Казанский монастырь основан в 1610 году на месте сгоревшего во время осады поляков в 1609 году старого монастыря. Святыней монастыря стал список с образа Казанской Божьей Матери, приобретенный в XVI веке. По преданию, защитники Ярославля переносили чудотворный образ из храма в храм по мере продвижения врага. Поляки не одолели Ярославль, и жители увидели в этом «заступничество» Казанской Божьей Матери. Монастырь стал символом победы над польско — литовскими интервентами. В 1612 гожу этот образ Казанской Божьей Матери сопровождал ополченцев Минина и Пожарского в походе на освобождение Москвы.
С середины XVII века по 2 половину XIX века на территории монастыря были построены каменная Казанская церковь, каменные кельи, монастырские стены, церкви Покрова Богородицы и Сретенья Господня. Большой пятиглавый Казанской собор в стиле позднего классицизма был построен в 1845 году по проекту архитектора А.И. Мельникова. В 1918 году Монастырь был упразднен. Многие постройки подверглись переделкам, снесена колокольня. В настоящее время монастырь передан в ведение православной церкви и в нем ведутся реставрационные работы.
Основан в 1612 г. месте, где ополчение Минина и Пожарского проводило крестный ход с местной иконой Казанской Богоматери, молясь об освобождении Москвы от интервентов. В 1649 г. в монастыре была построена небольшая Казанская церковь, в начале 19 века — церкви Сретенская и Покровская. В 1835-45 гг. в центре монастырского ансамбля возводится грандиозный собор Казанской Богоматери. Это типичный памятник позднего классицизма с присущей этому стилю строгостью, сухостью монотонного ритма колоннад. Разномасштабность ордерных элементов, позаимствованная архитектором Мельниковым у Исаакиевского собора в Петербурге, в известной степени нарушает целостность композиции здания.
В советское время монастырь упразднен, снесены стены и изящная колокольня (1828 г.) — одна из самых высоких в городе. Покровская церковь была переоборудована под планетарий. В настоящее время обитель передана церкви и возрождается как приписная к Свято-Введенскому Толгскому монастырю.
Казанский монастырь, 3 класса, в Ярославле. Основан в 1610 году. Настоящий монастырский каменный соборный храм в честь Казанской Богоматери построен в 1845 году. Здесь находится чудотворная Ярославская — Казанская икона Богоматери, обретенная, по особому указанию свыше, иноком Галактионом (в мире Герасимом), родом из города Романова-Борисоглебска, получившим от нее исцеление и принесшем ее в 1588 году из города Казани в город Романов-Борисоглебск; в 1609 году, при нападении на город поляков и литовцев, святая икона перенесена была в Ярославль (а на ее месте, в Казанской церкви города Романова-Борисоглебска, в 1611 году поставлен точный список с нее, хранящийся там доныне) и в том же году прославилась здесь чудесным избавлением города от осады его поляками и литовцами, которые представительством Царицы Небесной 23 мая, после длившейся 24 дня осады, отступили от стен Ярославля; в чувстве горячей благодарности жители Ярославля дали обет устроить женскую обитель; в том же году заложенный ими близ городской насыпи храм во имя Казанской иконы был освящен в 1610 году, и в нем поставлена была святая чудотворная икона, как залог вечного покрова Божией Матери и благоденствия всего города. Ежегодно из монастыря со святою чудотворною иконой совершаются крестные ходы в Рыбинск (после 12 июля) и Романов-Борисоглебск (после Вознесения). При монастыре церковно-приходская школа и школа иконописи.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
История Ярославского Казанского женского монастыря связана с обретением Ярославской-Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Эта святыня была одним из первых списков с Казанской иконы, обретенной в 1579 г. в Казани. Согласно «Сказанию о явлении Казанской иконы Богородицы в Тетюшах и о построении Казанского девичьего монастыря в Ярославле», в 1588 г. житель г. Романова (ныне левобережный Тутаев) Герасим находился по торговым делам в селе Тетюши близ Казани, где попал под влияние местных жителей, ведших беспутную жизнь. Однажды на волжском берегу Герасим был повержен молнией из неожиданно появившихся туч. В результате у него отнялась правая рука. Тут же Герасим услышал голос, повелевший ему идти в Казань и рассказать там живущим, что если они не прекратят бесчинства, то в наказание им будет послан великий голод. Опомнившись от страха, Герасим увидел в той стороне, откуда исходил голос, в необыкновенном свете Пресвятую Деву Богородицу. Однако Герасим не решился сразу выполнить Её волю. В следующую ночь Богородица вновь явилась Герасиму, и на утро он отправился к епископу Казани и передал ему пророчество. В третью ночь Герасим получил в видении от Богородицы повеление приобрести в определенной лавке в Казани Ея икону, принести икону в Романов и построить в честь неё храм. Купив икону в указанном месте (это был список с Казанской иконы, явленной в 1579 г.), Герасим сразу исцелился. Вскоре он принёс икону в Романов, где её поместили в Никольский храм. От новообретенной святыни происходили многие чудеса и исцеления. Но романовцы не выполнили завет Богородицы и храм в честь иконы не построили.
20 лет спустя, в марте 1609 г. Романов был разорен польско-литовскими интервентами. Среди них был один литвин православного исповедания Яков Любской. Он взял икону Божией Матери и позже привез ее в Ярославль. Город сильно пострадал от захватчиков, действовавших от имени Лжедимитрия, многие жители погибли, потеряли родных и имущество. Узнав о нахождении в Ярославле Казанской иконы, ярославцы стали просить Любского продать святыню. Он сначала отказывался, но затем отдал икону бесплатно. Ярославцы поместили образ в храме Похвалы Богородицы Димитриевского прихода. Враги оставили город в мае 1609 г. Тогда же диакону Крестовоздвиженской церкви Елеазару было откровение от Божией Матери, повелевшей, чтобы посадские и служилые люди воздвигли храм в честь чудотворного образа. Иждивением жителей в благодарность об избавлении от захватчиков в 1610 г. вблизи городского Земляного вала «в меньшем остроге» первая деревянная Казанская церковь была построена. Перед освящением храма торжественно была принесена в его стены Ярославская-Казанская икона Богородицы. Вскоре при храме поселились 72 монахини разрушенного польскими интервентами в 1609 году женского монастыря Рождества Богородицы, находившегося в Ярославле у стен Спасо-Преображенского монастыря. Так было положено основание Казанского женского монастыря и почитания чудотворной иконы.
Второе, каменное здание Казанской церкви было построено на месте разобранной деревянной в 1649 г. В 1672 г. был освещен придел святой Параскевы Сербской в алтаре, а в 1673 г. был освещена сама церковь. В 1680 г. интерьер храма был украшен стенной росписью. В 1684 г. храм получил каменную трапезную с шатровой колокольней над входом. В трапезной был устроен теплый придел святых Климента Папы Римского и Петра Александрийского.
Будучи в основном деревянным, монастырь сильно пострадал во время большого городского пожара 11 июня 1658 г. В 1766 г. монастырь был обнесен каменной стеной с надвратной церковью Иоанна Предтечи. В 1797 г. при соборе была освящена теплая церковь во имя Нерукотворного образа Спаса.
К началу XIX в. постройки монастыря постепенно приходили в ветхость. В 1808-1817 г.г. были выстроены несколько каменных келейных корпусов вместо деревянных, и настоятельские покои. В 1818 г. сооружена новая монастырская стена с 4 башнями по углам и тремя воротами. В 1820-1828 г.г. был построен теплый одноглавый храм Покрова Богородицы с приделами Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца и четырехъярусной колокольней над восточными воротами. В третьем ярусе колокольни было размещено 10 колоколов. Стенная живопись в Покровском храме была выполнена художником Т. Медведевым.
В начале 1830-х г.г встал вопрос о разборке пришедшей в ветхость каменной Казанской церкви и строительстве на её месте нового собора. В 1835-1838 г.г. по проекту архитектора А.И. Мельникова был построен, а в 1845 г. освящен третий соборный храм во имя иконы Казанской Божией Матери. За ходом работ было поручено наблюдать губернскому архитектору П.Я. Панькову. При постройке нового здания собора был использован кирпич от разборки теплой церкви упраздненного в 1828 г. Борисоглебского прихода. Массивное здание собора решено в позднеклассических формах. Колонны и полуколонны украшают не только входы в храм и простенки между окнами, но и главы, имеющие форму восьмиугольных башен. Собор был расписан в 1840 г. артелью Т. Медведева и имел трехъярусный резной иконостас с колоннами.
В 1878-1881 г.г. при покоях игуменьи была сооружена одноглавая домовая церковь во имя Сретения Господня. Казанскому монастырю принадлежала часовня на бывшей Семеновской (ныне Красная) площади в Ярославле. Другая часовня была устроена в северо-восточной башне монастырской стены. Еще одна часовня находилась с 1869 г. в Рыбинске на принадлежащей монастырю земле.
В XVII в. содержание монастыря осуществлялось за счет доходов от сбора таможенных пошлин в Ярославле (грамота царя Алексея Михайловича 1659 г., грамоты Иоанна и Петра Алексеевичей 1685 г. и 1687 г.). В 1764 г. монастырь был причислен к третьему штатному классу. На его содержание из казны выделялось 240 руб. 48 коп. в год.
Монастырь занимал квартал, образованный улицами Казанская (ныне Первомайская), Варваринская (ныне Трефолева) и Театральной площадью (ныне Волкова). В начале XX в. в 8 каменных и 1 деревянном корпусах проживало более 300 насельниц. Казенным содержанием были обеспечены 40 иноческих вакансий, а также игуменья и двое диаконов. На содержание монастыря и жалование настоятельнице с сестрами и священнослужителями ярославское казначейство выплачивало 337 руб. 42 коп. в год. В монастыре действовали иконописная, а также золотошвейная мастерская, работы которой были отмечены дипломом Высшей награды Министерства Финансов за участие в Парижской выставке 1900 г. При монастыре была организована церковно-приходская школа, где в 1910 г. обучались 63 ученицы.
Казанскому монастырю принадлежали приобретенные и пожертвованные земли и дома в Ярославле и Ярославском уезде, мукомольная мельница на реке Лахость, сдававшаяся в аренду, а также дом в Рыбинске. На монастырской земле за Волгой в 1891-1894 г.г. была выстроена церковь Тихвинской Богоматери, при которой находилось кладбище. При церкви была устроена богадельня.
С 1610 г. по 1918 г. управляли обителью, сменяя друг друга, 29 игумений. В монастыре в 1856 г. проживало 167 насельниц, в 1881 г. — 232, в 1909 г. — 381. С 1859 г. штат увеличен до 30 монашеских вакансий, с 1893 г. — до 40. С начала XIX в. монастырь славился школой иконописного и золотошвейного мастерства, имевшей дипломы высшей степени, церковным пением большого монашеского хора (до 200 чел.), а также выпечкой разнообразных просфор.
В мае 1837 г. посетил обитель цесаревич Александр Николаевич — будущий император Александр II. 8 июля 1892 г. в соборе Ярославского Казанского монастыря сослужил Митрополиту Ионафану, архиепископу Ярославскому и Ростовскому, святой праведный Иоанн Кронштадтский. 7-8 июля 1910 г., в дни празднования 300-летия Казанского монастыря, торжественное богослужение в Казанском соборе возглавлял, будучи архиепископом Ярославским и Ростовским, святитель Тихон (с 1917 по 1922 г.г. Патриарх всея Руси). В 1916 г. 21 и 22 октября в Казанском соборе служил святитель Агафангел, архиепископ Ярославский и Ростовский (с 1922 по 1926 г.г. — патриарший местоблюститель).
После событий белогвардейского мятежа 1918 г. монастырь был упразднен, все имущество изъято, монахини отправлены в Толгский монастырь, где пребывали до его закрытия. В 1919-1922 г.г. на территории обители был устроен концентрационный лагерь. В 1928 г. в Казанском соборе на высоте 9 м. сооружено железобетонное перекрытие для 2-го этажа и размещен Государственный архив Ярославской области. Покровский храм в 1930-е г.г. переоборудован под библиотеку, а в 1948 г. под планетарий.
В начале 1990-х г.г. еще невозвращенный Церкви Казанский собор постепенно, одной за другой, увенчался пятью золочеными главами. В 1997 г. возобновилась богослужебная жизнь обители. Как приходской храм был открыт собор. Богослужения совершались в подклете. В 1998 г. монастырь был вновь открыт, настоятельницей определена монахиня Толгского Свято-Введенского женского монастыря Михаила. В том же году была передана и начала восстанавливаться Сретенская домовая церковь. Сохранившиеся корпуса, заселенные жителями, передавались постепенно, в течении нескольких лет. В 1999 г. архивохранилище было переведено в Рыбинск, Казанский собор освободился. Началась его долгая и кропотливая реконструкция. Основные работы были проведены при поддержке ОАО «Ярославский технический углерод» и его генерального директора (впоследствии — председателя совета директоров) Вадима Юрьевича Орлова. Роспись алтаря Казанского собора выполнили ярославские художники Сериков Александр Николаевич, Кирильчев Михаил Анатольевич и Смирнов Алексей Васильевич эта их работа отмечена областной премией за достижения в области культуры им. Александра Опекушина.
К тысячелетию Ярославля был построен новый планетарий, Покровский храм возвращен обители. Работы по его восстановлению также проводились с помощью В.Ю. Орлова.
На территории обители находится Ярославская губернская гимназия имени свят. Игнатия Брянчанинова и Регентская школа при Ярославской духовной семинарии. 21 июля 2003 г. на территории Казанского монастыря, перед собором, был установлен деревянный памятный поклонный крест «Жертвам кровавых событий в лето 1918 от Рождества Христова». В 2008 г. деревянный крест был заменён гранитным.
Местночтимые святыни обители — чудотворный список с Ярославской Казанской иконы Божией Матери, выполненный сестрами обители в иконописной — золотошвейной мастерской монастыря до 1918 г., и мощи свт. Агафангела (27 сентября 1854 — 16 октября 1928), митрополита Ярославского и Ростовского, Патриаршего Местоблюстителя, священноисповедника Российского.
Сайт Ярославский край; сайт Ярославского Казанского женского монастыря, https://yarwiki.ru/article/132/monastyr-kazanskij-zhenskij-v-yaroslavle; http://yar-kazansky.cerkov.ru
Основанию Казанского монастыря предшествовало явление Ярославской-Казанской иконы Пресвятой Богородицы и связано оно с событиями Смутного времени. Эта святыня является одним из первых списков с Казанской иконы, явленной в 1579 г. в граде Казани. Икона была принесена в 1588 г. в город Романов его жителем Герасимом из Казани, где он получил исцеление руки от этого образа. В период польско-литовской интервенции 1608-1614 г.г. при отступлении поляков из Романова польским поручиком Любским в Ярославль был вывезен чудотворный образ, впоследствии выкупленный у него благочестивым ярославским купцом Василием Лыткиным.
В апреле 1609 г. началась осада Ярославля. Именно в это тяжелое время проявилось заступничество чудотворной иконы. Пречистая Матерь, явившись в видении дьякону Крестовоздвиженской церкви Елеазару, открыла свою святую волю, чтобы построили в честь Её чудотворного образа храм и при этом «изрекла Свое слово с надежным упованием: яко им буду воспоможением своим невидимо твердыня и стена, паче всякия ограды и оружия от супротивных супостат…» Спустя 24 дня поляки, понеся большие потери, сняли осаду и отступили от Ярославля. Жители города увидели в этом заступничество Божией Матери. За чудесное спасение города и в благодарность Пресвятой Богородице ярославцы начали строительство храма в честь чудотворной ее иконы Казанской.
Основное каменное строительство в обители началось в XIX в. при игумении Маргарите и было связанно с необходимостью обновить обветшавшие постройки и с перепланировкой улиц города. На месте прежнего храма с 1835 по 1845 г.г возведен Казанский собор. В 1820-1828 г.г. была возведена зимняя церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы с трехъярусной колокольней. С 1878 по 1881 г.г. построен домовый храм во имя Сретения Господня при игуменском корпусе. Одновременно к игуменскому корпусу пристроено трёхэтажное каменное здание для удобного размещения монастырской трапезы, золотошвейных и иконописных мастерских, певческого зала и классов.
К своему 300-летию монастырь насчитывал около 400 сестер и славился золотошвейным и иконописным мастерством. При этом обитель отличалась скромностью, стройным молитвенным пением, размеренными службами, торжественными крестными ходами с чудотворной иконой до Романова и Рыбинска. 20-21 июля 1910 г. юбилейное богослужение в обители возглавил святитель Тихон (Белавин), архиепископ Ярославский и Ростовский (с 1917 г. – Патриарх Московский и всея Руси).
Во время белогвардейского восстания в городе в июле 1918 г. обитель сильно пострадала от артиллерийских обстрелов. Были разрушены колокольня, северо-западная башня, два келейных корпуса. В декабре 1918 г. монастырь был закрыт, однако Покровский храм продолжал действовать как приходской до конца 1921 г. В нем сохранялись главные святыни монастыря — Ярославская-Казанская икона Божией Матери, икона Спаса Нерутворного и Троеручица. По закрытии Покровского храма община была переведена в Крестовоздвиженский храм, куда были перемещены и святыни. Игумения Феодотия с сёстрами переехали в Толгскую обитель и жили там до ее закрытия.
В октябре 1925 г. из Крестовоздвиженской церкви города была похищена чудотворная Ярославская Казанская икона Божией Матери вместе с драгоценной ризой, оставлена только живописная рама с клеймами, которая находится в экспозиции древнерусского отдела Ярославского художественного музея. Участь иконы неизвестна до настоящего времени.
Возрождение обители началось в 1990-х г.г. Еще не возвращенный Церкви Казанский собор был увенчан пятью золочеными главами. В 1997 г. возобновилась богослужебная жизнь обители. В 1998 г. решением Священного Собора открыт Казанский женский монастырь г. Ярославля спустя 80 лет запустения. На должность настоятельницы назначена монахиня Михаила (Сафонова) из Толгского женского монастыря, вместе с которой прибыли первые сестры. В том же году архиепископом Михеем монастырю передан чудом сохранившийся список с Ярославской Казанской иконы Божией Матери, сделанный сестрами обители в 1881 г.
В 1998 г. была передана и начала восстанавливаться Сретенская домовая церковь. С 1999 г. началась реконструкция Казанского собора. Но весь объём собора и фрески на его сводах открылись взору молящихся только к 2007 г. В мае 2011 г. было начато восстановление храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, который спустя два года после реставрации был открыт для богослужений. В 2003 г. на территории Казанского монастыря перед собором был установлен памятный поклонный крест «Жертвам кровавых событий в лето 1918 года».
3 ноября 2000 г. монастырю были переданы чудотворные мощи святителя Агафангела, Митрополита Ярославского и Ростовского, причисленного к лику святых Новомученников и исповедников Российских.
В настоящее время на территории обители расположена Ярославская губернская гимназия имени свят. Игнатия Брянчанинова и Регентская школа при Ярославской духовной семинарии.
http://казанский-женский-монастырь.рф/?page_id=90