Юго-Конево, урочище. Церковь Николая Чудотворца.

Духовным началом Юго-Конёво, как и любого села, всегда оставалась церковь. Стяжая духовные сокровища народа, сельские храмы являлись и культурными центрами, и носителями глубокой нравственной идеи. В церквях хранились книги, проводились службы и праздники, создавались школы грамоты и церковно-приходские классы.
Белокаменная красавица с небесно-голубыми куполами, золочёными крестами и малиновым звоном колоколов стояла на самом высоком и почётном месте — в начале Первомайской улицы со стороны Каслей, будто открывая «царские ворота» желанным гостям. Возвышаясь над селом, она не довлела над ним, а вселяла мир и покой.
По «Церковно-приходской летописи Николаевской церкви села Конёвского», она была заложена в 1819 году в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм расширялся и строился с ростом прихода. 8 мая 1839 года был освящён главный придел во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. С той поры она стала именоваться Николаевской. Однако 11 октября 1888 года (900-летие Крещения Руси) она была вновь освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Примерно тогда же появилась широкая каменная ограда с ажурными железными решётками, что особенно — не с колючими пиками, а с овальным завершением всех фигур. До революции в селе работала церковно-приходская школа для девочек. Мальчики обучались в школах грамоты, а с появлением земств — в светских земских школах. В Конёвском приходе было три земские школы: в селе, в деревнях Игиш и Трошково.
Был у церкви до 1917 года и свой церковный дом, двухэтажный, каменный. Просторный, со светлыми окнами и большими залами, он стоял на противоположной стороне улицы, дверь-в-дверь с церковью. Построен он был из красного кирпича. Узорные обрамления дверей, окон, углов и карнизов, рельефно выступающих в общей кладке, придавал дому не жилой, а учрежденческий вид. Похоже и строился он не для жилья, и лишь в 1885 году на втором этаже стали жить два местных священника, а нижний заняла ЦПШ, но вскоре для священников церковь построила просторные деревянные дома рядом с храмом, на Первомайской.
Несмотря на всякие невзгоды, иконостасы в обоих приделах сохранились в том виде, в каком они пребывали в начале ХХ века. Приход храма составляли жители Юго-Конёво вместе с Трошковым, Малым Трошковым, Игишем, а позднее, в 30-40-х годах и рабочие посёлков Юго-Конёвского и Карасьевского рудников. С тотальным наступлением на религию коммунистической идеологии церкви разрушались одна за другой, здания храмов приспосабливались под склады, клубы, зернохранилища и даже МТС. И чем меньше оставалось церквей в регионе, тем больше становился Конёвский приход.
В большие праздники мужики обозами везли свои семьи из окрестных деревень в Юго-Конёво, чтобы праздник христианский справить в православном храме. В сороковых-пятидесятых приезжали верующие уже со всех концов края — из Свердловска и Челябинска, Сысерти, Верхнего Уфалея, Каменска-Уральского и «атомных» городов. Не всё было гладко и в Конёвском храме, но парадокс жизни и беспощадная ирония судьбы не уберегла единственную выжившую при Советах церковь, но разрушила её другим способом.
Источник: www.kp74.ru/yugo-konevo.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?