Юрьевец. Церковь Рождества Христова.

Христорождественская церковь г. Юрьевца. Церковь была построена в 1815 году, в честь победы над французами в войне 1812 года. Церковь в архитектурном плане представляет собой симметричную относительно продольной оси композицию из примыкающих друг к другу объемов храмовой части, трапезной и колокольни. Храм относится к типу «восмерик на четверике», причем громоздкий восьмерик — доминирующая в объемном отношении часть композиции по форме приближается к четверику со срезанными углами. Перекрыт восьмерик высоким сомкнутым сводом с люкарнами и световым граненым барабаном, увенчанным еще одним барабанчиком. В северной и южной гранях восьмерика прорезаны по три больших окна с полуциркульными перемычками. К нижнему четверику примыкает с востока равновысокая ему апсида с прямыми боковыми стенами и полукруглой восточной. Перекрытая цилиндрическим сводом трапезная с двумя одинаковыми приделами, не является первоначальной; она выстроена на месте старой трапезной, между храмом и одновременной ему колокольней, в середине или второй половине прошлого века. Сохранившийся первый ярус колокольни с четырьмя несущими угловыми пилонами с арочными пилонами между ними, ныне заложенными, перекрыт крестовым сводом.
Четырехгранный, венчающийся куполом со шпилем, ярус звона колокольни разобран в первой половине этого века. Фасадная декорация старых частей церкви подверглась значительным переделам одновременно со строительством новой трапезной. Стены тогда были покрыты толстым слоем штукатурки. У четверика храма и апсиды сделаны новые штукатурные карнизы на дощатом каркасе, а окна восьмерика получили штукатурные же обрамления, повторенные вокруг ложных окон на его западной, восточной и диагональных гранях. От первоначального декора в стиле раннего классицизма сохранились тосканские пилястры апсиды и обоих ярусов храмовой части, граненые филенки под окнами восьмерика, обрамление прямоугольных оконных проемов четверика и апсиды без наличников, только наружными четвертями, и еще декорация первого яруса колокольни и филенками на пилонах, антаблементом, и замковыми камнями на арках входа. В интерьере храма сохранилась клеевая живопись XIX в. в традициях барокко, с многофигурными композициями, обрамленными пышными картушами и архитектурными деталями, выполненными в технике «Гризайль».

Христорождественская церковь зданием каменная, с такою же колокольнею, построена в 1815 г. тщанием прихожан. Ограда с восточной и южной стороны каменная с железной решеткой, с западной – деревянная. Кладбище общее городское. Престолов три: в честь Рождества Христова, Рождества Пресвятой Богородицы, Корсунской иконы Божией Матери и св. мч. Бориса и Глеба.
Постоянные средства церкви – проценты в количестве 64 руб. 91 коп. с капитала общего назначения в 1659 руб. 18 коп.
Причт: священник и псаломщик, постоянные средства его: проценты с общего причтового капитала в 5519 руб. 93 коп. и 70 руб. 50 коп. арендной платы за церковную землю, бывшую под огородом причта. Причтового дохода при богослужении и треб бывает до 491 руб. Причтовые помещения церковные. Земли церковной в пользовании причта дворовой и огородной 747 кв. сажень, под церковью и бывшем кладбищем 976 кв. сажень и под улицей 44 кв. сажени. Планы и межевые книги на землю имеются.
Прихожан муж. пола 268, жен. пола 290, из них жители деревень занимаются преимущественно земледелием, а горожане – торговлей, многие из тех и других занимаются отхожими промыслами. Приходских селений 10, школы при церкви нет.
«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография. 1911 г.

Расположена в центральной части города. На главную улицу обращена восточным фасадом. Построена из кирпича в 1815 г., в сер. 19 в. трапезная расширена боковыми приделами (северный – с притвором у северо-западного угла трапезной). Верхние ярусы колокольни не сохранились. Здание оштукатурено снаружи и внутри. Детали карнизов из белого камня. Своеобразный памятник культового зодчества 1-й четв. 19 в, в котором барочная объемная структура объединена с декором в формах зрелого классицизма.
Высокий двухъярусный четверик, в верхнем ярусе – со срезанными углами, как бы воспроизводит традиционную объемную композицию восьмерик на четверике. Венчает объем восьмигранный барочный купол с люкарнами и с двухъярусным световым барабаном (нижний ярус – восьмигранник, верхний – цилиндр). Сильно выступающая суженная апсида с прямыми боковыми стенами и скруглением на востоке завершена изогнутой кровлей. Полукружия придельных апсид выступают по сторонам четверика, охватывая его западные углы. На двускатной кровле трапезной над приделами поставлены маленькие главки.Проемы нижнего яруса прямоугольные. Форма высоких арочных окон второго света – с архивольтами, импостами и замковым камнем – повторена в ложных окнах на срезанных углах, восточном и западном фасадах, образуя своеобразную непрерывную аркаду, придающую храму особую выразительность. Близкие по пропорциям арочные проемы – в гранях нижнего барабана. Декор дополняют огибающие пилястры на углах, лежачие восьмигранные филенки под окнами второго света, широкий карниз и фронтончики над круглыми проемами люкарн.Фасады нижнего яруса колокольни трехчастные, с расположенным в центре арочным проемом (частично заложен) на импостах и с замковым камнем, и двумя прямоугольными нишами по сторонам, вписанными в поле устоев. В завершении – гладкий фриз и карниз с консольками.Внутри верхний объем храма перекрыт восьмилотковым сводом со световым кольцом, переход к четверику осуществлен с помощью двухступенчатых тромпов; в апсиде – полуциркульный свод с распалубками над окнами. В трапезной и приделах своды коробовые (в трапезной – поперечно ориентированный), в колокольне – крестовый. Лестница на колокольню идет из притвора.Масляная роспись основного объема выполнена в 3-й четв. 19 в., в трапезной – в кон. 19 в. Типичный пример живописи в духе позднего академизма, хотя в характере рисунка и моделировке заметны некоторые отступления: пропорции фигур излишне вытянуты, в ликах есть налет иконописной условности. Колорит строится на холодных, довольно ярких (красных и синих), но потемневших тонах. Отличительной чертой росписи являются многочисленные изображения отдельно стоящих святых, которые доминируют над небольшими сюжетными сценами. На широких лотках свода написаны «Преображение», «Распятие», «Воскресение» и «Вознесение»; на узких диагональных гранях – евангелисты. Центр свода вокруг светового кольца декорирован гризайльной розеткой, орнамент которой стилизован в духе барокко. В основании свода проходит живописный карниз.На боковых стенах живопись расположена в два яруса, на западной – в три. Между верхними окнами в узких простенках написаны отцы церкви и избранные святые. На западной стене они дополнены изображениями церковных атрибутов. Ниже проходит фриз, состоящий из евангельских композиций. На западной стене две композиции нижнего яруса обрамляют арку в трапезную.В алтаре на своде помещены евангельские сцены, в верхней части западной стены – «Тайная вечеря», на стенах – отцы церкви и избранные святые. В более упрощенной стенописи трапезной преобладают изображения святых.
Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863, с. 201; Известия императорской археологической комиссии. СПб., 1909. Вып.31, с. 278; Полякова Л.Л. Юрьевец: Историко-краеведческий очерк. Ярославль, 1984, с. 116; Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. М., 2000. С. 739-741.
http://svodokn.ru/object/111696020?open=true

История церкви началась задолго до 1812 года. Писцовая книга 1676 года свидетельствует: «да на том же погосте начата церковь рубить вновь, во имя Рождества Христова». Под её строительство город отдал одну из лучших своих территорий. Делая вывод, можно утверждать, что храм, выстроенный в камне, который сохранился до наших дней — второй на этом месте.
Церковь Рождества Христова построена в 1815 году на средства юрьевчан как памятник погибшим в войне с Наполеоном в 1812 году. В строительстве храма использовался и труд пленных французов. Церковь резко выделяется среди культовых построек города, возводившихся ранее в господствующих тогда в Русском государстве, архитектурных стилях. Это единственная культовая постройка города в стиле барокко. В её интерьере долгое время (до того как сюда не вселился райархив) сохранялась барочная клеевая живопись ХIХ века с многофигурными композициями, обрамлёнными картушами и иллюзионистически изображаемыми архитектурными деталями в технике «гризайль».
Церковь была закрыта в 1930-х годах. В это же время был разобран четырёхгранный венчающий купол со шпилем ярус звона колокольни. После внутренней перепланировки в здание въехал райархив, просуществовавший здесь до конца 1990-х годов. После выселения архива, Христорождественская церковь была передана верующим как часть подворья Николо-Шартомского монастыря. В настоящее время храм постепенно реставрируется, в нём проходят Богослужения.
Из путеводителя: Силкина Е.А. «Юрьевец». — Москва: ИП Верхов С.И., 2015

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?