Юрьевец. Церковь Богоявления Господня.

ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ, нач. 17 в. (?), нач 18 в., 1-я пол. 19 в., ул. Энгельса, 8.
Расположена на небольшой террасе, на возвышении (Симоновой горе) в центре города. Имеет сложную и малоизученную строительную историю. Кирпичная церковь с северным приделом Макария Унженского сооружена в нач. 18 в. (предположительно в 1720 г.). Возможно, в ее объем вошли части соборного храма, находившегося здесь в 1619-20 гг., возведенного посадскими людьми в честь победы над польско-литовскими интервентами — эта датировка содержалась в надписи, некогда существовавшей на стене памятника. В 1810 г. к храму пристроили колокольню. По-видимому, тогда же возникла и двустолпная трапезная. В 1813 г. северный придел за ветхостью был разобран, а с запада к трапезной пристроен притвор, заканчивающийся на южном торце ярусной колокольни. В 1-й пол. 19 в. у южной стены основного четверика сделан маленький притвор-часовня.
В 30-40-х гг. 20 в. верхние ярусы колокольни были разрушены, луковичные главы храма утрачены. В 1955 г. в нижний ярус колокольни с восточной стороны вмонтировали детали разобранной церкви Благовещения в Юрьевце (1700): портал и тройное окно; в западную стену притвора колокольни — изразцовый карниз; в апсиду придела — изразцовый наличник. В колокольню были включены также фрагменты двух оконных обрамлений из пучежской церкви Воскресения на Пушавке (1700), также разобранной. Все объемы побелены по кирпичу. Один из самых выразительных памятников города со своеобразной объемно-планировочной структурой и с первоначальным декором в стиле нарышкинского барокко. Художественная ценность здания возрастает благодаря уникальным деталям кирпичного и изразцового узорочья из утраченных храмов этого региона.
Свободное внеосевое расположение составляющих объемов образует живописную пространственную композицию. Доминирует высокий двусветный четверик с глухими цилиндрическими барабанами пятиглавия над четырехскатной кровлей. Невысокая трехлепестковая апсида в ширину четверика завершена фигурной кровлей. Трапезная продолжает линию основного северного фасада и сильно выступает с южной стороны — здесь расположен придел, полукруглая апсида которого примыкает к юго-западному углу основного объема. Вдоль всей западной стены трапезной устроена галерея-притвор, соединенная с нижним ярусом колокольни. Последняя сильно сдвинута к югу по отношению к трапезной (примыкая к ее юго-западному углу) и укреплена контрфорсами. Низкий прямоугольный южный притвор четверика завершен кровлей близкого к апсиде профиля.
Формы декора, традиционные для 17 в., весьма разнообразны. Прямоугольные окна верхнего света четверика обрамлены нарышкинскими наличниками. В нижнем ярусе на северном фасаде были помещены окно с треугольным фронтончиком и портал с килевидным архивольтом (оба проема заложены, пробит новый); на южном фасаде наличник имеет килевидное подвышение, а к востоку от окна расположена прямоугольная ширинка-киот. Широкие угловые лопатки образуют раскреповки карниза. Еще две такие же раскреповки делят карниз на три равные части. Выше расположен ярус из трех кокошников, имеющих приплюснутую пружинистую форму. Проемы апсиды завершены фронтончиками, в местах сопряжений полукружий стоят трехчетвертные колонки. Окна на фасадах трапезной и придела также украшены колонками и фронтончиками. Новый (реконструированный) наличник южного окна придельной апсиды украшают цветные изразцы со жгутом по периметру проема, в завершении проема — композиция из шести изразцов с изображением льва и единорога по сторонам вазона с цветами.
Наиболее эффектно убранство восточного фасада нижнего яруса колокольни: это перспективный портал из многих рядов наборного кирпича, вмонтированный в основание колокольни между двух контрфорсов, и тройное окно над ним (боковые части ложные) — также с перспективными деталями, особенно живописными в завершении, где многократно повторяются трехлопастные арочки в тимпане килевидных кокошников.
В интерьере четверик перекрыт сомкнутым сводом, в апсиде — поперечный лотковый свод с распалубками над проемами, переходящий в конхи на восточной стене. Пространство трапезной с двумя квадратными столбами по оси север—юг перекрыто коробовыми сводами с распалубками. В придельной апсиде и в западном притворе своды коробовые. Сохранились полы из метлахской плитки и печи из белого кафеля с карнизом из листьев. На западной стене притвора помещен фрагмент изразцового фриза с Благовещенской церкви.
Беляев, 1863, с. 199; ИАК, 1909, вып. 3, с. 276; Краткие статистические сведения.., 1911, с. 232-233; Шлычков, 1983, с. 76-78; Полякова, 1984, с. 111—116; Юрьевецкий краеведческий музей, № 902 (материалы по фиксации разбираемых памятников архитектуры). Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 737-739

Богоявленская церковь зданием каменная, с такою же колокольней, построена тщанием прихожан в 1620 г. Ограда деревянная, кладбище общее, городское, вне города. Престолов три: в честь Богоявления Господня, ап. Симона Зилота и преп. Макария, Унженского чудотв. Местно чтимая святыня церкви — могила угодника Божия Симона блаженного, юрьевецкого чудотв., находящаяся в особом склепе, на южной стороне церкви, внизу. Постоянные средства церкви – проценты с капитала общего назначения в 5387 руб. 51 коп., имеется, кроме того, капитал в 230 руб. 81 коп. со специальным назначением на устройство церковно-приходской школы.
Причт: священник, диакон и псаломщик, постоянные средства его — проценты в количестве 142 руб. с общего причтового капитала в 3478 руб. 51 коп., кроме того, причт получает 170 руб. и 64 меры ржи в зерне, арендной платы за пахотную и сенокосную землю и 28 руб. за землю под постройку домов. Причтового дохода при богослужении и треб бывает до 1500 руб. в год. Церковных помещений для причта нет.
Земли при церкви имеется: усадебной 1200 кв. сажень, пахотной 51 десятина 1207 кв. сажень и сенокосной 2 десятины 1217 кв. сажень. Планы на землю и межевые книги есть.
Прихожан муж. пола 248, жен. пола 272, они занимаются торговлей и работами на местных фабрике и заводах. Приходских селений 7, школы при церкви нет.
«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография, 1911 г.

Частично разрушенная колокольня Богоявленской церкви (утрачены верхние яруса и венчания) являет собой своеобразное древлехранилище под открытым небом. Изначальный классицистический декор постройки практически не читается после переноса на неё в сер. 1950-х гг. ряда фрагментов других церквей, попавших в зону затопления Горьковского водохранилища и снесённых при подготовке его ложа. Восточный фасад колокольни почти полностью занимают элементы Благовещенской церкви Юрьевца, стоявшей всего в нескольких сотнях метров от церкви Богоявления и ставшей, в сущности, самой нелепой утратой архитектурного ансамбля города: уклон волжского берега в этом месте минимальный, и для сохранения здания достаточно было незначительно перенести дамбу, расширив контур защищаемой от затопления селитебной территории. Всего со стен Благовещенской церкви (за вычетом фресок) было демонтировано четыре декоративных элемента: перспективный портал, строенный наличник окон нижнего света южного фасада четверика и два изразцовых наличника второго света четверика. Последние — самые яркие в Юрьевце образцы нарышкинского декора. Один из них был отправлен в Москву в экспозицию музея архитектуры, второй занял место на апсиде трапезной Богоявленской церкви. Портал и строенный наличник в свою очередь разместили на восточном фасаде колокольни того же храма, причём средний наличник (без изысканного фронтона, но тоже с изразцовым обрамлением) наложился на существующий проём колокольни, а два других проёма наличника остались глухими.
Западный фасад колокольни украшен элементом другого памятника — церкви Воскресения Христова из г. Пучежа, ещё более яркого образца нарышкинского стиля и одной из самых совершенных построек новой композиции «восьмерик на четверике». Наличник, снятый, по-видимому, с одного из окон трапезной, при этом не относился к самым красочным проявлениям храмового декора и даёт лишь отдалённое представление о его богатстве.
Наибольшие вопросы вызывает последний «импортированный» элемент колокольни — наличник на её южном фасаде. В литературе его происхождение не конкретизируется, упоминается лишь, что помимо фрагментов убранства Благовещенской церкви Юрьевца на колокольню церкви Богоявления помещены «два наличника Воскресенской церкви Пучежа». Атрибуция описанного выше наличника на западной стене колокольни не вызывает затруднений, так как соответствие обнаруживается благодаря сохранившимся детальным фотографиям церкви в Пучеже, где аналог сохранившегося наличника (либо даже он сам) идентифицируется безошибочно. Что касается наличника на южном фасаде, то своим видом он явно не соответствует датировке пучежской церкви (1717 г.) и определённо принадлежит более ранней постройке, то есть имеет иное происхождение, нежели пучежское: все утраченные храмы города были возведены не ранее начала 18 века.

С бывшей Георгиевской площади (ныне площадь Революции) открывается прекрасный вид на Богоявленскую церковь, расположенную на уступе Ильинской (Богоявленской) горы. Это одна из старейших церквей города. Богоявленский мужской монастырь существовал здесь давно (известен с начала ХVI века; упразднён в первой четверти ХVIII века) и был широко известен, особенно после того как 4 ноября 1586 года в нём был погребён «блаженный Симон Христа ради, юродивый Юрьевецкий святой Чудотворец» — единственный в то время святой «на триста верст в округе», что принесло обители известность, славу и благосостояние.
Впервые монастырь упоминается в житиях Симона Блаженного. Симон ушёл из родительского дома, странствовал, затем жил в веси Елнать, после чего переселился в Юрьевец, где жил на паперти церкви Богоявленского монастыря и проводил большую часть времени в молитвах. Юродивый стал известен даром прозрения и чудотворения, в том числе избавления от болезней. Юродствуя в доме воеводы, он разгневал как-то последнего. Воевода приказал избить Симона, после чего тот умер. При стечении множества народу, как жителей Юрьевца, так и окрестных селений, а также духовенства всего города юродивого погребли в Богоявленском монастыре.
На месте сожжёного поляками Богоявленского монастыря при царе Михаиле Фёдоровиче в 1618-1620 годах, на средства юрьевчан (особенно посадских людей) в честь победы над польско-литовскими интервентами, в качестве придела к Богоявленской церкви, которая в это время восстанавливалась, был построен придел во имя прп. Макария Унженского — величайшего духовного просветителя рубежа ХIII — ХIV вв. Начав монашеский путь у знаменитого киево-печёрского св. Дионисия — настоятеля Нижегородского Печёрского монастыря, он основывает несколько монастырей на Юрьевецкой земле, а затем и на Жёлтых водах. Гонимый казанскими татарами, святой уходит на реку Унжу, где ставит монастырь, впоследствии носящий его имя. Прп. Макарий прослыл защитником Русской земли, он помогал великому князю Василию Тёмному, когда того преследовал князь Дмитрий Шемяка.
Все цари династии Романовых считали прп. Макария своим святым покровителем и ездили на поклонение к его мощам в Макариев-Унженский монастырь через Юрьевец. В храме также был устроен и придел в честь Илии пророка. При строительстве храма в земле над гробом Симона была найдена большая каменная плита с изображением креста. Место над могилой Симона было отмечено деревянной гробницей. Со временем почитание его как святого стало широко распространяться. К его могиле стекалось большое число паломников, и всё больше совершалось чудес. В 1635 году игумен Богоявленского монастыря Дионисий доложил о чудесах Симона юродивого патриарху Иоасафу. По повелению патриарха, Симону была устроена рака, написана икона, и началось его почитание, даже совершалась специальная служба. Образ угодника был написан на гробнице.
После закрытия Богоявленского монастыря, по причине «малолюдства», к 1719 году в Юрьевце было закончено строительство каменной приходской церкви. Есть предположение, что строила её артель, которая возводила и Благовещенскую церковь, так как декоративное оформление обоих храмов очень близко по архитектурному стилю. Богато профилированный главный портал входа, плоскость стены над ним прорезана тройным окном, на самой стене два ряда фигурных наличников, кованый «зонт» крыльца, богатый карниз — всё это создаёт ощущение возвышенности архитектурного стиля господствовавшего в то времени. Богоявленская церковь — один из самых выразительных памятников города со своеобразной объёмно-планировочной структурой и с первоначальным декором в стиле нарышкинского барокко.
Художественная ценность здания возрастает благодаря уникальным деталям кирпичного и изразцового узорочья вмурованных в здание Богоявленской церкви из утраченных храмов этого региона. Так, в 1955 году в здание храма вмонтировали фрагменты двух разобранных храмов, датируемых 1700 годом: от церкви Благовещения в Юрьевце были получены портал, тройное окно, изразцовый карниз и наличник, от церкви Воскресения на Пушавке города Пучеж — детали обрамления двух окон. Как мы видим, доминирует высокий двусветный четверик с глухими цилиндрическими барабанами пятиглавия над четырёхскатной кровлей. Невысокая трёхлепестковая апсида в ширину четверика завершена фигурной кровлей. Трапезная продолжает линию основного северного фасада и сильно выступает с южной стороны — здесь расположен придел. Вдоль всей западной стены трапезной устроена галерея-притвор, соединённая с нижним ярусом разобранной в 1930-е годы, колокольни. Последняя сильно сдвинута к югу по отношению к трапезной (примыкает к её юго-западному углу) и укреплена контрфорсами. Низкий прямоугольный южный притвор четверика завершён кровлей близкого к апсиде профиля.
Внутреннее убранство новой каменной церкви также стало значительно богаче и наряднее своей деревянной предшественнице. Храм был знаменит своим иконостасом и иконами старого письма. Все иконы местного ряда создавались царским изографом, игуменом Кривоезерского монастыря Кириллом Улановым (монастырь этот был затоплен водами Горьковского водохранилища в 1950-х годах). Пол Богоявленской церкви был покрыт метлахской плиткой, сохранившейся до наших дней. В 1810 году к зданию храма была пристроена колокольня. Предположительно, в то же время была построена двустолпная трапезная. В 1813 году разобран обветшавший северный придел Макария Желтоводского. В 1840-е годы у южной стены основного объёма храма был пристроен маленький притвор-часовня над входом в гробницу св. Симона Юрьевецкого.
При Богоявленской церкви имелось общее городское кладбище, от которого к настоящему времени не осталось камня на камне. Постоянные средства церкви составляли проценты с капитала в размере 5387 рублей 51 копейка. Прихожан мужского пола было 248 человек, женского — 272 душ (по сведениям на 1911 год). В 1938 году Богоявленская церковь была закрыта местными властями. В помещения бывшего храма вселился Краеведческий музей, в который переданы некоторые святыни храмов города Юрьевца, которые не были конфискованы богоборцами в рамках закрытия городских церквей. Часть здания занимало общежитие медицинских сестёр. Музей располагался в Богоявленской церкви до 1986 года.
Храм вернули прихожанам в 1989 году. Богослужения возобновились в 1992 году после завершения ремонтно-восстановительных работ. Сейчас Богоявленский храм является первой церковью с восстановленным богослужением после распада СССР.
Из путеводителя: Силкина Е. А. «Юрьевец». — Москва: И П. Верхов С. И., 2015, с сайтов: yurevets37.ru/bogoyavlenskaya-tserkov и molitva-ivanovo.narod.ru/churches/epiphany.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?