Ярославль. Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Тихвинской иконы Божией Матери.

XVII в. Архитектурный ансамбль церкви Николы Мокрого расположен на левом низменном берегу Которосли. Ансамбль состоит из двух храмов: холодного во имя Николая Чудотворца и теплого иконы Тихвинской Божьей Матери, и бывшей богадельни. Он возник на месте деревянных церквей, что стояли на небольшой площадке между двух ручьев Паутова и Ершова (притоков Которосли). Приход храма составляли две монастырские слободы Спасская и Киселюха (топкое, мокрое место , грязь, как кисель).
Холодный храм Николы Мокрого был выстроен в 1660-1670 гг. Этот четырехстолпный пятиглавый храм без подклета с двумя шатровыми приделами на восточных углах, с опоясывающей его одноэтажной закрытой галереей и шатровой колокольней на северо-западном углу паперти. Богатое декоративное убранство — изразцовое обрамление окон, изразцовая отделка западного притвора — появилось на храме в конце XVII века. Интерьеры церкви Николы Мокрого расписаны в 1673 г. предположительно костромичами и ярославцами во главе с Гурием Никитиным. Церковные сюжеты поданы в повествовательной манере, что станет отличительной чертой росписи ярославских церквей.
Теплая Тихвинская церковь построена в 1686 г. Небольшая приземистая трапезная церкви Тихвинской Богоматери имеет редкой прямоугольной формы апсиду и увенчана декоративной главкой на квадратном постаменте. Крыльцо, увенчанное шатром, пристроено в 1790-е г. г. Ее основные фасады имеют скромный декор. Упрощенная по своим формам, церковь выделяется притвором, щедро украшенным изразцами, которые занимают почти всю плоскость стен и по пышности декора не имеют равных в Ярославле.

Церковь Николы Мокрого был воздвигнута за Ефимовским ручьем в 1665-72 годах по инициативе ряда купцов Спасской слободы. Предполагалось, что этот храм, превосходящий по размерам все остальные церкви города, затмит их своим великолепием. По-видимому, на освящении храма присутствовал царь Алексей Михайлович, так как в интерьере сохранились царские и патриаршие места (ныне перенесены в церковь Ильи Пророка).
Хотя образцом для строителей служила церковь Иоанна Златоуста, они не смогли достигнуть такого же эффекта гармоничности и законченности. Чрезмерно массивный низ памятника неприятно контрастирует с тонкими, редко поставленными барабанами. Фланкирующие церковь шатры двух приделов не столь стройны и как бы подавлены более высоким шатром колокольни. Сразу же по завершении строительства была проведена роспись интерьеров, которая по особенностям иконографии и общей гармонии колорита тяготеет к изографии 16 века.
Наибольшую известность храму принесло небывало пышное керамическое убранство крылец и наличников, выполненное в 1690-х годах. В 1686 году несколько ближе к Которосли была выстроена «кораблем» одноглавая теплая церковь Тихвинской Богоматери. Через несколько лет с западной стороны к этой церкви был пристроен шатровый притвор, сплошь покрытый многоцветным изразцовым ковром. По пышности изразцового декора церковь Тихвинской Богоматери не имеет равных среди храмов своего времени.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?