400 лет со времени основания (03.06.1615) преподобным Дорофеем Югской пустыни во имя Югской иконы Богоматери
Праздник Югской иконы Божией Матери считается днём основания Югской Дорофеевой пустыни. Согласно преданию, старец-схимонах Дорофей, в конце XVI — начале XVII в. подвизавшийся в Псково-Печерском монастыре, в 1615 г. возвращался с явленной ему иконой Одигитрии к себе на родину — в с. Нижне-Никульское, близ Мологи. Достигнув места слияния рек Белая Юга и Черная Юга, получил знамение от иконы, повелевшей основать здесь монастырь. Старец устроил на этом месте келью и часовню. Вскоре к нему начали приходить местные жители для поклонения чудотворному образу. После смерти Дорофея (1622) по благословению патриарха Филарета (в миру Фёдора Никитича Романова) на месте строений пустыни была возведена обитель.
Не сохранилось документов, отражающих этот период её истории. Известно только, что первая деревянная церковь во славу иконы Божией Матери Одигитрии и придел к первоначальной церкви во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы были построены на средства и трудом окрестных жителей. Пустынь получила название Югской Дорофеевой (Рыбинский уезд).
В начале XVIII в. вместо деревянного храма возвели два каменных. Тогда же были построены каменные корпуса братских келий. В 1793 г. началось сооружение собора во имя Живоначальной Троицы (Троицкий или Свято-Троицкий собор; освящён в 1811 г.). Он представлял собой четырёхстолпное двусветное здание, завершённое пятью восьмигранными барабанами и по архитектурному облику близкое к собору Казанского монастыря Ярославля. Именно здесь под спудом покоились мощи основателя монастыря прп. Дорофея Югского.
В XIX столетии хозяйство обители значительно разрослось. В 1817-1828 гг. на средства помещицы Веселицкой возведена однопрестольная и однокупольная тёплая церковь иконы Божией Матери Молченская (Молченская церковь), служившая храмом монастырской богадельни. Её формы повторила церковь Николая Чудотворца (Никольская), сооружённая в 1836-1842 гг. Они заменили соответственно северо-восточную и юго-восточную башни монастырской ограды. В 1846 г. освящена каменная пятиглавая церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (начало строительства — 1839 г.). Поставленная на цокольном этаже и увенчанная пятью декоративными куполами, она была тёплым храмом обители. В 1839–1857 гг. возведена четырёхъярусная колокольня. К середине XIX в. эти постройки вместе с каменной оградой с башнями образовали единый архитектурный ансамбль в стиле классицизма. Вне обители располагались три каменные гостиницы для приезжих богомольцев, баня, амбары, конный двор, кузница, плотина для задержания при монастыре воды и монастырский сад. В начале XX в. Югская Дорофеева пустынь принадлежала к числу самых богатых и благоустроенных обителей епархии, сильнейших в России подвижнических центров.
После Октябрьской революции монастырь был закрыт, а ценности изъяты. В 1920 г. здесь разместили детскую коммуну, в 1930-х гг. обитель передали под жильё Волгостроя. Большинство жилых и хозяйственных построек вне её периметра, а также земельные массивы окрест монастыря перешли во владение совхоза «Юга». Разрушен при затоплении Рыбинского водохранилища в апреле 1941 г.
Морев Ф. Югская Дорофеева общежительная пустынь. Ярославль, 1894. Корсаков Г. Югская пустынь // Молога : история и судьба древней русской земли. Рыбинск, 1999. Вып. 4. С. 65-71. Дополнение к церковному календарю на 2002 год. Романов-Борисоглебск (Тутаев), 2002. С. 35, 46-47. Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Одигитрии Югской // Словарь книжников и книжности Древней Руси / РАН, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). СПб,. 2004. Вып. 3 : (XVII в.), ч. 4. С. 579-581.
Источник: ЯОУНБ им. Н.А. Некрасова. Ярославский календарь на 2015 год.
Продолжается реконструкция Стоялой улицы. Будут обновлены, как планируется, и фасады нескольких зданий. В том числе — бывшей часовни подворья Югского Дорофеева монастыря, что на перекрёстке Крестовой и бульвара Ушакова. После этого часовню планируют передать в ведение Рыбинской епархии — такое решение принято в администрации города Рыбинска.
16 июня — праздник Югской иконы Богоматери. И в этот день ежегодно на берегу Рыбинского водохранилища совершают Божественную литургию под открытым небом — недалеко от места, где находился затопленный в 30-е годы ХХ века Югский Дорофеевский мужской монастырь.
Здание подворья Югского Дорофеева монастыря находится на пересечении улиц Крестовой и Стоялой – в том месте исторического центра, которое уже, как минимум, четыре столетия остается одним из самых оживленных в нынешнем Рыбинске и прежней Рыбной слободе. Строительство подворья связано с историей особого почитания чудотворного образа Югской иконы Божией Матери, в котором рыбинцы видели покровительство Царицы Небесной своему городу.
Летом 1701 года, после того как в город была принесена из Югского Дорофеева монастыря эта икона, в Рыбинске прекратилось «моровое поветрие». И с этого же года Югскую икону стали приносить в Рыбную слободу (позднее — город Рыбинск) ежегодно в дни Петровского поста, а затем и дважды в год. В честь первого принесения чудотворного образа в Рыбинск была выстроена небольшая деревянная часовня — «для собрания в церковное той пустыни строение и для монахов непрестанного сбора». В 1735 году, когда в Рыбной слободе случился большой пожар, она сгорела, и «место часовенное оставалось незастроенным до 1743 года, когда по прошению игумена Иосафа с братией было дозволено ее восстановить. По доброхотству и усердию рыбинских граждан к Югской обители ей была предоставлена городская земля для устроения при часовне постоялого двора».
В 1797 году подворье выгорело вновь. Земельному участку, в соответствии с новым городским регулярным планом застройки, надлежало стать проезжей частью. В то же время, другую часть сохранившегося надела оспаривали соседи. Но в Рыбинском филиале Государственного архива Ярославской области хранятся документы, свидетельствующие о том, что иеромонах Арсений просил оставить участок за монастырем, чтобы со временем выстроить здесь каменный дом для нужд обители. В это время свои участки добровольно пожертвовали монастырю посадские Афанасий Бронников и Никита Еремеев. Что касается остававшихся спорными участков, то по этому поводу в 1798 году началось судебное разбирательство, продолжавшееся до 1803 года. В результате земля осталась за монастырем. Правда, один из купцов, претендовавших на землю, согласился уступить ее с условием, что Югский монастырь возвратит ему 500 рублей, пожертвованных ранее на строительство нового собора в обители.
Строительство каменного здания подворья было закончено в 1804 году. Подворье Югской Дорофеевой пустыни занимало участок размером 30х22 метра. Не верхнем этаже здания по улице Крестовой находились жилые помещения. В нижнем этаже по левую сторону от ворот располагались две торговые лавки, которые сдавали в аренду. Справа от ворот, рядом с часовней, было еще одно жилое помещение. Со стороны Торговой площади были выстроены пять двухэтажных лавок, доход от арендной платы за которые достигал 1500 рублей в год серебром. Сама же часовня приносила пустыни годовой доход в размере 450 рублей.
Часовня располагалась в угловой части здания, размеры ее внутреннего пространства составляли 4,3х3,5 метра. Каждый из двух ее фасадов был украшен двумя парами высоких полуколонн с ионическими капителями и фронтоном с луковичной главкой на низком барабане. Четверик часовни находился под одной крышей с двухэтажными зданиями подворья.
Интерьер часовни был украшен иконостасом лазоревого цвета, с «покрытыми поталью» колоннами, увитыми резным виноградом. В центре нижнего яруса находился список с чудотворного Югского образа Божией Матери в золоченой раме. Судя по описанию, икона была составной: сам образ был вставлен в раму-икону, на которой были написаны сцены с чудесами, происходившими от Югской иконы. Эта рама была обложена серебряным иконостасом чеканной работы. Риза и венец были украшены настоящим жемчугом с вправленными в серебро «аметистами и малахитами», с простыми красными каменьями, осыпанные «берузами». Оплечье Божией Матери оправлено «кованью серебряной», а поля иконы – «кованью золотой».
Справа от Югской иконы Божией Матери находилась в иконостасе икона Успения Пресвятой Богородицы в серебряной ризе и венцами «указной пробы Ярославской работы», возглавие было украшено драгоценным мелким жемчугом. С левой стороны находился образ святого пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна с житием. Эту икону также украшала серебряная риза с золоченым венчиком. В центре второго яруса иконостаса пребывал Печерский образ Богоматери, по обеим сторонам от которого находились две крестообразных рамы, в которых были помещены иконы двунадесятых праздников и пророков Исайи и Елисея. В третьем ярусе был помещен образ Спасителя с предстоящими Богоматерью, Иоанном Крестителем и двумя архангелами. Кроме иконостаса в часовне было еще десять икон разного размера в рамах и киотах.
Именно часовня на подворье Югского Дорофеева монастыря становилась местом пребывания чудотворной иконы в дни крестного хода в Рыбинск. Пока этот образ носили крестным ходом, драгоценный оклад его оставался в обители – усилия жертвователей сделали его «столь дорогим, что епархиальное начальство запретило выносить его из обители, чтобы не провоцировать жадность возможных грабителей; на время крестного хода оклад надевали на копию иконы, занимавшую в тот момент в монастыре место чудотворного образа». Отметим, что другие копии чудотворной иконы хранились в тех местах, куда ее носили крестным ходом – в Угличе, Мышкине, Мологе, Пошехонье. Образ, хранившийся в Спасо-Преображенском соборе Рыбинска, не только имел «жемчужную ризу с алмазной звездой», но и был заключен в серебряный киот весом более одного пуда.
А в июле 1811 года вновь в Рыбинске случился большой пожар. На подворье огонь уничтожил кровлю и стропила. Но при этом удалось спасти недавно построенный вызолоченный иконостас часовни. В том же году здание восстановили, поправив при этом фасады и заменив колонны и капители. Кроме того, во дворе была построена новая баня и «каменная палатка для поклажи разных вещей», над которой устроили два жилых помещения, а также рядом возведены новая конюшня и погреб. Внутренний двор был вымощен булыжником.
На эти годы – первую половину ХIХ века – пришелся расцвет Югской Дорофеевой пустыни. Хотя в начале ХVIII века постройки монастыря все уже были каменными, однако они были небольшими и сдержанными по архитектуре. В то же время, может быть именно благодаря своей чудотворной иконе, Югская Дорофеева пустынь была единственным в округе монастырем, который не был закрыт в результате реформы Екатерины II, хотя и был лишен всех земельных угодий. Позднее именно здесь, в Югской обители взялись возрождать древние традиции общежительного устава. Навыки этого уклада принесли сюда иноки Саровского монастыря Анастасий, Гедеон и Дамаскин, позднее продолжившие возрождение общежительства в стенах Толгского монастыря и в Ниловой пустыни на Селигере. В середине ХIХ века здесь, на Юге, был выстроен единый монастырский архитектурный ансамбль, величием, гармонией и красотой не уступавший лучшим обителям Севера России.
Настоятелями монастыря в те годы были игумен Варфоломей (Поповский), выходец из Брянской Белобережской пустыни, состоявший в переписке со святителем Игнатием Брянчаниновым, и архимандрит Поликарп (Тугаринов).
Здание часовни подворья Югской Дорофеевой пустыни в Рыбинске это и своего рода памятник выдающемуся деятелю Русской Церкви архимандриту Поликарпу (Тугаринову), по инициативе которого это здание в 1877 году было перестроено в соответствии с проектом архитектора В.И. Озерецковского. Архимандрит Поликарп был многолетним участником, а затем руководителем одной из самых успешных миссий Русской Православной Церкви в Китае в 1838-1950 годах, которая в то время была, по сути, единственным представительством России на Востоке. Высокообразованный священнослужитель, он стал знатоком восточной культуры и успешным дипломатом. Письма отца Поликарпа из Китая сегодня опубликованы и представляют интереснейший материал для исследователей. По возвращении с Востока всю свою жизнь он провел в родном Ярославском крае, избрав для жительства Югскую Дорофееву пустынь, в которой он был настоятелем последние 30 лет своей жизни. Отметим при этом, что в то же время он исполнял обязанности благочинного рыбинского и мологского соборов, а также Мологского Афанасьевского и Рыбинского Софийского монастырей.
После проведенных на часовне рыбинского подворья работ появился третий этаж. На фасадах в межоконном пространстве появились парные пилястры. В оформлении второго этажа архитектор применил крупные декоративные элементы: парные полуколонки на углах, стилизованные рельефные кресты, вписанные в венчающую каждый фасад большую килевидную арку. На восточной стене под крестом в двух высоких полуциркульных нишах-киотах были изображены святые в полный рост. На южной стороне вместо киотов были помещены парные окна тех же очертаний. Отделку фасадов дополнил рассчитанный на восприятие вблизи мелкий декор — сложного профиля архивольты, выполненные с использованием лекального кирпича. Венчала часовню небольшая на круглом барабане луковичная главка с крестом. Интерьер часовни теперь был отделан по-новому. Высокие своды и стены украшала масляная живопись, фрагменты которой сохранялись продолжительное время, вплоть до 90-х годов ХХ века. Во все помещения часовни в начале ХХ века были проведены электричество и водопровод.
В 1905 году потомственный почетный гражданин, московский купец Николай Калганов на свои средства в доме подворья устроил домовый храм в честь святителя Николая чудотворца. Освящение его состоялось в феврале 1906 года – «в память выздоровления Его Императорского Величества от постигшей в 1999 году болезни». Чин освящения совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Иаков (Пятницкий, +1922). Храм размещался в верхних этажах дома по улице Крестовой, на месте прежних жилых комнат для братии. Стены и потолок храма были украшены росписями, в резном, вызолоченном по белому фону иконостасе разместили девять икон. В алтаре на горнем месте пребывал образ Воскресения Христова в деревянной позолоченной раме размером 2,15х1,45 метра. В отдельном вызолоченном киоте пребывал здесь список с чудотворной Югской иконы Божией Матери в серебряном окладе, украшенный ризой с жемчугом и двумя драгоценными камнями в короне.
Известно, что на подворье Югского монастыря, одном из самых благоустроенных в Рыбинске, проживали епископы Рыбинские. Также оно было местом остановки правящих архиереев Ярославской и Ростовской епархии. Следовательно, стены Югского подворья помнят святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, священномученика святителя Агафангела.
С приходом к власти большевиков в Рыбинске в 1918 году и издании декрета об отделении Церкви от государства монашествующие Югского подворья вынуждены были обратиться в отдел культов при Совете депутатов. Письменная просьба о передаче зданий подворья с храмом и часовней «членам подворья для религиозного использования» хранится в Рыбинском филиале ГАЯО. Храм с часовней были открыты в марте 1919 года, но уже в июле «эксперт Народного комиссариата юстиции рекомендовал «домовый храм подворья ликвидировать, прекрасное здание, находящееся в самом центре города, использовать для каких-либо общественных целей, в особенности если принять во внимание существующий в Рыбинске острый квартирный кризис». Домовая церковь на подворье Югского монастыря была закрыта по решению пленума исполкома от 28 мая 1920 года. В октябре это решение вступило в силу, и подотдел культов просил коммунальные службы «в кратчайших срок выселить проживающих на подворье монахов, а епископа Рыбинского Василия (Бирюкова) переселить в Толгскую церковь подворья Толгского монастыря». По личной просьбе епископа Василия о передаче ему под расписку имущества из келии ему разрешили взять одну икону из четырех, о которых он писал. «Имущество келий было разобрано по кабинетам советских управленцев», — пишет А.В. Михайлов в книге «Храмы и культовые сооружения Рыбинска» со ссылкой на документы отдела культов в фонде Р-2 Рыбинского филиала ГАЯО. «Такой же ответ поступил и на просьбу иеромонаха Антония, более 26 лет заведовавшего подворьем, о передаче ему одной иконы и священнического облачения, приобретенного «личным трудом вне монастырского послушания», и личную библиотеку из книг духовного содержания… По прошению церковно-приходского совета Югской пустыни был передан список с Югской иконы Божией Матери из Никольской домовой церкви подворья, перевезенный туда из монастыря в 1906 году при освящении этого храма. Образ был передан вместе с жемчужной ризой, серебряной рамой и лампадой, а также с серебряным киотом и фонарем, употреблявшимся при крестных ходах в городе».
29 января 1921 года здание подворья Югского Дорофеева монастыря было принято комендантом города. В храме, судя по документам, оставались престол и жертвенник. Те же документы предписывали сжечь иконостас домовой церкви, поскольку его невозможно было разобрать и передать в только что открытый храм святого благоверного князя Александра Невского села Макарово (община которого обращалась с такой просьбой в отдел культов Рыбинского Совдепа).
В советское время верхние этажи часовни и прилегающих зданий были жилыми. В нижних находились часовая мастерская и торговые помещения. Из публикаций прессы конца ХХ века известно, что в это время местами еще сохранялись настенные росписи. Так, в 1998 году автор этих строк побывала в квартире, расположенной в часовне по приглашению хозяйки этой квартиры, которая, сняв все слои обоев, обнаружила под ними в межоконном проеме яркие, в полный рост изображения двух святых.
В 2015 году Рыбинская епархия обратилась к местной власти с просьбой передать здание бывшей часовни Югского Дорофеева монастыря в ведение Русской Православной Церкви. В 2017 году решение о передаче здания было принято, начался процесс расселения жильцов. У городской администрации Рыбинска есть намерение нынешним летом провести косметичекий ремонт здания и затем передать его в ведение Рыбинской епархии.
Анна Романова, https://rybinskayasreda.ru/sudba-yugskogo-podvorya/