Воздвигнутый в 1649-54 годах напротив стрелки Волги и Которосли, храм Иоанна Златоуста — самый гармоничный, цельный и законченный памятник ярославского зодчества. Отказавшись от использования нефункционального подклета, строители компенсировали эту потерю огромными размерами нарядных барабанов и яблоковидных чешуйчатых глав, которые по высоте равны основному зданию. Вполне в духе никоновских преобразований, когда были востребованы храмы традиционного соборного типа, зодчие наделили постройку строгой симметрией по оси восток-запад. Устремленность храма ввысь подчеркивают фланкирующие четверик шатровые приделы, которым вторят далеко вынесенные и очень высокие островерхие крыльца на столбах. В дальнейшем именно Златоустинский храм, а не остро ассиметричные постройки вроде церкви Ильи Пророка, был воспринят ярославскими зодчими в качестве канона.
К 1680-м годам относится изысканное декоративное убранство фасадов церкви. Особенно примечательны богатые, многоцветные наличники, у каждого из которых — особый рисунок. В 1732-33 годах бригада Алексея Соплякова расписала храм фресками, тогда же был поставлен и существующий барочный иконостас. Уникальная композиция Златоустинского храма в известной степени затруднила задачу строителей зимней церкви Владимирской Богоматери, которая была возведена в 1669 году. Чтобы не нарушать гармонии ансамбля, формы и размеры этой церкви были скопированы с основного храма. В силу своих размеров пятиглавая Владимирская церковь (масса куба которой примерно равновелика церкви Иоанна Златоуста) оказалась неприспособленной для своей функции теплой церкви. Ее пришлось разделить на два этажа, причем верхний этаж стал использоваться как чердак. Связать оба храма воедино была призвана шатровая колокольня, сооруженная в 1680-е годы на равном расстоянии от обоих зданий. За свою высоту и стройность она прозвана «ярославской свечой». Богато декорированный шатер с ажурным ярусом звонов в ней резко контрастирует с полным отсутствием украшений на глухом восьмигранном столпе. Еще одним связующим звеном ансамбля выступают Святые ворота, выполненные в стиле нарышкинского барокко. Как и весь ансамбль, они развернуты в сторону Волги: зодчие рассчитывали на панорамное восприятие храмов с палубы судов, проплывающих по великой реке.
Как рассказывают ярославские краеведы, на месте Коровницкой слободы когда-то давным давно были выгоны, где пасли скот. Но к середине ХVI века основное население её составляли не скотоводы, а рыбаки, мукомолы, кирпичники, гончары, кожевники. Жили здесь и купцы. Как раз на купеческие деньги в 1649-1654 годах и была построена церковь Иоанна Златоуста. «Особенностью коровницкого храма, — писал в 1912 году Ю.И. Шамурин о Златоустовской церкви, является его богатейшая внешняя декорация, крайне характерная для ярославских церквей и нигде, кроме Ярославля, не встречаемая. Роскошные крыльца, щедро разукрашенные стены, обилие изразцов, чудная обработка куполов, всё это делает церковь Иоанна Златоуста самым нарядным и в то же время самым характерным храмом ярославского зодчества. Здесь как нигде выступает народное понимание архитектурной и декоративной красоты, любящее обилие и отчётливость, увлекающееся сочными, немного кричащими сочетаниями». Нужно сказать, что первоначальное убранство храма было весьма лаконичным. Представляя собой обычный для ярославской школы пятиглавый четверик с галереями и притворами, увенчанными шатрами, он имел дишь один, но по-настоящему великолепный, декоративный акцент — изразцовый наличник окна центральной апсиды. Свой нынешний, «обильный и отчётливый», декор Златоустовский храм приобрёл в 1680-е годы.
В 1669 году близ церкви Иоанна Златоуста выросла церковь Владимирской иконы Божией Матери. Своё предназначение — быть тёплой церковью для жителей Коровницкого прихода — она реализовать не могла. Храм оказался слишком велик для того, чтобы его отапливать. Четверик пришлось разделить на два этажа. В нижнем устроили тёплую церковь, а верхний служил просто чердаком. В 1680-е годы ансамбль в Коровниках завершила шатровая колокольня, прозванная за свою высоту (37 метров) и стройность «ярославской свечой». Затем появилась ещё и ограда с воротами, повёрнутыми к Волге. Вообще, весь храмовый комплекс ориентирован в большей степени на восприятие с воды, причём в сочетании с кафедральным Успенским собором, выстроенным на стрелке Волги и Которосли. До революции церкви ансамбля были побелены. Краснокирпичными оставались лишь декоративные элементы — карнизы, колонки, наличники и т.д., что, конечно, придавало храмам ещё более нарядности. В храмах хранилось множество старинных икон и иных реликвий. Так, именно из Иоанно-Златоустовской церкви происходит образ Илии Пророка в Житии письма известного ярославского иконописца конца ХVII века Симеона Спиридонова Холмогорца (всего сохранилось двенадцать работ мастера).
В 1658 году, во время страшного августовского пожара, в Златоустовский храм спешно «эвакуировали» мощи благоверных князей Феодора, Давида и Константина, покоившиеся в Спасском монастыре. Некоторое время, пока обитель восстанавливалась после пожара, мощи самых почитаемых ярославских святых находились в Коровниках. После Октябрьской революции в храмах Коровницкой слободы ещё какое-то время проходили службы.
В 1935 году оба слободских храма закрыли. В Иоанно-Златоустовском храме долгое время находился соляной склад, из-за чего была утрачена часть фресок, созданных в 1730-е годы артелью изографов под руководством уроженца Коровников Алексея Иванова Соплякова. Окружение церквей трудно назвать удачным. Когда-то здесь была одна из богатейщих ярославских слобод, а теперь это район, облик и атмосфера которого опредеделяются присутствием СИЗО «Коровники», расположенным буквально в нескольких шагах от храмов. Собственно говоря, тюрьма «Коровники» сама уже может претендовать на статус исторической достопримечательности. Первые её корпуса выстроили в начале ХIХ века, а после революции через неё прошли многие из тех, кого сегодня Церковь чтит как новомучеников и исповедников, таких как архиепископ Иларион (Троицкий), священник Сергий (Мечев), митрополит Агафангел (Преображенский). Ансамбль церквей в Коровниках запечатлён на картине А.П. Боголюбова «Крестный ход на Пасху в Ярославле» (1863).
На сегодняшний день весь храмовый комплекс отреставрирован. Храмами владеет Русская Православная Старообрядческая Церковь.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №52, 2013 г.
Церковь Иоанна Златоуста
Один из лучших образцов ярославского зодчества 2-й половине XVII в. Кирпичный пятиглавый четырехстолпный храм, с трёх сторон окруженный папертями, восточные углы которых занимают шатровые приделы. Выстроен на средства И.Ф. и Ф.Ф. Неждановских в 1654 г., отличается богатейшим изразцовым убранством. Приделы кн. Ольги и Зачатия Предтечи. Отдельно стоящая столпообразная шатровая колокольня 1670-х г.г. Закрыт в 1935 г., занят складом. В 1992 г. возвращен верующим, отдан старообрядческой общине. Для регулярных богослужений не используется.
Церковь Сретения иконы Божией Матери Владимирская
Зимняя церковь Коровницкого прихода, стоит к югу от летней. Кирпичное здание сооружено в 1669 г. Крупный пятиглавый четверик с трапезной, украшенный в духе зодчества XVII в. Второй престол Никольский. Закрыта около 1930 г., отдана под клуб, позже служила складом. В 1992 г. передана старообрядческой общине, отремонтирована, в 2000 г. освящена.
https://svyatsy.org/churches/yaroslavskaya_oblast/yaroslavl/zakotoroslnaya_i_zavolzhskaya_chasti_v_granicah_1917_goda/
Храмовый ансамбль в Коровниках является жемчужиной ярославской архитектуры. Он состоит из двух храмов: Владимирского (теплого) и Иоанна Златоуста (холодного), колокольни, ограды со Святыми воротами. Работы по строительству храмов велись на протяжении нескольких десятков лет. В итоге был создан гармоничный и уникальный ансамбль на волжском берегу ниже устья Которосли.
Коровники – это древняя слобода, которая известна еще с 16 в., в то время здесь уже была деревянная церковь. Ее жители разводили скот (отсюда название), занимались огородничеством, гончарным делом, рыбной ловлей, изготавливали изразцы. Первый храм этого ансамбля начал строиться в 1649 г. Это был храм в честь Иоанна Златоуста, он возводился на средства посадских людей Федора и Ивана Неждановских. Они похоронены в этом храме, в южном приделе. Строительство было завершено в 1654 г.
Композиция Иоанновского храма – симметричная, церковь имеет два шатровых придела по бокам, с трех сторон здание опоясывает галерея с высокими крыльцами. Такое архитектурное решение связано церковной реформой Патриарха Никона, которая помимо всего прочего устанавливала жесткие каноны церковного строительства. Благодаря этому храм Иоанна Златоуста получился строгим, но очень гармоничным. Основной объем церкви – не высок, поскольку у него нет подклета, но главы и барабаны храма устремлены вверх и устроены намного выше, чем в других, современных им храмах. Простое изначально крыльцо было перестроено в 1680-х гг. и было снабжено островерхими красивыми крышами. В то же время было изменено все внешнее убранство церкви в угоду новым вкусам: для лучшей освещенности на фасадах был прорублен ряд новых окон, на окнах появились более пышные наличники, а фасады были украшены полихромными роскошными изразцами. Особенно примечателен своей красотой наличник окна средней апсиды. Храм был расписан только в 1730-х г.г. артелью мастеров из Ярославля под руководством известного знаменщика Алексея Иванова Соплякова.
Храм Владимирской иконы Божией Матери построили в 1669 г. Он планировался как «зимний», но по причине стремления к симметрии всего храмового ансамбля он оказался слишком высоким и отапливать его было совсем непросто. Позднее для удобства отопления храм поделили на 2 этажа: в нижнем проходили богослужения, а второй пустовал и использовался как чердак. Силуэт церкви в некотором роде повторяет Иоанновскую церковь, хотя выглядит намного проще, поскольку лишен галерей и приделов.
Центром ансамбля и основной его вертикалью является шатровая колокольня, которая была сооружена 1680-е г.г. Она изначально была задумана стоящей отдельно, и, расположенная на равном расстоянии от обоих храмов, связала их воедино. Пожалуй, немного в России колоколен, которые имеют собственное имя. Эта колокольня за свою высоту и стройность прозвана «ярославской свечой». Колокольня признана одной из самых стройных в России. Высота её 37 метров. «Ярославская свеча» стала композиционным центром комплекса. Глухой высокий восьмигранный столп, словно вырастающий из земли, служит опорой для богато декорированного шатра с ажурным ярусом звонов. Гладкие, почти лишенные украшений стены восьмерика контрастируют с богато декорированным верхом. От арок звона восьмерик отделен широким поясом из узорчатого кирпича с разноцветными изразцами. Высокие, богато профилированные арки украшены причудливыми кирпичными полуколонками и завершаются группами из трех кокошников. А над ними взметнулся ввысь стройный шатер с тремя рядами окошек-слухов, украшенных нарядными наличниками. Некогда на колокольне висели колокола, отлитые в Сибири на заводе Демидова. Пять колоколов, самый большой из которых весил двести пудов, были «сделаны собственным иждивением» купцов Неждановских.
Последним сооружением храмового ансамбля в Коровниках, которое добавило ему завершенности, явилась невысокая ограда. Святые ворота в ней были построены в конце 17 в., они выполнены в стиле «нарышкинского барокко». Принижение ограды этого архитектурного ансамбля со стороны Волги ещё более акцентирует внимание на грандиозности и величественности храмов и колокольни, которая стоит прямо напротив Святых ворот.
В советские времена эти храмы на протяжении длительного времени стояли закрытыми, используясь под складские помещения. В храме Иоанна Златоуста находился соляной склад, по этой причине были утрачены безвозвратно некоторые фрески. В настоящее время требуется его восстановление. Храмовый ансамбль сегодня принадлежит Русской старообрядческой православной церкви, которая и ведет его восстановление.
С Волги весь ансамбль смотрится очень торжественно и монументально, этого и добивались ярославские зодчие, которые создавали архитектурный шедевр мирового уровня.
https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=1659; http://www.moi-jaroslavl.ru/zerkvi-v-slobodax/xrami-v-korovnikax.html
В Закоторосльной части Ярославля расположен один из величайших памятников русского зодчества XVII в. – Храмовый комплекс в Коровницкой слободе. В состав храмового комплекса входит несколько памятников — церковь Иоанна Златоуста, построенная в 1649-1654 г.г., церковь Владимирской иконы Божьей Матери — 1669 г., колокольня 1680-х г.г. и каменные Святые врата с оградой конца XVII в.
Коровницкий приход существовал с конца XVI в., но лишь в 1654 г. на правом берегу Волги в Коровницкой слободе, на месте старой деревянной церкви была освящена первая каменная холодная церковь – церковь Иоанна Златоуста.
Ансамбль строили не один десяток лет. Первый храм начали возводить в Коровниках в 1649 г., строительные работы длились пять лет.
Церковь Иоанна Златоуста считается лучшей в Ярославле по декоративному убранству. По подобию этого храма возведено немало других церквей. Декоративное убранство храма особенно нарядно, благодаря изразцовому наличнику на центральной апсиде в алтаре. Его создали почти через полвека после возведения самой церкви. Наличник оживляет кирпичную стену, играя роль яркого контрастного пятна.
Храмовый комплекс представлен ещё и церковью в честь Владимирской иконы Божьей Матери. Она строилась, как зимняя, поэтому не имеет приделов, чтобы помещение лучше отапливалось. Храм кажется более простым, по сравнению с церковью.
1680 год памятен строительством шатровой колокольни, ставшей в комплексе центральной. По первоначальному замыслу она была возведена самостоятельно, но вместе с тем соединила храмы воедино. Высота колокольни — 37 м. На ней устроены ажурные люкарны — слуховые отверстия для усиления акустического эффекта.
В XVII-XVIII в.в. на одну линию с колокольней поставили Святые ворота. Они выполнены в стиле «нарышкинского барокко» и украшены резной вязью. Это еще одно связующее звено комплекса.
В 2009-2016 г.г. в храмовом комплексе проведены реставрационные работы, которые включали себя воссоздание ограды, реставрацию гробниц, реставрацию кровли, главки, крестов, шаров и конусов. Реставрацию лицевой поверхности кирпичной кладки.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru