Юлия Гревс

Девятнадцатилетняя Юлия (Джулия) Гревс служила гувернанткой в одном из знатных петербургских семейств.
Она была дочерью шотландца Якоба Гревса, бывшего придворного врача императора Александра I.
Девушка отличалась привлекательной внешностью: темноволосая, с выразительными карими глазами, кротким взглядом и стройной фигурой. Ни скромное темное закрытое платье, ни строгая прическа не могли скрыть ее утонченной красоты и изящных движений.
Посетив дом своих петербургских знакомых, 31-летний художник Иван Айвазовский увидел Юлию и влюбился.
Чтобы чаще видеть девушку, он стал давать уроки живописи детям этого семейства. Спустя две недели художник попросил руки девушки, на что получил ответ: «Я согласна…»
Свадьба Айвазовского с гувернанткой наделала много шума. На каждом углу судачили: —
— «Мезальянс! Как он мог? Столько девушек из знатных семейств мечтали бы о браке с именитым художником, чьи картины выставлены в Лувре!»
Венчание состоялось 15 августа 1848 года. Молодожены поселились в Феодосии.
Медовый месяц Айвазовских продлился только две недели, после чего художник оставил жену в Крыму, а сам уехал в Москву по делам.
Бесприданница Юлия обрела собственный дом и старалась быть во всем полезной мужу: содержала особняк в порядке, ездила с ним за границу, участвовала в его археологических раскопках древних курганов возле Феодосии и Керчи, вела учет находкам.
Иван Константинович писал другу: —
«…я женился как истинный артист, то есть влюбился, как никогда. В две недели все было кончено. Теперь, после восьми месяцев, говорю Вам, что я так счастлив, что я не воображал половину этого счастья. Лучшие мои картины те, которые написаны по вдохновению, так как я женился».

Через год после свадьбы Юлия родила дочь Елену. Затем появились еще три дочери: Мария, Александра и Жанна.
Айвазовские казались всем счастливой парой. Художник много и плодотворно работал, Юлия усердно занималась детьми: обучала девочек музыке и языкам.
Юлия Яковлевна нередко покидала просторный феодосийский особняк и вместе с детьми отправлялась то в Петербург, то в Одессу или Ялту. Иван Константинович скучал, дом погружался в пугающую тишину, вызванную продолжительным отсутствием хозяйки дома.
Наконец, в 1860 году после очередной поездки в Одессу, Юлия вовсе отказалась вернуться домой. Оказалось, чопорная англичанка страдала нервным расстройством, делавшим ее характер совершенно несносным и превращавшим семейную жизнь художника в ад.
Айвазовский пытался помириться с женой, но Юлия заупрямилась. Она рассказывала, что муж лишь на людях вел себя прилично. Когда художник оставался с женой наедине, он обращался с Юлией и детьми крайне жестоко. Госпожа Айвазовская пожаловалась императору Александру II на мужа.

«Мы вздрагивали, когда слышали приближающиеся его шаги», — писала Айвазовская. За двенадцать лет брака, говорилось в прошении, страдания довели женщину до «тяжкой болезни», продолжавшейся три года, последствия которой оказались неизлечимыми. Пока супруга металась в постели, Иван якобы продолжал принимать гостей, не обращая внимания на то, что до столовой доносились крики Юлии.

«Однажды муж мой бросил меня оземь в присутствии нашего управляющего; дети мои меня подняли, но от падения и нравственного потрясения кровь пошла у меня горлом.
Другой раз он вывихнул мне руку.
В припадке бешенства он схватил меня за горло, и я была освобождена из его рук сестрой доктора Эргардта, которая в то время находилась у нас в доме, но долго я носила на шее знаки от этого насилия.
С угрозой меня зарезать, он бросился на меня, больную женщину, с бритвой, я успела с силой, которую дает иногда отчаяние, вырвать ее из его рук и выбросить в открытое окно».

Нервы молодой женщины были расшатаны настолько, что даже посланий мужа она боялась как огня.
«Однажды вслед за получением ей письма от своего супруга у нее после кратковременных конвульсивных явлений последовал восьмидневный полный паралич левой нижней конечности», — рассказывал доктор Иларий Гроховский о симптомах истерии у Юлии.
Айвазовский, узнавший о жалобах жены на высочайшее имя, был вне себя.
«Она делает с той целью, чтобы убить меня не физически, а морально, чтобы, незаконно отобрав у меня имение, имущество, оставить без хлеба насущного.
Моя жена Юлия, относясь ко мне враждебно, живет в столице за мой счет, часто путешествует в Австрию, Францию, Германию, вовлекая меня в колоссальные расходы.
Жизнь в Одессе мотивирует болезнью, хотя на самом деле одесские врачи рекомендуют ей уезжать из города.»
Но как бы то ни было, к проблемам жены Айвазовского жандармы отнеслись серьезно и приняли сторону несчастной женщины.
Тем не менее, в финансовом отношении Айвазовский был безупречен: он регулярно посылал деньги на содержание жены и детей, по первому требованию выслал документы девочек их матери, отписал имение Кринички.
Айвазовский, едва сдерживал свое бешенство, поскольку Юлия настраивала против него дочерей.
Иван Константинович в ответ угрожал и оправдывался тем, что докажет, что жена его была в близких отношениях не только с доктором Эргардтом, но и со всякими другими, — он однако согласился разрешить ей избрать вместе с дочерьми место жительства по ее усмотрению.

Сохранилась «Памятная записка тайного советника Ивана Константиновича Айвазовского по бракоразводному делу», в которой сообщается:
«При болезненно-раздражительном характере, в жене Айвазовского развилось нечто вроде линии — жаловаться, клеветать, позорить своего мужа не только на словах и в частном быту, но и письменно, в многочисленных прошениях и жалобах, которые по своей неосновательности не могли иметь никаких других последствий кроме того, что совместное жительство сделалось далее невозможным, и в последние 20 лет супруги почти не виделись».

В 1877 году Айвазовские развелись. Спустя шесть лет Иван Константинович, которому на тот момент было 65 лет, женился на 27-летней красавице-вдове Анне Саркисовой-Бурназян.
Жена с восточным происхождением и благонравным воспитанием подошла Айвазовскому идеально.
В 1888 году Антон Чехов, познакомившийся с Айвазовским и его молодой супругой, писал:—
«В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах».
Тем не менее, супруги жили счастливо и художник без устали писал портреты любимой Анны.
Молодая жена свято почитала устоявшийся распорядок дня супруга: каждое утро, перед тем как отправиться в мастерскую, они вместе неспешно завтракали, и Анна мило щебетала о хозяйственных проблемах их большого дома.

Юлия Айвазовская-Гревс никогда больше не выходила замуж. Она умерла в 1900 году. Бывший муж пережил ее лишь на несколько месяцев, скончавшись в апреле того же года на 83-м году жизни.

В его завещании было сказано
: «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу».

Иван Айвазовский, Юлия Гревс и их дочери. Слева направо: Александра, Мария, Елена, Жанна. 1868 год, фотография сделана уже после расставания.

Уточнение от гостя сайта:

Не была она нервной и вздорной, ее заявлением занималась полиция, и там без оснований никто бы не позволил им жить отдельно и развестись.. он бил ее и не только ее. О чем были свидетельства очевидцев.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?