«И вот, я опять в Ясной поляне… Подъезжая к старой усадьбе, как всегда, сердце моё забилось сильнее и я чувствовал, что-то, что это случилось со мной, было уже первым шагом к обновлению души и тела.
Отца застал в зале за столом с очень свежим, здоровым лицом.
—Здравствуй, голубчик, — сказал он, и мы обнялись, я пожал его худую руку.
Я никого на свете не люблю больше его и никто на свете мне не ближе всячески.
Мы понимаем друг друга с отцом с первых слов, с намёков, и мне дорого теперь, что я с ним снова тот же, что был когда-то, в период нашей дружбы.
•••
Стали говорить о нелепой истории с картиной Бунина* . Я сказал , что возмущался и говорил всем в Петербурге , что меня удивляет равнодушие, как допускают такие вещи. Отец молчал. Я рассказал, как изображена его фигура на полотне Бунина, и он добродушно расхохотался вместе со всеми нами.
•••
Пока я сидел у отца, мать принесла свои фотографии и стала показывать их нам.
И, глядя на моих стариков родителей, мне было радостно видеть их бодрых и занятых, трудящихся вместе, дружных более, чем прежде.
Матери моей ставьте памятник рядом с отцом, потому что без неё он не был бы собой.»
Граф Л.Л.Толстой
* В 1903 году Наргиз Бунин представил на выставке картину с обычным бытовым сюжетом; рыбаки бреднем ловят рыбу. Однако работа художника вызвала немалый ажиотаж, и даже спровоцировала агрессию у одного из посетителей выставки.
Дело в том, что Бунин изобразил без штанов, не обычных людей, а светило русской литературы Льва Толстого и великого живописца Илью Репина.
Началось все двумя годами ранее, когда Репин представил знаменитый портрет Толстого без ботинок. Тогда раздосадованный Лев Николаевич написал художнику: «Спасибо, хоть панталоны оставил».
______________________________
Журнал «Столица и усадьба», номер 4, 15 февраля 1914 года.
#тула#яснаяполяна#толстой#столицаиусадьба#усадьба#тульскаягуберния#репин#буниннаргиз