Юрьев-Польский. Михаило-Архангельский монастырь.

В 1238 г. Юрьев-Польский Михаило-Архангельский монастырь был разорен воинами хана Батыя, и восстановление его началось только в 1530 г. Вместо деревянной ограды сооружена каменная стена с башнями, полностью перестроенными в XVIII в. На территории монастыря можно ознакомиться с несколькими архитектурными памятниками. Среди них церковь Архангела Михаила (1772-1806 гг.). Она представляет собой пятиглавый, бесстолпный храм, построенный из кирпича. Он богато декорирован украшениями. Обращает на себя внимание и шатровая колокольня (1685-1688 гг.) — красивое монументальное сооружение. Массивный восьмигранный столп колокольни богато украшен архитектурными деталями. Сохранились надвратная церковь Иоанна Богослова (1654-1670 гг.), двухэтажное здание покоев архимандрита с трапезной палатой.

Архангельский монастырь, 3 класса, в городе Юрьеве; упоминается в 1238 году, когда разорен был полчищами Батыя. Соборный храм во имя архангела Михаила построен в 1560 году; здесь находится гробница князя Дмитрия Святославича, скончавшегося в схиме в 1269 году. При монастыре богадельня.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Михайло-Архангельский монастырь был основан князем Святославом Всеволодовичем в XIII веке. Георгиевский собор, который сейчас стоит немного в отдалении от им же выстроенного Михайло-Архангельского монастыря, был построен по собственному архитектурному проекту князя. А Михайло-Архангельский монастырь появился так. Святослав был женат на Евдокии, дочери Муромских князей Петра и Февронии, но еще в самом расцвете сил, родив сына Димитрия, супруги решили жить для Бога. Евдокию князь отпустил в Борисоглебский Муромский монастырь к родителям, а сам построил в Юрьеве небольшой монастырь, в котором и начал свой монашеский подвиг.
В 1238 году войска Батыя при взятии Юрьева-Польского разорили обитель, и почти два века она простояла в запустении. Разоряли монастырь и литовцы; тогда погиб весь архив, и настоятелю монастыря пришлось подавать прошение царю Михаилу Федоровичу о том, чтобы царь подтвердил привилегии, дарованные обители прежними государями. Такая грамота действительно была выдана.
Соборный храм во имя Архангела Михаила был разрушен в 1408 году во время очередного взятия города и вскоре снова отстроен. В 1535 году здесь значится деревянная церковь Михаила Архангела с приделом пророка Илии, отстроенная иждивением великого князя Василия Иоанновича. В 1560 году был построен первый каменный храм, средства на его строительство пожертвовал князь Иван Михайлович Кубенский.
В советское время внутреннее убранство собора было уничтожено, в здании были размещены выставочные залы музея, находящиеся там и по сей день.
Михаило-Архангельский собор передан под совместное использование и в связи с этим была возобновлена монашеская жизнь в обители. В сентябре 2006 года было совершено освящение Михаило-Архангельского собора. Сейчас в храме снова стали проводиться богослужения.
http://monasterium.ru/monastyri/monastery/mikhaylo-arkhangelskiy-monastyr-g-yurev-polskiy/

Михайло-Архангельский монастырь возник в XIII веке, еще при Святославе и занял северо-восточный участок крепости. Существующие здания относятся к позднейшему времени, XVII-XVIII векам. Западная стена монастырской ограды сохранила древнюю стену XVII века и три старые башни. Стена имеет печуры подошвенного боя, навесные бойницы и щели для стрельбы с боевого настила, лежавшего на арках внутри ограды. Башни сильно перестроены и утеряли свой боевой облик. Остальные части ограды — позднейшие.
В западной линии ограды расположена Богословская надвратная церковь (1670) со «святыми воротами» в нижнем ярусе (1654; памятник реставрирован в 1963 г. А. Д. Варгановым и В. М. Анисимовым). Он представляет собой своеобразный портик с четырьмя арочными пролетами на мощных восьмигранных столбах-тумбах, двумя сводчатыми въездами и двумя входами. Над ними, во втором этаже,— охватывающая храм с трех сторон паперть с поясом ширинок и украшенными арочными бровками окнами. Пятиглавый храм с широким карнизом и тремя кокошниками на каждом фасаде по сравнению с сочной пластикой паперти несколько беден и сух. Его строитель был мастером менее умелым, чем суздальские зодчие; в его руках тройные угловые полуколонки приобрели вид простых толстых столбиков, разделенных стойками из ромбов. Но в целом он создал достаточно торжественный и красивый центр лицевой стороны ограды и парадный вход в монастырь. Вошедший через низкую полутемную арку «святых ворот», где устроены печуры для сидения богомольцев, попадал на центральный двор монастыря, образованный его главными зданиями. Самый принцип построения ансамбля напоминает расположение зданий Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале: прямо перед входом — собор, по сторонам колокольня и трапезная церковь. Эти постройки различны по своей художественной значимости и возрасту.
Лучшей из них является колокольня XVII века. Она чрезвычайно монументальна и представительна. Широкий и низкий четверик с тремя симметрично расположенными на переднем фасаде окнами несет массивный восьмигранный столп с широкими лопатками на углах и карнизами. Все его плоскости сплошь покрыты квадратными ширинками в нижнем ярусе и фигурными уступчатыми нишками-киотцами во втором. По богатству пластической декоративной обработки колокольня напоминает убранство колокольни Воскресенской церкви в Суздале, но без ее нарядной полихромии. Широким пропорциям восьмерика отвечает обработка устоев аркады звона короткими и толстыми полуколоннами с огромными «бусинами». Над арками звона вздымается величественный шатер с гуртами-выступами на ребрах, тремя ярусами окон-слухов и нарядной главкой из блестящей зеленой черепицы. Всё здание, от его общих сильных пропорций, до деталей проникнуто далеко не аскетическим монастырским настроением; сочная пластичность и богатство убора роднят юрьевскую колокольню с пышными купеческими постройками Мурома XVII века, говорят о всё сильнее наполняющих церковное зодчество «мирских» народных вкусах.
Нарядной архитектуре колокольни отвечает построенный в 1729 г. взамен старого существующий Михайло-Архангельский собор. В общем рядовое произведение провинциальной архитектуры XVIII века, он хорошо связан с окружающими его старыми зданиями ансамбля. Высокий объем нового собора, завершенный динамическим пятиглавием, вторит композиции надвратного храма, а мотив его пояса над кокошниками строитель перефразировал в широком карнизе собора, декоративная отделка которого в целом перекликалась с декоративным богатством колокольни.
Южную сторону монастырского двора занимает Знаменская трапезная церковь (1625; реставрирована в 1963 г. А. Д. Варгановым). Она имеет обычную для построек XVII века этого типа планировку и конструкцию. Здание двухэтажное. Низ служил хозяйственным целям, его план повторен в верхнем этаже. В западной части — обширный квадратный одностолпный зал трапезной палаты; к ней с востока примыкает узкое помещение церкви, сообщающейся с палатой большой аркой и двумя широкими окнами; далее — алтарь. Интерьер производит сильное впечатление своей простотой и внушительностью.
С запада к трапезной примыкает келарская палата, выступающая во двор монастыря. На эту парадную сторону зодчий обратил особое внимание, поместив в центре фасада палаты портал входа, к которому вела со двора лестница каменного крыльца. Напротив, обращенные к хозяйственной территории монастыря фасады сделаны с меньшим интересом к ним. Апсиды слились в широкую криволинейную плоскость, очень наивны наличники окон с их завершениями из треугольников, входящих в бедный карниз. Верх здания переделан в позднейшее время. Рядом с колокольней поставлена вывезенная из бывшего Георгиевского монастыря небольшая деревянная Георгиевская церковь XVIII века. По преданию, она первоначально была надвратной, но с ликвидацией монастыря храм был снят с ворот на землю, в связи с чем его кровля сделана более высокой. Все же здание, поставленное почти непосредственно «на пошву», выглядит несколько необычно (вывоз и восстановление памятника осуществлены в 1967-1968 г.г. Л. В. и В. М. Анисимовыми).
Памятниками Михайло-Архангельского монастыря ограничивается художественное наследство, оставленное в городе XVII веком. Оно не идет в сравнение с художественным богатством Суздаля этой поры.
По материалам H. H. Воронина, лауреата Ленинской и Государственной премий, доктора исторических наук; http://book33.ru/yurev-polskij-monastyri/5995.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?