Первое известие о деревянной Крестовоздвиженской церкви содержалось под 1556 годом… Строительство на средства прихожан каменной церкви во имя Воздвижения Креста Господня было начато в 1675 году, а освятил ее ростовский митрополит Иона Сысоевич в 1688 году…
Т.А. Рутман «Храмы и святыни Ярославля», 2-е издание, 2008 г.
Церковь Воздвижения Креста Господня была построена в 1675-88 гг. на средства прихожан на месте деревянного храма. Освятил ее ростовский митрополит Иона Сысоевич в 1688 г. В церкви имелись два придела — во имя Казанской иконы Божией Матери и прпп. Онуфрия и Петра Афонских. В 1734-35 гг. артель ярославских мастеров во главе с Алексеем Сопляковым расписала церковь. Средства на роспись храма поступили от купцов Викулиных. В 1860-65 гг. к западному фасаду церкви была пристроена трапезная часть.
Теплая церковь Воздвиженского прихода в честь Косьмы и Дамиана была построена в 1722 г. также на пожертвования прихожан. Её стены и своды расписал Ф.И. Телегин в 1843 г. на средства купцов Крохоняткиных. Главы были разобраны в 1920-е годы, фрески забелены в 1930-е гг. Церкви Воздвиженского прихода закрыли в 1930 г.
В настоящее время здания сохранились в искаженном виде.
Источник: сайт «Золотое Кольцо России» http://golden-ring-russia.ru/attractions/544-cerkov-vozdvizheniya-kresta-gospodnya/
Два каменных храма с колокольней. Холодный пятиглавый храм Воздвижения Креста был начат строительством в 1675 г., а освящён в 1688 г. В южной части алтаря помещался придел иконы Казанской Божьей Матери. Иконостас в храме пятиярусный, резной.
В 1722 г. сооружена тёплая одноглавая церковь с трапезной во имя свв. бессребреников Косьмы и Дамиана с приделом с южной стороны алтаря во имя преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского.
Холодный храм расписан фресковой живописью в 1734-1735 гг. на средства Викулиных ярославскими художниками. В тёплой церкви в 1842 г. был установлен новый алтарный иконостас. В 1843 г. церковный алтарь был украшен стенной живописью.
Церкви закрыты в 1930 гг.
Холодный пятиглавый каменный храм был начат строительством на месте более древней церкви в 1675 г., главный его престол во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня освящен в 1688 г. В южной части алтаря помещался придел Казанской иконы Божией Матери, освященный 27 июля 1690 г. Храм был расписан фресковой живописью с 10 июня 1734 г. по 19 июня 1735 г. на средства его прихожан купцов Викулиных ярославскими художниками во главе со знаменщиком Алексеем Ивановым Сопляковым. В состав артели входили Иван Никитин Горин с братом Иваном, Андрей Емельянов Шустов с детьми Афанасием и Иваном, Алексей Сергеев, Матвей Сергеев, Иван Степанов Языков, Семен Семенов, Иван Афанасьев, Алексей Данилов, Иван Тихонов, Матвей Никитин, Петр Иванов. Росписи сохранились частично под побелкой.
В 1860-1865 г.г. производились масштабные ремонтно-восстановительные работы в Крестовоздвиженском храме — были поновлены стенописи и иконы, позолочены иконостасы в главном алтаре и в Казанском приделе, устроена паперть с западной стороны. Ремонт производился на средства купцов Крохоняткиных и Константиновых.
В 1722 г. с южной стороны от летнего храма сооружена теплая одноглавая церковь с трапезной во имя Святых Бессребреников Космы и Дамиана. В южной части алтаря ее был устроен придел во имя преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского. В теплой церкви в 1842 г. был установлен новый алтарный иконостас по эскизу здешнего прихожанина мещанина Ивана Алексеева на средства, пожертвованные купцом Федором Кожуховым и мещанином Семеном Чарышниковым. В 1843 г. церковь и алтарь были украшены стенной живописью ярославским мещанином Федором Ивановым Телегиным на деньги купцов Крохоняткиных. В 1869 г. стенное письмо было поновлено и заново вызолочен иконостас.
Обе церкви были окружены каменной оградой длиной 164 сажени. К западу от холодного храма стояла трехъярусная шатровая колокольня, время постройки и сноса которой неизвестно. На ней имелись «часы железные, устроенные на немецкий манер» и были установлены 8 колоколов — от 284 пуд. до 2 пуд. 5 ф. весом.
Церковь закрыта в 1930 г. Оба здания были заняты строительной организацией, поэтому дошли до нас в искаженном виде. В начале 2010-х г.г. храмы возвращены Ярославской епархии. Для их восстановления в прежнем великолепии потребуется провести сложные и дорогостоящие реставрационные работы.
Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005; Хрупалова И. Ангел храма дождался своего часа // Северный край, 2012, 12 сентября