Ярославль. Кирилло-Афанасьевский монастырь. Церковь Спаса Нерукотворного Образа.

Первоначально монастырь был деревянным. В 1664 году в обители по благословению ростовского митрополита Ионы Сысоевича возвели первую каменную церковь. Собор во имя патриархов Кирилла и Афанасия — бесстолпный одноглавый храм с глухим барабаном, перекрытый коробовым сводом. Позднее в монастыре появились и другие каменные постройки. Церковь Спаса Неруковтоворного (Спасо-Пробоинская) (1696—1705), затем в XVIII веке построили две небольшие каменные башни, одна из которых служила Святыми воротами, в другой была устроена часовня в память об обретении на этом месте чудотворной иконы Спаса Нерукотворного. Башни тогда завершались шпилями с фигурами ангелов с трубами. В XIX веке появились каменные двухэтажные настоятельские покои с трапезной палатой, две братские кельи.
Кирилло-Афанасьевский монастырь никогда не был ни крупным, ни богатым. В XVIII-XIX веках в нем проживало всего семь монахов и один белец. Афанасьевская обитель была причислена к заштатным указом императрицы Екатерины II 1764 года. В 1857 году Кирилло-Афанасьевский монастырь был возведен в степень третьеклассной обители, с этого времени ее настоятели имели сан архимандритов.
Строения Кирилло-Афанасьевского монастыря сильно пострадали во время восстания 1918 года. В 1925 году монастырь закрыли, в его строениях разместились производственные мастерские, жили люди.
В 2007 году Кирилло-Афанасьевского монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. С 2009 года это действующий мужской монастырь.
http://www.moi-jaroslavl.ru/monastiri/mon-kir-af.html

Основание Спасо-Пробоинской церкви произошло 25 мая 1612 г. на месте обретения чудотворной иконы Нерукотворного Спаса. Начало XVII в. — тяжелейшее для страны время Смуты, польско-литовской интервенции, самозванства: «бедственно было тогда состояние земли Русской… Поляки уже засели в Москве как победители и истребляли последнее имущество разоренных жителей; ежедневные убийства обагряли стогны и поля; трупы непогребенные видимы были на распутиях; жены и девы похищаемы были из недр семейств и с наглою дерзостию лишаемы были чести и жизни; законы опровержены, правосудие уничтожено; Вера попрана, святыня поругана. Все дышало унынием, на все простерся мрак горести и отчаяния».
История явления иконы Спаса Нерукотворного в 1612 г. и чудес, происходивших от святыни, обстоятельства построения во имя ее сначала деревянной, а затем каменной церкви изложены в «Сказании об иконе Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Нерукотворенного Образа, называемого обыденного, иже есть во граде Ярославле на Ильине улице близ монастыря Александрийских чудотворцев Афанасия и Кирилла». Текст этого памятника посадской литературы сохранился в четырех списках XVIII-XIX в.в.
В конце марта 1612 г. для окончательного сбора сил в Ярославль прибыло народное ополчение во главе с Дмитрием Пожарским и Козьмой Мининым. От большого скопления войск в городе началась моровая язва. Согласно сказанию, жители, находясь в «недоумении» по поводу настигшего бедствия, 15 мая обратились к протоиерею Успенского собора Илье. Для избавления от болезни было решено прибегнуть к главной защитнице города — чудотворной иконе Толгской Богоматери — и «с той иконой около града Ярославля учинить крестное хождение о освобождении от той напасти смертоносной». Накануне назначенного дня, 23 мая 1612 г., протопопу Илье случилось «сонное видение», в котором ему повелевалось взять в крестный ход икону Спаса Нерукотворного, находившуюся в часовне близ деревянной церкви Афанасия и Кирилла. Когда священник нашел образ, много лет пребывавший в забвении, он усомнился в истинности указания свыше, ибо под толстым слоем пыли даже не увидел лика. Ночью ему опять было видение: явилась икона, повторив указание «с нею по граду ходити и с молебным пением совершати литии». Утром участники крестного хода взяли из часовни образ, и, когда священная процессия поравнялась с Ильинским храмом, произошло первое чудо от новоявленной святыни: икону пронесли над нищим слепцом, просившим «милостыню от христолюбивых подателей», — и он прозрел. По этому поводу протоиерей Аристарх Израилев, посвятивший несколько работ различным страницам церковной истории Ярославля, заметил: «Вот пример, достойный подражания, — подходить и других подводить под святые иконы, когда их несут куда-либо с крестным ходом».
Второе чудо от иконы Нерукотворного Спаса произошло в этот же день: по совершении крестного хода шествие направилось в Успенский собор, но, когда поравнялось с часовней, «тайная сила остановила несших чудный образ; никак не могли они двинуться с места». Восприняв произошедшее как знамение, «ибо возлюбил Господь это место», горожане решили построить около часовни церковь во имя иконы Спаса Нерукотворного. На следующее утро в Ярославль прибыл митрополит Ростовский Кирилл (IV), он благословил соорудить общими силами деревянную церковь, освятил ее этим же вечером и поставил в нее чудотворную икону. Во время освящения храма от чудотворного образа «многим излияся благодать Божия: слепым, хромым, и всякими недугами страждущии здравие получиша». Язва вскоре прекратилась. Церковь, построенную в один день, стали называть обыденной. По преданию, во вновь построенной церкви перед чудотворной иконой Спаса в числе первых молились Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. По словам Н.Г. Первухина, «последняя надежда Руси — ополчение чуть было не погибло» в Ярославле, но, «укрепленное чудесным знамением, двинулось спасать Москву и родину».
В 1613 г. новое бедствие постигло ярославские земли — засуха настолько сильная, что «во все лето не бысть дождя, ни же росы, и от жару солнечного все древа аки опалены зряхуся, и ни же какого-либо овощия и плода земля произрастила». Только по совершении 8 июля крестного хода с иконой Спаса Нерукотворного и молебна Илье Пророку «в самое всенощное бдение дождь превелий ниспаде, винограды и древа и всякое овощие проросли и плод сотвориша, и преста бездождие».
Новое чудо от святыни произошло в 1614 г., когда «учинися пожар велик во граде Ярославле». Спасо-Пробоинский храм, как многие другие деревянные церкви, во время пожара сгорел, но чудотворный образ был найден на пепелище неповрежденным. Ещё дважды в XVII в. «церковь древяна во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Образа» погибала в огне, в 1658 и 1670 г.г., но каждый раз отстраивалась вновь, и «в сих такожде пожарах сия святая пречудная Всемилостивого Спаса икона пребываше невредима».
В 1615 г. земский староста Гавриил Мякушкин при поддержке «других усердных ревнителей святого дела» обратился к ростовскому митрополиту Кириллу (Завидову) за благословением к основанию обители на священном для горожан месте, где была обретена икона. Так рядом со Спасо-Пробоинским храмом возник Афанасиевский монастырь. В 1696 г. прихожане, видя, «яко тщету велию претерпевают в лишении храма сего Всемилостивого Спаса от огненного возгорения», решили построить каменную церковь и 5 июня обратились по инициативе земского старосты Ивана Мякушкина за благословением к митрополиту Ростовскому Иоасафу. В ответной грамоте от 26 июня владыка распорядился «на новую церковь кирпич и известь и песок и всякие припасы готовить и построить новую церковь Божию каменную во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворенного образа на старом церковном месте, подався немного на восток. А верх бы на той каменной церкви был по чину прочих церквей, а не шатровой, и алтарь сделать круглой тройной, а в церкви по алтарной стене царские двери были [бы] посреди, а по правую их сторону — южные, а [по] левую северные, а подле царских дверей по правую сторону меж южных в начале поставить образ Всемилостивого Спаса, а подле Спасова образ настоящего того [Спаса Нерукотворного] храма, а по левую сторону… в начале поставить образ Пресвятой Богородицы и иные образа по чину».
Как только была «с помощью всесильного Бога церковь сия создана и всяким благолепием украшена», образ Нерукотворного Спаса поставили справа от царских врат. Сказание завершается словами: «…многие же и поныне источаются от сей святой иконы чудеса во исцеление всяких недугов и скорбей с верою приходящим». В «Книге достопамятностей» храма сохранились имена ярославцев, получивших исцеление от святыни в XIX веке: Иван Семенович Соболев, Александра Ивановна Лопатина, Никанор Васильевич Урядов, и уже в XX — Семен Максимович Лоханин.
По преданию, каменная Спасо-Пробоинская церковь была освящена в 1705 г. митрополитом Димитрием Ростовским. Священник Константин Соловьев заметил: «Это предание подтверждается, во-первых, тем, что в храме имеется антиминс, священнодействованный святителем Димитрием; во-вторых, тем, что в 1705 году… святитель был в Ярославле два раза: в июне и в июле».
Главный престол храма был освящен во имя иконы Нерукотворного Спаса, придел в алтарной части — во имя апостола Андрея Первозванного, теплый придел в трапезе — во имя Павла Фивейского и Иоанна Кущника.
О времени и мастерах стенописей сообщает храмозданная надпись: «1741 г. месяца июния в 8-й день начата бысть сия св. церковь писатися стенным и иконным писанием… А трудившиеся во святей сей церкви ярославские иконописцы Алексей Иванов [Сопляков] с сыном Михаилом. Иван Никитин с братом с Иваном Горины. Андрей Емельянов с детьми Афанасием да Иваном. Алексей Данилов. Матфей Никитин. Иван Степанов. Подписи писал церкви Леонтия епископа Ростовского чудотворца поп Борис Федоров… совершися же того же лета сентемвриа во 2-й день». В 1875 году фрески были вновь прописаны «в совершенно другом характере». К 300-летнему юбилею храма, в 1911 г., поздний слой смыли и восстановили первоначальную живопись.
В марте 1798 г. Леонтий Осипов Суконкин, крестьянин деревни Таланово Ярославского уезда, для теплого придела преподобных Павла Фивейскаго и Иоанна Кущника обязался исполнить новый резной иконостас, царския врата и «всё без изъятия вызолотить».
Спасо-Пробоинский храм неоднократно подвергался переделкам: в 1831-1832 г.г. у его западного фасада соорудили теплую трапезу, а в ней устроили церковь, сохранившую посвящение придела — Павла Фивейского и Иоанна Кущника; шатровую колокольню заменили новой, трехъярусной по проекту архитектора П.Я. Панькова (в 1930 г. снесена, в 2018 г. воссоздана).
В 1873 г. теплый и холодный храмы были соединены. В 1909-1911 г.г. церковь вновь подверглась значительным изменениям: к трапезной части с южной стороны пристроили по проекту архитектору А. А. Никифорова еще один придел, освященный во имя преподобных Серафима Саровского и Александра Ошевенского. Финансирование работ начал Иван Александрович Вахромеев, а после его кончины завершил сын, Александр Иванович.
Главной ценностью Спасо-Пробоинского храма являлась чудотворная икона Нерукотворного Спаса, она была особо почитаема ярославцами: «Нет почти ни одного случая семейного, радостного ли или печального, при котором они не обращались бы к сему чудотворному образу с молитвою прошения и благодарения». Как выглядело раннее убранство иконы Спаса Нерукотворного, сведений не сохранилось, а в 1867 г. она получила новое обрамление. «Ковчег, риза и венец сделаны мастером серебряных и золотых дел ярославским купцом Василием Е. Рословым, а украшение оных жемчугом и драгоценными каменьями сделано монахинею Ярославского Казанского монастыря Маврикиею по рисунку, одобренному Его Высокопреосвященством (архиепископом Нилом)». Для участия в крестных ходах святыня помещалась в специально сделанный киот. В летнее время образ Спаса ставили справа от царских врат в холодной церкви, а зимой его переносили в иконостас теплой.
В свои храмовые праздники многие ярославские приходские церкви принимали икону Спаса Нерукотворного (вместе с чудотворной иконой Толгской Богоматери, когда та находилась в кафедральном Успенском соборе). Порядок был такой: накануне праздника горожане направлялись из своего храма с крестным ходом в собор, брали Толгскую святыню, а на обратном пути присоединяли к торжественному шествию образ Спаса. Кроме того, икону Нерукотворного Спаса ставили в определенные дни и в торговых рядах, и в домах горожан.
Ежегодно в храмовый праздник, 24 мая, из Спасо-Пробоинской церкви совершался крестный ход с наиболее чтимыми чудотворными иконами города — Нерукотворного Спаса, Толгской и Смоленской Богоматери. Этот крестный ход был официально установлен по просьбе горожан в 1867 г., текст ходатайства приведен в книге священника Иоанна Соловьева: «24 мая 1612 года обретен был образ Нерукотворенного Спаса, и в то число совершен был крестный ход кругом Земляного города с чудотворными иконами Нерукотворенного Спаса и Богоматери Толгской. Граждане города Ярославля, в воспоминание этого дня, желали бы и ныне каждогодно совершать крестный ход из Спасо-Пробоинского храма, если не кругом всего Земляного города, то, по крайней мере, кругом того места, которое занимал Ярославль в 1612 году. А так как известно, что город Ярославль граничил тогда с восточной стороны р. Волгою, с южной — Которостию, с северной и западной — земляным валом, который проходил от нынешнего Семеновского съезда к Власьевской башне и от сей последней к Угличской до р. Которосли, — то ярославское градское общество, дабы сохранить навсегда в жителях Ярославля память бывшего в помянутый день чудодейственного хода и последующих затем чудесны знамений от образа Спасителева, и постановило: просить Епархиальное начальство, чтобы оно разрешило каждогодно 24 мая совершать крестный ход из Спасо-Пробоинской церкви вокруг того места, где был земляной вал, а именно: по набережной к Стрелецкому бульвару, оттуда по Стрелецкой улице к Спасскому монастырю, а от монастыря берегом р. Которости к Спасонагородской церкви, отсюда же по Пробойной линии на Ильинскую площадь и в местную церковь». Среди подписавшихся под «сим приговором» имелись имена потомственных почетных граждан Ярославля, купцов первой и второй гильдий, оставивших значительный след в истории города — Вахрамеевых, Оловянишниковых, Пастуховых, Соболевых, Дунаевых и др.
Среди достопримечательностей, которые хранились в Спасо-Пробоинской церкви, можно назвать антиминс, освященный митрополитом Димитрием Ростовским; икону XIX в. «Собор ярославских святых перед иконой Богоматери Толгской» с частицей мощей Василия и Константина; сказание о чудотворной иконе Спаса Нерукотворного.
Спасо-Пробоинская церковь была в Ярославле на особом положении: средства на содержание и храма, и причта поступали от города и благотворителей — в сохранившихся клировых ведомостях она именуется «Спасо-Пробоинской общественной ружной церковью». Не случайно церковный староста в этот храм избирался городской Думой из числа самых уважаемых ярославцев. Некоторое время эту должность исправлял Иван Александрович Вахромеев, а в 1905 г. старостой был единогласно избран его сын Александр Иванович. И.А. Вахромеев позаботился об обеспечении храма и пожертвовал ему более 30 000 рублей.
24 мая 1912 г. прошли торжества в честь 300-летия обретения чудотворной иконы Спаса Нерукотворного и пребывания в Ярославле ополчения Минина и Пожарского. Готовиться к празднику ярославцы начали ещё в 1911 г. Губернское Земское Собрание выделило для этого соответствующие средства. Городская общественность обратилась к Государю с просьбой сделать 24 мая 1912 г. праздничным. Просьба была удовлетворена. 23 мая 1912 г. в ярославской ежедневной газете «Голос» появилось сообщение: «Государь Император по всеподданнейшему докладу министра внутренних дел, 11 сего мая высочайше соизволил на объявление 24 мая сего года днем неприсутственным для Ярославля по случаю празднования 300-летнего юбилея чудесного обретения Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса и спасения им жителей города Ярославля и дружины князя Пожарского в 1612 году от моровой язвы».
24 мая во Всех церквях города были совершены праздничные богослужения, но главное торжество проходило в Спасо-Пробоинской церкви. Во избежание столпотворения на праздничную литургию допускали лишь по пригласительным билетам. Почти все учреждения города в этот день были закрыты, в учебных заведениях занятия не проводились. Не работали фабрики и заводы. Кроме трактиров и пивных, «торговли все были закрыты, некоторые торговцы стали торговать после четырех часов дня». Город с утра был украшен флагами. Улицы, по которым должен был следовать крестный ход, были тщательно подметены и политы. Со всех сторон к месту торжества стекался народ. Трамваи к центру города шли полные. Перед Спасо-Пробоинской церковью и далее к Успенскому кафедральному собору шпалерами были выстроены войска. Публику без пригласительных билетов на площадь не пускали. В крестном ходе участвовали до 50 хоругвеносцев, в том числе и приехавшие из Нижнего Новгорода. Икона Спасителя была украшена ландышами и розами. Крестный ход от плаца направился вокруг Земляного города. На торжественном молебне пел знаменитый «вахромеевский» хор Спасо-Пробоинской церкви. В шесть часов вечера на плацу на особо устроенном помосте перед принесенными из собора иконами прошла Всенощная. В восемь часов вечера в зале Губернского Правления хор Вахромеева исполнил торжественные песнопения и гимны. Здесь состоялось праздничное заседание ученой архивной комиссии, где присутствовали первые лица города и губернии: губернатор Д.Н. Татищев с супругой, прежний губернатор А.А. Римский-Корсаков, член III Государственной Думы, губернский предводитель дворянства князь И.А. Куракин, академик А.И. Соболевский и другие почётные гости. Юбилейный торжества в этот день прошли по всему городу: в учреждениях, учебных заведениях, на фабриках и заводах.
В воскресенье, 27 мая, в местных газетах была опубликована телеграмма Государя Императора Николая II, находившегося в это время в Ливадии (Крым): «Сердечно благодарю за молитвы и выраженные мне чувства всех собравшихся в славном городе Ярославле для чествования 300-летней годовщины великого подвига русского народа. Твердо верю, что святые заветы древней православной Руси всегда останутся в живых сердцах наших и что дух князя Пожарского, Кузьмы Минина и их славных сподвижников никогда не переведётся в нашей великой и родной России».
Старостой Спасо-Пробоинской церкви в 1910-е г.г. был Александр Иванович Вахромеев — сын бывшего городского головы И.А. Вахромеева (1843-1908). Заботами Александра Ивановича Спасо-Пробоинская церковь, храмы монастыря, колокольня и ограда к юбилейным торжествам были оштукатурены, отбелены и выкрашены. Его сын — Варфоломей Александрович Вахромеев — оставил воспоминания, в которых описал и Спасо-Пробоинский храм.
«Внутреннее убранство храма, порядок в нем и ведение службы отличались благолепием. Мой отец очень любил церковное пение и строго следил за соблюдением церковного устава. В храме был большой образцовый хор численностью до 40 человек. Управлял им священник Александр Великорецкий. Он был строгим и требовательным музыкальным регентом. Хор звучал у него стройно, собранно и слитно в отношении тембров в голосовых партиях. Многие горожане приходили в наш храм послушать пение. Отец Великорецкий имел свой приход за Которослью. В воскресные дни он служил у себя раннюю обедню, а в Спасов храм приезжал к поздней обедне, но иногда не к самому её началу. На этот случай он имел помощника, который его заменял. На пасхальных службах хор делился на два клироса. Когда же хор соединялся в середине храма для пения стихир «Да воскреснет Бог» — это было чудно! В хоре пел известный в то время в городе тенор Барщевский. Иногда он солировал. Но регент не злоупотреблял таким репертуаром и допускал его лишь в исключительных случаях. Например: «Разбойника благоразумнаго» в Великий четверг, в трио «Да исправится» и «Воскресни Боже», по большим праздникам — «Ныне отпущаеши» и другие более известные и хорошо зарекомендовавшие себя песнопения. На Рождество и на Пасху, по традиции, хор в полном составе приходил к нам и пел праздничные песнопения. После «Славы» отец Великорецкий всегда оставался у нас «на чашку чая».
В 1912 г. праздновалось 300-летие Спасо-Пробоинского храма и вышеупомянутого события, в честь которого он был воздвигнут. К этой дате была произведена тщательная реставрация храма и его частичная перестройка. Подробно об этом писал в своей брошюре настоятель отец Константин Соловьёв. Все работы начались в 1903 г. и закончились к 1912 г. С южной стороны была осуществлена пристройка двух приделов, которые следовали один за другим: первый — во имя Павла Фивейского и Иоанна Кущника; второй — во имя Серафима Саровского и Александра Ошевенского. В алтаре находился придел во имя апостола Андрея Первозванного. Была восстановлена старая роспись в бывшем холодном храме, а в новых пристройках роспись была выполнена в стиле обнаруженной росписи в передней части храма. В памятный день указанного события — 24 мая 1912 г. состоялось торжественное богослужение, а после него крестный ход вокруг города в пределах тогдашних его границ. В нем участвовало большое число приглашённых священнослужителей. Все они были облачены в одинаковые новые ризы, специально заказанные отцом к этому дню. Я помню, как сейчас, это торжественное шествие: мы, младшие, наблюдали его из окон нашей классной комнаты. Окна выходили в переулок, а крестный ход, обогнув сквер, проследовал нашим переулком к набережной и далее вдоль бульваров, по границам старого земляного города, как триста лет тому назад».
В 1913 г. вся Россия праздновала 300-летие Дома Романовых. В связи с этой датой августейшее семейство совершило несколько поездок в разные города России. 21 мая Николай II с семьею прибыл в Ярославль на пароходе «Межень». На пристани царственных особ встречало высшее губернское и городское руководство и представители всех слоёв населения губернии, а также почётные гости. Многие в своих приветствиях вспоминали о той роли, которую сыграл Ярославль в венчании на царство династии Романовых, говорили о сохранении исторической памяти потомками. Царская семья с пристани по Семёновскому спуску и Пробоинской улице направилась в Успенский кафедральный собор. А на обратном пути государь остановился возле Афанасиевского монастыря и посетил Спасо-Пробоинскую церковь.
Ещё раз обратимся к воспоминаниям Варфоломея Александровича Вахромеева: «Весной 1913 г. Ярославль готовился встретить царскую семью, которая совершала путешествие по Волге в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых. Поскольку мой отец состоял гласным городской Думы, то ему пришлось принимать участие в организационных мероприятиях по подготовке встречи высочайших гостей. Город украсился государственными флагами и иллюминацией. У нас на балконе также был помещён иллюминированный вензель. Упомянутое путешествие совершалось по строго установленной программе. Посещение Ярославля приходилось на 21-23 мая 1913 года. Утром 21 мая в Ярославль с низовья Волги прибыла целая флотилия пароходов. Первоначально, после встречи на берегу Волги в специально выстроенном павильоне, они должны были проследовать в Успенский собор. Маршрут шёл по Семёновскому спуску, Пробойной улице, через Ильинскую площадь мимо реального училища и далее вдоль плаца (Соборной площади). Отец как староста прихода должен был присутствовать в Спасо-Пробоинском храме, так как предполагалось, что Николай II пожелает посетить храм, где хранится чудотворный образ Нерукотворного Спаса, которым, по преданию, был обнесён город, когда в нём стояло войско Минина и Пожарского, собравшееся в 1612 г. в Ярославле для похода на Москву, занятую поляками. Так и произошло. При возвращении из собора Николай II с дочерьми посетил Спасо-Пробоинский храм. Отец и настоятель, о. Константин Соловьёв, встречали Высочайших гостей. При встрече хор исполнил тропарь «Пречистому Твоему Образу». Настоятель дал пояснения о храме и вручил гостям его краткое описание. Отец преподнёс всем княжнам образки храмовой иконы Спасителя (копии подлинника). Выходя из храма, Николай II заметил, что храм производит прекрасное впечатление. Прощаясь, он поздравил отца с присвоением ему звания потомственного дворянина. Причт Государь «удостоил поклоном». В память о посещении Государем Спасо-Пробоинской церкви на её стене установлена мраморная табличка с таким текстом: «21 мая 1913 г. Спасо-Пробоинский Всеградский Обыденный храм посетил св. страстотерпец Император Николай II в сопровождении свт. Тихона, архиепископа Ярославского и Ростовского, впоследствии Патриарха Московского и всея Руси».
Новая смута в Российском государстве началась в 1917 г. Сначала думскими заговорщиками и изменившими присяге генералами был фактически низложен император Николай II, а власть перешла к созданному Думой Временному правительству. Затем в ходе октябрьского переворота большевики арестовали Временное правительство и захватили власть, а через два месяца разогнали Учредительное собрание. Творившиеся беззакония не могли не вызвать сопротивления. В июле 1918 г. в Ярославле началось антибольшевистское вооружённое выступление (в литературе его называют как восстанием, так и мятежом). Восставшие в первый же день захватили центр города, но помощи, на которую они рассчитывали, не получили. Красные войска окружили город и начали безжалостно и методично уничтожать его артиллерийским огнём. При артобстреле пострадали многие храмы и монастыри. Прямым попаданием снаряда был повреждён верхний ярус колокольни Спасо-Пробоинской церкви, а на самом храме был разрушен один из барабанов. Два снаряда попали в монастырский Афанасиевский храм и колокольню. По выводам реставрационной комиссии, «верхний ярус колокольни разрушен настолько, что при сильном ветре может упасть». Спасо-Пробоинскую церковь закрыли в 1929 г. Тогда же были закрыты находившиеся рядом Афанасиевский монастырь и Воскресенская церковь. Поскольку храмам Афанасиевского монастыря и Спасо-Пробоинской церкви советская власть быстро нашла применение, их сносить не стали. На щебень пустили только обе колокольни. Сломали и примыкавшую к Спасо-Пробоинской Воскресенскую церковь, стоявшую на этом месте с XIII в.
Икона Нерукотворного Спаса в начале 1930-х г.г. исчезла без следа.
В 1930-е г.г. храмы и постройки были переданы Обществу слепых, а в 1946 г. сданы в аренду протезному заводу. В монастырском храме святителей Кирилла и Афанасия находились склад, бензохранилище, магазин и даже хлев. С 1953 г. на территории монастыря размещались учебно-производственные мастерские, а с 1970-х годов располагалось деревообрабатывающее предприятие, которое выпускало мебель — учреждение культуры «Комплекс-2».
В начале 2000-х г.г. архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл поставил вопрос о возвращении храмов Кирилло-Афанасиевского монастыря и Спасо-Пробоинской церкви Ярославской епархии. Вопрос решался несколько лет. Только 31 января 2008 г. состоялось первое богослужение в храме Кирилла и Афанасия. В 2009 г. решением Святейшего Синода образован Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь. В его состав включена и Спасо-Пробоинская церковь.
29 января 2011 г. в Кирилло-Афанасьевском монастыре состоялась торжественная встреча иконы Нерукотворного Спаса — списка с древнего чудотворного образа, переданной монастырю из Троицкого храма посёлка Смоленское. Этот список XVIII в. некая раба Божия Александра принесла в Троицкий храм ещё в 1960-е г.г. Всё это время образ находился там. Настоятель и прихожане этого храма передали икону Спасителя с надеждой на духовное возрождение обители. Для встречи иконы в Святых вратах обители собралось большое количество ярославцев во главе с епископом Рыбинским Вениамином. После встречи владыка совершил в монастыре Всенощное бдение. А Божественную литургию на следующий день совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. 6 июня 2012 г., в день памяти обретения чудотворного образа Нерукотворного Спаса в Спасо-Пробоинском храме обители впервые после долгого перерыва была отслужена Божественная литургия, которую совершил митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон в сослужении епископа Вениамина, настоятеля монастыря игумена Феодора (Казанова) и священнослужителей епархии. Затем в обители был заложен фруктовый сад. Первые фруктовые деревья посадили митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон и епископ Рыбинский и Угличский Вениамин.
В августе 2015 г. состоялись торжества, посвящённые 400-летию обители. Сначала в Спасо-Преображенском соборе был отслужен водосвятный молебен святителям Афанасию и Кириллу, архиепископам Александрийским. Затем состоялся крестный ход с иконой Нерукотворного Спаса и святителй Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, до Спасо-Пробоинского храма. Крестный ход возглавил епископ Рыбинский и Угличский Вениамин. После крестного хода в Спасо-Пробоинском храме была отслужена Божественная литургия, которую возглавил митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон. Затем был освящён юбилейный колокол, подаренный таможенной службой.
В Спасо-Пробоинском храме открылся музей. В мае 2017 г. в монастыре начались большие реставрационные работы. Средства на них выделило Правительство города Москвы. 8 сентября состоялось торжественное освящение крестов и главок Спасо-Пробоинского храма. Освящение совершил глава Ярославской митрополии митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон. В течение нескольких дней они были установлены на барабаны храма. А 7 марта 2018 г. была обретена величайшая святыня — икона Нерукотворенного Спаса, явленная во дни стояния в Ярославле ополчения Минина и Пожарского и спасшая горожан и ополченцев от смертоносного «морового поветрия». Произошло это следующим образом.
В архивах реставрационных мастерских были найдены подлинные протоколы реставратора Н.И. Брягина 30-х г.г. прошлого века с точным описанием чудотворной иконы из Спасо-Пробоинского храма г. Ярославля. Независимо от этого специалистами московской фирмы «Авангардстрой», занимавшимися проектом воссоздания иконостаса, было установлено, что икона никогда не экспонировалась ни на одной выставке, не была представлена в экспозициях и официально никакому музею не передавалась. Было также найдено описание похожей иконы в раритетном каталоге уже не существующего «государственного ярославо-ростовского музея-заповедника» за 1964 г, под инв.№ И-812 (впоследствии выяснилось, что номер ошибочен). Поиски привели в Ярославский художественный музей. Заведующая отделом древнерусского искусства В.В. Горшкова и хранители фондов музея нашли в запасниках заклеенную профилактическими заклейками икону, упоминавшуюся в каталоге. При ее раскрытии было выявлено полное сходство с описанием из реставрационного протокола Н.И. Брягина 1930 г. и единственной имевшейся фотографией чудотворной иконы из книги 1912 г. Впоследствии икона была передана в РосНИИ Реставрации для всестороннего обследования.
В течение осени и зимы 2018 г. была воссоздана колокольня Спасо-Пробоинского храма, разобранная в 1930-е г.г.
Крылов А.П. Церковно-археологическое описание губернского города Ярославля. – Ярославль, 1860.; Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901.; Соловьёв К. Ярославский Спасопробоинский обыденный храм. — Ярославль, 1912.; Сильвестр, епископ Рыбинский. Ярославский Афанасиевский третьеклассный монастырь: к 300-летнему его юбилею. – Ярославль, 1915.; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000.; Драч Л. Монастырские страсти / Северный край, 2004, 9 июля; Вахромеев В.А. Семейная хроника Вахромеевых / публ. Т.В. Егоровой / Северный край, 2006: 5 декабря (часть 1), 6 декабря (часть 2), 13 декабря (часть 3), 14 декабря (часть 4), 15 декабря (часть 5).; Хрупалова И. Кирилло-Афанасьевский возрождается / Северный край, 2008, 31 января; Васильева И. Возвращение Спаса / Северный край, 2011, 28 января; 400-летие Кирилло-Афанасьевского монастыря / Сайт Sevkray.ru, 2015, 29 августа

Спасо-Пробоинская церковь была сооружена в память избавления города от мора, она хранила до разорения особо почитаемый ярославцами образ Спаса Нерукотворенного. Церковь была основана в 1612 г. на месте обретения чудотворной иконы Нерукотворного Спаса. Тогда в Ярославль прибыло народное ополчение во главе с Дмитрием Пожарским и Козьмой Мининым. От большого скопления войск в городе началась моровая язва. Для избавления от мора решено было молиться чудотворной Толгской иконе Божией Матери, а в Крестный ход была взята икона Спаса Нерукотворного.
Известно, что в 1654 г. во время эпидемии чумы после крестных хождений с иконой болезнь пошла на убыль. В 1696 г. горожане решили воздвигнуть вместо деревянного храма каменный. В 1705 г. строительство каменной Спасо-Пробоинской церкви было завершено.
Церковь Спаса Нерукотворного – двухэтажная с трапезной, с высокой папертью, с южной стороны кельи, оформленные в стиле позднего классицизма, и две надвратные башни с четырехгранными куполами, построенные в конце XVIII в. Первоначально она была одноглавая, с шатровой колокольней. В 1779 г. возведены ещё четыре малые главы.
Имела четыре придела – центральный, образа Спаса Нерукотворного, в алтарной части придел апостола Андрея Первозванного, теплый придел в трапезной Павла Фивейского и Иоанна Кущника, с южной стороны трапезы Серафима Саровского и Александра Ошевенского.
В 1831 г. колокольня перестроена, до нынешнего времени не сохранилась. В 1831-1833 г.г. трапезная превращена в тёплую церковь, а в начаче XX в. с южной стороны храма пристроена двухэтажная паперть с крыльцом.
В 1913 г. церковь посетил император Николай II. Она была закрыта в 1929 г., главы и колокольня сломаны, занята мастерскими, в 1990-х г.г. мебельной фабрикой.
С 2007 г. храм находится в ведении Ярославской епархии. Список чудотворной иконы 1757 г. хранится в собрании Ярославского художественного музея.
До начала восстановительных работ были полностью утрачены верхние ярусы колокольни – с третьего по пятый. На двух нижних сохранившихся ярусах колокольни были повреждены лицевые ряды кирпичной кладки, частично утрачен штукатурный слой и архитектурные детали фасадов, поздние конструкции перекрытия и крыши.
В ходе работ в 2017-2019 г.г. была отреставрирована колокольня, воссозданы утраченные верхние ярусы, по двум нижним ярусам проведены реставрационные работы. Колокольня воссоздана.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

«Церковь Спаса Нерукотворного («Спасо-Пробоинская»)», 1696-1705 гг. Кирилло-Афанасьевского мужского монастыря является объектом культурного наследия регионального значения.
Кирилло-Афанасьевский мужской монастырь получил свое наименование в честь святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. Обитель имеет две уникальные особенности: это самый последний по времени основания и единственный мужской монастырь в Ярославле. Основана обитель была в 1615 году, вскоре после Смутного времени, когда в Россию вместе с польскими захватчиками активно проникал католицизм. Возведена обитель на месте приходской церкви, освященной в честь святителей Кирилла и Афанасия.
Открытие обители было связано с обретением чудотворного образа Спаса Нерукотворного в 1612 году. «Церковь Спаса Нерукотворного («Спасо-Пробоинская»), 1696-1705 гг.» расположена на территории Кирилло–Афанасьевского монастыря в историческом центре города Ярославля и северным фасадом формирует парадную площадь монастырского двора. Каменное здание Спасо-Пробоинской церкви построено на месте одноименного деревянного храма, сооруженного в 1612 году «всеобщими силами (жителей Ярославля – Ред.) и в один день» и освященного во имя Нерукотворного образа Спасителя, избавившего Ярославль от морового поветрия.
Первый храм сгорел в 1614 году и на его месте вновь была возведена деревянная церковь. После того, как пожары еще дважды уничтожали деревянные храмы этого прихода, жители города решили построить каменный храм. Грамота на его создание была получена 26 июня 1696 года. Строительство было завершено в 1705 году. Главный престол освятили во имя образа Нерукотворного Спаса, придел в алтаре (с южной стороны) — во имя апостола Андрея Первозванного, теплый придел в трапезной — во имя преподобного Павла Фивейского и Иоанна Кущника. Стенописи храма выполнены позднее, в 1741 году, известными ярославскими мастерами, чьи имена были указаны в храмозданной надписи на южной стороне здания. Спасо-Пробоинский храм неоднократно перестраивался в течении XVIII-XIX веков.
В 1779 году на храме были возведены четыре главы на каменных трибунах, покрытые железом и увенчанные железными крестами. В 1831 году трапеза вместе с теплым приделом была разобрана и на ее месте «с распространением последней к западу в северо-восточном углу ее построен новый теплый придел во имя тех же святых». В это же время была разобрана шатровая колокольня и на ее месте возведена новая трехъярусная колокольня по проекту губернского архитектора П.Я. Панькова (снесена в 1930 году).
В 1850 году каменные шеи глав были замены деревянными, обложенными листовым железом. Стены храма обвязаны со всех сторон железными связями. В этом же году теплая церковь была расписана «разными священными изображениями». В 1863 году к притвору храма с южной стороны пристроен вход в церковь.
В 1872-1873 годах в Спасо-Пробоинском храме были произведены значительные строительные и ремонтные работы: теплая трапеза соединена посредством арки с холодною и сделана одна церковь – вся теплая; придел преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника перенесен из трапезы в алтарь и устроен в новом виде; возобновлено стенное письмо во всем храме; устроены: новый иконостас, угольники и киоты. В эти же годы все окна трапезной части были расширены и вверху сведены полукружиями. Вместо старых печей на первом этаже устроены новые духовые печи, обогревающие все здание. После завершения ремонтных работ церковное здание было освящено 24-25 мая 1875 года.
В 1909-1911 годах к трапезной части с южной стороны был пристроен придел во имя преподобных Серафима Саровского и Александра Ошевенского, выполненный по проекту архитектора А.А. Никифорова.
Спасо-Пробоинская церковь была в Ярославле на особом положении: прихода при ней не было, а средства на содержание и храма, и причта поступали от города и благотворителей. В сохранившихся клировых ведомостях она именуется «Спасо-Пробоинской общественной ружной церковью». Неслучайно церковный староста в этот храм избирался городской думой из числа самых уважаемых ярославцев. Некоторое время эту должность исправлял Иван Александрович Вахромеев, а в 1905 году старостой был единогласно избран его сын Александр Иванович. И. А. Вахромеев позаботился об обеспечении храма и пожертвовал ему более 30 000 рублей. В эти годы обновили и внешний вид храма — оштукатурили и окрасили фасады, главы позолотили червонным золотом, покрасили крышу, возобновили наружную роспись под карнизом.
В 1912-1913 годах известным мастером М.И. Дикаревым была произведена реставрация стенописей храма. Спасо-Пробоинская церковь значительно пострадала во время антибольшевистского восстания в июле 1918 года. В 1929 году храм был закрыт. Планировалось его использование под нужды промышленно-экономического и медицинского техникумов. В 1930-е годы церковь была приспособлена под общежитие, в 1947 году здание передали областному автотресту для мастерских. Впоследствии здание использовалось производственным комбинатом Управления культуры Яроблисполкома.
Пятиглавый храм трапезного типа на подклете, с колокольней на западном фасаде (пятиглавие и главы над апсидой и южным приделом утрачены после 1929 года), с трехчастной апсидой и колокольней (в советский период разобрана до первого яруса). План здания имеет сложную ломаную конфигурацию. Стены четверика декорированы лопатками, соединенными в верхней части штукатурным профилированным поясом с раскреповкой над лопатками, выше которого на каждой стене располагается по пять декоративных закомар, центральная — в виде крупной трехцентровой арки, боковые — килевидные. В тимпанах закомар под побелкой прочитываются следы монументальных росписей. Храм имеет входы со стороны южного фасада и восточного фасада южного придела. Имеются отдельные входы в подклет со стороны южного, западного и северного фасадов. Колокольня имеет квадратный план с четырьмя несущими пилонами, по высоте делится на три яруса с венчающей главкой на барабане. Декор здания разнообразный: кокошники с киотами на четверике, притвор в западной части выполнен с богатым декором в русском стиле начала XX века.
В последние годы проведена масштабная реставрация Кирилло-Афанасиевского монастыря в Ярославле. Средства на реставрацию обители были выделены в качестве субсидии по постановлению Правительства Ярославской области и в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)».
Масштабная реставрация Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря проводилась в период с 2017-го по 2018 год. Средства, выделенные регионом, пошли на реставрацию храма святителей Кирилла и Афанасия и Спасо-Пробоинского храма: в храме святителей Кирилла и Афанасия были выполнены работы по реставрации фасадов, окрытию кровли, восстановлению колокольни; на Спасо-Пробоинском храме установили главы и также отреставрировали фасады.
Кроме того, при поддержке губернатора Ярославской области был разработан проект реставрации с элементами воссоздания колокольни и проект восстановления иконостаса и киотов Спасо-Пробоинской церкви. Подрядчиком была приглашена организация ООО «Авангардстрой». Работы по колокольне Спасо-Пробоинской церкви проводились по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» в 2018 году той же подрядной организацией ООО «Авангардстрой».
Было выполнено усиление фундамента буроинъекционными сваями, устройство монолитных поясов, перекрытий, проведена реставрация кирпичной кладки между первым и вторым ярусами. Проведены работы по воссозданию недостающего объема колокольни — второго, третьего и четвертого ярусов (северный, южный, западный фасады), восстановлены балки, металлические решетки звона, барабан купола, купол, глава, крест. Работы выполнялись под контролем регионального Департамента охраны объектов культурного наследия, специалистов авторского и технического надзора.
Сегодня колокольня обрела свой первоначальный вид, ее восстанавливали в строгом соответствии с документацией, разработанной на основании архивных чертежей, справок, исторических документов. Высота колокольни – 34,5 м, на верхнем ярусе колокольни будет располагаться смотровая площадка. Крест, изготовленный в городе Волгодонске Ростовской области, установлен на колокольне и освящен в декабре 2018 года. Также смонтированы балки для подвеса пяти колоколов. Колокольня является одной из доминант ансамбля Кирилло-Афанасиевской обители. Этот проект стал финальным этапом наружных работ по восстановлению архитектурного облика монастыря.
Данный пример софинансирования из регионального и федерального бюджетов наглядно показывает, как можно выполнить большой объем работ в максимально короткие сроки.
http://www.fedmp.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?