Ярославско-Смоленская икона Божией Матери

Ярославско-Смоленская икона Божией Матери — келейный образ архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Антония. 12 октября 1642 года во время молитвы он услышал от иконы — Смоленской Одигитрии — голос: «Иду, иду в пределы града Ярославля, в новосозданный монастырь во Имя Мое». Архимандрит Антоний послал эту икону с иноком Германом в указанный монастырь, строящийся в лесу, недалеко от Ярославля. Чудотворная икона была поставлена в монастырском храме около алтаря.
История Смоленского на Бору монастыря длилась всего несколько десятилетий, но обитель оказалась не только тесным образом связанной с исторической судьбой Ярославля и Толгского монастыря, но и дала интереснейшие произведения древнерусской литературы — «Повесть об устроении монастыря и иконе Смоленской Богоматери» и «Сказание о Животворящем Кресте Господнем».

Основание Смоленской обители соотносится с именем игумена Толгского монастыря Иоиля. В 1642 году ему случилось во сне некое откровение: «да во имя Божией Матери Одигитрии созиждет [он] монастырь за три поприща (версты) от града Ярославля». Иоиль известил о видении ростовского митрополита Варлаама и испросил у него благословение на устройство новой обители. Вскоре приступил к делу: «прииде бо с четырми единоматерними своими братьями монахами на место, ему откровенное, и нача с ними лес сещи и огнем жещи, ибо лесно бяше место то и никим же населяемо; и тако начатся созидатися церковь во имя Божией Матери Одигитрии [Смоленской]».

Игумен Иоиль был назначен управлять обоими монастырями — Толгским и Смоленским. Строящаяся обитель вскоре обрела свою святыню. Настоятелю Троице-Сергиева монастыря архимандриту Адриану, в прошлом — игумену Толгской обители (1635–1640), было сонное видение: «от образа Пресвятой Богородицы Одигитрии, находившегося в келии его, бысть глас, глаголющий ему: „Иду, иду в пределы града Ярославля, в новосозидающийся монастырь во имя Мое”». Вняв ему, архимандрит Адриан призвал иеромонаха Германа, вручил ему келейную икону и повелел доставить ее игумену Иоилю, который «с братиею изыде в сретение образа Божией Матери с честными кресты». Так как в новой обители храм еще не был готов, то образ временно поместили в Толгский монастырь.

По завершении строительства деревянного храма обители, 12 октября 7151 (1642) года (неверная датировка — 1643 — в других публикациях происходит из-за существовавшего в допетровскую эпоху отсчета начала года — с 1 сентября, а не с 1 января, как это принято в современной истории), в него торжественно перенесли икону Смоленской Богоматери. В этот же день начали совершаться первые чудеса от священного образа. Согласно тексту сказания, три инока Смоленской обители отправились «для покупок церковных» в Ярославль; переправляясь через Волгу, они были застигнуты бурей и едва не погибли. Монахи призвали на помощь Богоматерь и избежали печальной участи

В этот же день чудодейственная сила иконы Смоленской Богоматери смогла воскресить новорожденного младенца, неожиданно скончавшегося, когда его принесли в храм для совершения таинства крещения. Тогда же получил исцеление иеромонах Макарий, страдавший пятнадцать лет зубной болезнью. Это были не единственные исцеления от чудотворной святыни: «много и иных, всякого рода болящих, слепых, беснуемых и расслабленных, приводимо было в Смоленскую обитель к чудотворному образу Пречистой Девы, и сильные из них верою возвращались здравыми в дома свои, благодаря Господа, изрекшего „просите — и дастся вам”

Более всего прославилась икона Смоленской Богоматери в 1654 году, в разгар страшного «морового поветрия». Жители Ярославля решили тогда для избавления от болезни в первое воскресенье Рождественского поста совершить крестный ход с чудотворной иконой Толгской Богоматери. Вот что повествует сказание о священном образе Смоленского монастыря: «В ночь, предшествовавшую сему дню, не потухали огни в целом городе и не запирались храмы; а между тем мор, свирепствуя с ужасающей силой, поражал жителей ежечасно. Из оставшихся в живых одни укреплялись силой таинств в Божьих храмах, другие молились в домах своих, третьи приготовляли к погребению преставившихся, и все с нетерпением ожидали принесения из Толгского монастыря чудотворной иконы Владычицы в Ярославль, веруя, что с посещением Ее Всеблагий Господь, наказующий и вместе с тем милующий, не попустит им искуситися паче, еже могут, но при искушении даст и облегчение и силу понести».

В это время, когда жители Ярославля «воскрылялись духом, в чаянии сретенья чудотворного образа», болезнь достигла и Смоленского монастыря, в нем «изнемогали от смертоносных язв три священника, три диакона и три чтеца, кои все пришли туда из Спасского монастыря для совершения всенощного бдения». Накануне крестного хода младшему брату игумена Иоиля, иноку Гордиану, случилось видение: вздремнув, он увидел икону Смоленской Богоматери «на воздухе, в лучезарном свете; и был глас, повелевающий идти с нею в крестный ход». Другим инокам Спасского монастыря, пришедшим в Смоленскую обитель, повторилось явление святыни, которая повелела также написать икону Живоначальной Троицы и устроить в ее честь в Смоленском монастыре каменный храм.

На следующую ночь чудотворные иконы двух монастырей, Толгского и Смоленского, с крестным ходом отправились в Ярославль. Была эта ночь, по сказанию, «аки день светла, и больные ни мраза, ни зимы не чующе, — и всем малым и великим… радость была несказанная». Жители города обнесли иконы вокруг города, и смертоносное поветрие в Ярославле вскоре прекратилось. Через столетие бедствие повторилось, и вновь ярославцы призвали на помощь священный образ. Осенью и зимой 1763 года, когда в городе свирепствовала моровая язва, икона Смоленской Богоматери по желанию горожан пребывала у них 11 недель, святыня «переносима была по приходским церквам от одной к другой и по различным домам для молебствия».

В последней части «Повести об устроении монастыря» рассказывается о событиях, предшествовавших основанию Смоленской обители. Здесь речь идет о том, как некоему жителю города Романова Самсону «прозванием Богомол» случилось видение: в ночь на Великую субботу, 7 апреля 1626 года, во сне явился ему образ Богоматери Одигитрии, а перед ним «кадило горящо и древо многолиственно». На следующий день романовский юродивый Онуфрий предсказал Самсону многие скорби, а всем его домашним — монашество. Так и случилось: пятеро сыновей Богомола и его жена Неонила приняли постриг. Сам он, претерпев много испытаний, через несколько лет скончался и был погребен, как и его супруга, в Смоленском монастыре.

В 1932 году Смоленский и Всехсвятский храмы были закрыты, церковные здания сначала передали Долматовскому сельсовету под гараж пожарной дружины и пункт Осоавиахима, позднее снесли. На их месте теперь кладбище. Прихожанам удалось отстоять только Троицкую церковь, она не только сохранилась до наших дней, но в советские годы не закрывалась и по-прежнему находится в ведении Русской Православной Церкви.

Ныне Троицкий храм представляет собой редчайшее явление в епархии: все древние, особо чтимые святыни бывшего монастыря сберегаются в его стенах, они напоминают нам о древней истории обители, ее основателе Иоиле и благоустроителе Гордиане. Слева от царских врат стоит в иконостасе чудотворная Ярославская-Смоленская икона Богоматери — уже в последние десятилетия благодарные богомольцы украсили образ драгоценными привесками. Празднования ей совершаются, как и ранее, не только 10 августа, в общецерковное прославление Смоленской, но особо 25 октября, в престольный праздник прихода. Также в храме Святой Троицы посёлка «Смоленское» находится и Животворящий Крест с частицей Московских, Новгородских, Ростовских и Ярославских угодников.

Использованные материалы
1. Икона Богородицы «Одигитрия» Ярославская/ Сайт «Азбука веры»
https://azbyka.ru/days/ikona-odigitrija-jaroslavskaja
2. Икона Божией Матери «Одигитрия» Ярославская
https://days.pravoslavie.ru/Life/life1724.htm

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?