Юго-Камский. Церковь Троицы Живоначальной.

Строительство храма Святой Троицы в Юго-Камске было начато в 1825 году на средства княгини Варвары Петровны Бутеро-Родали, урожденной Шаховской, по проекту известного на Урале архитектора И.И. Свиязева. Храм был трехпрестольный, пятикупольный, с высокой колокольней и колоннами при входах. 13 ноября 1834 года церковь освящена Преосвященным Аркадием Епископом Пермским и Верхотурским. В штате при ней состояло: 3 священника, дьякон и 3 псаломщика.
В годы Советской власти храм был обезглавлен, частично разрушен и перестроен в 2-этажное здание для нецерковного пользования, в нем находился техникум и библиотека.
В июне 2009 года здание было передано Русской Православной Церкви. В настоящее время нуждается в восстановлении и реконструкции.

Поскольку в Юго-Камском заводе селился православный люд, для поддержания его духовности стали строить большую каменную православную церковь – Храм Святой Троицы. Юго-Камская Свято-Троицкая церковь была построена в 1835 году на средства княгини В. П. Бутеро-Родали, урожденной Шаховской (по первому браку Шувалова), владевшей Юго-Камским заводом до 1863 года.
Памятуя о недавнем нашествии пугачевцев, предусмотрели пути отхода и места, где можно укрыться от неприятеля. Из Храма в разные стороны шли подземные каменные коридоры, по которым можно было ходить в полный рост. Один из таких ходов шел под садом вниз в дом управляющего заводом. Другой ход вел на противоположную сторону Казанского тракта в дом Волостного правителя. Предполагается, что был и третий ход в восточном направлении в дом священника, но пока это не нашло подтверждений…
Интересно то, что храм зимой почти не отапливался, а положительная температура в нем поддерживалась за счет тепла земли, шедшего из подземных лабиринтов. Есть основание думать, что и от завода в Храм был прокопан туннель. Так по рассказу, работавшего в 60-е годы ХХ века мастером на строительстве механосборочного цеха Александра Николаевича Полякова, при рытье котлована под фундамент северных ворот они наткнулись на тоннель, больше похожий на солидный дымоход, проходивший под цехом в сторону Храма. Но все же небольшая печка в Храме была. Её топили в самые лютые морозы. Поэтому многие прихожане, особенно дети, старались во время службы быть поближе к печке…
Большой колокол для церкви был привезён по Каме и его сгрузили на Юго-Камской пристани в 9 км от Юго-Камска. По рассказу старожилов в посёлок колокол «пришёл своим ходом». На пристани мужики его обвязали верёвками, сотворили молитву, затем взяли со всех сторон за концы верёвок … и пошли… Колокол, как казалось со стороны, шёл в средине вместе со всеми.
Отрывки из книги Николая Алексеева, краеведа из п. Юго-Камский

Особого внимания заслуживают истории югокамских церквей. В “Ведомости о Церкви” за 1915-й год говорится: “Свято-Троицкий Храм состоит в Пермском уезде Пермской Епархии в Юго-Камском заводе. Церковь построена в 1834-м году стараниями княгини Варвары Петровны Бутера ди Ридали, урождённой Шаховской, по первому браку Шуваловой, Владела она Юго- Камским заводом до 1863-го года.
Церковь освящена была тринадцатого ноября 1834-го года Преосвященным Аркадием, Епископом Пермским и Верхотуринским. Здание каменное, на каменном фундаменте, с таковою же колокольнею в одной связи, крепка, покрыта железом. Престолов в ней три. Главный Престол во имя Святой Животворящей Троицы. Южный – во имя Святителя Николая Мирликийского был освящён девятого декабря 1907-го года. Северный – во имя Казанской Иконы Божией Матери был освящён пятнадцатого июля 1907-го года. По штату при ней положены три священника, диакон и три псаломщика. Жалованье ни от казны, ни от владельца, ни от прихожан не положено”. По тем временам храм Святой Троицы был величественнейшим сооружением. Был он одним из красивейших не только в волости, но и в губернии. Звон его колоколов разносился на десятки километров. Храм простоял сто лет и один месяц, вплоть до варварского своего разрушения в 1935-м году. Установлено, что здание Храма было построено по уникальному проекту знаменитого уральского архитектора Ивана Ивановича Свиязева, теоретика и практика архитектуры, преподавателя, общественного деятеля, историка, мемуариста, поэта. Спроектированные им здания и поныне украшают Пермь и другие города России. По воспоминаниям современников о церкви, “она стояла, как невеста, с высокой колокольней, с пятью большими куполами над главным сводом, с расписными царскими вратами и ажурной оградой в окружении кудрявых берёз. Эта церковь красовалась, возвышалась над заводом и посёлком. С одной стороны плескались волны Верхнего пруда, с другой – проходил Казанский тракт, шумела базарная площадь”. К церкви было приписано семь часовен: в деревнях Полуденной, Верх-Юга, в Чуваковке, Гари, Осиновке, Ельники. Ключики. В церковной библиотеке находились четыреста тридцать томов книг, предназначенных для чтения. В приходе имелись одна церковная и пять земских школ. Церковная размещалась в собственном доме. В 1915-м году в ней обучалось шестьдесят семь мальчиков и двадцать шесть девочек. Церковным старостой с 1915-го года был Михаил Павлович Арефин, пятидесяти пяти лет, проживающий в Юго-Камском. Храм был пятикупольный: купола символизировали силу Бога-Отца и четырёх евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Имелись три входа: центральный – для прихожан – находился со стороны Казанского тракта, с западной стороны был вход для служителей Храма, а с северной – запасной вход. Колокольня возвышалась над входом с западной стороны.
При храме – с северной стороны – располагалось небольшое кладбище, на котором захоронены были почётные жители посёлка, а за алтарём обычно погребали священнослужителей. Позднее, при раскопках, были найдены кости и плиты с фамилиями людей. В советские времена на месте кладбища устроили танцплощадку, долгое время под разухабистую музыку длились пляски на костях. Грешным делом, иногда в молодые годы ходила на эти танцы и я, не ведая, что творю. Пусть и сильно надломилась Русская Православная Церковь после трагедии Раскола, но какого достойного будущего могли мы ожидать при подобном кощунстве? Продолжу разговор о церкви. Как положено, был в храме притвор, где соприкасался божественный мира с земным, была обширная средняя часть, был амвон, был алтарь с большим иконостасом. В разные стороны шли из Храма подземные каменные коридоры, по которым можно было ходить в полный рост. Один из таких ходов шёл вниз под садом в дом управляющего заводом. Другой проложен был под Казанским трактом в дом волостного правителя, третий вёл в дом священника. Зимой Храм не отапливался: температура в нём поддерживалась за счёт тепла, идущего из подземных лабиринтов. От завода в Храм был прокопан туннель, на который позже наткнулись рабочие при рытье котлована. Позже он был замурован – залит бетоном. В начале ХХ века при церкви возникли певческие объединения. Особенно плодотворной была их деятельность в канун таких больших праздников, как Пасха или Рождество Христово. Храм украшался гирляндами, горящими плошками, бенгальскими огнями. В пасхальные дни завод закрывался на неделю, в церкви непрерывно звонили колокола, а батюшки обходили крестным ходом многие дома в посёлке. На Троицу, на горе Гульбище, устраивались большие гуляния. В 1915-м году тщанием прихожан на Юго-Камском православном кладбище была построена вторая церковь, получившая название Всех Святых. 21 июня того же года была она освящена Его преосвященством Андроником, епископом Пермским и Соликамским. Сохранилось её историческое описание: здание деревянное на каменном фундаменте и деревянной колокольнею в одной связи, крыша крепка, покрыта железом. Для священнослужителей на средства церкви построены были два дома и флигель. Печальной оказалась история обеих церквей.
Истории югокамских церквей. Из цикла Посёлок, Галина Чудинова

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?