В XVI веке с восточной стороны на монастырской площади была возведена большая звонница. В нижнем ярусе размещалась церковь, апсида которой и поныне видна с восточной стороны. Она имела своеобразный иконостас, написанный прямо на стене. К северной стороне звонницы примыкала высокая двухъярусная галерея, соединявшая ее с собором. В XVI веке звонница имела высокий сводчатый проезд на хозяйственный двор монастыря. Верх звонницы, там, где у современной звонницы висят колокола, увенчали двумя огромными каменными шатрами. Арки старого яруса звона хорошо видны и сейчас. Тогда звонница была значительно ниже.
Источник — сайт «Мой Ярославль»
Со стороны восточной части главной монастырской площади стоит массивная звонница. Высота звонницы достигает более 32 м. Основная часть звонницы – нижняя, которая была выстроена во второй половине 16 столетия в виде огромной мощной стены с парой приземистых арок звона, расположенных во втором ярусе и парой широко выставленных каменных шатров. Имеющиеся основания шатров сегодня нельзя увидеть во внутренней части звонницы, что на стыке старинного массивного объема и более современного объема. Нижний ярус звонницы располагал в своём пространстве храм, который сразу после возведения был освящен во имя Происхождения Древ Животворящего и Честного Креста Господня.
В середине 1860 г. храм был заново освящен, только во имя Печерской Богоматери. В нижней части звонницы, а точнее с южной ее стороны, в конце 17 столетия был выстроен придел, который освятили в честь Александра Свирского.
Важно отметить, что облик звонницы кардинально меняется в первые десятилетия XIX в., ведь именно в этот временной промежуток она подверглась кардинальной и необратимой реконструкции. На протяжении 1808 и 1809 г.г. шатры звонницы полностью разбираются, при этом проводятся строительные работы по надстройке нового яруса, который выглядел как трехпролетная аркада, перекрытая сводами. Стоит сказать, что подразумевающий надстройку проект был выполнен канцеляристом Архиерейского дома Мизеровым.
В конце 1824 г. все строительные работы в рамках звонницы окончательно завершаются – появляется выполненная в классическом стиле беседка-ротонда, оснащенная восьмью опорными столбами, а также большим круглым куполом – все эти изменения были введены согласно специально разработанному проекту архитектора Панькова П. Я. В указанное место было решено перенести и часы, до этого расположенные на Святых воротах.
В интерьерном оформлении звонницы, под ее нижней частью, до сих пор сохранились некоторые фрагменты росписей, датирующиеся совершенно разными временными промежутками. К примеру, самые ранние из них относятся к концу 17 столетия и располагаются в приделе во имя Александра Свирского.
Одной из характерных особенностей данного храма является то, что в нем, в некотором роде, сохранились фресковые иконостасы, в свое время очень распространенные среди ростовских храмов и довольно редко встречающиеся в Ярославле. По причине нерегулярного отопления имеющаяся стенопись на протяжении довольно непродолжительного периода времени приходила в негодность. Несколько раз предпринимались попытки ее поновления, затем еще счищали и снова переписывали. На протяжении 19 столетия живопись переписывалась четыре раза. В большей мере, верхние ярусы звонницы сильно пострадали в период белогвардейского восстания летом 1918 г. В 1920-е и в 1950-е г.г. проводились масштабные реставрационные работы, по результатам которых звонница была снова открыта для местных жителей.
Верхний ярус звонницы Спасо-Преображенского монастыря – прекрасное место, с которого можно увидеть наиболее важную историческую часть Ярославля. В конце 1991 г. на нее снова были подняты колокола, которые уже долгое время находились в стороне от колокольни. Первоначальные колокола так и не сохранились до современного времени, по причине чего при их подборе было принято решение обратиться к фондам заповедного музея.
На сегодняшний момент на ярусе звона расположено восемнадцать колоколов, датирующихся 16 – началом 20 столетиями, петербургского, ярославского, голландского и псковского литья. Самый внушительный колокол весит примерно 115 пудов. Сегодня звонница действует в рамках своего прямого назначения, ведь регулярно звучащий звон колоколов вернул ей статус первой звонницы в Ярославле.
https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=13380
Церковь размещается в первом ярусе монастырской звонницы, стоящей к с юго-востоку от церкви Ярославских Чудотворцев. Первоначально двухшатровая, звонница надстроена в 1809 г., венчающая ротонда поставлена в 1824 г. Первоначально Происхожденская (Спасская), церковь была упразднена в конце XVIII в., восстановлена в 1825 г., переосвящена в Печерскую в 1860 г. в честь чудотворной иконы, написанной на стене здания. С юга к церкви были пристроены приделы Нила Столобенского (1877) и Святых Праотцев (1896). В 1918 г. повреждена обстрелом, в 1920-х г.г. разобраны поздние приделы. В настоящее время принадлежит музею.
https://svyatsy.org/churches/yaroslavskaya_oblast/yaroslavl/
Церковь под звонницей Спасо-Преображенского монастыря изначально была освящена во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня. В 1680-х г.г. при архимандрите Алимпии церковь была украшена стенописью. В XIX в. она дважды поновлялась. Отдельные фрагменты живописи XIX в. сохранились на восточной стене, отделяющей высокое и светлое помещение главного храма от низкого и полутемного алтаря. Здесь написан на стене иконостас, включающий местный, праздничный, деисусный и пророческий ярусы. В местном ярусе помещены изображения Алексея Человека Божия, Богоматери Тихвинской, Распятия и Происхождения Честных древ.
Подобные «рисованные» иконостасы обычные для ростовских церквей времен Ионы Сысоевича, являются большой редкостью в стенописях Ярославля. Такие же иконостасы, написанные на стене, имелись в ярославской церкви Петра Митрополита и Владимирской Богоматери на Убогих Домах. На стене южного придела написаны «Николай Чудотворец», «Богоматерь Печерская», «Вседержитель на троне» и «Ярославские князья Федор, Давид и Константин», во втором ярусе «Праздники», вверху в овальных медальонах погрудные изображения апостолов со свитками в руках. В самом верху в люнетах «Похвала Богоматери», «Царица небесная» и Знамение».
В 1824 г. по распоряжению архиепископа Авраамия в церковь Происхождения Честных древ был устроен бронзовый иконостас (не сохранился). В 1860 г. живопись церкви была основательно переписана. Эта реставрация проводилась по распоряжению архиепископа Нила, задумавшего сделать храм своей усыпальницей. Стены храма, за исключением алтарной преграды, были заново оштукатурены и расписаны в академической манере художником Егором Константиновичем Дьяконовым. На своде написаны Новозаветная Троица и 7 ангелов с орудиями страстей, на стенах в трафаретных рамах, имитирующих колонные портики и лепнину, «Преображение», «Преподобный Нил», «Преподобный Сильвестр» и «Ярославские чудотворцы». После завершения реставрационных работ, 30 октября 1860 г. церковь Происхождения Честных древ была заново освящена архиепископом Нилом во имя Богоматери Печерской.
В 1970-е г.г. Печерская церковь была отреставрирована бригадой Ярославской реставрационной мастерской под руководством В.И. Васина.
Суслов А.И., Чураков С.С. Ярославль. – М.: Стройиздат, 1960; Добровольская Э., Гнедовский Б. Ярославль. Тутаев. – М.: Искусство, 1981; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005.