Имя художника Николая Васильевича Неврева сегодня несколько подзабыто, хотя при жизни он пользовался большой популярностью, а картины его всегда вызывали невиданный интерес у публики. В основном, он работал в жанровом стиле, предпочитая писать картины на простые и понятные всем сцены быта. В этом плане можно отметить полотна «Возвращение солдата на родину», «Смотрины», «Семейные расчёты». В отдельном ряду стоит юмористическая работа под названием «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие». Её он написал в 1866 году.
По сюжету, действие разворачивается в гостинной одного купеческого дома, где празднуется чей-то День именинника. В ту пору, состоятельные коммерсанты часто приглашали на подобные «мероприятия» священников. Центральной фигурой на полотне как раз и является тучная фигура протодиакона. Видно, что он изо всех сил старается отработать положенный «гонорар». Неврев изобразил священника довольно карикатурно: с невероятной мощью, громогласно и звонко запевая фразу «многая лета-а-а-а», он того гляди и сам лопнет. Мальчик справа испуганно таращится на орущего гостя, а вот его бабка такому громогласному пению не удивляется, она уже не в первый раз слышит подобное.
И если люди, написанные на правой стороне картины, к оглушительному завыванию относятся ещё более-менее уважительно, то мужчин слева это откровенно веселит. Некоторые из них протодиакону даже подпевают, что, вообще-то, по канонам делать запрещено. Другой купец, удивляясь высокому басу, наливает из бутылки вина в бокал. Чувствуется, что это пение его скорее смешит, нежели заставляет задуматься о церковном «псалме» про здоровье именинника.
Несколько строк об этой работе в своём произведении «Лето господне» оставил и публицист Иван Шмелёв: «Протодиакон разгорелся превыше меры, но так показал себя, что в передней шуба упала с вешалки. Такое многолетие ему протодиакон возгласил — никто и не помнил такого духотрясения». После того, как картина попала в Третьяковскую галерею, она стала популярна в обществе, благодаря убедительному изображению простой купеческой жизни.