Ярославль. Храмовый комплекс Дмитриевского прихода.

История возникновения Дмитриевского ансамбля (глава из дипломной работы)
Ансамбль Дмитриевского церковного прихода находится в центре современного Ярославля, недалеко от набережной реки Которосли. Существующий облик его складывался в течение XVII-XX вв. В настоящее время ансамбль состоит из двух храмов, колокольни и здания сторожки. До революции в церквях прихода находилось пять престолов- четыре в холодном и один в теплом храме. Главный престол холодного храма посвящен чудотворной иконе Богоматери Смоленской и Шуйской, но в Ярославле и этот храм, и приход известны по посвящению древнего престола ансамбля — Дмитриевского. Церковь Дмитрия Солунского в настоящее время представляет собой холодный каменный храм во имя Шуйской Богоматери. Основной объём храма имеет кубическую форму. Вместо традиционной для ярославской архитектурной школы вытянутой по линии запад — восток композиции с четырьмя опорными столпами, в основном объеме церкви Дмитрия Солунского представлено уникальное для своего времени конструктивное решение подкупольного пространства с двумя несущими столбами, на которые опираются сомкнутые своды, с усеченной продольной и увеличенной поперечной осями. Церковь не имеет подклета. Изначально увенчанная пятью главами церковь, в настоящее время имеет только одну главу. С северной стороны к церкви пристроена небольшая паперть. К северо-западному углу храма пристроена каменная шатровая колокольня. Храм имеет три придела: по правую сторону алтаря – Дмитрия Солунского, по левую сторону – святого Георгия, по левую сторону паперти – 9-ти Кизических святых мучеников.
Время основания церквей Дмитриевского прихода документально не зафиксировано. Нам известно, что холодный каменный храм Дмитрия Солунского был построен в 1671-1673 гг. Место, где он был поставлен, в то время считалось городским предместьем. По мнению историка В.Д. Головщикова, первая церковь в честь Дмитрия Солунского появилась на этом месте в конце XIV в., после возвращения с Куликова поля ярославской дружины. В первые века своего существования Дмитриевская церковь воспринималась жителями Ярославля как памятник воинской славы, как пантеон над останками скончавшихся от ран и увечий, похороненных рядом с храмом ратников, как место поминальных служб, проводимых по просьбам родственников погибших.
О второй церкви в приходе Св. Дмитрия сообщают письменные источники 17 в. В «Сказании об иконе Казанской Богоматери и основании Казанского монастыря», созданном в 1609 г., есть сведения о существовании в Спасской слободе Похвальского храма. «Благословенная грамота» ростовского митрополита Варлаама от 1645 г. не только подтверждает информацию, содержащуюся в «Сказании» о Похвальской церкви, но и указывает на наличие в ней второго алтаря, посвященного Георгию Победоносцу. Появление на территории воинского мемориала новой церкви с алтарями в честь Похвалы Богоматери и Георгия было для Ярославля событием не только знаменательным, но и закономерным. Очень редкое в церковной практике посвящение алтаря храма Похвале Богоматери можно объяснить лишь событиями второй половины XV века. В 1459 г. в Москве к южной апсиде Успенского собора митрополитом Ионой был пристроен каменный придел Похвалы Богоматери в память о победе русского войска («тоа ради ихъ похвалы» согласно словам летописи) над татарами Седи-Ахмета, хана Синей (Ногайской) Орды. Надо полагать, что соседство вновь устроенного придела с приделом, посвященным небесному патрону Дмитрия Донского,  существовало изначально и должно было символизировать, по мысли церковных идеологов, преемственность и последовательность политики московских государей в деле борьбы за независимость русской державы. Сопряжение в приходе престолов в честь Похвалы и Георгия значительно усиливало мемориальное звучание ансамбля. 
Известно, что в 1463 г. договорная грамота между Иваном III и ярославским князем Александром Федоровичем подвела черту под формальным суверенитетом Ярославского княжества. Соответственно объединение во одном ансамбле Дмитриевского, Похвальского и Георгиевского престолов носило и ярко выраженную политическую окраску. На то, что до конца XVI в. Дмитриевский храм являлся местом поминовения представителей ярославского княжеского рода, а штат церкви содержался на средства местной аристократии — сословия, главными добродетелями которого считались воинская доблесть и служение Родине, указывает уникальный документ – «Променная запись» или «Память» 1580 г. Данный текст не является самым ранним упоминанием о деревянной церкви Дмитрия Солунского.
Письменную историю Дмитриевского прихода следует начинать с периода, укладывающегося в промежуток между 1515 и 1563 гг., поскольку именно этим временем датировал А.А.Титов «Записки чудесных исцелений от иконы Св. Николая в Ярославском Успенском соборе». В «Записках» при перечне ярославцев, получивших исцеление от чудотворного образа, упоминается «девица Гликерия, проживавшая «у Дмитрия святого на Нетече». Некоторые другие письменные документы также подтверждают факт существования в 16 в. Дмитриевской церкви. «Ярославский князь Семён Фёдорович Алабышев дал тогда в Ярославль на посад страстотерпцу Христову Димитрию деревню Гремячее с лесом и пожнями».
Упоминание о Дмитриевской церкви встречается и в «Сказании об иконе Казанской Божьей Матери», в событиях, связанных с 1609 г. Воинская специфика церковного ансамбля учитывалась церковными властями до середины XVII в. Во второй половине XVII в., в связи с многочисленными захоронениями на территории воинского кладбища в период эпидемии чумы в 1653 г. характер ансамбля изменился. В церквях прихода преобладающими стали службы по умершим без отпущения грехов и по безвременно умершим от болезней. Воссозданная после пожара 1658 г. храмовая икона прихода «Богоматерь Одигитрия» приобрела новое содержание — была сориентирована в иконографическом плане на чудотворный образ «Богоматерь Шуйская», прославившийся чудесами в год эпидемии в Шуе. После возведения кирпичного здания холодной новой церкви 1671 г. главный престол храма был освящен в 1673 г. в честь образа «Богоматери Смоленской и Шуйской».
В соответствии с новой спецификой ансамбля в начале XVIII в. во вновь обстроенном северном приделе холодного храма был устроен алтарь в память о Девяти кизических мучениках, оберегавших по церковной легенде верующих от горячки и безумия. Освобождение Москвы и восстановление единства Русского государства ярославцы отметили возобновлением Дмитриевского храма. Новая деревянная церковь Дмитрия Солунского была возведена за несколько лет до перестройки Похвальской церкви — в начале 1640-х гг.
В 1643 г. в ее интерьере производились художественные работы, о чем свидетельствует «Рядная запись» иконника Макария Огафонова, который «… подрядился у дмитриевского попа Ивана Вакулова… написать… к страстотерпцу христову Дмитрию Солунскому В НОВУЮ церковь Спасов образ на круглой иконе мерою как у Ильи Пророка в холодной церкви в подволоке…». Не простояв и 20 лет, вновь отстроенный и украшенный живописью Дмитриевский храм, так же как и Похвальская церковь, сгорел в огне «великого» ярославского пожара 1658 г. Причем в этот период в Дмитриевской церкви уже имелись два престола. Не упоминаемый в документах второй алтарь в честь иконы Богоматери Смоленской появился в храме скорее всего около 1643 г. — после перестройки здания. Об этом в косвенной форме свидетельствует «Благословенная грамота» ростовского митрополита Ионы, посланная дмитриевскому попу Иоаникию в 1671 г. Из грамоты следует, что до 1658 г. Одигитриевский престол в приходе уже существовал. В то же время считать, что данный алтарь был посвящен иконе Богоматерь Шуйская, нельзя, поскольку образ Одигитрии Шуйской был канонизирован церковным собором лишь в 1667 г. Появление же данного извода Одигитрии относится к 1654 г. Со стороны церковных властей устройство в одном из храмов прихода, сформировавшегося на месте древнего воинского кладбища, престола, посвященного Богоматери Смоленской было шагом продуманным и логичным. Появление нового алтаря значительно усиливало мемориальное звучание ансамбля.
С начала XVI в., с того времени, когда войска Василия III (29 июля 1514 г.) овладели Смоленском, образ Смоленской Одигитрии почитался русскими людьми как чудотворное знамя, как символ победы истинного христианства над католическим Западом. В Москве постоянным напоминанием об этой победе являлся величественный собор Смоленской Богоматери (1524-1525 гг.), возведенный великим князем в Новодевичьем монастыре. В огне пожара 1658 г. деревянные церкви Дмитриевского прихода погибли. Однако уже следующим летом «трудами» прихожан очередной раз были восстановлены. Кирпичное строительство развернулось на территории прихода во второй половине XVII в.
В 1671 г. приступили к постройке каменной церкви на средства прихожан. Строительство благословил Ростовский и Ярославский митрополит Варлаам. По указу царя Алексея Михайловича в строительстве церкви был использован кирпич, оставшийся от постройки городских башен. Приходским священником был тогда отец Иоанникий, человек деятельный, вкладывавший в церковь свои личные средства. Он очень заботился об улучшении прихода. «Священник Иоанникий по уму, благочестию и деятельным трудам был известен царю Алексею Михайловичу и митрополиту Ростовскому Ионе Сысоевичу. Иоанникий был искусен и в живописи. В 1686 г. Иоанникия произвели в протоиереи Ярославского Успенского собора, а в 1696 г. он стал Архимандритом Ростовского Богоявленского монастыря под именем Иоасафа». В храмоздательной грамоте упоминается: «За чудеса Пречистыя Богородицы чесного и славного Одигитрия велено в Ярославле поставить церковь каменную Пречистыя Богородицы и Св. Великомучеников Димитрия и Егория попу Иоанике». Таким образом, в «лета 7179 (1671) начата бысть созидатися церковь сия во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии», и «освящена же бысть в лето 7181 (1673) июля в 13 день во имя Пресвятой Богородицы Шуйской и святого мученика Димитрия».
Новая страница в истории Дмитриевского прихода начинается с 1673 г. В этом году завершилось строительство кирпичного церковного здания. Главный алтарь храма устроители посвятили чудотворной иконе Богоматери Шуйской. Престол Дмитрия Солунского оказался в новой церкви в дьяконнике, а в жертвенник из деревянной, не разобранной еще в то время Похвальской церкви, перенесли престол Георгия Победоносца. Перестановка смысловых акцентов не была случайной. Она объясняется событиями 1653 г. Страшная моровая язва, прокатившаяся по России, унесла почти половину населения больших городов. По свидетельству письменных источников, ситуация была столь катастрофична, что умерших хоронили в общих могилах и даже не всегда на кладбищах. В результате эпидемии тысячи ярославских семей потеряли своих близких. Число захоронений на территории, прилегающей к церкви Дмитрия Солунского, значительно увеличилось. В начале XVII в. Ярославль уже подвергался подобному испытанию. В 1612 г. спасение города ярославцы объяснили чудесами от икон «Спаса Нерукотворного» и «Богоматери Толгской».
В 1654 г. чудотворным образом, защитившим город от болезни, стала икона из кафедрального Успенского собора «Богоматерь Смоленская». Как пишет в своем церковно-археологическом исследовании А.П. Крылов: «С иконою совершили крестный ход вокруг города и по улицам. Бог услышал молитву и язва прекратилась. Митрополит Иона Сысоевич благословил с того времени праздновать Смоленской иконе Богоматери». Общегородской культ Богоматери Смоленской, защитившей Ярославль от морового поветрия, перекрывался в Дмитриевском храме воспоминаниями о ратных подвигах земляков в годы «смутного времени». Для того, чтобы усилить новое звучание образа Одигитрии как образа оберегающего от болезней, священник через иконографию связал главный храмовый образ с чудесами в городе Шуе. Освятив в 1674 г. алтарь нового здания в честь Богоматери Шуйской, дмитриевские прихожане определили и новый характер своего храма — как церкви для проведения заупокойных служб по внезапно и безвременно умершим в год морового поветрия. Понимая необходимость и обусловленность такого шага и одновременно не желая потерять за храмом репутацию воинского мемориала, церковные власти сохранили за памятником его «исконный» праздник, приходящийся на 28 июля и старинное название – Димитриевский. Что касается деревянной церкви с престолом Похвалы Богоматери, то в конце 1670-х гг. она также была заменена новой кирпичной церковью (с одним престолом) – «теплой трапезной». Грамота, данная митрополитом Ионой на построение этого храма, датируется мартом 1677 г. В грамоте, в частности, содержится требование строить Похвальскую церковь на «НОВОМ благопотребном месте».
Расширение посада и увеличение числа захоронений на территории Дмитриевского кладбища (судя по «Похоронным записям», сохранившимся в архиве прихода, захоронения здесь производились до первых десятилетий XVIII в.) привели к тому, что первоначальная воинская специфика данного места постепенно стала забываться. Трагические и славные даты средневековья для новых поколений ярославцев были заслонены новыми войнами, эпидемиями, пожарами, утратами и победами. В середине XIX столетия исчезли и последние следы кладбища, спускавшегося к берегу Которосли. Возведенные при поддержке царя Алексея Михайловича храмы Дмитрия Солунского (1673) и Похвалы Богоматери (1678) стали важной частью городской среды. Новые церковные здания определили на несколько столетий масштаб жилой застройки этого района Ярославля, значительно обогатили силуэт левобережья Которосли, оказались важными вертикальными доминантами в системе городских улиц и площадей. Северный придел церкви Димитрия Солунского был пристроен несколько позднее, около 1700 г. Придел имел отдельный ход. Поводом для строительства этого придела послужило упразднение городской церкви во имя 9-ти мучеников Казицких. Вместо церкви и устроили названный придел. В 1781 г. церковь Димитрия Солунского была пятиглавой, крытой листовым железом. Пол в храме был чугунным, в приделах – кирпичным. После 1781 г. внутри паперти появилась каменная сторожка. «В первой трети XIX века были разобраны боковые главы пятиглавия».
Приблизительно в 30-е гг. XIX в. к западной паперти пристроили крыльцо классического стиля. В 1892 г. холодный придел, посвящённый 9-ти мученикам, был превращён в тёплый. Для этого заложили арку входа в холодную церковь и устроили новый вход в придел под колокольней. В колокольне заложили в нижнем ярусе окно.
В 1918 г. Дмитриевский приход был упразднён. В этом же году, во время мятежа церковь сильно пострадала от артобстрела: была сбита глава, разрушен шатёр колокольни, сделаны пробоины в стенах. В 1929 году в центральном помещении храма располагался склад кондитерской фабрики «Путь к социализму», в северном приделе и части западной галереи – жилые квартиры. Несколько позже разобрали единственную главу. В 1931 г. церковь выглядела сильно изменённой от первоначального облика: «Безподклетная, полугалерейная, очень большая монументальная глава с кирпичной маковицей древней формы и сложным широким красивым подзором, прорезной кованный узорный на главной церкви крест и изящный, деликатный такой же на колокольне». Из этого сообщения понятно, что главу разобрали после 1931 г. В 1973 г. была начата архитектурная реставрация храма. Она проводилась Ярославской реставрационной мастерской. К началу 1980-х гг. эта реставрация была закончена.
В настоящее время после реставрационных работ в стилистическом отношении обе церкви прихода представляют собой сплав средневековых конструкций и художественных мотивов с декоративными элементами эпохи классицизма. Особенный интерес вызывает холодная церковь, построенная во имя мученика Димитрия Солунского, ибо главное её богатство — фресковая живопись – сохранилась до наших дней, позволив проанализировать и оценить работу древних мастеров.

Храмы прихода находятся на том месте, где когда-то впадала в Которосль небольшая речка Нетеча (засыпана в XIX в.). Когда появились на берегу Нетечи первые храмы — точно не известно. По преданию, основание прихода относится к XIV в. и связано с возведением деревянного храма великомученика Димитрия Солунского (именно поэтому в народе приход всегда именовался Дмитриевским), небесного покровителя Димитрия Донского в честь и память победы Русского войска на Куликовом поле. Вокруг храма со временем образовалось воинское кладбище, первоначально из захоронений усопших ярославцев-ветеранов битвы на Куликовом поле. В дальнейшем храм и воинское кладбище приобрели мемориальный характер памятника победы над татарами.
Однако, из текста жалованной грамоты Василия III ярославскому Спасскому монастырю, следует, что эта часть городской территории начала застраиваться лишь в начале XVI в. Письменная история Дмитриевского прихода начинается с периода, укладывающегося в промежуток между 1515 и 1563 г.г., поскольку именно этим временем датировал известный ярославский краевед XIX в. А.А. Титов «Записки чудесных исцелений от иконы Св. Николая в ярославском Успенском соборе». В «Записках…» при перечне жителей Ярославля, получивших исцеление от чудотворного образа, отмечена девица Гликерья, проживавшая «у Димитрия святого на Нетече».
Первые упоминания о Похвальской церкви относятся к началу XVII столетия. Из «Сказания об иконе Казанской Богоматери и основании Казанского монастыря», повествующем о событиях «смутного времени», следует, что в 1609 г. ярославский земский староста Василий Лыткин с братом Третьяком перенес выкупленный у поляков «чудотворный образ Пречистыя Богородицы в церковь, честныя Ея Похвалы, во своем приходе, зовомом Дмитриевском, на посаде, в Занетечке».
Деревянный храм Похвалы Богородицы в I-ой пол. XVII в. был двухалтарным. О втором престоле св. Георгия сообщает «Благословенная грамота» ростовского митрополита Варлаама, датируемая 1645 годом. В этой грамоте, адресованной священнику Дмитриевского прихода идет речь о разборке старой Похвальской церкви и подготовке участка для нового церковного строительства. «В нынешнем (1645) году апреля в КЕ (25) день – писал митрополит – бил нам челом ты поп Иван да Третьяк Лыткин и все дмитриевские прихожане, чтоб нам благословить по вашему обещанию в Ярославле в приходе страстотерпца Христова Димитрия старую церковь – два престола, престол Похвалы Пречистой Богородицы, да престол страстотерпца Христова Георгия разобрать и на том же месте сделать новую церковь… И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б поп Иван…, тое старую церковь велел разобрать и во едино место скласти и огородить и…, новую церковь, а в ней два престола престол Похвалы Пречистые Богородицы, да престол страстотерпца Христова Георгия велел обложить на старом церковном месте».
Из книги Е. Черняева и В. Шилова «Церковь Дмитрия Солунского в Ярославле»: «Здесь, на берегу Нетечи, на средства служилой аристократии, скорее всего в самом начале XVI в., в память о погибших в сражениях и скончавшихся от ран воинах были поставлены два деревянных храма – церковь Димитрия Солунского и церковь Похвалы Богоматери с приделом Георгия Победоносца.
Посвящение придела Похвальского храма святому мученику в контексте общей идейной программы вновь образованного прихода, выглядит вполне логичным. Почитание св. Георгия в воинской среде было столь же распространенным явлением, как и почитание св. Димитрия. Поскольку в 1463 г. договорная грамота между Иваном III и ярославским князем Александром Федоровичем подвела черту под формальным суверенитетом Ярославского княжества, небесный покровитель московской державы великомученик Георгий Победоносец стал покровителем и ярославских князей, принимавших в XV — XVI в.в. активное участие во всех военных мероприятиях московских государей.
На то, что до конца XVI в. церковь Дмитрия Солунского являлась местом поминовения представителей ярославского княжеского дома и содержалась на деньги родственников умерших, указывает уникальный документ 1580-го года – «Променная запись княгини Ульяны Алабышевой».
В том же XVI в. Дмитриевский храм сгорел, но к 1580 г. был вновь восстановлен. Эта деревянная постройка просуществовала до начала 40-х г.г. XVII в., а затем, как и церковь Похвалы Богоматери, была «по ветхости» разобрана. Новое здание Дмитриевского храма вновь возвели из дерева. Из «Рядной записи» 1643 г. известно, что в создании икон для его интерьера принимал участие иконописец Макарий Агафонов с сыном Василием. Масштабные строительные и художественные работы, развернувшиеся в 1-й пол. XVII в., осуществлялись уже не на княжеские вклады, а на деньги разбогатевших посадских людей. В этой связи, заложенная изначально в посвящения алтарей церковного ансамбля воинская специфика стала постепенно забываться. Для новых поколений ярославцев славные даты ушедших столетий были заслонены новыми потрясениями и утратами. После прокатившейся по России в 1654 г. страшной моровой язвы, унесшей до трети населения больших городов, число захоронений представителей третьего сословия на правом берегу Нетечи значительно увеличилось.
Не простояв и двадцати лет, новые деревянные храмы погибли в огне «великого» ярославского пожара 1658 г. Через год на пепелище начались работы по возведению церкви Похвалы Божией Матери. На восстановление второго приходского храма средств долгое время не было. Место, где стояло сгоревшее церковное сооружение, пустовало до начала 1670-х г.г.
В 1671 г. священник прихода Иоаникий (в прошлом дьякон Аникей) обратился к митрополиту ростовскому Ионе с просьбой разрешить постройку «для службы божественные» каменной церкви «во имя пресвятые Богородицы честного Ея Одигитрия с пределы Дмитрия Солунского и Георгия». Разрешение было получено, и летом того же года артель строителей из имевшегося в ее распоряжении кирпича вывела стены здания до сводов. На завершение работ материалов, однако, не хватило. Посоветовавшись с прихожанами, Иоаникий попросил помощи у царя Алексея Михайловича, и получил из Москвы разрешение на использование при достройке храма кирпича, оставшегося от строительства городских башен.
В царской грамоте, посланной на имя ярославского воеводы, эта история представляется так: «…Бил челом нам Великому Государю великомученика Димитрия поп Иоаникей: по нашему де… указу и за чудеса пречистые Богородицы честного и славного Ея Одигитрия, велено в Ярославле поставить церковь каменную пречистые Богородицы и святых великомученик Димитрея и Егория; он де поп Иоаникей тое церкви стены и олтари и паперти довел до половины, а довершить де и покрыть их нечем, а есть де в Ярославле у городовой стены и у башен наш Великого Государя кирпич, лежит уже десятый месяц и даром пропадает. И нам бы … пожаловать ево попа, дать того городового остаточного кирпичю на совершение тое церкви… И как к вам ся наша Великого Государя грамота придет, и вы б тое церковную недоделку велели подмастерьям сметать, сколько к тому церковному строению на доделку кирпичю надобно; да… остатки после городового дела кирпич половинник… велели отдать к тому церковному строению, а смету… отослали… к Москве».
Полученный кирпич – сто тысяч брусков и половинок или 955 возов – с 20 января по 15 февраля 1672 г. городскими и деревенскими извозчиками был доставлен к незавершенному храму. Строительные работы возобновились, и летом 1673 года Иоаникий в челобитной уже просил митрополита Иону «о дозволении освятить новопостроенную церковь». «… По твоему, государь, архиерейскому благословению и по грамоте, — писал Иоаникий, — состроил я богомолец твой в Ярославле церковь каменную во имя пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Преснодевы Марии честного и славного Ея Одигитрии, прозванием Смоленская и Шуйская, а праздник Ея июля в КИ (28) день, а та церковь и с приделы святых великомученик Димитрия Солунского и Георгия Победоносца еще не освящена, а состроена вся и с колокольнею каменною же… прикажи, государь, ту церковь и с приделы освятить».
Икона Богоматери Смоленской и Шуйской, в честь которой освятили главный алтарь нового храма, прославилась чудесами и исцелениями в 1654 г. По церковному преданию данный иконографический вариант Одигитрии был создан шуйскими иконописцами в ознаменование окончания морового поветрия. После канонизации образа на церковном соборе 1667 г. списки с иконы Богоматери Смоленской и Шуйской получили распространение и в других городах, пострадавших от эпидемии. Появление в Дмитриевском приходе нового алтаря, напоминавшего своим посвящением о трагических событиях двадцатилетней давности, по всей видимости, было продиктовано желанием прихожан совершать заупокойные молитвы по умершим от чумы родственникам.
Деревянная церковь Похвалы Богоматери простояла на приходском участке до конца 1670-х г.г. В марте 1677 г. на просьбу Иоаникия разрешить строительство новой теплой каменной церкви митрополит Иона ответил согласием. Возведенная, скорее всего, летом того же года Похвальская церковь в последствие неоднократно перестраивалась.
Главным организатором и вдохновителем всех строительных и художественных работ в Дмитриевском приходе во 2-й пол. XVII столетия, безусловно, следует считать попа Иоаникия. Этот энергичный и деятельный человек, хорошо известный не только в Ярославле, но также в Ростове Великом и Москве, отдал своему приходу более 20 лет. Имея влиятельных покровителей при царском дворе и находясь в дружеских отношениях с митрополитом Ионой, Иоаникий к концу жизни значительно продвинулся по служебной лестнице. В 1684 г. он уже числился протоиереем ярославского Успенского собора. В 1696 г. Иоаникий перешел в черное духовенство и стал архимандритом ростовского Богоявленского монастыря под именем Иоасафа. После ухода Иоаникия место приходского священника перешло к его сыну Алексею.
При Алексее Аникееве в 1686 г. Дмитриевская церковь была украшена фресками, а в самом начале XVIII в. к ней с запада и с севера были пристроены одноэтажные закрытые галереи. В северную галерею по просьбе жителей Ярославля из упраздненной церкви Власьевского прихода перенесли престол, посвященный 9-ти мученикам Кизическим. Христианские мученики Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон известны как обличители язычества (приняли смерть от меча между 284-305 г.г.). Их чудотворные мощи были обретены в малоазийском городе Кизике. По легенде от святых мощей исцелялись безумные и страдавшие «трясовичной» болезнью.
О том, что собой представляла церковь Димитрия Солунского в конце XVIII столетия можно судить по опубликованным В. Лествициным заметкам ростовского архиепископа Самуила Миславского. В 1781 г. холодный храм имел пять глав, покрытых листовым железом, чугунный, а в приделах кирпичный пол и шатровую « в 12 сажень» колокольню с 6-ю колоколами, отлитыми «собственным иждивением того прихода священником Иоаникием». Помимо этого Миславский отметил наличие святых ворот у восточной границы церковного участка и каменной богадельни к югу от него. Поскольку святые ворота находились в восточной части архитектурного ансамбля, скорее всего на месте современной сторожки, можно утверждать, что до конца XVIII в. главным фасадом прихода был не западный, как в настоящее время, а обращенный к Нетече и Спасскому монастырю – восточный.
Западный фасад Дмитриевского прихода обрел свой парадный облик только в I-ой четверти XIX в., после начавшейся в 1778 г. грандиозной перепланировки центральной части Ярославля. В процессе выпрямления площади перед приходскими церквями к западной галерее Дмитриевского храма около 1809 г. по проекту неизвестного нам архитектора, развивавшего в своем творчестве идеи классицизма, был пристроен круглый в плане, перекрытый куполом и украшенный портиками павильон. Это сооружение стало предверием холодной церкви – ее западным крыльцом и папертью. Заботясь о цельности и стилистическом единстве архитектурного ансамбля, автор проекта вывел на красную линию застройки и западный фасад Похвальской церкви. Работы по реконструкции церковного участка и находящихся на его территории сооружений включали в себя также возведение вокруг прихода железной ограды, придание классицистического облика центральному объему теплой церкви, разборку боковых глав и ремонт кровли холодного храма.
В 1835 г. церковь Похвалы Богоматери была украшена живописью. В 1859 г. художественные работы развернулись в интерьере храма св. Димитрия. О характере работ сообщала утраченная ныне настенная летопись. В летописи отмечалось, что «в сем храме и в двух приделах его святые иконы и все стенные письма поновлены и иконостасы в главной церкви и приделах вызолочены вновь, в приделе же святого великомученика Димитрия Мироточца позлащен усердием сыновей ярославской 3 гильдии купца Федора Ивановича Холщевникова и других доброхотных дателей. Иконы и стенные письма поновлены, главный мастер ярославский мещанин Егор Кузьмич Дьяконов, а золотил Михаил Кузьмич Суханов».
В 1892 г. холодный придел во имя 9-ти мучеников Кизических, по указу Святого Правительствующего Синода, был обращен в теплый, с закладкой арки в холодную церковь и устройством нового выхода под колокольней. Старый иконостас придела заменили новым – дубовым, стены, не имевшие до этого живописи, украсили живописными клеймами.
В числе крупнейших вкладчиков в казну Дмитриевского прихода в конце XIX — начале XX в.в. письменные источники называют ярославских купцов Николая Максимовича Кузнецова и Спиридона Анисимовича Полетаева. На средства Кузнецова у церковной ограды в 1891 г. была возведена каменная сторожка, а в 1902 г. Кузнецов в Похвальской церкви «вместо ветхого иконостаса устроил новый, вызолотил оный, украсил стены и своды живописью и уборкою в древнем вкусе, устроил подсвечники и все ризы на местных иконах вызолотил с израсходованием 10000 рублей». Купец первой гильдии Полетаев в свою очередь выделил средства на создание в теплом храме серебряного, украшенного камнями престола, а также на покупку серебряной хоругви и серебряных венцов для икон церкви.
После Октябрьской революции службы в храмах прихода некоторое время еще продолжались. Летом 1918 г. при подавлении большевиками левоэсеровского восстания церковные постройки серьезно пострадали от артобстрелов. У церкви Дмитрия Солунского оказалась разбитой глава, разрушен шатер колокольни, пробиты стены. Ремонт храма производился в 1924 г. силами прихожан под контролем специалистов Государственных реставрационных мастерских. В связи с развернувшейся в стране национализацией церковного имущества все предметы церковного обихода, выполненные из драгоценных материалов, хранившиеся в Дмитриевском и Похвальском храмах были конфискованы. Из «Отчета Комиссии по изъятию церковных ценностей по г. Ярославлю», действовавшей с марта по июнь 1922 г., следует, то из Дмитриевского прихода удалось изъять 1 изумруд, осыпанный 10-ю бриллиантами, и 4 пуда 36 фунтов серебра. 15 июля 1929 г. приход закрыли. Был арестован бессменный на протяжении пятнадцати лет настоятель храмов — протоиерей Флегонт Понгельский (ныне канонизирован). Решением Губисполкома церковное имущество вместе с иконами передали городскому музею, иконостасы разобрали, церковные здания приспособили под склады и жилье. Все венчающие части архитектурных сооружений были уничтожены.
В таком состоянии приходские постройки пребывали более 40 лет. К комплексному восстановлению архитектурного ансамбля специалисты Ярославской реставрационной мастерской приступили только в 1973 г. В середине 1980-х г.г. архитектурная реставрация церквей и сторожки была завершена. В интерьере холодного храма начались работы по расчистке и укреплению стенной росписи. Именно фрески являются самой большой архитектурной и исторической ценностью храма Димитрия Солунского. Их главным автором является знаменитый ярославский художник Дмитрий Григорьев-Плеханов. Роспись храма сделана в 1685-1686 г.г.
Храм Похвалы Пресвятой Богородицы вновь открылся для богослужений в 1992 г. Престол и антиминс освящены Архиепископом Платоном. 10 августа 2003 г. (спустя 74 г. после закрытия), в день памяти Смоленской иконы Божией Матери, была совершена Божественная литургия и в храме св. вмч. Димитрия Солунского. После службы состоялся крестный ход вокруг храмов с чудотворной Смоленской-Шуйской иконой Божией Матери, чудом сохранившейся и вернувшейся недавно в свой родной приход.
В 2004 . приведен в порядок и полностью отремонтирован придел 9 Кизических мучеников, в котором в 90-х г.г. находились теплоузел и склад. И 12 августа 2004 г. этот придел получил новое имя – святого страстотерпца Цесаревича Алексия. Престол придела освящал архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл.
http://pravyaroslavl.ru/temples/operating/hram-pohvala-presvyatoy-bogoroditsyi/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?