Церковь Федоровской Богоматери была построена на берегу Которосли в 1687 году. Сохранилась повесть о строительстве храма: в ней рассказывается, что местные жители выбрали за образец Вознесенскую церковь, сами провели обмеры и начали строительство. Профессиональные зодчие были приглашены позднее: они покрыли храм первой в Ярославле четырехскатной крышей, что еще более усилило выразительный силуэт крупных глав на высоких барабанах. В самом деле, высота барабанов (с крестами) составляет 22 м. против всего лишь 14-метрового четверика!
Окончательный облик храма сложился в 18 веке: в 1715 артель Игнатьева-Федорова расписала интерьер интереснейшими фресками, в 1736 появились галереи с высоким крыльцом на столбах, еще позднее — южный придел. В советское время Федоровская церковь получает статус кафедрального собора взамен уничтоженного Успенского. Теперь здесь расположена резиденция митрополита Ростовского и Ярославского, а также небольшой некрополь церковных иерархов. В состав резиденции также входит скромная одноглавая церковь Николы на Пенье, возведенная вместе со стройной шатровой колокольней в 1691 году.
Хороший образец ярославских церквей 2-й пол. XVII в., сооружен в 1681-1687 при помощи Р. Л. Еремина. Кирпичный четырёхстолпный пятиглавый храм, с севера и юга окруженный папертями, с юго-востока пристроен одноглавый Тихвинский придел (1776). Закрыт в 1930, использовался под склад, мастерскую, но поддерживался в порядке. Возвращен верующим в 1987, отремонтирован. С тех пор имеет статус кафедрального собора.
Подробная публикация Рутман Т. А. Храмы и святыни Ярославля. Ярославль, 2008, с. 458-477
Церковь Фёдоровской иконы Божией Матери — четырёхстолпная пятиглавая приходская церковь на правом берегу Которосли в Ярославле (район Карабулино, бывшая Толчковская слобода), построенная в 1682-87 годах и с 1987 года до освящения нового Успенского собора (2010) выполнявшая функции кафедрального собора Ярославско-Ростовской митрополии (ныне епархии). В ансамбль прихода входят также тёплая церковь Николы Пенского с колокольней и современный крестильный храм Равноапостольного Владимира (1999). Приход окружён оградой советского времени, подле храма захоронено несколько архиереев. Имя храма носят две улицы, пересекающие Закоторосльную сторону города, — Большая Фёдоровская (в советское время носила имя воинствующего атеиста Емельяна Ярославского) и Малая Фёдоровская (ныне Малая Пролетарская). «Повесть о начале зачатия и поставлении первыя древныя церкве святаго Николая Чудотворца, что на Пенье, како и кем доброхотных жителей и в которыя лета нача созидатися, и о явлении и написании и пренесения честнага образа пресвятыя Богородицы, Одигитрия нарицаемыя, Феодоровския и о создании, устроении и украшении вторыя каменныя церкве во имя Ея пресвятыя Богородицы Феодоровския, и потом о чудесах Ея, бываемых от онага образа пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, купно же и летопись сея церкви» — сказание XVIII века, в котором подробно изложена история Фёдоровского прихода с момента его основания до 1771 года. Сказание связывает возведение Фёдоровского храма в Толчковской слободе с чудотворным исцелением посадского человека Иоанна Плешкова. В 1669 году он «впаде в лютую болезнь расслабления», а исцелился после того, как во сне ему явились двое мужей «во одеянии святительском» и повелели совершить паломничество в Кострому к иконе Феодоровской Богоматери — моленному образу царей новой династии Романовых. Святители предписали Плешкову заказать список с чудотворного образа и соорудить в приходе Николы Пенского каменный храм в его честь. По совету костромского протоиерея изготовление списка с Фёдоровской иконы было поручено знаменитому иконописцу Гурию Никитину. Тот взялся за ответственное задание только по наступлении великого поста: «той Гурий пред начинанием того дела воздержася от брашен, исповедася грехов своих, святых тайн причастися и тогда начать того святого дела касатися». По завершении работы икону переправили на лодке в Ярославль, где её прибытия ожидала толпа народа. Пока образ несли в Николо-Пенскую церковь, произошло первое исцеление: Василий Потапов, «болезнующий с полгодичное время и не могий сам по себе ходити, изнесен бысть на одре пред врату дома своего», где после совершения молитвы смог своим ходом принять участие в процессии. Он пожертвовал на создание храма 20 рублей «и отыде в дом свой, радуясь и славя Бога и Богородицу». А во время строительных работ «носитель кирпича» Иоанн Жернов «небрежением своим со своду паде долу на землю, милосердием же и помощью Пресвятой Богородицы сохранён бысть от смерти». Участок под строительство предоставил 27 сентября 1683 года Иван Моисеев Денисовский; это было его личное домовладение. В основание церкви храмоздатель Плешков положил найденный им в поле «камень велий». Прихожане хотели выбрать за образец церковь Петра Митрополита, однако Плешков посоветовал строить храм «мерою и подобием» значительно более крупной Вознесенской церкви. После снятия мерок с Вознесенского храма и совершения молебна толчковцы «все рвы покопаша, в них же и сваи дубовые побиша и весь бут каменем постлаша своими руками». Как то было принято в допетровской Руси, приходская церковь стала результатом коллективного творчества всех жителей Николо-Пенского прихода. Когда был готов фундамент, «подаянием всего прихода жителей» для кладки стен были наняты профессиональные каменщики. Родион Леонтьев Еремин финансировал строительство храма после того, как стены были доведены «до окошек». Митрополит Иона Сысоевич дал храму благословенную грамоту, по которой он и был освящён 24 июля 1687 года, в один год со знаменитым соседом — храмом Иоанна Предтечи в Толчкове. До освящения храма прихожане-строители наполнили его иконостас образами, из них 67 были привезены из Толгского монастыря и обошлись им в 70 рублей. Для икон Фёдоровской церкви свойствен усложнённый космический и календарный символизм. Гигантская по тем временам сумма в 100 рублей ушла на создание «образа Отечества, окрест же его девять чинов ангельских и всех святых, в дванадесятых месяцех расположенных» (ныне в Ярославском музее-заповеднике). Справа от царских врат горожане поставили, «всеми входящими видим и поклоняем», образ Спаса, заказанный в Костроме Гурию Никитину. Драгоценная цата для образа была изготовлена иждивением Дмитрия Еремина, брата храмоздателя Родиона. Иконы же Троицы и Николы Чудотворца написал ярославец — Иларион Севастьянов, «прозванием Башка».
Ныне существующий иконостас прихожане заказали в 1705 году: столпы и царские врата вырезали Василий Комар и другие крестьяне пригородного села Михайловского, а киоты к иконам — ярославец Степан Ворона «с товарищи». Главными жертвователями оставались купцы Еремины. Родион Еремин, избранный старостой, пожертвовал в храм серебряный ковш для водосвящения (подарок царей Иоанна и Петра Алексеевичей от 25 января 1686 года), его братья с жёнами — шитые покровы и плащаницу, их родственник Иван (в 1697 году) вложил в храм Евангелие в серебряном окладе. Тогда же прихожане заказали колокола и (за 60 рублей) часы — Никифору Яковлеву из Романовской волости. Пожертвованный Ерёминым ковш описан в известной книге И. Г. Прыжова «История кабаков в России» (1868): «В Ярославле в приходской церкви Фёдоровской Божией Матери, хранится ковш, пожалованный в 1686 году ярославскому посадскому человеку Ерёмину от государей Ивана и Петра Алексеевичей за прибыльные деньги по кружечному двору. На дне ковша высечен двуглавый орёл, на отгубе ручки вырезан пеликан, терзающий грудь свою и кормящий детей».
Святые врата прихода были сооружены на средства Иосифа Еремина в 1714 году. Тем же годом датируется каменная богадельня, «а в ней мужеска полу 16 человек, женска полу 39» (данные Переписной книги Толчковской сотни 1717 года). В 1715 г. Иоанн Еремин внёс в храм тысячу рублей на поминовение своей души. На эти деньги прихожане «нарядиша града Ярославля посадских людей иконописцев Фёдора Игнатьева да Фёдора Фёдорова с товарищи церковь Пресвятой Богородицы Фёдоровской стенным письмом подписати». Эти фрески уцелели до нашего времени. Стенописные работы были завершены 28 июня 1716 года. В храмовой повести также подробно изложено «Сказание о окрадении церкви Пресвятой Богородицы Фёдоровской» суздальцем Георгием Фёдоровым в 1707 году, рассказано о паломничестве местного кожевенника Матвея Нечаева в Иерусалим к храму Гроба Господня и о других событиях приходской и городской жизни. Имеются также данные о возведении младшим поколением Ереминых «над гробы родителей» в 1709 году с благословения Димитрия Ростовского каменного храма Льва Катанского. Фёдоровская церковь по своим характеристикам типична для зрелого этапа в развитии ярославского храмового зодчества, выделяясь лишь лаконичностью декора (вероятно, следствие того, что строилась она не богатейшими купцами, а всем миром). Крупный по размерам четверик (18 на 24 метра) оформлен весьма скупо: лопатки выявляют снаружи четырёхстолпное строение, арочные окна лишены наличников. Входы первоначально были устроены со всех трёх сторон (запад, север, юг); их оформляли небольшие крыльца. В начале XVIII века их разобрали, а четверик обстроили низкими крытыми галереями. Высокое западное крыльцо с тройной аркой и изразцовым поясом пристроено в 1736 году. Архаичный, по-соборному строгий четверик контрастирует с крупным, сочным пятиглавием, которое придаёт всему зданию выразительный, грациозный силуэт. Высота щедро декорированных барабанов и пучинистых луковичных глав (22 метра) значительно превышает высоту основного куба (14 метров). Общая высота церкви (до креста центральной главы) — 36 метров, ровно в два раза больше ширины четверика. Поскольку храм был покрыт сразу на четыре ската, закомары здесь чисто декоративные; они не соответствуют пилястрам и опираются на «нарядный, сложнопрофилированный пояс, мастерски выполненный за счёт выпуска 12 рядов кирпича» (В. Ф. Маров). По пропорциям это один из самых гармоничных ярославских храмов. В XIX веке в приходе имелись церковное попечительство и школа. До 1834 года к храму были приписаны батальоны военных кантонистов. С западной стороны от него был вырыт пруд. Переделки, которым подвергался холодный храм, не были значительными. Купец И. Я. Кучумов в 1776 году пристроил южный Тихвинский придел в память об образе, принесённом сюда из Успенского собора. Н. Н. Свешников в 1884 году, в честь совершеннолетия цесаревича Николая Александровича, соорудил с южной стороны ограды часовню, куда перенесли большую старинную икону Фёдоровской Богоматери, «хорошо видимую через узорчатые железные двери». Вторая часовня была освящена во имя Николая Мирликийского шестью годами позже. Эти часовни не сохранились. В советское время храм был закрыт, разграблен и приспособлен под жильё, с 1946 по 1986 годы в нём складировали материалы. Церковь Николы Пенского не закрывалась и служила кафедрой ярославских архиереев. В 1987 году случилось знаменательное по тем временам событие. Обком передал в ведение РПЦ Толгский монастырь и холодную Фёдоровскую церковь. Через 2 года из Ярославского музея-заповедника в собор были перенесены мощи святых благоверных князей Фёдора, Давида и Константина. За время, пока Фёдоровская церковь служила кафедральным собором, пострадавшие в советский период стенопись и иконостас реставрировались (хотя и не в полном объёме). На Рождество 1999 года была освящена новая кирпичная церковь-крестильня; напротив её построен городской хоспис.Использована информация с сайта «Святыни России»/www.ruist.ru.
Федоровская церковь была построена в 1687 г. в слободе Толчково. Это была самая богатая и большая слобода Ярославля, раскинувшаяся на берегу Которосли, изделия её кожевников славились не только в России, но даже и за границей. Храм был построен на средства слобожан. Сохранился чрезвычайно любопытный документ — «Повесть о построении Никольской и Федоровской церквей». Полное название этой «Повести» умещается на нескольких строках:«Повесть о начале зачатия и поставлении первыя древныя церкве святаго Николая Чудотворца, что на Пенье, како и кем доброхотных жителей и в которыя лета нача созидатися, и о явлении и написании и пренесения честнага образа пресвятыя Богородицы, Одигитрия нарицаемыя, Феодоровския и о создании, устроении и украшении вторыя каменныя церкве во имя Ея пресвятыя Богородицы Феодоровския, и потом о чудесах Ея, бываемых от онага образа пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, купно же и летопись сея церкви».
Из этого памятника нам и известны многочисленные подробности возведения храмового ансамбля на берегу Которосли. Автор повести неизвестен, скорее всего, она писалась коллективно теми же людьми, которые принимали участие в обсуждении проектов храмов и в самом строительстве. За образец было решено взять либо храм Петра Митрополита в Спасской слободе, либо Вознесенскую церковь в Кондаковой слободе. В конце концов остановились на втором варианте. В строительстве участвовали все слободские жители: размечали территорию, копали ямы под фундаменты, засыпали их щебнем (бутили)… Словом, все подготовительные работы жители выполнили сами, и только после этого наняли профессиональных каменщиков, которым предстояло вывести собственно здание собора.
Замечательно соотношение основного объема и глав собора. Основной объем – массивный четверик высотой 14 метров, кажущийся приземистым из-за очень высоких глав. Центральная глава, даже без креста, ощутимо выше самого четверика, на котором стоит − ее высота составляет 22 метра. Боковые главы также довольно велики. Неудивительно, что и в плане декора все внимание было уделено барабанам — они изукрашены аркатурно-колончатыми поясами, в них прорезаны высокие узкие окна для лучшего освещения храма, а под самыми главами проведены фризы в несколько рядов. Изначально собор был лишен галереи, и широкая паперть, которая есть сейчас, так же, как и южный придел, и красивое крыльцо с фигурными «гирьками», были пристроены в XVIII в.
В 1705 г. в храме был установлен золоченый резной иконостас, выполненный мастерами Василием Комаром и Степаном Вороной. Иконы для иконостаса слободские жители заказали известным, самым лучшим иконописцам того времени – ярославскому изографу Иллариону Севастьянову и костромскому мастеру Гурию Никитину.
Роспись храма была выполнена через четверть века после постройки − в 1715 г. артель Федора Федорова и Федора Игнатьева создала подлинный шедевр в семь рядов фресок, на которых со множеством реалистичных подробностей изображалось прославление Богородицы, история Федоровской иконы Божией Матери, часто с военными сюжетами, с победами, одержать которые помогала чудотворная икона.
http://pravyaroslavl.ru