Юрьевец. Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Успенский собор (Новый Входоиерусалимский) — монументальный центрический храм в стиле позднего классицизма. В основе композиции — поставленный на цоколь квадратный в плане четверик с четырехгранной купольной кровлей (глава утр.). Прямоугольные выступы алтаря и притвора трактованы как ризалиты с фронтонными портиками — пилястровым (восточный) и колонным (западный). На боковых фасадах им соответствуют четырехколонные портики боковых входов, также с фронтонами, что обеспечивает симметрию объема по обеим осям. Прямоугольные проемы в интерколумниях, частью ложные, размещены в два света. Нижние окна — значительно более высокие — такие же, как на флангах фасадов.  Укрупненные формы декора лаконичны. Боковые стены притвора рустованы; крупный руст — своеобразные наличники с полуциркульной аркой завершения и небольшими ушками с сережками — обрамляет также фланговые окна, зрительно увеличивая их размер. Строгий тосканский ордер портиков сочетается с развитым антаблементом, дополненным мелкими двухступенчатыми консольками, и широким гладким аттиком, служащим основанием купола. Внутри четыре столба усложненного профиля несут сферический купол на парусах. Между столбами и стенами перекинуты подпружные арки. В апсиде полуциркульный свод, остальные перекрытия плоские. В западной части храма сохранились две кафельные печи, обведенные вверху общим для всего интерьера карнизом.
Беляев, 1863, с. 199; ИАК, 1909, вып. 3, с. 276; Краткие статистические сведения.., 1911, с. 232-233; Шлычков, 1983, с. 76-78; Полякова, 1984, с. 111-116; РГИА. Ф. 835. Оп. 3. Д. 2713. (Опись церковного имущества епархиального Костромского Спасов-ходненского собора в 1865 г.); ЮКМ 585 (Рукопись Б.В. Ширяева. Юрьевец, 1912-17, с. 61). Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Ч. 3», М., Наука, 2000, с. 734-737.

Рядом с зимним Входо-Иерусалимским собором построенным в 1733 годк, стоит летний Успенский (новый Входо-Иерусалимский) храм, построенный на сто лет позднее, в стиле русского классицизма. Заказчиком Успенского собора выступил купец Иван Васильевич Поляков. Автором проекта был костромской губернский архитектор П. И. Фурсов. Талантливый ученик знаменитого петербургского зодчего В. П. Старова, он, вскоре после окончания Академии художеств в 1817 году был «уволен» из Академии художеств с аттестатом архитектора второй степени и вернулся в Москву, где перебивался случайными заработками. В 1822 году, узнав, что за смертью архитектора Н. И. Метлина в Костроме вакантно место губернского архитектора, он подал прошение и получил назначение на эту должность. С 1822 по 1831 г. — губернский архитектор Костромской губернии. Сооружённые Петром Ивановичем Фурсовым в Костроме здания пожарной каланчи и гауптвахты признаны шедеврами русской архитектурной классики. Одновременно с этими сооружениями зодчий в 1825 году закончил проект собора в Юрьевце Костромской губернии, стилистически очень близкий к ним.
Постройка нового (летнего) Входо-Иерусалимского собора была завершена в 1833 году. В соборе были устроены также ещё два придела — Михаила Архангела и Иоанна Богослова. Величавый облик ему придаёт обращённый на юг, к старому собору, четырёхколонный портик главного входа, повторенный в разных вариантах (колонны, полуколонны и пилястры) с каждой из сторон квадратного в плане здания. Четырёхскатная сомкнутая кубоватая кровля, похожая на опрокинутую чашу, была увенчана крошечной декоративной позолоченной главкой на четырёхгранном барабане с волютами. Большие окна обрамлены широкими, разделёнными на квадраты наличниками, украшенными в их верхней полукруглой части лепным листком аканта.
Несмотря на культовое предназначение этого памятника архитектуры, здание напоминает скорее светское строение. Плоский карниз со ступенчатыми модульонами отсекает в верхней части стен аттик, в который вписаны приплюснутые фронтоны, покрывающие четырёхколонные тосканские портики северного и южного фасадов и равновеликие прямоугольные объёмы апсиды и притвора, примыкающие к центральному кубу с востока и запада. Торцевые фасады притвора и апсиды обработаны приставными портиками — у притвора из трёхчетвертных колонн, а у апсиды из пилястр — аналогичными боковыми портиками собора. В интерколумниях всех портиков помещено по одному большому окну с широким рустованным наличником, переходящим выше проёма в полуциркульный архивольт с лепным акантом на замковом камне. Объём собора очень статичен, чувствуется стремление достичь максимально возможной одинаковости всех четырёх фасадов. Все детали декора выполнены с предельным упрощением форм — так, например, у тосканских капителей колонн отсутствует эхин, заменённый преувеличенной тяжёлой абакой.
В интерьере собора подпружные арки, опирающиеся на четыре широко расставленных столпа, несут полусферический купол, перекрывающий центральную часть помещения. Боковые пространства невелеки и перекрыты плоскими деревянными потолками, что ещё больше подчёркивает значение подкупольного пространства; только выдвинутая на восток апсида имеет цилиндрический свод. Росписей в интерьере не было. Тёмными кантами, проходящими вдоль рёбер архитектурных членений, коричневато-зелёные поверхности стен разделены на поля различной формы. Успенский (новый Входо-Иерусалимский собор) был закрыт в 1929 году. Главка сломана, церковная утварь и иконы расхищены. Долгое время в здании располагался склад, в том числе склад местного пивзавода.
Этот памятник архитектуры был поставлен на государственную охрану согласно постановлению Совета Министров РСФСР №1327 от 30. 08. 1960 года. В 1997 году Успенский (новый Входо-Иерусалимский собор) был передан РПЦ, позже получил статус подворья мужского Николо-Шартомского монастыря, но службы до сих пор не возобновлены.
Информация взята с сайтов: volga37.ru/hramy-jurevca-utrachennye-i-sohranivshiesja, yurevets37.ru/vkhodo-ierusalimskij-sobor, и molitva-ivanovo.narod.ru/churches/j-ensemble.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?