Ярославль. Храмовый комплекс Вознесенского прихода.

Церковь Вознесения Господня. Две церкви: летняя построена в 1688 г., а зимняя в 1691 г. тщанием прихожан. Обе церкви каменные, с таковою же особо стоящею колокольнею и оградою. Престолов в ней пять; в летней церкви: главный — во имя Вознесения Господня, придельный — во имя преп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотв., устроенный в алтаре с южной стороны в 1700 г., и придельный — во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радостей», устроенный в паперти в 1810 г.; в зимней церкви: главный — в честь Сретения Господня и придельный — во имя св. и чудотв. Николая, устроенный в алтаре с южной стороны в 1850 г.
Земли при церкви 213,5 кв. саж. Для помещения священнослужителей деревянный, на каменном фундаменте дом, с отдельным деревянным флигелем и надворной постройкой. Церковного капитала билетами 3375 руб.; прихожан муж. пола 264, жен. пола 323. По штату положено быть: священнику, диакону и псаломщику, причтового капитала 10 715 руб.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.

Ансамбль Вознесенского прихода состоит из холодной Воскресенской церкви и теплой Сретенской. Между ними находилась отдельно стоящая колокольня.
Во время июльского восстания 1918 г. храмы сильно пострадали в результате артиллерийского обстрела города артиллерией красных. Стены и купола Вознесенской церкви и колокольни были пробиты в нескольких местах, с колокольни упали колокола. Ремонт храма производился реставраторами за счёт церковной общины.
В 1929 г. храмы были закрыты. В помещении зимней церкви устроили мастерскую трамвайного депо, в зимней — клуб и библиотеку (на месте алтаря была устроена сцена). Колокольню разрушили, главы и барабаны разобрали. В середине 2000-х г.г. трамвайное депо закрыли, а затем снесли. На освободившемся месте построили торговый центр «Аура».
В апреле 2006 г. церкви в очень плохом состоянии были переданы Ярославской епархии. Службы начались в тёплой церкви. Одновременно велись ремонтно-восстановительные работы. Позднее началось восстановление летнего храма: были сложены барабаны, установлены купола, внутри храма наведён порядок. Но работы впереди ещё очень большие.
Сказание о построении Вознесенской деревянной церкви в Ярославле. (Из рукописных записок Самуила, архиепископа Ростовского) // ЯЕВ. Ч.Н. 1876. № 19; Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901: Суслов А.И., Чураков С.С. Ярославль. – М.: Стройиздат, 1960; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000.; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005; Иванова И. Открыта новая страница // Северный край, 2006, 22 апреля; Егорова Т. Близ дворов грека Кондаки // Северный край, 2009, 17 ноября

В собрании рукописей архиепископа Самуила Миславского хранилось «Сказание о построении Вознесения деревянной церкви» в XVI столетии. В нем повествуется о том, что еще во время царствования Ивана Грозного Ярославль «вельми славен бысть торговым делом». В город приезжали «с северного полунощного окияна-моря, по Двине реце» сбывать свой товар и закупать местный торговые люди «от немецких стран». В Ярославле поселилось тогда немало немцев (следует заметить, что немцами в средневековье называли любых иностранцев, прибывших из стран Западной Европы), которые «живяша зде на свободе и в согласии с нашими, построиша и мнози склади и анбари». Немецкие торговцы, заручившись помощью богатого ярославского купца Луки Дурандина, обратились к ростовскому архиепископу Давиду с челобитной о разрешении построить в Земляном городе церковь «по их вере и обычаю». Архиерей распорядился «кирху, сиречь церковь, поставити в Ярославле, но не в Земляном граде, а в слободе Кондакове, близ протока, иже нисходит к реце к Которосли; место бо сие удобно, яко путь ко граду Угличу». В этой слободе проживал православный грек, торговец Василий Кондаки, который впал в скорбь, узнав о намерении «у дворов его построити иноверную божницу». И он решил поставить на этом месте деревянную православную церковь в честь праздника Вознесения Господня. Получив благословение ростовского владыки Евфимия, Василий «изготови вся потребная к строению, и, отмерив под церковь и под погост довольно земли и наняв делатели многи, заложи сию древяну Вознесения Господня церковь в лето 7092 (1584), и на другое лето ту соверши, и чудно яко невесту украси, и образы и сосуды сребряными и ризами и книгами божественными и обиходными, во славу Христа Бога нашего, яко подобаше церкви Божьей быти, снабди, и в том же лете освяти».
Позднее рядом с холодной была сооружена теплая церковь Сретения Господня. Деревянные храмы прихода не раз выгорали. В церковных документах, хранившихся в Вознесенской церкви, имелась следующая запись: «в Ярославле Поволгском, в Вознесенском приходе, в Кондаковской улице, в 1667 г., в августе 26-м числе, погорели две церкви Божия деревянные: первая настоящая, Вознесения Господня, которая и освящена в 1659 г., — вторая, теплая, Сретения Господня».
В конце августа 1667 г. вознесенский священник Петр со своими прихожанами просил ростовского митрополита Иону дозволить им построить вместо погоревших сначала деревянную Сретенскую церковь. Благословенная митрополичья грамота дана была уже 3 сентября 1668 г. (напомним, что Новый год в допетровскую эпоху начинался 1 сентября). Этот же священник обратился 16 декабря 1677 г. к владыке с прошением о разрешении поставить каменную Вознесенскую церковь. Через пять лет строительство завершили, и новый храм был освящен в мае 1682 г.
В 1706 г. по челобитной священника Иоанна и благословению митрополита Димитрия Ростовского в алтарной части летнего храма был освящен придел во имя Зосимы и Савватия Соловецких. Второй придел, «для совершения в зимнее время ранних литургий», был устроен на средства купчихи А.Ф. Красильниковой в 1810 г. на галерее церкви, его освятили во имя иконы Богоматери Всех Скорбящих Радость. В 1736 г. холодный храм был расписан местной артелью во главе с Алексеем Сопляковым. Как сообщала храмозданная надпись, работы выполнены при священнике Федоре Осипове иждивением прихожан Андрея Максимова Затрапезнова и Ивана Федорова Гурьева.
Каменная одноглавая теплая церковь во имя Сретения Господня была сооружена по благословенной грамоте митрополита Ионы от 5 сентября 1689 г., храм освятили 11 декабря 1691 г. Теплая церковь простояла около ста лет и в 1785 г., кроме ее трапезной части, была разобрана и «новым фасадом построена». Жертвователем строительства являлся фабрикант Григорий Федоров Гурьев, его шелковая мануфактура находилась в Вознесенском приходе, на месте казарм Ярославского внутреннего гарнизона (на углу современных улиц Свободы и Победы). Окончательное обустройство теплой церкви проводилось в 1790 г. после смерти благотворителя его, дочерью Александрой, вышедшей замуж за поручика Умского. Она дала на храм 2000 руб. и 20 фунтов серебра, из которого были сделаны оклад Евангелия той церкви другого иконостаса и вызолочение оного, на разделание окошек, на сделание новых прочных печей, на выштукатурение всей оной церкви, на расписание по пристойным местам иконным художеством, на сделание снаружи каменного входа, на покрытие железом, на переправление на настоящей Вознесенской церкви крыши, и на вылитие большого колокола». В 1825 г. живопись теплого храма была поновлена В.В. Сарафанниковым.
В 1850 г. в теплой церкви на средства купца Степана Ильича Кузнецова устроили придел во имя Николая Чудотворца. В 1867 г. теплый храм был частично переоборудован: к его трапезе по проекту архитектора И.Ф. Яровицкого пристроили паперть.
Четырехъярусная колокольня ансамбля была сооружена в 1745 г. «тщанием и коштом фабриканта Гурьева». Колокольня стояла у западного входа в холодный храм. Тогда в ее наборе было всего пять колоколов, самый большой весил 68 пудов. В 1802 г. был отлит колокол в 200 пудов, а в 1848 г. на заводе Ивана Порфирьевича Оловянишникова (он, кстати, владел второй шелковой мануфактурой в Вознесенском приходе, купленной у прежнего владельца — московского купца Василия Панкратьевича Колосова) отлили на средства старосты Семена Ильича Кузнецова и «при пособии других доброхотных дателей» благовестник весом в 490 пудов.
По генеральному плану перестройки Ярославля около Вознесенского храма предполагалось устройство большой торговой площади (160х192 саж.), но затем от этого намерения отказались, «ибо все приезжающие на торг становятся и торгуют на площади близ городских каменных рядов», поэтому Вознесенскую площадь частично застроили обывательскими домами. В 19 в. неподалеку от храма расположилась Сенная площадь, где проводились торги с возов.
В Вознесенском приходе почитались две иконы — Владимирской Богоматери и Николая Чудотворца, история которых сохранилась в преданиях. Как гласит одно из них, образ Владимирской Богоматери достался ярославскому купцу Кувшинову по наследству от родственников. Этот купец «страдал винным запоем, и, несмотря на благоговение, которое питал к сей иконе, он, сокрушаемый силой недуга, три раза закладывал ее в питейном доме. По выкупе иконы в третий раз она уже не благоволила более оставаться в его доме: невидимая сила перенесла ее в дом откупщиков», где образ пребывал сорок лет и прославился чудесами. «Множество народа начало к нему стекаться для слушания молебствий с водоосвящением и акафистом. В праздники: 21 мая, 23 июня и 26 августа, по призыву откупщиков, отправляемы были перед иконою всенощные бдения. День и ночь перед нею горело масло». Усердием содержателя винных откупов полковника Д.П. Шилова для иконы был выполнен серебряный киот. В 1850 г., при устройстве в Сретенской церкви придела Николая Чудотворца, церковный староста С.И. Кузнецов попросил пожертвовать икону Владимирской Богоматери в храм. В зимнее время она стояла в иконостасе теплой церкви, в летнее — в холодном храме.
Предание об иконе Николая Чудотворца повествует следующее: прихожанин Вознесенской церкви фабрикант Гурьев «имел расслабление во всем теле, особенно же в ногах, так что не мог ходить. Ему было сновидение, чтобы для исцеления от болезни он отыскал икону Николая Чудотворца, сокровенную под помостом в его конюшне. Дважды не поверил он чудному видению. Оно повторилось и в третий раз. После этого исчезло сомнение. Гурьев тотчас пожелал видеть Священное изображение, при котором должно было совершиться знамение, приказал разломать помост конюшни и искать икону. Узнав, что здесь нашли эту святыню в суконном мешочке, больной несказанно обрадовался и в то же время, почувствовав в ногах способность к движению, встал свободно со стула. Так внезапное исцеление ниспослано было ему свыше. Сперва Гурьевым, а потом преемником его по заведованию фабрикой Красильниковым икона благоговейно сохранялась в их доме. В дни празднеств Святителя Николая совершаемы были перед нею молебные пения с акафистом и водоосвящением. Так до 1847 г. икона пребывала в доме Красильниковых. В этот же год по завещанию Ольги Петровны, жены Красильникова, икона поступила в здешний храм, а в 1850 г., с построением придела во имя сего Святителя, поставлена в число местных икон Никольского храма».
Еще одна чтимая икона прихода — Зосимы и Савватия Соловецких с частицами их мощей, она была пожертвована ярославским купцом Калмыковым и стояла в иконостасе соименного придела летнего храма.
В Вознесенском приходе совершалось также ежегодно 4 сентября празднество иконе Богоматери Неопалимая Купина. Кроме того, в церковной ризнице хранился серебряный крест с частицами мощей святого Полиевкта и ярославских князей Федора, Давида и Константина, а также два креста с частицами мощей святых — серебряный и деревянный, обложенный серебром. Последний крест был поставлен тщанием посадского человека Григория Григорьева Шапкина в 1699 г.
Ризница Вознесенского храма являлась одной из богатейших в Ярославле. В 1909 г. священник Александр Голосов вознамерился сдать серебряные потир с дискосом 1684 г. и шесть старинных крестов в магазин серебряной утвари Оловянишниковых в обмен на «новосделанный» напрестольный крест. Эта история вызвала активный протест со стороны членов ЯГУАК и даже попала на страницы столичного издания.
В XVIII в. ежегодно 22 мая, накануне приходского храмового праздника, совершался крестный ход из Успенского собора в Вознесенский храм с чудотворными иконами — Спаса Нерукотворного, Богоматери Толгской и Смоленской.
В восстание 1918 г. Вознесенская церковь значительно пострадала: главы и стены были пробиты в нескольких местах, от сотрясений почвы, вызванных взрывами, с колокольни упали колокола «в несколько сот пудов», угол западного крыльца оторвало. Ремонт храма производился сотрудниками Ярославской реставрационной мастерской за счет церковной общины.
Храмы прихода были закрыты 19 апреля 1929 г., тогда же разобрали колокольню. В церковных зданиях, облик которых значительно изменен, до недавнего времени здесь размещался: в летний период — склад, в зимний — клуб и библиотека трамвайного парка.
Сказание о построении Вознесенской деревянной церкви в Ярославле (Из рукописных записок Самуила, архиепископа Ростовского) // ЯЕВ. Ч.Н. 1876. № 19; История храмов Вознесенского прихода; Храмы и святыни Ярославля

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?