Монастырь Морача (Moraca) — один из наиболее монументальных средневековых памятников Черногории. Он построен в 1252 году Штефаном, сыном короля Вукана и внуком Стефана Неманичи. Монастырь Морача расположен на правом берегу Каньона Морача, на естественном плато в живописной гористой местности.
Монастырский комплекс состоит из большой церкви собора, посвященной Успению Богоматери, маленькой церкви святого Николы во дворе и нескольких строений с монашескими кельями.
Церковь собора — большое здание с одним нефом, цилиндрическим сводом, полукруглой апсидой и боковыми хорами — типичная постройка рашской школы, доминирующей в 13-ом столетии. Церковь построена из известкового туфа, мягкого пористого камня из соседних карьеров, и покрыта штукатуркой. Западный портал выполнен в романском стиле, также как и два окна в ряду декоративной аркады под карнизом крыши. Эти детали указывают на прибрежное происхождение каменщиков, принявших великий архитектурный вызов. Те же самые мастера выполнили рельеф на капителях западного портала, который напоминают отделку средневековых надгробных плит, называемую стечи.
Точеная надпись на фронтоне западного портала указывает год основания Монастыря — 1252. По окончании строительных работ Штефан приступил к росписи фресок. К сожалению, нельзя увидеть полную картину росписи, так как сохранился только фрагмент в ризнице. Помимо общих мотивов, Богородицы с Христом и Благовещения, сохранились также 11 сцен, иллюстрирующих жизнеописание Пророка Илии. По мощи, великолепию и технике фресочной росписи 13-го столетия это произведение не имеет себе равных.
В начале 16-го столетия турки опустошили Монастырь и сняли его свинцовую кровлю; что привело к разрушению фресок до такой степени, что их пришлось реставрировать в 1574 году. Крупномасштабные работы по реконструкции возглавил деревенский староста Вукич Вучетич. По окончании строительных работ пригласили живописцев (их имена неизвестны). К сожалению, их уровень мастерства не позволил достигнуть прежней техники стеновой росписи.
17-й век ознаменован началом интенсивной духовной и художественной жизни Монастыря Морача. В нем работали известные мастера, но самым ярким из них был великий Козма – художник, резчик и книгооформитель.
Последний слой фресок был наложен художниками школы Котора Гулфа. В начале 18-го столетия мастер Димитрий расписал Успение Богоматери, а его сын закончил большую икону, изображающую жизнеописание св. Джона Баптиста.
В монастыре хранится рука Святого Священомученика Харалампия.