«Петропавловский монастырь был основан как мужской митрополитом Суздальским Иларионом (1632-1708). В 1764 г. упразднён. Деревянная церковь во имя Апостолов Петра и Павла поступила в ведение Архангельского монастыря. На протяжении нескольких веков она находилась на грани упразднения, но каждый раз, когда ситуация становилась критической, появлялся заступник. В 1772 г. дозволено было при Петропавловской церкви хоронить умерших монахов Архангельского и монахинь Введенского монастырей. Еще в начале XX в. сохранялись на кладбище «памятник-плита, под которым похоронен епископ Иоанн, по преданию, из бывших на покое в упоминаемом монастыре до 1764 года», и «старинный памятник, крестообразный камень» — «Абрамиев гроб». «В 1794 году дозволено было Преосвященным Виктором юрьевскому купцу Дмитрию Михайлову Курбатову с прочими гражданами возобновить Петропавловскую церковь без нарушения престола». К 1795 г. Д.М. Курбатову не было и 30 лет, был он холост, грамоту знал «худо», имел «кроткий наружный вид, длинное простое одеяние и длинные на лицо волосы». «Упражнялся, по свидетельству юрьевского городничего, в живописном и резном художестве», имел небольшую торговую лавку, в которой продавал получаемые из Москвы «печатные картины, отчего и с помощью родственников имел себе пропитание». Был он «образа тих, безответен противу насмешек, ругательств. Был трезв и воздержен во всем, много молился, подавал милостыню и выпускал из-под стражи по долгам находящихся». Это привлекало к нему людей, особенно «пожилых деревенских барынь», которые начали почитать его за пророка, а он «при больших сборищах» читал и пояснял молитвы, говорил «нечто глупое и невразумительное, из чего приверженные к нему сами уже выводили гадательные заключения».
В 1794 г. Курбатов у преосвященного испросил благословения возобновить в Юрьеве старую деревянную церковь Святых апостолов Петра и Павла. Нашёл щедрых вкладчиков из купцов московских и по советам неизвестных людей и по собранным рисункам выстроил церковь «в особом вкусе и покрыл железом». В мае 1796 г. сам преосвященный Виктор освятил возобновлённую церковь, несмотря на предостережение губернатора, сделавшего на основании сообщений юрьевского городничего вывод, что Курбатов «тунеядец и обманщик», и что «его деятельности надо положить преграду». На оставшиеся от вкладчиков суммы Курбатов решил построить богадельню «для престарелых увечных и убогих бедных разного звания обоего пола людей». В 1799 г. он жаловался в Сенат на юрьевского городничего, который «незнамо почему и по какой причине» безжалостно выгнал «престарелых и убогих из богадельни, а оставшееся после них имение взял себе». На следствии выяснилось, что в богадельне при церкви, приписанной к мужскому монастырю, проживало только четверо мужчин и 38 женщин, в том числе «26 девок разного состояния и из них большая часть от осьмнадцати до тридцати лет». Приказом Духовной консистории Курбатову было запрещено «принимать и содержать при показанном мужском монастыре женский пол». Властям стало известно, что «в Юрьеве находится некто купеческий сын, который под личиной святости привлекает суеверный народ, и, не будучи сам врач, ни пророк, исцеляет будто бы немощи и предсказывает будущее, а между тем сам, хотя впрочем молодой и здоровый человек, находится в совершенной праздности во вред обществу…». В дальнейшем следствие получило «петропавловских богаделен многие бумаги» и среди них письма к «содержателю богаделен» поклонниц, «открывающие подлинное его поведение». Так, в письме помещицы Марьи Ярышкиной Курбатов «поставляем был в виде святого и единым ходатаем к Богу». Власти объявили успевшего скрыться Курбатова в розыск. В декабре 1800 г. купеческий сын был взят под стражу.
Спустя пять лет с просьбой об «оставлении состоящей на старом кладбище Петропавловской церкви» обратилась титулярная советница Анна Михайловна Комендантова, урождённая княжна Голицына, и в январе 1806 г. богослужение в Петропавловской церкви было открыто. Так продолжалось до 1825 г., когда церковь пришла в совершенную ветхость, и Юрьевское городское общество возбудило перед губернским правлением ходатайство о постройке новой каменной церкви, но епархиальное начальство решило: «Петропавловскую церковь-за ветхостью и ненужную для города — упразднить и отдать в заведование Архангельскому монастырю вместе с капиталом, внесенным г-жою Комендантовой, с наличной суммой и имуществом». Согласно указу Святейшего Синода от 23 января 1830 г. церковь была разрушена. Восстановителем храма стал купец Петр Бородулин, который пожертвовал собственную землю и выменял у крестьян с. Федосьино отошедшую к ним «пустошь Петропавловскую». 16 мая 1843 г. Святейшим Синодом издан указ, разрешавший строительство каменной церкви. С 1843 по 1853 г. был выстроен холодный пятиглавый трёх-престольный храм Апостолов Петра и Павла.
В середине XIX в. построена и тёплая Успенская церковь монастыря. Упрочить положение не имевшей прихода Петропавловской церкви помог, как ни прискорбно, пожар 1871 г. Прошло около трёх лет, и настойчивые граждане Юрьева вдохнули новую жизнь и в погибший в пламени Введенский монастырь, и в сиротливо стоявшую Петропавловскую церковь. В её судьбе принял участие ещё один юрьевский купец по фамилии Курбатов, на этот раз Алексей Михайлович. В 1872 г. он выкупил пустошь и пожертвовал её женскому монастырю. В июле 1874 г. Введенский женский монастырь был официально переведён к Петропавловской церкви и переименован в Петропавловский.
Игуменье Введенского монастыря Пульхерии, ещё в 1869 г. просившей епархиальное начальство о переведении монастыря «к загородной Петропавловской церкви на состоящую при ней землю», было отказано на том основании, что не нашлось «документов на принадлежность церкви Петропавловской 6-ти десятин показанной земли». Игуменье было поручено отыскать необходимые документы, но вскоре огонь уничтожил Введенский монастырь. И если бы не A.M. Курбатов, монастырь, возможно, вообще никогда не был бы возобновлён. Алексей Михайлович устранил главное препятствие — просто передал землю в собственность Петропавловской церкви. Последовавшее очередное прошение игуменьи, жертвовавшей, кстати, на устройство на новом месте вверенной ей обители 5000 рублей серебром из собственных средств, не могло не встретить поддержки и в епархии, и в Святейшем Синоде. 20 июля 1874 г. «устроявшаяся обитель торжественно освящена была высокопреосвященнейшим Антонием».
Игуменья Пульхерия управляла Введенским монастырём с 1847 г. и умерла 14 октября 1881 г. Ещё одной старейшей насельницей юрьевского женского монастыря (поступила в 1843 г., пострижена в монашество в 1864 г.) была сестра Клавдия. С 1871 г. она казначея, а в 1891 г. — настоятельница Петропавловского монастыря. Несмотря на возраст (родилась в 1824 г.), игуменья Клавдия была очень энергична. Её заботами в 1892-1902 гг. построена очень красивая колокольня в русском стиле высотой около 60 метров. Еще не будучи игуменьей, Клавдия в 1886 г. при содействии крестьянина с. Петровское Юрьевского уезда Григория Лаврентьевича Карзова устроила внутри монастыря, с восточной стороны, предназначавшийся для общежития деревянный корпус. Но только став настоятельницей, она смогла открыть в нём церковно-приходскую школу, которая отличалась благоустроенными службами и приличным оборудованием: 11 новейшего образца парт, шкаф для библиотеки, присланные братством святого Александра Невского учебники и принадлежности. Из подаренной Карзовым сарпинки 24 ученицам были сшиты форменные платья, что придало школе «особенно красивый и опрятный вид». Разместив у себя девочек на учебное время, сестры избавили их от необходимости ежедневно ходить в школу издалека. По распоряжению совета братства святого Александра Невского заведующей школой стала игуменья Клавдия, законоучителем-священник Д.Ф. Сахаров. Давать уроки рукоделия изъявила желание известная мастерица, послушница монастыря Л.И. Кокушкина, по классу пения — послушница А.А. Пенская, дочь дьякона, обладавшая «достаточным умением обучать пению при посредстве скрипки». Скромное торжество открытия школы состоялось 25 сентября 1892 г.
Заслуги игуменьи Клавдии неоднократно отмечались Святейшим Синодом, с уважением относились к деятельной настоятельнице и юрьевцы. В скорбный день 19 декабря 1904 г. весь город пришёл проститься с игуменьей. Погребена она была у алтаря холодной церкви. Спустя три года в Петропавловском монастыре на 71-м году жизни скончалась Прасковья Сергеевна Карзова. Известная «ревнительница по благоустройству храмов», Карзова имела серебряную и золотую медали от Святейшего Синода. Как писали «Владимирские епархиальные ведомости», «благотворительность покойной выразилась во многих тысячах рублей». С 1905 г. настоятельницей монастыря стала игуменья Евлампия. В её правление в 1913 г. в монастырском корпусе устроена общая трапеза.
В монастыре были три старинные иконы с частицами святых мощей, привлекавшие богомольцев, и список с образа Козельщанской иконы Божией Матери. В 1898 г. при Петропавловском женском монастыре была основана богадельня, в которой получили приют 7 женщин.
В советское время монастырь был закрыт. Петропавловский собор и Успенский храм разорены, разрушены их главы и своды, частично стены.»
Из книги протоиерея О. Пэнэжко «Город Юрьев-Польской, храмы Юрьев-Польского района». — Владимир. 2005 стр. 30-35
Ред. декабрь 2010: Колокольня передана в бессрочное безвозмездное пользование Владимирской Епархии РПЦ рспоряжением ДИЗО № 3190 от 15.10.2010г.
Юрьевский Петропавловский монастырь, 3 класса, общежительный, близ города Юрьева. Существовал еще в XVI веке и был мужским; разграбленный в XVII веке литовцами, он затем не возобновлялся. Настоящий женский монастырь был учрежден здесь в 1874 году. При нем школа и богадельня.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
В мае 1898 г. состоялась закладка колокольни в Петропавловском девичьем монастыре.С разрешения епархиального начальства в 1898-1902 гг. на благотворительные средства, при неустанных заботах игумении Клавдии, устроена в монастыре новая отдельная колокольня, прекрасной архитектуры, пятиярусная, около 30 саж. высоты. Постройка колокольни обошлась 82500 руб. Настоятельная нужда в устройстве при монастыре отдельной колокольни чувствовалась давно, еще со времени основания монастыря в 1874 году при бесприходной загородной ружной Петропавловской церкви, после бывшего летом 1871 г. пожара, во время которого сгорела лучшая часть города, сгорел и женский монастырь, находившийся в то время внутри города при приходской Введенской церкви. С тех пор в Петропавловском монастыре не было особой колокольни, и небольшие колокола, в силу необходимости, находились в куполе главы холодной церкви, при всем неудобстве совершения церковного звона.
Вместе с устройством колокольни являлась необходимость приобрести и соответствующий церковный колокол. Сергий, Архиепископ Владимирский и Суздальский, вняв усерднейшей просьбе игумении Клавдии, милостивейше разрешил в 1897-1901 гг. выдавать из Владимирской духовной консистории книги для сбора подаяний в городах России на благоустройство обители. Благодаря этому, полились обильные жертвы. Особые благодеяния оказали: Юрьевская купеческая дочь девица Екатерина Алексеевна Пашкова, пожертвовавшая на колокол 8000 руб., и Юрьевский купец Николаи Алексеевич Ганшин, который был деятельным руководителем и споспешником игумении Клавдии во все время постройки колокольни, а особенно в деле заказа нового колокола.
16-го августа 1902 года заказан новый колокол в гор. Ярославле на колокольном заводе наследников Оловянишникова. Колокол слит 24 сентября 1902 года из чистой демидовской меди, весом 520 пуд. 12 фун.. и 25 ноября того же года привезен на место. 23 января 1903 г. нарочито приехавшими из Ярославля мастерами приготовлены были все снасти, необходимые при поднятии колоколов и, по положенном чинопоследовании и окроплении св. водой, были подняты девять средних и малых колоколов, весом во всех 210 п. 17 ф.; а 26-го числа, в неделю о Мытаре и Фарисее, происходило самое торжество. Божественная литургия в этот день совершена была архимандритом Юрьевского Архангельского монастыря Афанасием в сослужении протоиерея Александра Знаменского и местного священника Дмитрия Сахарова. В конце литургии о. Сахаров сказал слово на тему о неожиданном изыскании средств на приобретение колокола, о благолепии и изяществе современных храмов и чрезвычайной бедности и скудости храмов Божиих за двести слишком лет до нашего времени и, в заключение, — о необходимости посещения храмов Божиих каждым христианином.
Наглядным доказательством скудости храма, бывшего более двух сот лет назад от наших дней на месте монастырского храма, служит, между прочим, имеющийся в настоящее время в келлиях настоятельницы точный снимок с старинного деревянного — срубом и покосившегося храма во имя Св. Первоверховных Ап. Петра и Павла с следующей подписью: «при державе Благочестивейших Государей великих князей Иоанна Алексиевича и Петра Алексиевича при Святейшем Иоакиме Патриархе Московском и всея России и при Преосвященнейшем Иларионе Митрополите Суздальском и Юрьевском в лето 1689». На рисунке изображен единственный небольшой колокол, подвешенный около входных папертей — в роде крыльца самой обыкновенной избы в старину. — После божественной литургии, при громадном стечении народа со всего города и окрестных селений, по положенному чинопоследованию совершено было освящение большого колокола, а но окроплении его святой водой и но окончании многолетий, колокол вполне благополучно был поднят на новую колокольню. По окончании всей церемонии в келлиях настоятельницы всем участникам торжества предложили скромную трапезу. Перед началом трапезы настоятельницей монастыря, в благословение от обители, поднесены были иконы благодетелям, вышеозначенным Е.А. Пашковой и Н.А. Ганшину, при соответствующих кратких речах, произнесенных свящ. Дмитрием Сахаровым.
Огромная пятиярусная колокольня сохранилась в монастыре лучше всего. Сейчас она лишена главы, но от этого не утратила своего великолепия. Выстроенная в том же, что и весь монастырь, неорусском (византийском) стиле, она богато украшена разнообразной резьбой, а каждый ярус имеет свои особенные арочные проемы и декор. О строительстве колокольни позаботилась очень много сделавшая для монастыря игуменья Клавдия.
http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/jurev/m/55-1-0-1466