Входит в ансамбль Вознесенско-Благовещенского прихода (холодная Благовещенская, теплая Вознесенская церкви и колокольня). Теплый храм построен в 1745 году во имя Вознесения Господня, в 1855 году перестроен на средства ярославского купца Михаила Ивановича Вахромеева и расписан заново. В 1866 году по проекту архитектора А.М. Достоевского к теплой церкви была пристроена колокольня. Позднее в теплой церкви был устроен придел во имя Митрофана Воронежского.
Информация с сайта Ярославской епархии http://www.yareparhia.ru/index.php?name=Pages&op=page&pid=66
В собрании рукописей архиепископа Самуила Миславского хранилось «Сказание о построении Вознесения деревянной церкви» в XVI столетии. В нем повествуется о том, что еще во время царствования Ивана Грозного Ярославль «вельми славен бысть торговым делом». В город приезжали «с северного полунощного окияна-моря, по Двине реце» сбывать свой товар и закупать местный торговые люди «от немецких стран». В Ярославле поселилось тогда немало немцев (следует заметить, что немцами в средневековье называли любых иностранцев, прибывших из стран Западной Европы), которые «живяша зде на свободе и в согласии с нашими, построиша и мнози склади и анбари».
Немецкие торговцы, заручившись помощью богатого ярославского купца Луки Дурандина, обратились к ростовскому архиепископу Давиду с челобитной о разрешении построить в Земляном городе церковь «по их вере и обычаю». Архиерей распорядился «кирху, сиречь церковь, поставити в Ярославле, но не в Земляном граде, а в слободе Кондакове, близ протока, иже нисходит к реце к Которосли; место бо сие удобно, яко путь ко граду Угличу». В этой слободе проживал православный грек, торговец Василий Кондаки, который впал в скорбь, узнав о намерении «у дворов его построити иноверную божницу». И он решил поставить на этом месте деревянную православную церковь в честь праздника Вознесения Господня.
Получив благословение ростовского владыки Евфимия, Василий «изготови вся потребная к строению, и, отмерив под церковь и под погост довольно земли и наняв делатели многи, заложи сию древяну Вознесения Господня церковь в лето 7092 (1584), и на другое лето ту соверши, и чудно яко невесту украси, и образы и сосуды сребряными и ризами и книгами божественными и обиходными, во славу Христа Бога нашего, яко подобаше церкви Божьей быти, снабди, и в том же лете освяти». Позднее рядом с холодной была сооружена теплая церковь Сретения Господня. Деревянные храмы прихода не раз выгорали.
В церковных документах, хранившихся в Вознесенской церкви, имелась следующая запись: «в Ярославле Поволгском, в Вознесенском приходе, в Кондаковской улице, в 1667 году, в августе 26-м числе, погорели две церкви Божия деревянные: первая настоящая, Вознесения Господня, которая и освящена в 1659 году, – вторая, теплая, Сретения Господня». В конце августа 1667 года вознесенский священник Петр со своими прихожанами просил ростовского митрополита Иону дозволить им построить вместо погоревших сначала деревянную Сретенскую церковь. Благословенная митрополичья грамота дана была уже 3 сентября 1668 года (напомним, что Новый год в допетровскую эпоху начинался 1 сентября). Этот же священник обратился 16 декабря 1677 года к владыке с прошением о разрешении поставить каменную Вознесенскую церковь.
Через пять лет строительство завершили, и новый храм был освящен в мае 1682 года. В 1706 году по челобитной священника Иоанна и благословению митрополита Димитрия Ростовского в алтарной части летнего храма был освящен придел во имя Зосимы и Савватия Соловецких. Второй придел, «для совершения в зимнее время ранних литургий», был устроен на средства купчихи А. Ф. Красильниковой в 1810 году на галерее церкви, его освятили во имя иконы Богоматери Всех Скорбящих Радость. В 1736 году холодный храм был расписан местной артелью во главе с Алексеем Сопляковым. Как сообщала храмозданная надпись, работы выполнены при священнике Федоре Осипове иждивением прихожан Андрея Максимова Затрапезнова и Ивана Федорова Гурьева.
Каменная одноглавая теплая церковь во имя Сретения Господня была сооружена по благословенной грамоте митрополита Ионы от 5 сентября 1689 года, храм освятили 11 декабря 1691 года. Теплая церковь простояла около ста лет и в 1785 году, кроме ее трапезной части, была разобрана и «новым фасадом построена». Жертвователем строительства являлся фабрикант Григорий Федоров Гурьев, его шелковая мануфактура находилась в Вознесенском приходе, на месте казарм Ярославского внутреннего гарнизона (на углу современных улиц Свободы и Победы). Окончательное обустройство теплой церкви проводилось в 1790 году после смерти благотворителя его, дочерью Александрой, вышедшей замуж за поручика Умского. Она дала на храм 2000 рублей и 20 фунтов серебра, из которого были сделаны оклад Евангелия той церкви другого иконостаса и вызолочение оного, на разделание окошек, на сделание новых прочных печей, на выштукатурение всей оной церкви, на расписание по пристойным местам иконным художеством, на сделание снаружи каменного входа, на покрытие железом, на переправление на настоящей Вознесенской церкви крыши, и на вылитие большого колокола». В 1825 году живопись теплого храма была поновлена В. В. Сарафанниковым. В 1850 году в теплой церкви на средства купца Степана Ильича Кузнецова устроили придел во имя Николая Чудотворца. В 1867 году теплый храм был частично переоборудован: к его трапезе по проекту архитектора И. Ф. Яровицкого пристроили паперть.
Четырехъярусная колокольня ансамбля была сооружена в 1745 году «тщанием и коштом фабриканта Гурьева». Колокольня стояла у западного входа в холодный храм. Тогда в ее наборе было всего пять колоколов, самый большой весил 68 пудов. В 1802 году был отлит колокол в 200 пудов, а в 1848 году на заводе Ивана Порфирьевича Оловянишникова (он, кстати, владел второй шелковой мануфактурой в Вознесенском приходе, купленной у прежнего владельца – московского купца Василия Панкратьевича Колосова) отлили на средства старосты Семена Ильича Кузнецова и «при пособии других доброхотных дателей» благовестник весом в 490 пудов. По генеральному плану перестройки Ярославля около Вознесенского храма предполагалось устройство большой торговой площади (160 х 192 сажени), но затем от этого намерения отказались, «ибо все приезжающие на торг становятся и торгуют на площади близ городских каменных рядов», поэтому Вознесенскую площадь частично застроили обывательскими домами.
В 19 веке неподалеку от храма расположилась Сенная площадь, где проводились торги с возов. В Вознесенском приходе почитались две иконы – Владимирской Богоматери и Николая Чудотворца, история которых сохранилась в преданиях. Как гласит одно из них, образ Владимирской Богоматери достался ярославскому купцу Кувшинову по наследству от родственников. Этот купец «страдал винным запоем, и, несмотря на благоговение, которое питал к сей иконе, он, сокрушаемый силой недуга, три раза закладывал ее в питейном доме. По выкупе иконы в третий раз она уже не благоволила более оставаться в его доме: невидимая сила перенесла ее в дом откупщиков», где образ пребывал сорок лет и прославился чудесами. «Множество народа начало к нему стекаться для слушания молебствий с водоосвящением и акафистом. В праздники: 21 мая, 23 июня и 26 августа, по призыву откупщиков, отправляемы были перед иконою всенощные бдения. День и ночь перед нею горело масло». Усердием содержателя винных откупов полковника Д.П. Шилова для иконы был выполнен серебряный киот. В 1850 году, при устройстве в Сретенской церкви придела Николая Чудотворца, церковный староста С.И. Кузнецов попросил пожертвовать икону Владимирской Богоматери в храм. В зимнее время она стояла в иконостасе теплой церкви, в летнее – в холодном храме.
Предание об иконе Николая Чудотворца повествует следующее: прихожанин Вознесенской церкви фабрикант Гурьев «имел расслабление во всем теле, особенно же в ногах, так что не мог ходить. Ему было сновидение, чтобы для исцеления от болезни он отыскал икону Николая Чудотворца, сокровенную под помостом в его конюшне. Дважды не поверил он чудному видению. Оно повторилось и в третий раз. После этого исчезло сомнение. Гурьев тотчас пожелал видеть священное изображение, при котором должно было совершиться знамение, приказал разломать помост конюшни и искать икону. Узнав, что здесь нашли эту святыню в суконном мешочке, больной несказанно обрадовался и в то же время, почувствовав в ногах способность к движению, встал свободно со стула. Так внезапное исцеление ниспослано было ему свыше. Сперва Гурьевым, а потом преемником его по заведованию фабрикой, Красильниковым, икона благоговейно сохранялась в их доме. Во дни празднеств Святителя Николая совершаемы были перед нею молебные пения с акафистом и водоосвящением. Так до 1847 года икона пребывала в доме Красильниковых. В этот же год по завещанию Ольги Петровны, жены Красильникова, икона поступила в здешний храм, а в 1850 году, с построением придела во имя сего Святителя, поставлена в число местных икон Никольского храма». Еще одна чтимая икона прихода – Зосимы и Савватия Соловецких с частицами их мощей, она была пожертвована ярославским купцом Калмыковым и стояла в иконостасе соименного придела лет него храма. В Вознесенском приходе совершалось также ежегодно 4 сентября празднество иконе Богоматери Неопалимая Купина.
http://voznesenie.paskha.ru/Hramy/russia/jaroslavl/
Впервые же деревянный храм Благовещения Пресвятой Богородицы упоминается в перечневой описи 1630 года. Церковь находилась в Ловецкой слободе на берегу Волги между Семеновским и Воздвиженским и известна тем, что отсюда 10 (20) июня 1658 года начался пожар, истребивший почти весь Ярославль. После пожара церковь была возобновлена. То же самое произошло и после пожара 1670 года.
Холодный каменный Благовещенский храм был построен в 1688 году на месте деревянного. В 1929 году колокольня храма была снесена, а в 1930 году была закрыта сама церковь. До недавнего времени храм находился в ведении музея-заповедника. В преддверии празднования 1000-летия Ярославля, происходит передача церкви Русской православной церкви.
Храм выстроен в «упрощенном ярославском стиле», без подклета и трапезы, с одним западным крылом галереи. В храме был один придел во имя царевича Дмитрия. Из священных предметов прихода особо почитались: серебряный, украшенный чернью крест с мощами святых Спиридона Тримифунтского и Феодосия Тотемского; водосвятный крест с мощами святых преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских; серебряный крест с частью камня Гроба Господня и 136 частицами мощей разных святых. В XVIII веке в храмовый праздник, 25 марта (5 апреля), в Благовещенскую церковь совершался крестный ход из Успенского собора Церковь была расписана в 1708—1709 годах артелью ярославских мастеров во главе с Федором Игнатьевым и Федором Федоровым.
Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. — Ярославль: Изд-во Александра Рутмана, 2005
Теплая церковь, отдельно стоящая, во имя Вознесения Господня, с двумя престолами: во имя Вознесений Господня и с приделом во имя св. Митрофана, Воронежского чудотв. Алтарь теплой церкви с передней частью храма перестроен в 1885 г. на средства ярославского купца М. И. Вахрамеева, при пособии надворного советника Незнамова, а трапеза этого храма, с вновь устроенною колокольнею, перестроена в 1867 г. на средства ярославского купца А. И. Вахрамеева. Церковь каменная, прочная, в церкви есть животворящий крест с частями от мощей разных святых, более 100.
При церкви два дома, в одном двухэтажном, с низом каменным, имеет жительство причт церкви. Другой деревянный, на каменном фундаменте, отдается в аренду. В связи с этим домом имеется каменная сторожка. В церкви неприкосновенного капитала 6322 руб. и оборотного 1250 руб. в процентных бумагах. При первом доме всей земли 300 кв. саж, а при втором 115 кв. саж. Прихожан муж. пола 167, жен. 162. При церкви церковно-приходское попечительство с капиталом 71 861 руб. Штатный состав причта: настоятель, диакон и псаломщик, капитал причта 20 751 руб. в процентных бумагах.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.
Тёплый храм прихода во имя Вознесения Господня был возведён в 1745 г. Первоначально в трапезе существовал придел вмч. Артемия, упразднённый после 1818 г. Во второй половине XIX в. на средства коллежского асессора С.М. Незнамова был устроен придел во имя святителя Митрофана Воронежского. В 1804 г. для храма мастером А.М. Баженовым был выполнен новый иконостас. В 1867 г. на средства Александра Ивановича Вахромеева была перестроена трапеза храма. Кроме того, была возведена вторая колокольня прихода по проекту архитектора Андрея Михайловича Достоевского. Интерьер храма был расписан в 1873 г. В 1894 г. живопись поновлялась К.Д. Дербеневым. В 1885 г. Михаил Васильевич Вахромеев украсил церковь богатой утварью.
В советское время церковь была закрыта, а в 1991 г. вновь передана Ярославской Епархии Русской Православной Церкви. Входит в приход Вознесенско-Благовещенской церкви г. Ярославля.
http://pravyaroslavl.ru