Ярославль. Церковь Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке.

Ярославль. Церковь Владимирской Богоматери на Божедомке. Кладбищенская. Бесстолпная церковь трапезного типа с трехшатровой колокольней построена в 1670-78 годах на восточной окраине Ярославля, служившей местом захоронения бродяг и утопленников. Отсюда — подчеркнутая скромность декоративного решения. Постройка крайне нетипична для ярославского зодчества тех лет и в другом отношении. Вопреки запрету патриарха Никона на строительство подобных сооружений, храм получил трехшатровое завершение. Это последний трехшатровый храм в истории русского зодчества. Фресковая роспись интерьеров датируется 1691 годом. Поодаль от храма в начале 19 в. была возведена теплая Покровская церковь, крытая куполом. Над трапезной храма возвышалась ярусная колокольня со шпилем. Данный памятник был разобран в советское время.

Храм во имя Владимирской Божией Матери (на Божедомке) по-своему уникален как в архитектурном отношении, так и в историческом аспекте. Уникальность его архитектурного замысла заключается в «шатровом» принципе «венчания» главного куба. Дело в том, что указом величайшего опального русского патриарха — реформатора Никона шатровый принцип перекрытия в храмовом зодчестве повсеместно был признан отступлением от канона и утвержден крестовокупольный. Однако, вопреки этому указу, шатровый принцип перекрытий кое-где использовался — преимущественно на севере, в деревянном зодчестве. До наших дней сохранились единичные памятники подобного типа. Каменные же шатровые храмы, да, к тому же в центральных районах России, — это, вообще, редкость. Самый известный – храм Вознесения Господня (символ русского шатрового зодчества) — находится в московском Коломенском. Уникальность же ярославского «шатрового» храма во имя Владимирской Божией Матери (на Божедомке) в том, что принцип перекрытия его основного куба не противоречит историческому указу патриарха Никона (оно выполнено по образу и подобию крестовокупольного), а три главки в виде шатров, венчающие четверик вместо привычных куполов, являются лишь декоративным элементом, своеобразным «культурным эхом», данью «шатровой» моде, «муляжом», но не более того. Не меньший интерес представляет история храма, вернее сказать, история того места, на котором сооружен храм на Божедомке.
«Божедомка» («дом Божий») — так исстари назывались многочисленные захоронения, кладбища. Здесь, на окраине города, в XV-XVI вв. хоронили бездомных, бродяг, неизвестных, безымянных. Выкапывалась большая яма, в которую в течение года сбрасывали неопознанные и невостребованные трупы умерших и погибших людей. Раз в год, перед Светлой Пасхой сюда приходил Крестный ход, разом отпевались все, обретшие здесь свое последнее пристанище – «дом Божий» — яму закапывали, а рядом выкапывали новую… Неудивительно, что это место отнюдь не пользовалось успехом у горожан, а многие просто побаивались его и обходили стороной.

Находится на ул. Рыбинской (бывш. Владимирской), д. 44. Два каменных храма были поставлены на месте старой деревянной церкви. Исстари здесь, на западной окраине города, существовало городское кладбище или божедомка, где погребали самоубийц, утонувших, скоропостижно умерших неизвестных, бездомных и нищих не только из Ярославля, но и со всего уезда. Опущенные в могилу, их тела оставались незасыпанными и неотпетыми до четверга седьмой недели после Пасхи. В этот день сюда приходил крестный ход, тела отпевались, могилу засыпали, вырывали новую, закрывали и огораживали, как и прежнюю, забором. Поэтому со своего основания Владимирская церковь носила название церкви при Божедомке. Впоследствии с ростом территории города она стала приходской.
Холодный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделом в алтаре во имя праведного Лазаря построен в 1678 г. на средства прихожан. Храм был расписан, фрески сохранились. Облик церкви аскетичен. Куб основного храма практически лишен декора, кроме поясков поребрика в его верхней части, и рельефных лопаток на углах. Алтарные апсиды имеют прямоугольную форму, у западного входа над трапезной с притвором возвышается шатровая колокольня. Своеобразие храму придает необычное для Ярославля завершение — на крыше вдоль линии север-юг поставлены в ряд три небольших размеров шатра, средний из которых выше боковых. Теплая церковь во имя Покрова Богородицы с приделом в честь Святителя Филиппа, митрополита Московского, была сооружена в 1821 г.
Летняя церковь закрыта в 1930 г., зимняя в 1929 г. Здание теплой церкви значительно перестроено и полностью утратило черты церковной архитектуры. До недавнего времени в нём находилось ярославское управление Следственного комитета.
Летний храм в 1992 г. передан Русской Православной Свободной церкви. Приходы церкви появились в России в начале 90-х г.г. прошлого столетия на волне неприятия Русской Православной церкви. Как правило, общины этой религиозной организации возглавляли бывшие священники Русской Православной церкви, так или иначе вступившие с конфликт с правящим архиереем. В Ярославле церковь Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке была передана РПАЦ, исходя из законодательства того времени. Все прошлые годы ее настоятелем был священник Николай Кобычев. В 2016 г. он умер. После этого Росимущество обратилось в Ярославский арбитражный суд с иском об изъятии церкви Владимирская на Божедомке у РПАЦ. Судебное заседание длилось в течение нескольких месяцев и 21 ноября 2016 г. закончилось решением о расторжении договора с общиной РПАЦ. Это был последний на территории Российской Федерации исторический храм, находившийся в пользовании этой религиозной организации.
Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000; Жельвис В.И. Прогулки по Ярославлю. – Ярославль: Верхняя Волга, 2001; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005; Церковь Владимирская на Божедомке в Ярославле будет возвращена Русской Православной церкви // ЯрНьюс, 2016, 22 ноября.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке — один из последних в истории древнерусского зодчества трёхшатровых храмов, единственный шатровый храм Ярославля. Храм хорошо просматривается с одной из главных магистралей современного Ярославля — улицы Свободы, хотя и отгорожен от неё громоздким зданием позднесоветского времени.
Первое свидетельство существования деревянного храма на подъезде к Ярославлю по дороге из Углича — хранившийся в нём напрестольный крест с серебряной чеканкой и вкладной надписью: «Лета 1601-го в 1-й день состроил сей животворящий (крест) на престол Владимирской Богородицы в Ярославле поволгском, на убогий дом, мирским подаянием». Церковь называлась «на убогом доме», «на божедомке» или «на семике». Божедомка — это братская могила для захоронения бродяг и утопленников, окружённая забором, с дощатой крышей. Тела умерших не хоронили, а складывали друг на друга до весны, причём отпевали раз в году, на 7-й день после Пасхи, откуда и название — Семик.
В 1771 г. сенатский указ в санитарных целях запретил убогие дома и повелел мёртвых хоронить за пределами городов. В связи с этим в Ярославле остались только три кладбища — при церквях на Туговой горе, на Божедомке и в Тверицах. После принятия генерального плана (1778) Владимирская кладбищенская церковь оказалась в центре жилого квартала. Наместник А.П. Мельгунов в 1779 г. распорядился перенести кладбище к Леонтьевской церкви, где оно существует и по сей день.
Средства на строительство существующей церкви дал «государев гость» Семен Астафьев Лузин. Совершенно нетипичный для Ярославля бесстолпный храм трапезного типа, завершённый поставленными в ряд тремя глухими малыми шатрами наподобие горящих свечей,строился в 1670-1678 г.г. Как свойственно церквям такого типа, основной объём заметно вытянут по оси север-восток, что позволяет зрительно выделить западный и восточный фасады, заодно увеличив пространство для богослужения внутри храма. Алтарь прямоугольный, притвор устроен с западной стороны, над ним — невысокая шатровая колокольня. Декоративная отделка церкви крайне скудная, что соответствует статусу кладбищенского храма для бедноты. Фресковые росписи 1691 г. не раз поновлялись, в настоящее время находятся под побелкой.
Шатровое решение храма противоречило запрету патриарха Никона на строительство подобных «неканонических» церквей. Тем не менее, по любопытному совпадению, в один год с Владимирской был освящён трёхшатровый же храм в Александровой Чудовой пустыни под Рыбинском (его шатры обрушились в 2007 г.). Эти два памятника — последние трёхшатровые храмы в допетровском зодчестве.
В XIX в. мрачное прошлое Божедомки было забыто, и на месте старого кладбища был разбит Власьевский сад, куда на Троицу ходили гулять дети и «девицы, убранные цветами и лентами». При церкви на Угличской «трактовой дороге» действовала каменная часовенка. Приход рос быстрыми темпами. В начале XX в. к нему было приписано несколько крупных деревень. К югу от шатрового храма в 1821 г. была возведена теплая Покровская церковь, крытая куполом. Это был характерный памятник эпохи классицизма, с высокой ярусной колокольней, увенчанной изящным шпилем.
Во время Ярославского восстания 1918 г. с одной из колоколен храма раздались пулемётные очереди. Красногвардейцы ворвались в церковь и вместо скрывшегося пулемётчика расстреляли священника Геннадия Здоровцева. В 2000 г. он был причислен к лику святых.
Летняя церковь закрыта в 1930 г., зимняя в 1929 г. Зимняя церковь до неузнаваемости перестроена. После того как к зданию был надстроен второй этаж, снесена колокольня, оно более напоминает жилой дом. Летняя церковь сохранилась как единственный в Ярославле отдельно стоящий шатровый храм. 4 июля 2017 г. храм Владимирской иконы Божией Матери передан Русской Православной Церкви. На данный момент идет его реставрация.
В 1992-2017 г.г. храм находился в ведении неканонической Российской православной автономной церкви, относясь к Суздальской епархии РПАЦ.
http://pravyaroslavl.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?