Ярышев. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

В местечке Ярышев Подольской губернии (сегодня — село Ярышев Могилев-Подольского района Винницкой области) была величественная деревянная церковь Успения Богородицы и деревянный костел, также Успения Богородицы. Церковь была построена в 1768-72 годах и представляла собой гармоничный стройный крестообразный, пятиглавый храм, единственный такой на Подолье. Рядом стояла трехъярусная колокольня. В начале 20 века недалеко построили новую церковь, а старую разобрали в 1910 году. Остались подробное описание и фото храма, сделанные в 1905 году профессором Павлуцьким («Деревянные и каменные храмы» – К.: 1905 г.). А новую церковь и старый костел уничтожили коммунисты.
http://www.panoramio.com/photo/117407705

В Ярышеве есть старинная деревянная пятикупольная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Когда построена Ярышевская церковь, с точностью неизвестно. В старейшей по времени церковной описи 1829 г. указывается, что эта церковь построена в 1768 г. с дозволения униатского епископа Леона Шептицкого, освящена в 1772 г. униатским деканом Иоанном Остаповичем. Более раннего документа с указанием времени постройки церкви не имеется. В г. Баре Могилевского уезда сохранилось предание, занесенное в местную церковную летопись в 1868 г., что Ярышевская церковь устроена из деревянного здания Барской Николаевской церкви в 1795 г., купленного Ярышевскими прихожанами. Документально об этом ничего неизвестно; из документов только видно, что Николаевская церковь города Бара, существовавшая в конце XVIII в ., была заложена в 1764 г. и что в 1772 г. иконостас в ней был древний. К сожалению, нет описания этой церкви и в имеющихся в архиве Подольского историко-археологического общества книгах ревизий или визитах церквей XVIII в. Правда, есть в двух более ранних по времени визитах 1740 и 1747 гг. сведения о Ярышевской церкви, но эти сведения очень кратки, так что по ним нельзя судить, какая тогда была в м. Ярышеве церковь, — только и есть указания, что церковь «Успенская деревянная, крытая гонтами». Некоторые полагают, что здание это построено гораздо раньше 1768 г., а дата, показанная в описи 1829 г., относится к внешнему или внутреннему обновлению церкви.
Это старое здание представляет характерную пятикупольную церковь южно-русского типа, теперь все более и более исчезающего. Рассматриваемый храм, как и многие другие храмы Подольской губернии, построен из дуба. По плану он имеет вид равностороннего креста, причем центральный сруб восмиугольный, а концы креста имеют форму граней. Длина и ширина здания — приблизительно 23 арш.; ширина притвора, алтаря и боковых частей — 6½ арш. Четыреугольные арки служат для свободного сообщения из одной части храма в другую; алтарем служит северный сруб; солея возвышается на одну ступень. Все пять куполов храма поднимаются в виде башен, представляющих наслоение нескольких постепенно уменьшающихся кверху восьмиугольников; средняя башня значительно преобладает над остальными вышиной и шириной. Высота боковых куполов внутри здания — 19 арш., высота среднего купола — 22 арш. Внутри, в основании куполов, церковь стянута деревянными связями в виде перекладин, положенных, кажется, в 1849 году, когда она реставрировалась. Купол южный закрыт хорами, устроенными во всю длину и ширину этого бокового придела, так что все пространство закрыто на высоте 4 арш. потолком, служащим полом для хор. Эти хоры, кажется, позднейшая пристройка. Снаружи каждый из боковых куполов представляет три яруса, из коих два — собственно стены храма, разделенные вдоль здания поясом-карнизом, а верхний ярус, суживаясь, представляет как бы барабан-восьмигранник, на котором утверждается восьмигранная глава с чуть заметным луковичным закруглением, похожая скорее на восьмигранную пирамиду, чем на луковицу; далее глава увенчивается небольшим фонарем и небольшой узкой луковицей. Средняя глава против боковых глав имеет еще один ярус вверху и потому выше боковых глав и заканчивается такими же по форме фонарем и луковицей, как и боковые главы, только немного большими. Главки увенчаны железными крестами, причем на средней главе крест поворочен к востоку, хотя алтарь обращен почему-то к северу; на других главах кресты поставлены на железные сквозные, окруженные венком, вензеля из имен «I. Хр.» и «Мария»; в этом сказалось латинское влияние, проявившееся во время нахождения Ярышевской церкви в руках униатов.
Окон в средней части храма 4, именно в среднем ярусе два квадратных на Ю-В и Ю-З и в нижнем ярусе также два в виде удлиненного пятиугольника; эти два последние окна расположены с Ю-В и Ю-З. В четырех боковых частях по 6 окон, именно в верхнем ярусе по три окна, причем два квадратные, а одно — круглое, в среднем ярусе также по три окна четырехугольных, удлиненных, с 8 шибками (величина окон 13½×21 вер.); но в алтарной части окно против престола в северной стене имеет крестовидную довольно красивую форму с переплетами, расположенными диагоналями; стекла в этом окне окрашены были в разные цвета, как можно видеть по остаткам краски. В боковых приделах — восточном и западном, окна, обращенные к северу, т.е. расположенные около иконостаса, заложены иконами. Вся церковь выстроена из брусьев, хорошо обтесанных и сложенных в сруб, а затем бревна обшелеваны снаружи тонкими досками. Крыша внизу и карнизы покрыты гонтой, а главы белой жестью, теперь сильно поржавевшей. Здание стоит на каменном фундаменте.
В Ярышевской церкви заслуживает внимания иконостас. Он — четырехъярусный, устроен с заворотами, которые прислонены к прилежащим боковым стенам храма. В нем царские врата резные, золоченные, довольно искусной работы. Над царскими вратами возвышается в резном квадрате и сиянии круг, в коем начертано слово «Бог» по-гречески, по-латыни и по-еврейски. По бокам этого квадрата расположены резные, в виде низкого барельефа, изображения четырех евангелистов, — погрудные человеческия фигуры с крыльями, расположенными симметрично в разные стороны. Изображения вырезаны и расписаны красками, причем верхний евангелист изображен юношей с шестю крыльями, держащим в руке свернутый свиток (св. Иоанн Богослов). Лики других евангелистов изображены в виде мужей с большими бородами; пред ними раскрытые большие книги, на которых начерчены начальные слова евангелий от Матфея, Марка и Луки. Наместные иконы в иконостасе двойные, причем одни постоянно находятся в ико[с. 36]ностасе, а другие выдвигаются на время поста. Последние иконы изображают Распятие Спасителя и Скорбящую Божию Матерь. Также и другие иконы, расположенные внизу иконостаса, имеют задвижные другие изображения. Одна из икон (справа) закрывается изображением Яна Непомуки — это остаток унии.
В настоящее время эта старинная церковь вследствие крайней ветхости предназначена к разборке. До недавнего времени возле старой церкви также была деревянная трехъярусная колокольня, построенная отдельно от церкви, возле входа на погост; но с построением новой церкви и совместно с ней колокольни, старая колокольня уже разобрана.
http://mp-eparhia.org.ua/blagochinya/location/197

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?