Церковь Троицы выразительный пример сельского церковного комплекса посл. четв. 18 в. — нач. 19 в., характерный для Нерехтского района. Комплекс расположен на обширной площади почти в центре крупного села, у его главной улицы. Территория комплекса окружена оградой с тремя угловыми башнями. С северной стороны примыкало приходское кладбище, обнесённое деревянной изгородью, с южной стороны расположены Святые ворота, с западной и восточной-калитки. Сама же церковь Троицы стоит в центре участка, ближе к его северной стороне. Все сооружения комплекса кирпичные, частично сохранившие первоначальную штукатурку. В облике церкви удачно сочетаются традиционная для Костромского зодчества типология храма, восходящая к 17 в., и фасадный декор, свойственный архитектуре барокко. Церковь с небольшой трапезной и столпообразной колокольней возведена в посл.четв.18 в. усердием прихожан и освящена в 1782 г. В нач. 19 в. трапезная храма была заменена или значительно расширена с устройством приделов и притворов перед боковыми входами.
Во 2-ой четв. 19 в. церковная территория была окружена оградой с воротами и тремя угловыми башнями — вероятно, две из них, выходившие на дорогу, когда-то служили лавками, а третья-часовней. Первоначально, церковь имела один придел, посвящённый Николаю Чудотворцу. Освящение второго придела в честь иконы Иерусалимской Божией Матери, возможно, произошло после завершения последнего этапа строительства. К настоящему времени частично утрачена кровля трапезной, заложен ряд проёмов, одно из окон на южном фасаде трапезной превращено в широкий входной проём; разобрана верхняя часть северного прясла ограды, утрачены главка над Святыми воротами, купольные завершения калиток и верхний восьмерик юго-западной башни, угловые колонны юго-западной и юго-восточной башен. В основном объёме храма фрагментарно сохранилась настенная живопись 3 четв. 19 в. Сюжетные клейма исполнены маслом в академической манере. Многое из частично сохранившихся композиций сейчас едва можно прочитать. На лотках просматриваются фигуры ангелов, на боковых стенах между окнами-образа святителей в клеймах, над ними-круглые клейма с изображениями евангелистов.
На западной стене над входной аркой написана композиция «Сошествие Святого Духа на апостолов». По сторонам от неё размещены клейма со сценами из Евангельского цикла, в их числе: «Благовещение пастухам» и «Жёны мироносицы у гроба Господня». В своде трапезной написан образ Троицы Новозаветной с херувимами по фону. Палитра живописи приглушённая, тёплых коричневых тонов, с вкраплениями синего, зелёного,жёлтого и тёмно-красного цветов в облачениях. В настоящий момент село жилое и там проживает около 300 человек; есть школа, почта, медпункт, магазины.
Село расположено в 9 км от Нерехты. От города и через само село проходит асфальтовая дорога, а также рядом ж/д дорога в сторону г.Иваново. До села идут местные рейсовые автобусы маршрутом до населённых пунктов: Ёмсна, Лужки, Клементьево, Аминево.
Троицкая церковь с. Емсны каменная, с такою же колокольнею, построена в 1782 г. усердием прихожан. Церковная ограда каменная, кладбище вне ограды, но смежно с нею и обнесено деревянною оградою. Престолы: в холодной во имя Живоначальной Троицы, в теплой — во имя св. чудотворца Николая и в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. Церковный капитал 400 руб., жертвованной земли при церкви 2 десятины, приносит дохода 20 руб. в год.
Причт: священник, диакон и псаломщик. Причт получает казенное жалование: священнику 108 руб., псаломщику 36 руб., диакон не получает. Земли в пользовании причта усадебной 1 десятина, пахотной 31 десятина 240 кв. сажень, сенокосной 7 десятин 2035 кв. сажень, пахотной неудобной 5 десятин 2329 кв. сажень. План на землю есть, межевой книги нет.
Прихожан муж. пола 936, жен. пола 1016, приход сельскохозяйственный. Приходских селений 15, не далее 4 верст. Школа земская в самом селе.
«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография, 1911 г.
В облике церкви Троицы удачно сочетается традиционная для костромского зодчества типология храма, восходящая к 17 в., и фасадный декор, свойственный архитектуре барокко. Композиция здания симметрична относительно продольной оси. К двусветному храму, увенчанному пятью луковичными чешуйчатыми главами на граненых барабанах (центральный световой), с востока примыкает трехлопастная апсида, с боков – прямоугольные в плане алтари приделов, скрывающие нижнюю часть четверика, а с запада – обширная трапезная, объединенная с боковыми палатками, фланкирующими шатровую колокольню. Нижний ярус колокольни, выступающий легким ризалитом в линии западного фасада, имеет форму четверика со скругленными углами, возвышающийся над ним восьмигранный столп несет стройный шатер с маленьким цилиндрическим барабаном под утраченной главкой.
Боковые фасады четверика обладают традиционной трехосевой композицией. Сдвоенные пилястры, поставленные с небольшим отступом от углов, и одинарные в простенках окон, крепуют трехчастный антаблемент с гладким фризом и профилированным карнизом с мелкими сухариками. Возвышающийся над ним глухой аттиковый ярус, также расчлененный короткими филенчатыми пилястрами, украшен фигурными профилированными филенками (раньше в них находилась масляная живопись на металлических листах) и увенчан карнизом. Окна с пологими лучковыми перемычками заключены в рамочные наличники с ушами и лучковыми сандриками. Нижний ярус проемов – боковые входы и расположенные восточнее окна (по одному с каждой стороны) после достроек нач. 19 в. оказались в интерьере здания – внутри притворов. Барабаны глав, поднятые на невысоких постаментах, также имеют развитые карнизы. Основные грани центрального барабана прорезаны арочными окнами, а боковые украшены сдвоенными пилястрами; грани малых барабанов декорированы прямоугольными нишками. Тот же принцип декора использован и на фасадах апсиды и трапезной. Парные пилястры, профилированные постаменты которых опираются на гладкий цоколь, подчеркивают изломы объема, одинарные поставлены в простенках, но форма оконных наличников здесь слегка изменена: вместо сандриков над окнами помещены надоконные щиты, смыкающимися с подкарнизным фризом, а профилированные подоконники связаны с лежачими подоконными досками.Особую торжественность западному фасаду здания придает высокий аттик, ступенчато поднимающийся над фасадами боковых палаток к столпу колокольни. Арочный вход в колокольню, с профилированным архивольтом на импостах, акцентирован портиком из двух трехчетвертных колонн, увенчанных треугольным фронтоном. Грани восьмигранного полуяруса в основании столпа декорированы прямоугольными нишками, углы столпа, завершенного развитым карнизом с сухариками, подчеркнуты парами пилястр; над стройными арками звона в каждой грани шатра прорезано три яруса слухов – парные нижние и одинарные средние оформлены наличниками с треугольными фронтончиками, а маленькие верхние имеют круглую форму.Высокий четверик храма перекрыт четырехлотковым сводом с круглым отверстием светового барабана в шелыге. Три арочных прохода (средний более высокий) соединяют храм с алтарем, завершенным коробовыми сводами с конхами. Нижние проемы (окна и боковые входы) расположены в нишах с лучковым верхом. Притворы перед боковыми входами завершены лотковыми сводами. Широкая арка из храма ведет в трехнефную трапезную, перекрытую тремя продольными лотковыми сводами, которые опираются на четыре столба со скругленными углами, декорированные приземистыми пилястрами со штукатурными карнизами. Столбы соединены по оси запад – восток подпружными арка-ми, от которых выложены распалубки. Первый ярус колокольни перекрыт крестовым сводом, палатки – лотковыми. В северной стене колокольни находится узкий арочный проем входа на внутристенную лестницу к звону.В алтаре и в основном объеме храма фрагментарно сохранилась настенная живопись 3-й четв. 19 в. Сюжетные клейма исполнены маслом в академической манере. Гризайльная уборка свода содержит отдельные декоративные мотивы позднего классицизма. В остальной орнаментике ленточное плетение вокруг клейм сочетается с лиственным плетением в картушах с надписями.На центральном своде алтаря и в конхе развернута тематически редкая композиция на тему Спасительной жертвы, основанная на текстах пророка Исайи. Сохранился образ Богоматери с младенцем, изображение Христа с крестом Распятия, часть образа Иоанна Предтечи (со стягом). В центре помещен образ Софии Премудрости Божией, по фону написаны Силы небесные. В своде южной части алтаря представлено «Положение во гроб». Фрагментарно сохранившаяся композиция на своде северного притвора не читается.Ребра свода в храме подчеркнуты широкими полосами с крупными круглыми розетками. На лотках написаны фигуры ангелов в овалах. На восточном лотке угадывается изображение Иерусалима, служившее фоном для венчавщего иконостас Распятия. На боковых стенах между окон второго света помещены образа святителей в клеймах арочной формы, над ними – круглые клейма с поясными изображениями евангелистов. Фриз под окнами второго света орнаментирован густым лиственно-ленточным плетением. Откосы окон декорированы клеймами с херувимами и орнаментом на основе ленточного плетения. На западной стене над входной аркой написана композиция «Сошествие Святого Духа на апостолов». По сторонам от него размещены пять клейм со сценами из евангельского цикла, в их числе «Благовещение пастухам» и «Жены мироносицы у гроба Господня». В своде трапезной написан образ Троицы Новозаветной с херувимами по фону. Палитра живописи приглушенная, теплых коричневатых тонов, с вкраплениями синего, зеленого, желтого и темно-красного в облачениях.
http://svodokn.ru/object/101525382?open=true