Входоиерусалимский собор — один из поздних примеров двустолпного храма в традициях костромской архитектурной школы 2-й пол. 17 — нач. 18 в. В 1806 г. пристроена трапезная с приделом Иоанна Воина, тогда же в барабанах пробиты большие окна стрельчатых очертаний. К кон. 19 в. относится штукатурный декор: арочные завершения наличников, аркатурный пояс под карнизом основного объема и апсид.
К высокому двусветному четверику, вытянутому по продольной оси, покрытому четырехскатной кровлей и завершенному пятью главами (на широких цилиндрических барабанах), примыкает равная ему по ширине трехчастная апсида под высокой скатной кровлей. Трапезная с двускатной кровлей, такой же высоты и ширины, как апсида, на западном фасаде завершена фронтоном с маленьким полуциркульным окном в тимпане. Высокие прямоугольные окна верхнего света четверика слегка заглублены в перспективные нишки и обрамлены наличниками с колонками-дудочками, опирающимися на консольки по краям подоконников; нижние проемы (три на северном фасаде и четыре — на южном) расположены с некоторым смещением осей. Боковые входы в храм находятся не по центру фасадов, а сдвинуты к западу. Углы объема закреплены широкими огибающими лопатками, образующими раскреповки в карнизе, дополненном мелким поребриком, полочками и зубчиками. При этом на местах несуществующих межоконных лопаток в карнизе сделаны условные раскреповки на боковых фасадах и по центру восточного и западного.
Апсиду украшают трехчетвертные колонки — одинарные между скруглениями и сдвоенные на краях. Внутри два столба со скругленными и раскрепованными углами, поставленные по поперечной оси четверика, поддерживают два поперечных коробовых свода с распалубками, усиленных подпружными арками, переброшенными на стены. Световые кольца глав, центральная из которых поставлена между столбами, прорезаны в своде без дополнительных арочек. В апсиде конха с распалубками, в трапезной — сомкнутый свод с распалубками.
Стенопись выполнена масляными красками по известковому грунту неизвестной артелью мастеров, судя по стилистическим и иконографическим признакам, в начале 20 в. Все композиции и отдельные фигуры святых вписаны в фигурные штукатурные рамы. Ярусное расположение композиций на стенах храма подчинено архитектурным членениям. На сводах центрального и боковых нефов расположены ветхозаветные сюжеты в рамах в виде квадрифолиев. На склонах подпружных арок написаны отдельные фигуры святых, первых пустынников и основателей монашества. Сюжетный состав росписей на стенах охватывает события Ветхого и Нового Заветов с включением довольно обширного пантеона восточных и русских святых. Стиль живописи сознательно стилизован под манеру древнерусского письма, но в сюжетных и многофигурных композициях чувствуются позднеакадемические влияния, что характерно для росписей городских церквей нач. 20 в.
Беляев, 1863, с. 199; ИАК, 1909, вып. 3, с. 276; Краткие статистические сведения.., 1911, с. 232-233; Шлычков, 1983, с. 76-78; Полякова, 1984, с. 111-116; РГИА. Ф. 835. Оп. 3. Д. 2713. (Опись церковного имущества епархиального Костромского Спасов-ходненского собора в 1865 г.); ЮКМ 585 (Рукопись Б.В. Ширяева. Юрьевец, 1912-17, с. 61). Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 734-737