Ярославль. Церковь Вознесения Господня.

В собрании рукописей архиепископа Самуила Миславского хранилось «Сказание о построении Вознесения деревянной церкви» в XVI столетии. В нем повествуется о том, что еще во время царство­вания Ивана Грозного Ярославль «вельми славен бысть торговым делом». В город приезжали «с северного полунощного окияна-моря, по Двине реце» сбывать свой товар и закупать местный торговые люди «от немецких стран». В Ярославле поселилось тогда немало немцев (следует заметить, что немцами в средневековье называли любых иностранцев, прибывших из стран Западной Европы), которые «живяша зде на свободе и в согласии с нашими, построиша и мнози склади и анбари». Немецкие торговцы, заручившись помощью богатого ярославского купца Луки Дурандина, обратились к ростовскому ар­хиепископу Давиду с челобитной о разрешении по­строить в Земляном городе церковь «по их вере и обычаю». Архиерей распорядился «кирху, сиречь церковь, поставити в Ярославле, но не в Земляном граде, а в слободе Кондакове, близ протока, иже нис­ходит к реце к Которосли; место бо сие удобно, яко путь ко граду Угличу». В этой слободе проживал православный грек, торговец Василий Кондаки, который впал в скорбь, узнав о намерении «у дворов его построити иноверную божницу». И он решил поставить на этом месте деревянную православную церковь в честь праздника Вознесения Господня.
Получив благословение ростовского владыки Евфимия, Василий «изготови вся потребная к строению, и, отмерив под церковь и под погост довольно земли и наняв делатели многи, заложи сию древяну Вознесения Господня церковь в лето 7092 (1584), и на другое лето ту соверши, и чудно яко невесту украси, и образы и сосуды сребряными и ризами и книгами божественными и обиходными, во славу Христа Бога нашего, яко подобаше церкви Божьей быти, снабди, и в том же лете освяти». Позднее рядом с холодной была сооружена теплая церковь Сретения Господня. Деревянные храмы прихода не раз выгорали. В церковных документах, хранившихся в Вознесенской церкви, имелась следующая запись: «в Ярославле Поволгском, в Вознесенском приходе, в Кондаковской улице, в 1667 году, в августе 26-м числе, погорели две церкви Божия деревянные: первая настоящая, Вознесения Господня, которая и освящена в 1659 году, – вторая, теплая, Сретения Господня».
В конце августа 1667 года вознесенский священник Петр со своими прихожанами просил ростовского митрополита Иону дозволить им построить вместо погоревших сначала деревянную Сретенскую церковь. Благословенная митрополичья грамота дана была уже 3 сентября 1668 года (напомним, что Новый год в допетровскую эпоху начинался 1 сентября). Этот же священник обратился 16 декабря 1677 года к владыке с прошением о разрешении поставить каменную Вознесенскую церковь. Через пять лет строительство завершили, и новый храм был освящен в мае 1682 года. В 1706 году по челобитной священника Иоанна и благословению митрополита Димитрия Ростовского в алтарной части летнего храма был освящен придел во имя Зосимы и Савватия Соловецких. Второй придел, «для совершения в зимнее время ранних литургий», был устроен на средства купчихи А. Ф. Красильниковой в 1810 году на галерее церкви, его освятили во имя иконы Богоматери Всех Скорбящих Радость. В 1736 году холодный храм был расписан местной артелью во главе с Алексеем Сопляковым. Как сообщала храмозданная надпись, работы выполнены при священнике Федоре Осипове иждивением прихожан Андрея Максимова Затрапезнова и Ивана Федорова Гурьева.
Четырехъярусная колокольня ансамбля была сооружена в 1745 году «тщанием и коштом фабриканта Гурьева». Колокольня стояла у западного входа в холодный храм. Тогда в ее наборе было всего пять колоколов, самый большой весил 68 пудов. В 1802 году был отлит колокол в 200 пудов, а в 1848 году на заводе Ивана Порфирьевича Оловянишникова (он, кстати, владел второй шелковой мануфактурой в Вознесенском приходе, купленной у прежнего владельца – московского купца Василия Панкратьевича Колосова) отлили на средства старосты Семена Ильича Кузнецова и «при пособии других доброхотных дателей» благовестник весом в 490 пудов. По генеральному плану перестройки Ярославля около Вознесенского храма предполагалось устройство большой торговой площади (160 х 192 сажени), но затем от этого намерения отказались, «ибо все приезжающие на торг становятся и торгуют на площади близ городских каменных рядов», поэтому Вознесенскую площадь частично застроили обывательскими домами.
В 19 веке неподалеку от храма расположилась Сенная площадь, где проводились торги с возов. В Вознесенском приходе почитались две иконы – Владимирской Богоматери и Николая Чудотворца, история которых сохранилась в преданиях. Как гласит одно из них, образ Владимирской Богоматери достался ярославскому купцу Кувшинову по наследству от родственников. Этот купец «страдал винным запоем, и, несмотря на благоговение, которое питал к сей иконе, он, сокрушаемый силой недуга, три раза закладывал ее в питейном доме. По выкупе иконы в третий раз она уже не благоволила более оставаться в егодоме: невидимая сила перенесла ее в дом откупщиков», где образ пребывал сорок лет и прославился чудесами. «Множество народа начало к нему стекаться для слушания молебствий с водоосвящением и акафистом. В праздники: 21 мая, 23 июня и 26 августа, по призыву откупщиков, отправляемы были перед иконою всенощные бдения. День и ночь перед нею горело масло». Усердием содержателя винных откупов полковника Д. П. Шилова для иконы был выполнен серебряный киот.
В 1850 году, при устройстве в Сретенской церкви придела Николая Чудотворца, церковный староста С. И. Кузнецов попросил пожертвовать икону Владимирской Богоматери в храм. В зимнее время она стояла в иконостасе теплой церкви, в летнее – в холодном храме. Предание об иконе Николая Чудотворца повествует следующее: прихожанин Вознесенской церк­ви фабрикант Гурьев «имел расслабление во всем теле, особенно же в ногах, так что не мог ходить. Ему было сновидение, чтобы для исцеления от болезни он отыскал икону Николая Чудотворца, сокровенную под помостом в его конюшне. Дважды не поверил он чудному видению. Оно повторилось и в третий раз. После этого исчезло сомнение. Гурьев тотчас пожелал видеть Священное изображение, при котором должно было совершиться знамение, приказал разломать помост конюшни и искать икону. Узнав, что здесь нашли эту святыню в суконном мешочке, больной несказанно обрадовался и в то же время, почувствовав в ногах способность к движению, встал свободно со стула. Так внезапное исцеление ниспослано было ему свыше. Сперва Гурьевым, а потом преемником его по заведованию фабрикой, Красильниковым, икона благоговейно сохранялась в их доме.
Во дни празднеств Святителя Николая совершаемы были перед нею молебные пения с акафистом и водоосвящением. Так до 1847 года икона пребывала в доме Красильниковых. В этот же год по завещанию Ольги Петровны, жены Красильникова, икона поступила в здешний храм, а в 1850 году, с построением придела во имя сего Святителя, поставлена в число местных икон Никольского храма». Еще одна чтимая икона прихода – Зосимы и Савватия Соловецких с частицами их мощей, она была пожертвована ярославским купцом Калмыковым и стояла в иконостасе соименного придела летнего храма.В Вознесенском приходе совершалось также ежегодно 4 сентября празднество иконе Богоматери Неопалимая Купина. Кроме того, в церковной ризнице хранился серебряный крест с частицами мощей святого Полиевкта и ярославских князей Федора, Давида и Константина, а также два креста с частицами мощей святых – серебряный и деревянный, обложенный серебром. Последний крест был поставлен тщанием посадского человека Григория Григорьева Шапкина в 1699 году.
Ризница Вознесенского храма являлась одной из богатейших в Ярославле. В 1909 году священник Александр Голосов вознамерился сдать серебряные потир с дискосом 1684 года и шесть старинных крестов в магазин серебряной утвари Оловянишниковых в обмен на «новосделанный» напрестольный крест. Эта история вызвала активный протест со стороны членов ЯГУАК и даже попала на страницы столичного издания. В XVIII веке ежегодно 22 мая, накануне приходского храмового праздника, совершался крестный ход из Успенского собора в Вознесенский храм с чудотворными иконами – Спаса Нерукотворного, Богоматери Толгской и Смоленской.
В восстание 1918 года Вознесенская церковь значительно пострадала: главы и стены были пробиты в нескольких местах, от сотрясений почвы, вызванных взрывами, с колокольни упали колокола «в несколько сот пудов», угол западного крыльца оторвало. Ремонт храма производился сотрудниками Ярославской реставрационной мастерской за счет церковной общины. Храмы прихода были закрыты 19 апреля 1929 года, тогда же разобрали колокольню. В церковных зданиях, облик которых значительно изменен, до недавнего времени здесь размещался: в летний период – склад, в зимний – клуб и библиотека трамвайного парка.
Источник: Храмы и святыни Ярославля. Официальный сайт церкви: http://www.prihod-voznesenie.orthodoxy.ru/

Церковь Вознесения Господня. Две церкви: летняя построена в 1688 г., а зимняя в 1691 г. тщанием прихожан. Обе церкви каменные, с таковою же особо стоящею колокольнею и оградою. Престолов в ней пять; в летней церкви: главный — во имя Вознесения Господня, придельный — во имя преп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотв., устроенный в алтаре с южной стороны в 1700 г., и придельный — во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радостей», устроенный в паперти в 1810 г.; в зимней церкви: главный — в честь Сретения Господня и придельный — во имя св. и чудотв. Николая, устроенный в алтаре с южной стороны в 1850 г.
Земли при церкви 213,5 кв. саж. Для помещения священнослужителей деревянный, на каменном фундаменте дом, с отдельным деревянным флигелем и надворной постройкой. Церковного капитала билетами 3375 руб.; прихожан муж. пола 264, жен. пола 323. По штату положено быть: священнику, диакону и псаломщику, причтового капитала 10 715 руб.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.

Храм во имя Вознесения Господня построен в 1682 г. на средства прихожан на месте разобранного в 1677 г. деревянного храма 1659 года. Каменный четырёхстолпный пятиглавый храм Вознесения выполнен в духе ярославской архитектурной школы, но с некоторыми отступлениями. Так боковые приделы, к примеру, отсутствуют, но галерея с трёх сторон всё же обрамляет четверик. Домообразные крыльца выполнены с западной и южной сторон. Колокольня была выстроена возле зимнего храма, а в более поздний период – отдельно стоящая. Храм одноярусный, без подклета. Стены четверика обработаны плоскими лопатками с довольно богатыми кирпичными капителями и тонкими архивольтами закомар. Наличники присутствуют лишь на окнах пониженных апсид. Галереи и крыльца украшены ширинками с муравлёными изразцами. Все пять широких барабанов световые, с богатейшими карнизами, выполненными разнообразными приёмами кирпичной кладки.Храм расписан в 1688 г. ярославскими мастерами. В 1736 г. живопись переписана ярославскими мастерами А.И. Сопляковым, И.Н. Чуриным и А.Е. Шустовым и другими на средства купцов А.М. Затрапезнова и И.Ф. Гурьева. Живопись поновлялась в 1844 г. Иконостас резной, пятиярусный. Престолов три: во имя Вознесения Господня; во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких; во имя иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих Радость».Особенно почиталась Владимирская икона Божией Матери. По преданию, она досталась в наследство купцу Кувшинникову, страдавшему запоями. Он трижды закладывал икону в питейном доме и трижды выкупал. Однако в последний раз икона вернулась в дом откупщиков и находилась там 40 лет, прославившись чудотворениями. У иконы горела неугасимая лампада. В 1850 г. по просьбе старосты Вознесенской церкви, купца С.И. Кузнецова, наследник откупщиков, некто Щапов, подарил икону храму. Почиталась также икона Николая Чудотворца. По преданию, фабрикант И.Ф. Гурьев, страдавший тяжелым недугом, увидел во сне то место, где находится чудотворный образ. Трижды снился ему один и тот же сон. В результате икона была найдена, а фабрикант исцелился. Икону Николая Чудотворца Гурьев передал своему преемнику — фабриканту Красильникову. В 1850 г. по завещанию Ольги Красильниковой икону передали в храм.В 1929 г. храм закрыт. В 1930-е годы передан трамвайному управлению, в 2005 году передан РПЦ. В 2009 году храм отреставрирован – восстановлены главы, цоколь, оконные проёмы. Внутренние работы продолжаются.
Монастыри и храмы земли Ярославской: крат. ил. энцикл. в 3 т. / авт.-сост.: М. Шиманская, С. Метелица. — Ярославль; Рыбинск Рыбинск. Дом печати, 2000-2001.

По преданию, построение первой деревянной церкви на этом месте относится к 1584-1585 г.г. Строителем храма «Преславного и спасительного Вознесения Господня» был проживавший здесь «некий благочестивый муж, родом гречанин, по прозвищу Кондаки или Кондаков, а по имени Василий». Местность в прошлом носила название Кондаковой слободы. В 1667 г. деревянная церковь сгорела.
В 1677 г. «стараниями священника Петра» был заложен каменный холодный пятиглавый храм, освященный в 1682 г. Главный престол был освящен в честь Вознесения Господня. В 1706 г. в храме устраивается придел в честь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев, а в 1810 г. — теплый придел в паперти во имя иконы Богоматери «Всех скорбящих радости» на средства купчихи А.Ф. Красильниковой. Иконостас в главном храме был резной, пятиярусный, позолоченный и местами посеребренный. Особым почитанием в церкви Вознесения пользовалась икона Владимирской Божьей Матери.
В 1736 г. при священнике Федоре Осипове Диеве интерьер Вознесенской церкви был расписан на средства ярославских купцов Андрея Максимова Затрапезнова и Ивана Федорова Гурьева. Судя по стилю, роспись была выполнена ярославскими мастерами под руководством Алексея Иванова Соплякова, Ивана Никитина Горина и Андрея Емельянова Шустова (эти же мастера в 1732-1733 г.г. расписали церковь Ивана Златоуста в Коровниках, а в 1734-1735 г.г. — Крестовоздвиженскую). В 1844 г. живопись алтарей Вознесенской церкви была поновлена клеевой техникой. В начале 1970-х г.г. живопись нижней части столбов реставрировал художник-реставратор В. Демин.
В центральном куполе было написано «Отечество», в боковых барабанах «Христос Архиерей» и «Богоматерь Знамение». На парусах евангелисты, между ними ангелы в кругах. На сводах и арках — двунадесятые праздники, при этом на западном своде — популярный в ярославской стенописи сюжет «Премудрость создала себе дом». На столбах и подпружных арках сводов написаны сцены из жизни святых апостолов, причем на столбах они расположены в три яруса. В четвертом, нижнем ярусе были расположены иконные киоты, за исключением восточных сторон, где имеются фресковые изображения: на южном столбе «Вседержитель с державою», на северном «Богоматерь Знамение». Оба изображения окружены венками из пышных роз, лилий, георгинов и гвоздик.
Стены Вознесенской церкви разделены на 6 ярусов. В верхнем представлены праздники. Во втором, третьем и четвертом ярусах сверху подробно иллюстрирована «Земная жизнь Христа» и «притчи», в пятом «Страсти Христовы», в шестом ярусе западной стены сцены из «Песни Песней» (полностью утраченные), на южной и северной стенах сцены из «Лимонаря». На арках одиннадцати окон изображения ангелов, на подоконниках — пророки в овальных медальонах. В замковых арках трех входных порталов деисусы из трех круглых медальонов: с Саваофом, Вседержителем и Эммануилом.
В росписи алтарей заметно стремление к укрупнению масштабов и сокращению тематики. Сложные сцены и литургии на стенах заменены фигурами святителей в рост. В конхе центрального алтаря вместо традиционной для Ярославля композиции «О тебе радуется» написано «Сошествие святого Духа на апостолов». В конхе дьяконника, где помещался придел Зосимы и Савватия, написано «Коронование Богоматери», которое в Златоустовской церкви в Коровниках помещено в куполе. На стенах центрального алтаря — священномученики, на западной стене — «Спас на убрусе». В дьяконнике на восточной стене — святые иноки, в окне — «Эммануил с двумя ангелами». В конхе жертвенника — «Се Агнец Божий». На стенах — избранные святые и дьяконы.
Вознесенская роспись написана широко и свободно. Она относится к числу лучших живописно-композиционных ансамблей Ярославля. В разнообразии и богатстве ритмов, в живых и энергичных движениях персонажей, в тонком понимании задач синтеза сказывается безупречный декоративный вкус и большой опыт старшего знаменщика Алексея Иванова Соплякова. Он виртуозно владеет техникой и декоративными приемами сформировавшегося декоративного стиля.
Сказание о построении Вознесенской деревянной церкви в Ярославле (Из рукописных записок Самуила, архиепископа Ростовского) // ЯЕВ. Ч.Н. 1876. № 19; Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901: Суслов А.И., Чураков С.С. Ярославль. – М.: Стройиздат, 1960; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005.; Иванова И. Открыта новая страница // Северный край, 2006, 22 апреля; Егорова Т. Близ дворов грека Кондаки // Северный край, 2009, 17 ноября

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?