Существовал еще до Смутного времени. После разорения в 1610-х гг. восстановлен в 1650-х г. В 1724 г. упразднен, но в 1726 г. восстановлен. Основные постройки выстроены в XVIII в., в годы расцвета Юхнова как торгового центра, из подмонастырской слободы в 1777 г. образован уездный город Юхнов. В XIX в. был небогат. Закрыт вскоре после революции. Разрушение построек начато еще в 1930-х гг. До настоящего времени уцелел келейный корпус, до 1990-х гг. бывший жилым, и фрагменты стены (сер. XVIII в.).
https://azbyka.ru/palomnik/
Мoнастырь на бeрегу рeки Угpа был пoстроен ещe в XVI веке (тoгда он назывался Юхнoвской пуcтынью) и пережил разграбление пoляками во вpемена Cмуты, пoсле чeго был вoсстановлен в 1650-х гг. и пpосуществовал дo рeволюции 1917 гoда. Бoльшая часть зданий на тeрритории мoнастыря была пoстроена в XVIII веке. На егo территории размещались чeтыре каменные цeркви и каменные келейные кoрпусы, oгражденные каменной cтеной с чeтырьмя башнями.
Разрушение мoнастырских пoстроек началось eще в 1930-х гг. и к настоящему мoменту (июнь 2012 г.) уцелел тoлько oдин каменный келeйный кoрпус, находящий в аварийном сoстоянии, и сoхранились pуины каменной стены oграждения мoнастыря. Из мoнастырских пoстроек сoхранились лишь келейный кoрпус и фpагменты нижнeй части огpады.
http://www.2rf.ru/rest/12924#descr
С полверсты от города, на правом берегу реки Угры и при устье Кунавы, находится Казанский мужеский монастырь. Существование его весьма давнее: судя по деловым бумагам, хранящимся в архиве этого монастыря, можно принять, что он существовал ещё до Литовских завоеваний, и даже в благоустроенном виде; только в то время он назывался Юхновскою пустынею. Из этих же документов видно, что он был в 1611 г. разрушен, и не ранее 1653 г. восстановлен (как означено в документе), по благословению Серапиона, митрополита Сарского и Подонского, к епархии которого он принадлежал.
О состоянии монастыря до открытия его в Мещовских писцовых книгах «меры князя Тимофея Звенигородского» и в монастырских записях так говорится: «В монастыре Юхнове, на реке Угре и речке Кунаве, церковь Пресвятой Богородицы, да другая Рождества Христова, да придел великого чудотворца Николая стоят пусты без пения; к монастырю слободка, пашни пахатные добрыя, земли три четверти, да перелогом 20 четв., да лесом поросло 27 четв.; всего монастырской земли 50 четв.».
В 1653 году эконом митрополита Серапиона Иосиф, назначенный строителем Юхновского монастыря, оправивши келии монастырские, собрал братию и вновь построил церковь деревянную во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Чтобы обеспечить дальнейшее существование монастыря, он обратился в 1657 г. с просьбою к патриарху Никону о возвращении монастырю земель, издавна принадлежавших ему: «Исстари, — писал строитель, — тот Юхнов монастырь был-жил, и от Литовского разорения запустел, а земля, которая прежде сего за ним была, пашня, сенные покосы и всякие угодья, та вся земля перешла во владение разных помещиков, и потому, так как теперь мне игумену с братиею пашни пахать и сена косить негде, ту странную землю просим сыскать, дабы впредь пустыне не запустеть, и врознь братии не разбрестись (копия с этого прош. в монастырском арх.)». Получив просьбу, патриарх исходатайствовал у царя Алексея Михайловича грамоту на имя Калужского воеводы Михаила Ерошина, в которой приказано было: «Сыскать большим повальным обыском монастырскую землю, и по сыску отказать к Юхнову монастырю всё то, чем владел он исстари (там же)». Вскоре за сим воевода Ерошин 1637 г. июля 24 дня писал патриарху, что «по писцовым книгам пашню и сенные покосы и всякие угодья он отказал к Юхнову монастырю, а про неописанные пашни, сенные покосы и всякие угодья сыскивал и по сыску за ругами прислал в Москву в патриарший разряд». Впоследствии немало содействовали благосостоянию монастыря соседние владельцы (особенно Зыбилы) и купечество, производившее торговлю по реке Угре и имевшее в монастыре складочное место для своих товаров. Они снабжали монастырь всем продовольствием, жертвовали значительные суммы на исправление церквей, украшение икон, покупку церковных книг и священнослужительских одежд. Но при всех этих средствах монастырю не было возможности построить вместо деревянных церквей и келий – каменные.
В 20-х годах XVIII столетия старые обветшавшие здания, несмотря на частые поправки, клонились к совершенному разрушению. Тогда игумен монастыря с братиею в 1724 г. просил духовное начальство оказать помощь монастырю в постройке каменной церкви. Св. Синод, отказав в просьбе, сначала объявил в монастырь приписным к Мещовскому Юрьевскому монастырю, а вскоре потом и совсем упразднил, причислив всё имущество его и крестьян к тому же Юрьевскому монастырю. Впрочем, монастырь Юхновский недолго оставался упразднённым. В 1726 г. августа 24 благотворители монастыря: берг-коллегии вице-президент Алексей Зыбин, вкладчик монастыря Никита Зыбин, Гжатской пристани компанейщик с товарищами подали прошение в Св. Синод о восстановлении монастыря: «Юхнов монастырь, — писали они, — издревле и по пропорции в нём земли и крестьян, по положению места и по довольству во всех потребах от вкладчиков никакой нужды себе не имел и божественно священнослужение отправлялось в нём непрестанно, потому что от многих вкладчиков многая польза была ему в строении св. церквей, в украшении икон, церковных одежд и книг, и от приезжих купеческих людей непрестанное имелось подаяние, ибо при том монастыре имелись и имеется пристань со многими кладовыми и амбарами, где проезжающие всяких чинов люди покладывали всякие товары, и от того монастыря их было твёрдое охранение; а ныне, как оный Юхнов монастырь упразднён, то церкви Божии от повседневныя службы опустели, и не токмо они, просители, но и другие многие вкладчики, ближние обыватели и прочие купеческие люди, не видя в том монастыре, яко в душевном своём пристанище, желаемого о себе и о погребённых в нём сродниках молитвословия и данного во св. церквах украшения, жалостию о том сердечною и душевною болезнуя, просят о восстановлении Юхнова монастыря». Св. Синод изъявил согласие на просьбу, и преосвященный Леонид, получив указ, предписал архимандриту Юрьевского монастыря не только восстановить по-прежнему Юхновский монастырь, возвратив ему всё церковное имущество, крестьян и землю, но присоединить к нему и соседнюю Городеченскую пустынь (Калужской епархии, Мещовского уезда).
Игуменом монастыря был назначен Антоний, человек распорядительный и ревностный к общему благу. На первый раз он оправил деревянную Покровскую церковь; потом, собрав значительные пожертвования, заложил каменную двухэтажную церковь с колокольнею, и в 1739 г. окончил постройку. В нижнем этаже главный престол освящён во имя Рождества Христова, придел во имя святителя и чудотворца Николая, в верхнем во имя Казанской Божией Матери. В 1744-1745 г. выстроил два двухэтажных корпуса, настоятельский и братский, и каменную вокруг монастыря ограду на 226 саж. В 1749 г. над святыми воротами устроена ещё церковь во имя Иоанна Предтечи и при ней двухэтажный корпус, для складки купеческих товаров. В 1757-1763 г. построена 3 каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, на месте прежней деревянной.По отчислении крестьян в коллегию экономии, этот монастырь лишился многих средств к безбедному существованию. Несмотря на то, заботливостью настоятелей: игумена Гедеона с 1770-1781 г. и строителя Корнилия 1781-1784 г., монастырь нисколько не упал, но продолжал улучшаться. В это время он особенно обогатился церковною утварью и дорогими иконами. Таким образом к концу XVIII столетия, по устройству зданий и по благолепию церквей, он оказался довольно богатым и благоустроенным. В настоящем столетии, хотя ничего не прибавлено к прежним постройкам, но, по крайней мере, монастырь не потерял того благоустройства, какое получил в конце прошлого столетия.Из внутренних украшений главного храма особенно замечательна икона Казанской Божией Матери, стоящая в верхней Казанской церкви по левую сторону царских врат. На ней риза и венец серебряные, вызолоченные, весом в 18 фунтов и 81 золотник: убрусы узорчато унизаны жемчугом с драгоценными камнями. В древних монастырских документах икона эта названа чудотворною; в настоящее время также многие почитают её чудотворною; но нет письменных сказаний о чудотворности её.
Тёплая церковь, находящаяся в нижнем этаже Казанской церкви, трёхпрестольная: главный престол в часть Рождества Христова, с правой стороны придел во имя св. великомученика Пантелеймона, с левой – во имя св. и чудотворца Николая, во время наводнений постоянно бывает заполнен водою, отчего образуется в ней сильная сырость, так что почти в продолжение всего лета служба в ней не совершается.
В копии прошения 1731 г. на имя Государыни Императрицы Анны Иоанновны, с испрашиванием железа на церковь, между прочим, говорится, что: «Церкви Рождества Христова и Казанская были деревянные, весьма ветхие, и что тогда начата была постройкою каменная церковь вкладчиками города Мосальска купеческими людьми Афанасием Немчиновым с детьми; но в 1730 г. Немчиновы были ограблены разбойниками, и потому церковное строительство остановилось, по неимению средств и у самого монастыря».
Когда и кем основан Юхновский монастырь, при самом тщательном пересмотре древних документов, коими монастырский архив не беден, не найдено; но из клировых ведомостей видно, что он существовал ещё до Литовский завоеваний и тогда находился в благоустроенном виде.
По материалам: Маргарита Бирюкова Юхновский Казанский мужской монастырь. Страницы истории. http://www.proza.ru/2015/07/30/93
О церквах монастыря
Игумен Антоний в 1734 году оправил Покровскую деревянную церковь, с благословения Высокопреосвященнейшего Леонида, архиепископа Сарского и Подонского, заложил двухэтажную церковь в честь Казанской Божией Матери и окончил постройкою 1739 года. В ней в верхнем этаже престол освящён в 1743 г. Преосвященным Платоном. В нижнем этаже главный престол во имя Рождества Христова освящён раньше – в 1739 году. Придел во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона – в 1883 году. Устроен он игуменом Павлом на собственные средства.В этой церкви находится местночтимая икона Казанской Божией матери. В летнее время она бывает в верхней холодной церкви и помещается в иконостасе по левую сторону царских врат, а в зимнее время находится в нижней церкви и помещается, где должна быть южная дверь во св. алтарь. Икона сия составляет главную святыню не только монастыря, но и города Юхнова, жители которого весьма часто просят её в свои дома, для служения молебнов. Икона сия ежегодно бывает в ходу и по селениям Юхновского уезда от 2 до 3 месяцев.Икона сия, по сказанию старожилов, перенесена в Юхновский монастырь из Шатринского монастыря, Калужской губернии, ныне уже не существующего. На иконе сей имеется риза и венец серебряные вызолоченные, весу в оных 25 ф. 44 зол. Риза и венец украшены драгоценными камнями стразами. Мерою икона вышины 1 аршин 10 вершков, ширины 1 аршин 6 ; вершков. Вес иконы 2 пуда 25 фунтов. Цена ризы с венцом 2181 р. Имеется в верхней холодной церкви и ещё 11 икон в серебряных ризах различной величины.Царские врата в означенной церкви состоят из резного изображения Сошествия Св. Духа на Апостолов. Вверху над царскими вратами Господь Саваоф также в резном виде. Плащаница тоже резной работы, с предстоящими. Над балдахином, под которым помещается Плащаница, Господь Иисус Христос, пригвожденный ко кресту, резной работы, почти в рост человека. Церковь сия покрыта железом и зданием прочна.В текущем 1896 году холодный главный Христо-Рождественский храм, с разрешения Преосвященнейшего Никанора, сделан тёплым и весьма удобным для отправления в нём богослужения, а также произведён ремонт и в прочих монастырских церквах. Кресты как на главной Казанской церкви и колокольне, так и на остальных двух Покровской и Иоанно-Предтечевской вызолочены. Позолота крестов и постановка на главах звёзд произведена на пожертвованные суммы. Все церкви Юхновского Казанского монастыря имеют по внешности очень красивый вид, и внутри Казанский храм очень благолепен; но верхний этаж требует ещё обновления, к чему и будет приступлено весною 1897 года.
О прочих зданиях монастыряДо 1744 года братия монастырская помещалась в деревянных келиях, которых ныне уже не существует. С 1744 же года началась производиться каменная постройка корпусов. К западу от Казанской церкви выстроен настоятельский двухэтажный корпус длиною 11 саженей. С северной – братский двухэтажный корпус длиною 30 саж., шириною – 10 аршин. Нижний этаж, по причине наводнений, необитаем. В настоящее время корпус очень ветх, вероятно – от неправильной осадки почвы, так как он стоит на самом берегу р. Угры, порастрескался и вдоль и поперёк, чрез что опасен для живущих в нём, а посему требует или капитального ремонта, или перестройки вновь. Третий каменный корпус. Бывший при Иоанно-Предтечевской церкви более 30 лет, по ветхости необитаемый, в текущем году разобран.Каменная ограда вокруг всего монастыря имеет 226 саж. Каменная караулка для помещения привратника и сторожа имеет в длину и ширину по 9 аршин.Также имеется небольшая деревянная на каменном фундаменте гостиница для приезжающих богомольцев. Две избы для помещения чернорабочих и скотный двор, но вся сия постройка уже ветхая. Овин и сенной сарай деревянные не совсем хорошие. Вне монастыря в 30 верстах от оного имеется небольшая мельница, приносящая дохода в год 70 р.
По материалам: Маргарита Бирюкова Юхновский Казанский мужской монастырь. Страницы истории. http://www.proza.ru/2015/07/30/93