Ярославль. Церковь Варвары великомученицы Варваринского прихода.

Кирпичная церковь, образец ярославского зодчества XVII в. Построена в 1668 на средства купца С. В. Добрынина. Крупный четырёхстолпный пятиглавый храм на подклете с боковыми папертями и столпообразной шатровой колокольней у северо-западного угла. Главный престол Знаменский, второй престол в алтаре Варваринский, южный придел Симеона Персидского, северный — Прокопия Устюжского. Закрыта в 1920-х, разобрана в 1931-1932. На её месте жилой дом.
Находилась на углу ул.Пробойной (ныне Советская) и Варваринской (ныне Кедрова). Каменный пятиглавый холодный храм на подклете с галереями был построен в 1668 на месте древней деревянной церкви выходцем из Новгорода Симеоном Васильевичем Добрыниным, впоследствии оставившем мир с иноческим именем Сергий. Престолов в храме было четыре: главный в честь Знамения Божией Матери, в алтаре во имя Великомученицы Варвары, с южной стороны Симеона Персидского и с северной — Прокопия Устюжского. Стенная живопись Варваринской церкви была выполнена в период с 18 мая 1742 по 24 сентября 1743 артелью ярославских художников под руководством Алексея Иванова Соплякова. К северо-западу от главного храма на средства прихожан в 1715 была построена теплая церковь во имя Великомученицы Екатерины с приделом в алтаре в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1811-1812 Варваринская церковь была придворной по случаю пребывания в Ярославле Великой Княгини Екатерины Павловны (дочери императора Павла I) с супругом генерал-губернатором Новгородским, Тверским и Ярославским принцем Георгием Петровичем Ольденбургским.
Созданный в первой половине XVIII в. комплекс стенописей Варваринской церкви являл собой одно из высших достижений позднего этапа развития ярославской школы монументальной живописи. Новаторство художников во главе со знаменщиком Алексеем Сопляковым проявилось прежде всего в стремлении к передаче объема в изображении лиц, фигур и архитектурных сооружений. В ряде сцен отчетливо выражено перспективное сокращение предметов дальнего плана. Вместо традиционных для древнерусской живописи условных пробелов при разработке деталей одежд применены вполне реалистические драпировки с использованием приемов передачи света и тени (фрески цикла «Песнь Песней»). Пластически-рельефная моделировка тел воинов в цикле фресок о войне суздальцев с новгородцами и их экипировка – античные шлемы и развевающиеся плащи – выполнены в духе пышных форм европейского барокко. «Росписи Варваринской церкви были последним художественно значительным явлением в области монументальной религиозной живописи». Вероятно, это была последняя работа Алексея Соплякова. Церковь Великомученицы Варвары разобрана в 1931-32. Летом 1930 перед сносом со стен были сняты фрески, фрагменты которых находятся ныне в разных музеях – Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Ярославском музее-заповеднике.
Шемякин А.И.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?