внешне спрятанный подлинный архитектурный образ часовни, правда потерпевший утраты и значительные изменения.
Ядро часовни – это вытянутый с запада на восток прямоугольный в плане объем, разделенный вверху (только верху) на две неравные части: прямоугольную в плане (длинная сторона север-юг), подвышенную восточную, переходящую в сужающийся кверху восьмигранник с плоским потолком, и такое же пространство с запада, но более низкое. Восточная часть часовни, кроме того, выделялась приподнятым на одну ступень полом – солеей. Атрибуты (открытый верх восьмерика и солея) являлись явно церковными, для часовни не обязательными. В данном случае часовня служила как бы “полухрамом”, т.е., где проводились настоящие богослужения во время (по крайней мере) престольных праздников или в особых случаях (свадьба, отпевание и др.) по решению прихожан. Священник приглашался из приходской церкви. Такая церковь, кстати, была в Усть-Кашире, поселении при впадении реки Каширы во Мсту.
В часовне не было алтаря, не было и престола – неотъемлемых элементов церкви. Иконостас стоял вплотную к восточной стене и занимал все пространство от стены до стены и от пола до потолка. От него буквально ничего не уцелело. Если он в какой-то степени и сохранялся до военных лет, то при “обращении” часовни в клуб и прорубке в восточной стене двух окон его полностью разломали. Можно предположить, что остававшиеся иконы местные и окрестных деревень жители разобрали по домам. Опросы коренных поселенцев о судьбе икон ничего утешительного не дали. Правда, для поиска их у нас не было времени. Все стены внутри часовни гладко протесаны да так, что смыкание бревен в венцах не очень четко различимо и порой воспринимается как срединная трещина на бревне. Сруб часовни рублен “в лапу” и поэтому углы в помещении прямые. Стены, полы и потолки никогда не красились, не белились, не штукатурились, не обивались холстом или иным материалом. Случай довольно редкий.
В основном срубе первоначальными оказались четыре окна, по два в боковых стенах. Дверь, естественно, устроена с запада. Старые косяки в ней заменены позднее обыкновенной, но довольно толстой коробкой. Полотнище открывается во внутрь.
Часовня с трех сторон (западной и боковых) обнесена галереей на кронштейнах, которые выпущены на боковых стенах по три с каждой стороны. Восточная пара – продолжение восточной стены. Западная пара – напуск самостоятельной стены, служащей основанием для западной части галереи. Средняя пара – напуск такой же самостоятельной стенки, расположенной посередине между внешними поперечными, и сделана, как и западная, снизу и только до пола. Высота западной – шесть венцов, считая верхний брус, служивший нижней обвязкой галереи, высота средней – пять. Вначале они были несколько выше. Снизу утрачены бревна одного венца, о чем можно было судить по пазам для них в уцелевших бревнах нижнего. Но их могло быть и два. Тогда кронштейны с косой затеской начинались бы не сразу снизу, а на 1-2 венца выше, что, как правило, всегда и делалось. В этом случае количество венцов в боковых стенах будет равным двадцати, т.е. счету, кратному пяти. Подоконники окон пришлись бы в бревне над 10 венцом, высота окон и пространство над окнами составляют по 5 венцов. Прием очень традиционный.
От наружного оформления галереи сохранилось шесть резных, квадратных в сечении столбов. Четыре из них угловые и два поставлены в середине пролета на западе против крыльца. В столбах под резной частью сделаны врубки для поручней ограждения, в самом верху – гнездо для подзорной резной доски. Найден и фрагмент такой доски, что позволило полностью, кроме балясника, воссоздать размеры и формы внешнего ограждения галереи.К сборке и реставрации часовни приступили 23 февраля того же 1972г. Первый новый венец уложили на заранее сделанный столбчатый фундамент. Количество плотников менялось от четырех до шести. (Двое постоянно работали на сборке Гарьской часовни). Работы почти не прерывались, что было редкостью.
27 сентября 1972 г. Государственная комиссия Областного Управления культуры приняла отреставрированный памятник с отличной оценкой и передала его Новгородскому Государственному объединенному музею-заповеднику как архитектурный экспонат Витославлиц.
Источник: nikolochrammv.cerkov.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?