Один из древнейших монастырей Северо-Западной Руси, документально известен с 1186. В 1213 в монастыре основано первое на Руси учебное заведение — Григорьевский притвор (позднее переведен в Ростов). С тех пор здесь складывается великолепная библиотека, подлинной жемчужиной которой был единственный сохранившийся экземпляр «Слова о полку Игореве» (обнаружен в 1788).
В 13-16 веках Спасский монастырь был крупнейшим землевладельцем, а его настоятель носил высокий сан архимандрита. Надежно укрепленный, он выдержал в 1609 осаду польских интервентов. В 1612 от стен монастыря начало свой путь за освобождение Москвы ополчение Минина и Пожарского. В 1747 здесь была открыта одна из первых в России духовных семинарий. В 1787 монастырь закрыт и обращен в резиденцию ростовских и ярославских архиепископов (вместо обветшавшего Ростовского кремля). В советское время здесь разместился Ярославский историко-архитектурный музей заповедник.
Древнейший из сохранившихся в городе храмов — Спасо-Преображенский собор, первоначально воздвигнутый в камне в 1216-24 годах. Существующий собор был построен в 1506-16 годах по образцу Благовещенского собора Московского кремля, предположительно итальянскими мастерами. Это четырехстолпный трехглавный храм с позакомарным покрытием, на высоком подклете, с открытыми двухъярусными галереями. В подклете — усыпальница ярославских удельных князей и их потомков. Хорошо сохранилась монументальная роспись храма, выполненная по заказу Ивана Грозного московскими и ярославскими мастерами в 1563-64 годах. В 1950-х гг. была проведена большая работа по реставрации памятника, включавшая восстановление боковых глав, шлемовидной формы центральной главы, замену четырехскатного покрытия на позакомарное и т.д.
Трапезная палата с Крестовой церковью была также сооружена в начале 16 века. Здание трапезной монументально, по внутренней композиции напоминает Грановитую палату Московского кремля. Примыкающая к ней Крестовая церковь — небольшой четырехстолпный одноглавый храм на подклете. В настоящее время лишена купола и используется под музейные помещения.
Еще в 1218 году в монастыре была поставлена каменная Входоиерусалимская церковь. В первой половине 17 века ее заменило новое здание, завершавшееся тремя главами на горках кокошников. В 1831 году на волне борьбы с древней архитектурой ее заменили заурядной постройкой в стиле провинциального классицизма, с колоннадой и куполом. Освящена новая церковь была во имя Ярославских чудотворцев.
Кроме трех храмов, в Спасском монастыре сохранились Святые ворота (1516), стены и башни 16-17 веков, удивительной красоты звонница 16-19 веков, а также настоятельские покои и кельи 17 века.
Спасо-Преображенский монастырь, в Ярославле. Основан в 1216 году великим князем Константином Всеволодовичем; в 1788 году обращен в архиерейский дом. Здесь почивают открыто мощи святых князей Федора, Давида и Константина (см. 5 марта и 19 сентября) в церкви их имени. Ежегодно 22 июня в монастыре празднуется с крестным ходом из городского собора переложение мощей святых князей в устроенную святым Дмитрием Ростовским кипарисовую раку, которая ныне с почивающими в ней святыми мощами хранится в серебряной раке (устроенной в 1831 году). В монастырском Печерском храме Божией Матери особенно чтится Ее чудотворная икона, прославившаяся в 1823 году исцелением женщины, 17 лет страдавшей тяжким недугом. На этой Печерской святой иконе Богоматерь изображена в короне, восседающей на троне с сидящим на Ее коленях Богомладенцем и с предстоящими Ей коленопреклоненными преподобными Антонием и Феодосией Печерскими. Празднование в честь этой святой иконы совершается 14 мая. В монастыре имел временное пребывание в 1613 году царь Михаил Федорович. Отсюда была послана первая от царя грамота, извещавшая земскую думу о согласии его на принятие царского венца. Событие это увековечено в 1896 году часовней, устроенной в нижнем этаже Богородской башни. В книгохранилище монастыря имеются многие ценные рукописи XIII века (например Евангелие юсовое на пергаменте), XVI и последующих веков. При монастыре учреждена (с 1885 года) церковно-приходская школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Спасо-Преображенский монастырь — старейший мужской монастырь Ярославля. Располагается на левом берегу реки Которосль близ ее впадения в Волгу. Охранял западные подступы к городу. Точная дата основания Спасо-Преображенского монастыря неизвестна, предположительно это начало XIII в. Никоновская летопись под 1216 годом гласит: «князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь святого Преображения». Возникнув как «городовой» княжий монастырь, он с первых дней своего существования был тесно связан с местным княжеским домом и оказывал огромное влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь Ярославля. Монастырские власти были духовными наставниками во всех делах княжеского дома и активно в них вмешивались, соблюдая при этом свои интересы.
Подклет Спасского собора служил местом последнего упокоения ярославских удельных князей. Здесь погребены Федор Черный, его сыновья Давид и Константин, Василий Грозные Очи, вплоть до последнего местного правителя — князя Александра, погребенного уже после присоединения Ярославля к Москве, в 1471 г. Монастырская земля служила местом погребения многих титулованных ярославцев — представителей княжеских родов Троекуровых, Львовых, Борятинских, Козловских и др. Здесь же хоронили и нетитулованных именитых горожан и богатых купцов. На погребение и помин души родственниками усопших делались богатые вклады, пополнявшие монастырскую ризницу.
В 1463 г. в подклете Входоиерусалимской церкви были обретены мощи Ярославских Чудотворцев — Святых Благоверных князей Федора, Давида и Константина. Между 1463 и 1473 г.г. в Москве по заказу Ивана III и по благословению митрополита Филиппа было написано житие Федора Черного, и ярославские чудотворцы вошли в пантеон общерусских святых, одновременно став главной святыней Ярославля.
С утратой Ярославлем самостоятельности Спасо-Преображенский монастырь встает на сторону Москвы и с тех пор всегда пользуется особенным покровительством великокняжеского, а затем и царского дома. Тесный контакт со светской властью укреплял имущественное и юридическое положение монастыря. Первые жалованные грамоты монастырю известны с XIV в. Кроме денежных вкладов они даровали Спасо-Преображенскому монастырю множество льгот и привилегий, освобождение от ряда пошлин и повинностей, а также давали право игумену на собственный суд (т.н. иммунитет). Только Иван Грозный пожаловал Спасо-Преображенскому монастырю 55 грамот.
К ХVII в. Спасо-Преображенский монастырь становится крупным собственником, владея обширными вотчинами, дававшими огромный доход. Кроме Ярославля, земельные угодья Спасо-Преображенского монастыря находились в пределах соседних уделов: Костромы, Ростова, Романова, Пошехонья, Переславль-Залесского, в Московском и даже в Сольвычегодском уездах. Это позволило Спасо-Преображенскому монастырю стать сильнейшей крепостью Верхнего Поволжья и сыграть историческую роль в жизни страны в период «смутного времени», когда монастырь оказался надежной защитой не только Ярославля, но и всей русской государственности.
В мае 1609 г. Спасо-Преображенский монастырь выдержал 24-дневную осаду вражеских войск, а в 1612 г. здесь располагался центр дружин Минина и Пожарского, проводились торжественные молебны и освящались полковые хоругви перед походом войска на освобождение Москвы. Весной 1613 г. новоизбранный царь Михаил Романов, направляясь из Костромы в Москву, прожил некоторое время в Спасо-Преображенском монастыре, направив отсюда свою первую царскую грамоту о согласии на принятие царского венца.
Первоначально во главе братии стоял игумен, затем архимандрит (время введения архимадритии неизвестно). В ХVII в. братия Спасо-Преображенского монастыря составляла около 150 человек, кроме того, на монастырь работали около 300 «бельцов» — светских людей. В 1764 г. Спасо-Преображенский монастырь входит в число 16 крупнейших монастырей России, владея обширными землями, городскими слободами, мельницами, рыбными ловлями. Он ведет крупные торговые операции, ему принадлежит около 14 000 крепостных душ.
Располагает Спасо-Преображенский монастырь и величайшими художественными ценностями, являясь важным культурным центром на северо-востоке страны. Еще в начале XIII в. здесь существовало первое в этом регионе училище, хранилось уникальное Спасское Евангелие и особо чтимая икона Богоматери «Ярославская Оранта». В Спасо-Преображенском монастыре в конце XVIII столетия был обнаружен рукописный список шедевра древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». В 1747 г. здесь открывается Славяно-Латинская семинария — одна из первых в России. Храмы и ризницы монастыря хранили замечательные иконы, предметы церковной утвари и облачения — уникальные произведения древнерусского искусства, большая часть из которых была вкладной.
В 1787 г. по указу Екатерины II Спасо-Преображенский монастырь был преобразован в Архиерейский дом. Это было связано с образованием Ярославской губернии и переводом сюда центра Епархии из Ростова. Период пребывания здесь церковной власти губернии ознаменован обретением в 1823 г. новой святыни — чудотворного образа Печерской Богоматери, который вместе с древней святыней — Чудотворными мощами Федора, Давида и Константина привлекал в Спасо-Преображенский монастырь огромное количество паломников.
Архиерейский дом прекращает свое существование в 1918 г., после подавления белогвардейского мятежа. Территория Спасо-Преображенского монастыря используется для различных нужд. Сначала в его стенах был устроен концентрационный лагерь № 1, в котором содержались противники Советской власти. Затем здесь размещаются различные организации, часть помещений переоборудуется под жилье. С начала 1950-х г.г. на территории Спасо-Преображенского монастыря начинаются масштабные реставрационные работы. В 1958 г. открывается областная выставка достижений народного хозяйства. С 1959 г. здесь располагается Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.
Архитектурный ансамбль монастыря складывался на протяжении многих веков и в настоящее время представляет собой комплекс разновременных построек. Каменные храмы XIII в., о строительстве которых сообщают древние летописи, погибли при пожаре 1501 г. Сохранились лишь фундаменты Спасо-Преображенского собора (1216-1224) и сопредельной ему церкви Входа Господня в Иерусалим (1218-1224), расположенные ныне в подклети церкви Ярославских Чудотворцев. В настоящее время основу монастырского ансамбля составляют строения начала XVI в., являющиеся древнейшими монументальными памятниками на территории Ярославля.
Смысловой и географический центр Спасо-Преображенского монастыря — Спасо-Преображенский собор. Кроме него, к началу XVI в. относятся здания монастырской трапезной, звонницы и Святых ворот — главного входа на территорию монастыря (последние два со значительными перестройками и добавлениями). Трапезная (1516) построена по «типовому» образцу монастырских трапезных и представляет собой двухъярусное, квадратное в плане здание со сводами, которые опираются на мощный четырехгранный столп, расположенный в центре зала. Конструкция повторяется на обоих этажах.
В основании звонницы XVI в. мощная стена, которая завершается двумя арками звона. В 1808 и 1824 г.г. ее надстраивали А. Мизеров и губернский архитектор П.Я. Паньков, после чего она приобрела современный вид.
Святые ворота — самая древняя крепостная башня Спасо-Преображенского монастыря. От XVI в. в ней сохранился нижний ярус с двумя арками проезда. Своды основного проезда расписаны на темы Апокалипсиса в 1563-1564 г.г. живописцами Спасо-Преображенского собора. Перестраивались ворота в XVII, XVIII, XIX в.в., в результате чего здание получило дополнительные объемы — дозорную четырехгранную башню, надвратную церковь, большое домообразное крыльцо. Для всех построек XVI в. характерны лаконичная конструкция, четкие объемы, скупой, но выразительный декор и высокое качество исполнения. Все они возведены при участии московских мастеров в русле общерусской или московской традиции.
Оборонительные сооружения монастыря на протяжении его истории перестраивались несколько раз. Первые каменные стены и башни возвели в 50-е г.г. XVI столетия. После военных событий начала XVII в. возникла необходимость в строительстве новых крепостных стен, что и было сделано в первой половине XVII в. Фрагменты этих оборонительных сооружений сохранились до сих пор: это Водяные ворота, Богородицкая(1623) и Угличская (1635) крепостные башни и прясло стены между ними.
Преобразование Спасо-Преображенского монастыря в Архиерейский дом повлекло за собой многочисленные переделки монастырских зданий. Древние памятники расширяли, надстраивали, пристраивали к ним новые объемы, приспосабливая их для новых нужд. Строились и новые сооружения. Так, в 1820-х г.г. была разобрана сопредельная Спасо-Преображенскому собору Входоиерусалимская церковь XVII в. и на ее месте в 1827-1831 г.г. возведена огромная церковь Ярославских Чудотворцев (проект П.Я. Панькова), которая закрыла южный фасад собора. Кроме того, все основные постройки монастыря соединили между собой двухъярусным крытым переходом. Многочисленные перестройки, продолжавшиеся в течение всего XIX в., до неузнаваемости изменили фасады древних памятников.
Реставрационные работы на территории Спасо-Преображенского монастыря начались с 1920-х г.г. Тогда были ликвидированы последствия подавления белогвардейского мятежа и разобрана основная часть поздних пристроек. Основная реставрация проводилась в 1950-1960 г.г.
В 2015 г. принято окончательное решение о поэтапной передаче Спасо-Преображенского монастыря Ярославской митрополии РПЦ. Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник будет постепенно переводиться в расположенные по соседству здания Спасских казарм и Благородного пансиона, в которых в настоящее время располагается Ярославский военный госпиталь.
Информация с сайта Ярославский край
Сооружений, подобных Спасо-Преображенскому монастырю Ярославля, во всей России немного. Ценность его давно заключается не только в красоте и древности, но в исторической роли, в роли духовной, крепко связывающей нас с землёй, на которой живём. Сюда часто приезжал Иван Грозный. Отсюда в 1612 г. уходило ополчение Минина и Пожарского на освобождение российской столицы, а в 1613 г. в монастыре остановился Михаил Романов перед очень важной дорогой — в Москву, на царство.
В Спасо-Преображенском монастыре был открыт в XIII в. Григорьевский притвор — духовное училище, первое на северо-востоке Руси. А богатейшая библиотека монастыря сохранила для нас главное завещание предков — «Слово о полку Игореве». Когда в 90-х г.г. XVIII в. Алексей Мусин-Пушкин нашёл список «Слова» в монастырском хранилище, он ещё не знал, документ какой важности держал в руках. Только сейчас и начинает проявляться его безвременная суть: отрешитесь от собственной славы, объединитесь, чтобы уберечь родную землю…
Дата основания мужского ныне упразднённого Спасского монастыря достоверно не известна. Первое упоминание о нём исследователи обнаружили в летописи «под годом 1186». Есть и ещё источники — Никоновская летопись, что указывает временем основания 1216-1224 г.г. Последнее вызывает большое сомнение учёных, так как документы говорят уже о каменном монастыре, хотя точно установлено, что первые стены были из дерева.
Причина основания обители рядом с кремлём Ярославля, у переправы по левому берегу Которосли, была сугубо практической. Монахи в те неспокойные годы были слугами и Господу, и народу, потому сражались за родину наравне с дружинниками, не имея воинской повинности. Спасский монастырь стал фланговой защитой ярославского кремля с запада, в связи с чем и получил сразу же покровительство князей города, в первую очередь — князя Константина.
По его указу в 1216-1224 г.г. в монастыре возводят в камне Спасо-Преображенский собор. Стараниями же Константина возникает духовное училище, которое в 1218 г. по своим причинам переведут в Ростов, собирается обширная библиотека, охватывающая не только духовные аспекты, но все современные в те поры области знания и жизни. Спасо-Преображенский ярославский монастырь становится тем, чем были монастыри в Европе после падения Рима, — хранителем знания и культуры. О тесной связи монастыря с историей города говорит тот факт, что в подклети его нашли успокоение ярославские удельные князья — Фёдор Чёрный с сыновьями Константином и Давидом, Василий Грозные Очи и так до последнего — Александра, которого погребли в 1471 г., уже после того, как Ярославль был присоединён к Москве.
Фёдор Чёрный с сыновьями были в 1463 г. объявлены святыми и вошли в только создающийся пантеон русских святых, став одновременно главными святыми покровителями Ярославля.
Современный собор — результат многовекового строительства. Первый — Константинов — собор простоял до пожара 1501 г. Хоть и был он из камня, но в «большом огне» кладка повредилась, конструкция стала ненадёжна. Собор разобрали, и новый на его месте приглашены были возвести мастера московские, которых прислал специально Василий III. Потому мы и видим сегодня в старейшем ярославском храме очертания несколько московские, вызывающие в памяти главы кремлёвских храмов столицы. Однако талантливые мастера не стали противоречить формирующейся уникальной традиции строительства ярославских храмов. С обеих сторон собор, сооружённый в 1506-1516 г., будто опоясан галереей с арочными проёмами, в прошлом было и нарядное парадное крыльцо, которое не сохранилось. Галерея служила хранилищем книг и заняла место бывшего ранее «открытого гульбища».
По внутренней архитектуре Спасский собор — четырёхстолпный храм на высоком подклете. Его венчают три шлемовидные главы на массивных (по-московски) барабанах, окружённые (уже по-ярославски) кокошниками и опирающиеся на непокрытые закомары. О мастерстве московских зодчих говорит удивительная по тому времени пропорциональность, гармоничность всех частей храма. С востока он, с узкими окнами-бойницами и глухими стенами, прост, строг и величествен, словно монах-воин. Западный фасад, со ступенчатым расположением объёмов и раскрытием трёхглавия в перспективе, — сложен, живописен, человечен и говорит о мирском служении монастыря, где молятся за каждого из нас.
В 1563-1564 г.г. собор расписали москвичи Ларион Леонтьев, Третьяк, Фёдор Никитин и ярославцы Дементий и Афанасий Исидоровы. Фрески, писанные ими, — самые древние в Ярославле. Ценность их, однако, не в одной древности: только в двух российских монастырях — в Успенском (Свияжск) и Спасо-Преображенском (Ярославль) сохранилась стенная живопись XVI в. в полном цикле. Тогда же возвели для собора первую башню из камня — Святые ворота — и создали большой иконостас, от которого до сего дня сохранились 13 икон деисусного чина (икон, изображающих моление Церкви за мир в широком понимании слова), храмовый образ и 3 иконы местного ряда (местночтимых святых).
В XVI в. выстроены Рождественская церковь, Трапезная палата, звонница. К концу 60-х г.г. XVI в. от Ивана Грозного пожаловано монастырю 55 грамот, по которым во владение общины переходили 239 деревень и 6 селений, солеварницы и рыбные ловли-угодья. Более того: Грозный пожаловал монастырю освобождение от тягла на посаде и иммунитет в суде. Продолжил традицию дарения и сын Грозного — Фёдор. Он пожаловал общине 12 грамот с материальным обеспечением.
Спасо-Преображенский монастырь достойно исполнял возложенную на него от основания духовную и обережную миссию. В Смутное время, в 1609 г., братия и Ярославский кремль выстояли месячную осаду отрядов, возглавляемых воеводой Наумовым и паном Будзило, тогда как прочие районы Ярославля были захвачены. От монастырских стен двинулось в столицу народное ополчение под началом Минина и Пожарского.
Осада сказалась на этих самых стенах: в 1621-1646 г.г. их перестраивали, значительно укрупнив и упрочив — в расчёте на новые покушения. Тогда же возводят Богородицкую, Глухую, Угличскую, Михайловскую каменные башни, Водяные ворота. К завершению XVII в. общая длина монастырских стен составляет 820 метров при высоте в 10,5 метра и толщине до 3 метров! Кроме того, стены хорошо вооружены: 15 крупными и 17 малыми пищалями, 97 карабинами, 14 бочками с порохом. В эту пору монастырь — один из крупнейших землевладельцев Ярославля. По дороге в Углич вырастают его слободы — Богоявленская, Спасская и прочие, общим числом более 300 дворов.
В 1747 г. в нём в числе первых в государстве открывается славяно-латинская семинария. По прошествии только 30 лет в ней обучаются уже 300 воспитанников. Сегодня это корпус естественно-географического факультета ЯГПУ.
В конце XVIII в. монастырь преобразуют в Ярославский архиерейский дом, что немедленно отзывается новым строительством и расширением: монастырь прирастает Семинарским корпусом, Церковью ярославских чудотворцев Фёдора (Чёрного), Константина и Давида, Смоленской часовней, ризницей.
При советской власти монастырь как явление уникальное по разным мерилам сносить даже не планировали, напротив. Первая реставрация памятника проходит в 1918-1923 г.г., вторая — в 1957-1958 г.г.
Сегодня монастырский комплекс включает Собор Спаса Преображения; церкви — Воскресения Христова, Печёрской иконы Богородицы, ярославских чудотворцев Фёдора, Давида, Константина; корпуса — Келейный постройки XVII в., постройки XVII-XIX в.в. Семинарский и хозяйственные; монастырскую звонницу; Святые и Водяные ворота; Трапезную; часовню Трофима; башни — Богородскую, Угличскую, Михайловскую, Юго-западную; покои настоятелей и другие строения.
Памятник-стела «Клятва князя Пожарского»
Этот оригинальный монумент имеет вид зиждущейся на ступенчатом подножии из беломраморных плит увенчанной Святым Крестом гранитной арочной стелы. Он был воздвигнут в 2010 году на территории, занимаемой историко-архитектурным музеем-заповедником, в ознаменование тысячелетнего юбилея города. Памятник получил наименование «Клятва князя Пожарского», по аналогии с названием заложенного в его основу одноименного мозаичного панно работы Народного художника Российской Федерации В.И. Нестеренко. Выше панно, под сводом арки, на позолоченном медальоне изображен герб Ярославля. Увенчана стела крестом.
В сентябрьские дни 2010 г. в Ярославле прошли торжества по случаю 1000-летней годовщины его основания. Золотыми буквами в скрижали истории древнего города вписаны страницы, повествующие о героической борьбе за независимость Родины в течение десятилетий Смутного времени. С апреля по июль 1612 г., когда в связи с оккупацией Москвы польско-литовскими полчищами Ярославль был наделен полномочиями столицы, здесь формировалась возглавляемая князем Димитрием Пожарским дружина Второго народного ополчения, вызволившего Отечество из-под ига интервентов. Согласно преданию, на месте, где ныне возвышается памятник, князь Пожарский возносил молитвы Всевышнему, прося о содействии Горних сил в победоносном исходе ратного подвига. Данное событие вдохновило Василия Нестеренко и других авторов проекта к созданию памятника-стелы, олицетворяющего извечное стремление народа к единению и непоколебимую мощь Русского Духа.
Святые Ворота
В 1517 г., тогда же, когда возводился Спасо-Преображенский собор, создавалась и первая из башен каменной стены одноименного монастыря – Святые врата, обращенные к набережной речки Которосль и являющиеся самым мощным монастырским бастионом. Данное сооружение использовалось в качестве главного въезда на территорию обители, а также в защитных целях. Дозорную вышку, которой была увенчана башня, те, кто ехал по Московскому тракту, видели издалека – она служила своеобразным ориентиром для приближающихся к Ярославлю. К Святым вратам примыкал так называемый захаб – разновидность предвратного укрепления, являющегося для врагов непреодолимой преградой и позволяющего обстреливать их с каждой из сторон света. Захаб с его глухими стенами занимал господствующую позицию у переправы через воды Которосли, контролируя дорогу на Кремль и ярославский Посад.
В 17 столетии Святые врата, расположенные много ниже основания архитектурного ансамбля собора, выполняли главную функцию в южном экстерьере обители. Собор и прочие постройки в составе монастырского комплекса представали взорам въезжающих в обитель сквозь арочный свод Святых врат, как будто бы медленно вырастая из-под земли во всей своей ослепительной красоте. Эта зрительная иллюзия была предусмотрена зодчими, для пущей эффективности специально несколько заузившими арочный проезд с внешней стороны, расширив его к внутренней. Изначально башню по всему периметру окружал зубчатый пояс, сохранившийся ныне лишь с юга.
Богородицкая башня
Величественная громада Богородицкой башни, составляющая часть крепостного укрепления ярославской Спасо-Преображенской монастырской обители, высится в историческом центре города, там, где нынешний Московский проспект смыкается с Богоявленской площадью. Это первая из монастырских башен: ее воздвигли в 1624 г. как пристройку к уже существовавшему стеновому ограждению. Башня была названа по имени Рождество-Богородицкого храма, на месте которого ныне установлен памятный монумент в честь Ярослава Мудрого. В дореволюционные времена возле нее, в окружении вековых елей, облюбовали себе стоянку местные гужевые извозчики.
Богородицкая башня строилась по архитектурному проекту, который несколько позже был взят за основу при создании Угличской башни. То же квадратное сечение, те же окна-бойницы под пирамидальной кровлей с позолоченным, увенчанным флажком, навершием. Правда, в отличие от Угличской, она не имела въездных ворот, но их в какой-то мере заменяли глубокие подвалы, сообщающиеся с наружным пространством перед крепостными стенами посредством сети тайных подземных ходов.
Угличская башня
Место размещения Угличской башни Спасо-Преображенской монастырской обители – площадь Богоявления в Ярославле. Эту каменную башню возвели в 1636 г. вместо предшествующей, которая была целиком выполнена из дерева. Будучи размещена с юго-восточной стороны, она контролировала проезд по Угличскому тракту, из-за чего и получила название Угличской.
Угличскую сторожевую башню по внешнему виду трудно отличить от северо-западной, Богородицкой, имеющей такое же квадратное сечение и аналогичные въездные ворота, выполненные в форме арки. И хотя въездные врата Угличской башни давным-давно заложили кирпичом, их очертания явственно угадываются, тем более, что следы арочного проема на внутренней стороне сохранились. Наличие размещенных вверху, под самой кровлей, щелевых бойниц позволяло, в случае оборонительных действий, осыпать вражеское войско тучами стрел и копий. Не так давно стены башни оштукатурили и побелили, а входную арку прикрыли деревянными арочными фальш-створками.
В 17 столетии длина периметра обнесенного глубоким рвом с водой монастырского стенового ограждения приближалась к километру. К южному фасаду башни до сих пор примыкает крепостная стена, вернее, ее сохранившийся фрагмент десятиметровой высоты и трехметровой толщины, по которому можно судить о мощи укрепления.
Михайловская башня
Данный памятник истории и русской православной архитектуры находится на территории города Ярославля, в месте, где набережная реки Которосли пересекается с ул. Первомайской. Башня была воздвигнута в 1636-1647 г.г., и, входя в состав монастырского форитификационного комплекса, выполняла, главным образом, оборонительную функцию. Вот почему по своему внешнему виду Михайловская башня, получившая свое название в честь расположенной неподалеку Архангело-Михайловской церкви, столь схожа с Богородицкой и Угличской башнями Спасо-Преображенской монастырской обители, будучи размещена с ее юго-восточной стороны.
В 1804 г. Михайловскую башню перестроили: в этом виде ее можно видеть по сегодняшний день. Примечательно, что после реконструкции она имела уже не столько военно-стратегическое, сколько декоративное предназначение. Объект представляет собой шестигранную постройку, имеющую вход прямоугольной конфигурации. На каждой из граней обустроены фальш-окна в форме арок, а над ними – фальш-окна круглых очертаний. Купол кровли увенчан остроконечным шпилем, что придает постройке грациозную завершенность.
Богоявленская башня
Богоявленскую башню Спасо-Преображенской монастырской обители в Ярославле причисляют к постройкам древнего мужского скита, сыгравшего в свое время значимую функцию в городской истории. Сегодня на монастырской территории размещается музейный комплекс.
Богоявленская башня является цилиндрической двухъярусной постройкой в форме своеобразной пагоды в стиле русского барокко. Кровлю сложной криволинейной конфигурации венчает остроконечный, позолоченный в верхней части шпиль. Каменная кладка с северной стороны частично датируется периодом шестнадцатого-семнадцатого столетий. Прочие примыкающие к телу башни декоративные пристройки были возведены значительно позже: их создавали в первые годы XIX в.
К сожалению, сегодняшние посетители не имеют возможности любоваться богатством внутреннего убранства башни-пагоды: до наших дней оно не сохранилось. Зато с наружной стороны, как и два столетия тому назад, радуют взоры своим изяществом примыкающие к нижнему ярусу фальш-контрфорсы с увенчанными каменными шарами белоснежными пинаклями.
Звонница Спасо-Преображенского монастыря
В 16 столетии на восточном участке территории монастыря была создана высокая двухэтажная колокольня-звонница, северная стена которой соединялась со зданием собора посредством галереи, также имевшей два этажа. Нижний этаж был занят церковью, чью апсиду и сегодня можно видеть со стороны востока. Одной из характерных особенностей колокольни было наличие уникального иконостаса, писанного на одной из стеновых поверхностей.
В шестнадцатом столетии колокольня была оснащена проездом с высоким сводом, сквозь который можно было попасть на территорию монастырского хозяйственного двора. Верхняя часть здания в том месте, где в его современном варианте укреплены колокола, была увенчана парой больших шатров, выложенных из камня. Арки в старом ярусе хорошо просматриваются и в настоящее время.
Достопримечательности Ярославля, http://www.hobbysalon.ru/