Этот выдающийся памятник архитектуры был сооружен жителями толчковской слободы на западе Ярославля в 1671-87 годах. Храм, до сих пор являющийся самым крупным в городе, вбирает в себя все основные достижения ярославских зодчих 17 столетия. Он знаменует собой вершину развития самобытной ярославской художественной школы. Подобно другим церквям ярославского посада, это четырехстолпный пятиглавый храм соборного типа, с трех сторон окруженный крытыми одноэтажными галереями, на которые можно попасть через очень высокие, изящные щипцовые крыльца на столбах. Изюминка храма в том, что к нему примыкают два абсолютно симметричных придела, равновеликих по высоте основному кубу, и эти приделы завершаются пучками малых пятиглавий. Таким образом, это единственный в древнерусской архитектуре пятнадцатиглавый собор. Все плоскости церкви покрыты сложными ковровыми узорами из лекального кирпича и изразцов. Столь же щедро украшены барабаны глав (в прошлом позолоченные). Кажется, мастера-каменщики довели виртуозность работы с кирпичом до логического предела. Благодаря обилию изразцов в солнечную погоду храм горел и переливался, как будто облицованный алмазами.
Грандиозная работа по росписи интерьеров храма была осуществлена в 1695-96 годах артелью Федора Игнатьева и Дмитрия Плеханова. Девятиярусные фрески толчковского храма — последнее великое достижение древнерусской живописи, знаменующее полное обмирщение содержания церковного искусства. На стенах, столпах, сводах, галереях храма запечатлено более 500 различных сюжетов, что делает толчковский храм самым большим в мире памятником по количеству сюжетов росписи. Отдельно от храма стоит столпообразная ярусная колокольня, близкая по декору к московскому барокко. Каждый ярус колокольни вторит построению храма, благодаря чему между ними существует неразрывное ансамблевое единство. В 1950-е гг. проводились работы по ликвидации крена колокольни, достигавшего в верхней отметке почти метра. Кроме колокольни, в ансамбль предтеченского прихода входят ограда (частично разобранная при строительстве соседнего лакокрасочного комбината) и барочные Святые ворота.
Одноглавая теплая церковь толчковского прихода была выстроена в 1686 году на месте бывшего Вознесенского монастыря. Эта постройка была снесена в советское время.
Церковь Иоана Предтечи в Толчкове – памятник высшего расцвета ярославской архитектурной и живописной школы конца 17 в. Она строилась «мирским строением», т.е. на средства всего прихода с 1671 по 1687 гг. Для памятника характерны симметричность композиции, совершенство кирпичной кладки, разнообразие декоративных форм. В оформлении богато использованы поливные изразцы, живопись и лекальный фигурный кирпич, который является здесь главным декоративным материалом. Зодчие, строившие церковь Иоанна Предтечи, допустили некоторые отклонения от старых канонов: приделы по высоте уравнены с основным храмом и увенчаны декоративными пятиглавиями вместо шатров, что создает впечатление пятнадцатиглавого храма. Святые ворота, построенные одновременно с храмом, удачно расположены по центральной его оси. Колокольня построена позднее, в конце 17 – начале 18 вв.
Центральный храм был расписан в 1694-1695 гг. артелью ярославских живописцев по главе с Дмитрием Плехановым и Федором Игнатьевым. Галерея расписывалась в 1700 г. теми же мастерами. Масштабы паперти дали возможность разместить больше сюжетов, чем обычно; многие появились впервые: «Плоды страстей Христовых», «Вирсавия», «Христос на поле брани» и т.п. По количеству сюжетов настенной живописи церковь Иоанна Предтечи – это самый большой храм в православном мире. Литературными источниками, кроме Библии, Житий святых, послужили произведения западного и восточно-византийского происхождения: «Великое зерцало», «Лимонарь сиречь цветник» и т.д. Не были забыты и русские источники – «Печерский патерик», и местные – «Сказание об иконе Толгской Богоматери». Интересны на паперти порталы, ведущие в основной храм и приделы, они выполнены из лекального кирпича и раскрашены. Реставрировала памятник артель художников во главе с крестьянином села Матера М.И. Дикаревым в 1901-1903 гг. Была промыта живопись центрального храма и галереи, расписаны двери, ставни и наружные откосы окон, поновлен расписной «бриллиантовый» руст на алтарных абсидах. С 1950-х гг. проводятся планомерное изучение архитектуры и живописи памятника. Реставрацию живописи галереи провел Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат. В настоящее время реставрационные работы в центральном храме выполняет бригада ярославских художников-реставраторов по главе с Е.А. Чижовым.
Информация размещена перед входом в храм
В 1665 году на средства толчковцев был сооружен теплый каменный Вознесенский храм с приделом Казанской Богоматери. 15 августа 1671 года ростовский митрополит Иона Сысоевич благословенной грамотой разрешил построить и освятить холодный храм в честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи с двумя приделами: первый-во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, второй-во имя Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия.
К концу XIX века возникла необходимость в срочном капитальном ремонте храма. С 1902г. проводились необходимые работы: замена фундамента подрядчиками Дудоровым и Кузминым. Был вынут по частям из-под всего храма весь прежний фундамент, состоящий из больших камней-булыжника и заменен новым, снаружи кирпичным на цементе, а внутри бетонным. В 1904 году исправлены и вызолочены все пятнадцать глав на храме. Работы производил крестьянин И.А. Краснов за 15 тыс.руб. В 1904 году начата и в 1905 году окончена промывка и реставрация стенописи. Работы производил крестьянин слободы Мстеры Владимирской губ. М.И. Дикарев за 7 тыс.руб., он же чистил и реставрировал иконы всего иконостаса и во всем храме за 3270 руб. В 1905 году чугунный пол заменен новым, плиточным из обожженной глины, и на всех трех входах в храм с улицы устроены гранитные площадки. Всего на ремонт церкви из средств Государственного казначейства благодаря поддержке министра финансов С.Ю. Витте было выделено 64 тысячи рублей. Большая часть средств была израсходована на исправление фундамента.
24 августа 1906 года состоялось освящение обновленной церкви. Теплая Вознесенская церковь снесена в начале 1950-х годов.
Т.А. Рутман «Храмы и святыни Ярославля», 2-е издание, 2008 г.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове созидалась на средства прихода — «мирским строением», её великолепие свидетельствует о зажиточности обывателей Толчковской слободы и красноречиво говорит об их благочестии. Обратясь к истории, мы узнаём, что на рубеже ХV-ХVI веков на правом берегу реки Которосль сложилась одна из самых знаменитых ярославских слобод — Толчковская. Её жители занимались выделыванием кожи, и на многие вёрсты кругом не было им равных в этом ремесле. «Толчковской» же слободу назвали из-за того, что для дубления кожи использовалась толчёная кора деревьев. В древности, как гласит предание, берег Которосли служил местом языческих игрищ, приурочиваемых к самой короткой ночи в году. Постепенная христианизация сместила это празднование к кануну Рождества Иоанна Предтечи. Проверенным способом прекратить «бесование» было строительство храма на месте языческих «торжеств». И храм построили — во имя Крестителя и Предтечи Господня Иоанна. Скорее всего, изначально он был посвящён Рождеству Крестителя и лишь впоследствии его престольным праздником стало Усекновение главы Иоанна Предтечи.
Предтеченский храм довольно долго существовал в деревянном исполнении, неоднократно горел и отстраивался заново. Удивительно, но страшнейший пожар 1658 года, уничтоживший 29 ярославских храмов и 3 монастыря (не считая полутора тысяч гражданских построек), пощадил церковь. А вот в 1659 году она сгорела — «в день Святой Пасхи по отпетии Божественной литургии, волею Божией или небрежением служителей церковных возгореся внутри пламенем великим, от коего погоре вся даже до основания». И толчковцы решили строить каменный храм. Постройка эта, как следует из вкладной книги, нашла живейший отклик среди обитателей слободы. Поступили пожертвования и из других городов. Жители Казани, например, прислали резные царские врата тончайшей работы. То есть храм возводили в полном смысле слова всем миром.
Строительство длилось долго. Прежде чем приступить к постройке грандиозного Предтеченского храма, толчковцы решили возвести более скромный и размерами, и убранством — но зато отапливаемый — Вознесенский. К 1665 году он был готов. Ничто теперь не мешало приложить все силы к осуществлению давно задуманного проекта. В дореволюционных источниках часто говорится, что строили храм Иоанна Предтечи русские мастера под руководством голландцев. Но постепенно против этой версии отказались. В путеводителе «Ярославль, Углич, Романов-Борисоглебский» (1912) Ю.И. Шамурин пишет, что толчковская церковь «не имеет ни одной черты, которая бы свидетельствовала о западном влиянии… Предтеченская церковь — классическое создание русского архитектурного гения, и попытки подыскать его создателей на Западе успеха иметь не будут». В настоящее время версия об участии голландцев в построении одного из ярчайших памятников ярославского зодчества ХVII века является маргинальной. В 1671 году строительство Предтеченского храма, наконец, началось. Специально для этих целей были устроены два кирпичных завода, дававших кирпич высочайшего качества — в том числе лекальный, то есть особой формы. В августе митрополит Ростовский Иона Сысоевич благословил строительство холодной церкви во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи с двумя приделами. Первый придел посвятили святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Второй — Казанский чудотворцам Гурию и Варсонофию. Спустя шестнадцать лет работы были завершены. Над Которослью вырос пятнадцатиглавый храм, опоясанный папертью. А в 1694-1695 годах артель из шестнадцати человек под руководством Дмитрия Григорьевича Плеханова расписала церковь фресками. Ныне это фресковый ансамбль признан не имеющим аналогов в мировом искусстве по количеству сюжетов (их здесь более полутора тысяч).
Из архивных документов можно узнать, что в Толчкове существовала традиция крестных ходов в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (крестный ход шёл из Успенского собора) и на Рождество Крестителя. Причём проведение обоих митрополит Иона Сысоевич благословил ещё до постройки каменного Предтеченского храма — и надо полагать, в видах привлечения средств на строительство. Среди икон, участвовавших в крестных ходах, присутствовала Толгская икона Божией Матери — общеярославская святыня. Убранство храма и обилие ценных икон в его стенах свидетельствуют о благочестивом усердии прихожан к нему. Однако толчковцы занимались не только украшательством. Доподлинно известно, что уже в ХVII столетии при церкви существовала богадельня, в которой находили приют до полусотни человек. В 1879 году при храме открылось попечительство, которое из собираемых с прихожан пожертвований выделяло пособия бедным жителям слободы. В 1885 году попечительство озаботилось устройством одноклассной школы, а в 1896 году изыскало средства на расширение школьного здания. В 1888 году великий русский художник В.В. Верещагин побывал в Ярославле, где написал замечательную картину «Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль» (1888), позволяющую нам увидеть, как выглядел храм в его немузейную эпоху.
Поддержание в должном виде храма требовало и постоянных забот, и периодических крупных ремонтов. В течение ХIХ века поновлялись фрески церкви, кирпичный пол заменили на чугунный, а иконостас вызолотили. Тем не менее к концу столетия состояние храма было далеко от идеального, что и заметил посетивший его в 1894 году министр финансов С. Ю. Витте. Жемчужине ярославского зодчества срочно требовался капитальный ремонт. Оценить масштаб работ прибыли представители Императорской археологической комиссии. Оказалось, что главная проблема заключается в неравномерной осадке фундамента. Именно она повлекла за собой образование трещин в стенах церкви, столь обеспокоивших Витте. На реставрационные работы из казны выделили 64000 рублей, затем сумма была ещё увеличена.
В 1903-1906 годах специалисты произвели полную замену старого фундамента, исправили стены, промыли фрески, позолотили купола и отреставрировали иконостас. Именно тогда чугунный пол заменили на существующий ныне плиточный. Эта реставрация оказалась чрезвычайно уместной. Кто знает, как пережила бы Предтеченская церковь бедствия грядущих десятилетий, если бы не тот запас прочности, которым снабдили её с невольной предусмотрительностю реставраторы. Натиск на храмы Толчковской слободы начался вскоре после революции. В первой половине 1920-х годов они лишились многих своих ценностей, а в 1929 году у верующих отняли зимнюю Вознесенскую церковь, переоборудовав её под рабочую столовую. В начале 1950-х годов этот храм снесли. Церковь Иоанна Предтечи в январе 1933 года поступила в ведение ярославского музея. Теперь, казалось, за её судьбу — как архитектурного памятника — можно было не беспокоиться. Но так только казалось.
После того как в 1936 году власти «упразднили» приход, завод «Победа рабочих», выпускавший краски, поглотил храмовую территорию вместе с самим зданием храма. В нём находился зерносклад, а в галерее держали сыпучие красители и необходимые в производстве красок кислоты. Надо ли говорить, что для фресок такое соседство было губительным! Пострадала и колокольня, входившая в храмовый ансамбль. В её нижнем ярусе устроили кузницу и мастерскую, что вызвало осадку фундамента и, как следствие, бедственное уподобление здания Пизанской башне. Колокольня накренилась на 1.5 метра и продолжала «падать». Ещё немного, и кавычки можно было убрать. Но, к счастью, самый худший вариант развития событий предотвратило вмешательство Главнауки. Опасный склад из храма убрали, а колокольню, освобождённую от кузницы, выпрямили. Руководитель работ по «выпрямлению» Э.М. Гендель так рассказывал о них читателям журнала «Техника молодёжи» (№5 за 1967 год): «Мы были вооружены мощными подъёмными механизмами, когда в 1958 году приехали в Ярославль спасать колокольню Иоанна Предтечи (ХVII век). Крен памятника старины, славного изяществом силуэта, прогрессировал катастрофически быстро. По проекту автора этих строк внешний и внутренний периметры восьмигранника были в основании охвачены стальными кран-балками, а в наивысшей точке основания установлена клетка-шарнир. При помощи двенадцати гидравлических домкратов грузоподъёмностью по 200 тонн сорокадвухметровая колокольня заняла вертикальное положение».
Советские путеводители лукавят, когда говорят, что Предтеченский храм занимет «господствующее положение в панораме правобережья Которосли». Уже давно не занимает. Русские зодчие всегда славились тем, что могли найти для храма наиболее выйгрышное место — и в сельской местности, и в стеснённых условиях города. К сожалению, в городах это уменье старых мастеров уже не очевидно — благодаря беспорядочной, безвкусной застройке потомков, одержимых идеей утилитаризма. Это особенно ощутимо, когда стоя на Толбухинском мосту и видя перед сообой волшебные грозди куполов Предтеченской церкви на фоне, несомненно, необходимых экономике города и страны прозводственных корпусов, которые буквально стискивают «сотканный из радости» храм. На 1000-рублёвой купюре — храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове во всей красе. Вот только мы вряд ли сможем увидеть церковь в том же ракурсе «вживую», поскольку на территорию завода нас никто не пустит.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №52, 2013 г.
…Собственно, музеем в общепринятом смысле Предтеченская церковь стала далеко не сразу после революции – формальная передача здания в ведение Ярославского музея произошла в январе 1933 года, а вплоть до этого времени в церкви проходили службы. Что делать с древним опустевшим храмом, меньшая часть изъятого ценного имущества которого осела в запасниках музея, а большая пропала с концами, придумали не сразу – не могли определиться, сдать ли в аренду рядом стоящему лако-красочному заводу «Победа рабочих” или открыть под взорами святых ликов антирелигиозную экспозицию. В конце концов победил пролетарский завод, на разраставшейся территории которого оказалась церковь, быстро приспособленная под склад. В 1948 году ураганом сорвало северо-восточную главу церкви и часть кровли – до 1951 года фрески и уцелевшие еще к тому времени кое-где иконы беззащитно стояли под дождем и снегом, в помещении свили гнезда птицы…
Алтарь, фрески и иконы заросли плесенью и птичьим пометом – реставрация их не завершена до сих пор, на фото видны пустые гнезда иконостаса. Штукатурка с живописью отслаивалась от стен пластами, приходилось с тыльной стены закреплять её марлей, просушивать и ставить на место (в 1951 году специалистами Государственного Эрмитажа были-таки начаты реставрационные работы по восстановлению живописи). Но бестолку спасать фрески, коли крыша не починена – были даже установлены строительные леса, но что-то не срослось и до ремонта кровли всё никак не доходили руки. Когда же в начале 1964 года недовольное проволочками руководство прикрикнуло на исполнителей – те “взяли под козырек” и по-быстрому…положили кровельное железо поверх слоя скопившегося за зиму снега. Растаяв, огромный объем воды обрушился на своды, часть древних фресок была испорчена безвозвратно…
Печальная история прекрасного храма. Великолепный снаружи, пустой внутри, со страшным слепым иконостасом, усиливающим впечатление отрешенности от внешнего мира, в резных рамах которого нет ничего, кроме воздуха. А еще под высокими куполами гуляет ветер, завывая и пытаясь что-то вам рассказать, и в уголке слышен какой-то скрип. Образа со стен вещают древние притчи, глядя на вас в упор. Впечатление от всего этого непередаваемое — сплошная загадка, недоумение, сожаление, притягательная таинственность и дивная яркая красота того, что всё же здесь осталось…
Среди множества уникальных памятников архитектуры Ярославля своим необычным внешним видом и внушительными размерами выделяется церковь Иоанна Предтечи – самый красивый храм города, история существования которого началась задолго до того, как он был выстроен в камне.
Первая Предтеченская церковь в Толчковской слободе появилась в 1644 г. Грамоту на её строительство и освящение выдал жителям слободы митрополит Ростовский и Ярославский Варлаам (Старорушин), отличавшийся любовью к благоустройству и благоукрашению храмов. Как и большинство храмов тех лет, Иоанно-Предтеченская церковь была деревянной. К сожалению, о её внешнем виде и внутреннем убранстве сведений не сохранилось, лишь известно, что она была довольно мала и кроме главного престола, освящённого в честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в церкви был освящён придел в честь Казанской иконы Божьей Матери.
Эта церковь просуществовала недолго. Уцелев во время большого городского пожара летом 1658 г., когда огнём были уничтожены три обители, около тридцати церквей и более тысячи частных домов, Предтеченский храм полностью сгорел весной следующего, 1659 г., в день Светлого Христова Воскресения сразу после литургии. Причиной пожара, как отмечено в летописях, стала «воля Божия или небрежение служителей церковных». Вскоре после пожара прихожане начали строительство нового деревянного храма, торжественное освящение которого в честь Вознесения Господня по завершению строительных и отделочных работ было совершено в 1665 г. Посвящение новой церкви празднику Вознесения для прихожан имело глубокий смысл, ведь, по преданию, именно на месте их слободы когда-то существовал Вознесенский женский монастырь, разрушенный до основания поляками в годы Смуты.
Но новая церковь была достаточно мала для прихожан, да и жителям Толчковской слободы хотелось иметь не просто более вместительный, но и более пышный храм, поэтому вскоре после освящения Вознесенской церкви они обратились с просьбой о постройке нового каменного храма к митрополиту Ростовскому и Ярославскому Ионе (Сысоевичу), который и благословил это богоугодное дело.
Стоит отметить, что жителями слободы были достаточно обеспеченные люди – кожевники – для промысла которых была необходима дубильная краска, получавшаяся в результате толчения древесной коры (отсюда и название слободы – Толчковская), поэтому средства на строительство нового каменного храма они решили собрать самостоятельно, не прося денег ни у епархии, ни у казны. Сбором средств занимались священник Абросим и дьяк Родион, скрупулёзно занося в книгу по учёту пожертвований все денежные и имущественные вклады как прихожан слободы, так и жителей других регионов, поэтому, как тогда говорили, храм был построен «всем миром». Интересно и очень трогательно то, что помимо денежных вкладов на постройку храма прихожане жертвовали и торговые лавки, и отрезы дорогих тканей, и земельные участки, и даже целые дома, а жители Казани, с которыми ярославские купцы вели бойкую торговлю кожей, передали в дар храму деревянные резные Царские врата тончайшей работы и несколько старинных икон в окладах. Те прихожане, которые не смогли внести материальную лепту, трудились на самом строительстве, которое началось в августе 1671 г. после выданной митрополитом Ионой (Сысоевичем) благословенной грамоты.
Специально для возведения церкви вблизи города были выстроены два кирпичных завода, на которых изготавливался обычный и лекальный (сделанный по определённым образцам – лекалам) кирпич. Целых шестнадцать лет продолжалось возведение новой церкви, но такой длительный срок был оправдан – храм с главным престолом в честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи и боковыми – во имя казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия и трёх святителей – Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого – получился не только самым большим в Ярославле, но и самым красивым культовым строением города.
Спустя несколько лет после постройки церкви, в 1694-1695 г.г., артелью мастеров под началом талантливого ярославского изографа Дмитрия Григорьевича Плеханова были выполнены фресковые картины, сплошным ковром покрывшие все стены, своды и паперть Предтеченской церкви.
Практически одновременно с возведением церкви вокруг неё была выстроена кирпичная ограда со Святыми воротами, представлявшими собой четверик с богато декорированным фигурным камнем широким арочным проходом и увенчанный двумя постепенно сужающимися кверху восьмериками – более высоким нижним с арочными проёмами и более узким верхним, завершённым луковичной главкой и крестом на яблочке. Эти ворота хорошо сохранились до наших дней и входят в комплекс Предтеченской церкви. В 1690-х г.г. храмовый ансамбль пополнился высокой 45-метровой шестиярусной колокольней, выстроенной в стиле «барокко», два нижних яруса которой сделаны глухими, а верхние прорезаны высокими арочными ярусами звона и украшены изящными декоративными башенками с белокаменным узором.
Вскоре после освящения Предтеченской церкви при ней на средства состоятельных прихожан был устроен приют для стариков и инвалидов, а уже к концу XIX в., в годы настоятельства священника Фёдора Успенского, при храме было учреждено приходское попечительство, в 1885 г. – открыта церковно-приходская школа для детей, в 1891 г. начали свою деятельность женский благотворительный кружок и первое в городе общество трезвости, для которого в 1892 г. выстроено специальное здание с залом для чтения, библиотекой и чайной. О жизни и новостях прихода повествовал журнал «Приходская жизнь», начавший издаваться в 1898 г., кстати, единственный журнал такого рода в провинции.
Причт храма содержался на богатые пожертвования прихожан и на их же средства периодически проводились необходимые ремонтно-реставрационные работы. Так, в первой половине XIX столетия вместо кирпичного пола в храме были настланы чугунные плиты, вызолочен иконостас и поновлены фрески, но уже к концу века зданию из-за осадки фундамента, что повлекло за собой появление трещин в стенах, потребовался капитальный ремонт. Благодаря тогдашнему министру финансов Российской империи Сергею Юльевичу Витте, в 1894 г. посетившему Ярославль и увидевшему плачевное состояние здания, из казны на проведение масштабных ремонтных работ было выделено 64 000 руб. Правда, с началом работ стало понятно, что этих средств не хватит, поэтому сумму ещё несколько раз увеличивали, что позволило полностью отреставрировать здание храма. Ремонтно-реставрационные работы, включившие в себя полную замену фундамента, заделку трещин в стенах, промывку фресок, реставрацию иконостаса, золочение куполов и замену чугунного пола на плиточный, начались в 1903 г. и завершились в 1906 г.
После революции храмы Ярославля постепенно начали закрываться. До Предтеченской церкви очередь дошла в 1933 г. – храм закрыли, ценности вывезли, приход разогнали, а освободившееся здание, как уникальный памятник архитектуры, передали на баланс Ярославского областного музея. К сожалению, уже в 1936 г. в зданиях храмового комплекса были размещены склады городского лакокрасочного завода «Победа рабочих», что очень пагубно сказалось на состоянии уникальных фресок, а в первом ярусе колокольни были устроены кузнечный цех и мастерская. Постоянная вибрация от молотов стала причиной осадки фундамента, в результате чего строение колокольни дало крен на полтора метра, но благодаря своевременному вмешательству музейных сотрудников удалось предотвратить полное разрушение зданий комплекса. Заводские склады и кузницу вывезли, а в конце 1950-х г.г. укрепили фундамент колокольни, что позволило убрать крен и сохранить здание.
В 1959 г. церковь Иоанна Предтечи стала филиалом Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, являясь таковым и в наши дни. В настоящее время храмовый комплекс постепенно ремонтируется, а сама церковь уже открыта для посетителей.
Великолепный 44-метровый красавец-храм представляет собой высокий четырёхстолпный двусветный четверик с пятиапсидным алтарём, с трёх сторон опоясанный крытыми галереями и двумя приделами, поднятыми на один уровень с основным объёмом. Уникальность зданию храма придают пятнадцать луковичных глав, венчающих главный четверик и приделы (на самом храме пять глав большего размера, а на приделах – по пять глав меньшего размера) и выложенные лекальным кирпичом и украшенные изразцами фасады. Внутреннее убранство по красоте и пышности не уступает внешнему декору церкви. Все стены, своды, алтарь, паперть и даже дверные проёмы украшены фресковыми композициями на библейские сюжеты. Интересно, что такого масштабного (фрески Предтеченской церкви насчитывают более 500 сюжетных картин) и качественного стенного письма с ярким повествовательным элементом нет больше ни в одном храме Ярославля, и поэтому фресковая живопись Предтеченской церкви по праву считается не только своеобразной энциклопедией евангельских сюжетов, но и апогеем в развитии ярославской школы живописи периода конца XVII – начала XVIII в.в. Святыни храма – старинная икона Иоанна Предтечи древнегреческого письма, икона «Страсти Христовы» и белый атласный антиминс, освящённый митрополитом Ростовским и Ярославским Димитрием в 1704 г.
В настоящее время имеет статус памятника архитектуры федерального значения, находится под охраной государства и ЮНЕСКО.
http://www.bankgorodov.ru/sight/cerkov-ioanna-predtechi-v-tolchkove
Находится на Которосльной наб., д. 69. Художественные и, в частности, архитектурные достоинства величественного Предтеченского храма, доминирующего в застройке правобережья Которосли, позволяют причислить его к памятникам искусства мирового значения.
На правом берегу Которосли, в юго-западной части дореволюционного Ярославля, издревле существовала ремесленная Толчковская слобода, населенная кожевниками. Для выделки высококачественных кож в старину применялась ивовая кора, которую измельчали (толкли) в ступах. Поэтому Толчковская слобода «именование свое приять от жителей в ней, по художеству своему толчевному приуготовляющих, сиречь толкущих кору, со древес собираемую, от коего толчения и назвася тако, си есть Толчковскою слободою».
Есть предание, согласно которому в Толчкове издавна существовал Вознесенский женский монастырь, разоренный в 1609 отрядом польских интервентов. Хотя не сохранилось документов, подтверждающих это предание, теплая каменная одноглавая церковь, выстроенная здесь в 1659-65 г.г. на месте сгоревшей в 1659 г. деревянной, была освящена в честь Вознесения Господня. На южной стороне алтаря находился придел в честь Казанской иконы Божией Матери, увенчанный главкой. В 1671 было начато и в 1687 г. окончено строительство холодного храма во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделами: с северной стороны алтаря — Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев, с южной стороны — во имя Вселенских Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Работы велись на средства, собранные жителями Толчковской слободы «всем миром» — в специально для этого заведенной книге среди пожертвований упоминаются, кроме денег, и «поллавки с погребом в сапожном и ветошном ряду», и «двор со строением и кожевенным заводом, дворовою и огородною землею», и «69 зернят жемчугу», и даже «мишурных кружев на 32 рубля».
Каждый из приделов и главный храм имеет отдельное пятиглавие, что придает церкви особенно выразительный вид. С западной, северной и южной сторон устроены нарядные высокие крыльца, покрытые двухскатной крышей. Во внешней отделке храма широко использованы полихромные изразцы, а также красный фигурный кирпич самой разнообразной формы. В рисунке наиболее сложных его образцов отчетливо угадываются мотивы деревянной резьбы. С трех сторон храм окружает галерея.
Толчковская стенопись, насчитывающая в своем составе около 2000 сюжетных клейм, принадлежит к числу крупнейших культовых живописных ансамблей христианского мира. Она была выполнена с 5 июня 1694 г. по 6 июля 1695 г. артелью ярославских мастеров в составе Дмитрия Григорьева Плеханова, Федора Игнатьева, Ивана Ануфриева, Василия Никитина, Василия Игнатьева, Ивана Матвеева, Семена Алексеева, Дмитрия Иванова, Семена Иванова, Ивана Семенова, Федора Уварова, Матвея Сергеева, Александра Григорьева, Якова Михайлова, Якова Григорьева Вороны. Приделы Казанских чудотворцев и Трех Святителей дописывались мастерами той же артели в 1700 г., роспись паперти была произведена по наказу митрополита Димитрия Ростовского в 1703-1704 г.г. Стенопись, как и сам храм, создана на средства жителей Толчковской слободы, крупнейшими вкладчиками были посадские Иван и Андрей Еремины.
Тематика толчковской росписи впечатляет богатством вложенного в нее богословского содержания, масштабностью и изумительной логикой символико-композиционной схемы. В огромном центральном куполе изображен Вседержитель с раскрытым Евангелием. В высоком барабане тремя регистрами размещены 24 ветхозаветных праотца. На парусах написаны евангелисты, на лобовых частях паруса следующие композиции: на восточной«Спас на убрусе», поддерживаемый двумя ангелами, на западной «Богоматерь Знамение» с символами евангелистов, на южной Архангел Гавриил в круге, а на северной Архангел Михаил. На восточной подкупольной арке «Троица Ветхозаветная», на западной — «Сошествие Святого Духа». В юго-западном куполе «Богоматерь Знамение», в парус барабана вписана сложная многофигурная композиция «Древо Иессеево», на подкупольной арке«Крещение Господне». В северо-западном куполе «Иоанн Предтеча в потире», в парусе композиция «Союзом любви связуемые апостолы», представляющая из себя большой деисус из медальонов с Христом и апостолами, на подкупольной арке сцены «Вход в Иерусалим» и «Жены мироносицы».
Своды традиционно заняты под изображения праздников: на северном «Благовещение» и «Рождество Богородицы», на южном «Рождество Христово» и «Сретение». На западном своде помещена символическая композиция «София созда себе дом». На западных столпах, разбитых на 4 яруса, и на подпружных арках изображены 59 сцен деяний святых апостолов. Боковые части этих арок заполняют гирлянды круглых медальонов, составляющие различные чиновые деисусы. На боковых частях восточных арок (под центральным куполом) написан вязью текст тропарей архангелам Михаилу и Гавриилу.
Стены храма разбиты на 9 ярусов. Верхние семь из них сюжетные шириной 1,2 — 2 м, в восьмом (25 см) помещена храмоздательская летопись, написанная вязью. Девятый ярус (1 м) представляет собой подзор из пышных цветов и трав на черном фоне. В западных люнетах стен размещены праздники: «Покров» (ю.), «Преображение», «Богоматерь всех скорбящих радость», «Успение» (з.), «Крестовоздвижение» и «Воскресение» (с.).
В трех верхних ярусах, включая восточные люнеты, очень обстоятельно (в 90 клеймах) иллюстрирована земная жизнь Иисуса Христа, евангельские притчи и заповеди. Четвертый ярус, а на южной стене частично и пятый, посвящен теме Страстей Христовых (44 сцены). В пятом и шестом ярусах в 67 клеймах разработана храмовая тема из «Жития и чудес Иоанна Предтечи». В ней значительное место отведено Усекновению главы Крестителя и сценам ее обретения. В седьмом ярусе западной стены изображены 6 картин «Песни Песней» в аллегорическом толковании — место ветхозаветных персонажей Соломона и Суламифи здесь занимают Христос и его возлюбленная Церковь в образе длинноволосой красавицы в короне и пышном европейском платье.
На северной и южной стенах написаны годовые святцы — редчайшее в древнерусском монументальном искусстве изображение календаря православных святых. Толчковские святцы являются уникальным примером миниатюры во фресковой живописи. Замковые арки одиннадцати больших окон оформлены эмблемами Саваофа, Христа и архангелов в узорчатых обрамлениях клубящихся облаков. В арках трех входных порталов написаны деисусы в кругах с Эммануилом, Вседержителем и Саваофом. На откосах порталов традиционные ангелы, стерегущие вход.
В трех высоких замкнутых помещениях алтаря общепринятый символико-литургический цикл росписи дополняется литературными сюжетами на тему литургии. В центральной конхе алтаря иллюстрирована церковная песнь «О тебе радуется». В апсиде живопись размещена в трех регистрах. В верхнем из них 10 сцен из литургии Григория Богослова, в среднем — сказания из духовного сборника «Лимонарь» — «Об оклеветанном иерее», «О Ефреме Антиохийском», «Об авве Леонтии и ангеле», в нижнем — фигуры вселенских патриархов. На западной стене композиции «Преломление хлеба апостолом Петром» и «София Премудрость Божия», в арке центрального портала «Евхаристия». В конхе жертвенника«Жертвенный Агнец»; в своде иллюстрации к сказаниям из книги Василия Великого «Животы святых» — «О просфоре», «О еврейском отроке и царе Амфилоге»; в апсиде архидиаконы с кадильницами; на алтарной преграде «Похвала Богородице»; на откосах входного портала«Чудо Архангела Михаила в Хонех» и «Явление серафима пророку Исайе». В арке проема, соединяющего жертвенник с центральным алтарем, сюжет «Три отрока в пещи огненной», в арке, ведущей из алтаря в диаконник, «Богоматерь Знамение», а также преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Антоний и Феодосий Печерские. В конхе диаконника написано «Воскресение Христово», в своде сцены из Ветхого и Нового Завета на тему воскрешения мертвых. В верхнем регистре апсиды изображены величественные фигуры русских князей в парчовых княжеских шубах; в нижнем регистре в овальных медальонах выдающиеся деятели русской церкви. На алтарной преграде Богоматерь в образе Царицы Небесной на фоне райских кущей.
Роспись основного храма в целом несет на себе печать величавой торжественности и отмечена превосходным пониманием художниками задач монументально-декоративного искусства.
В приделе Гурия и Варсонофия на стенах, разбитых на 4 яруса, написаны 26 сцен из жития этих святых. В одном из клейм примечательно изображение панорамы Свияжского монастыря. В конхе алтаря написан Деисус с Христом Эммануилом на троне, Богоматерью и Предтечей, в апсиде — архидиаконы. Роспись Трехсвятительского придела посвящена житиям Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова (28 сцен). В конхе алтарной части изображены Троица Ветхозаветная с Авраамом и Саррой, в апсиде вселенские патриархи. Стенопись паперти Толчковской церкви включает в себя более 500 композиций и по богатству тематических циклов не имеет себе равных в древнерусском искусстве. Склоны ее свода, начиная с северного колена, заполнены преимущественно ветхозаветными сюжетами из книг «Бытие», «Исход», «Числа», Книги Судей, книг Царств, книг пророка Даниила, Иова, Ездры. Лучшими по художественной образности и полноте изложения являются циклы «История Моисея», «Падение Иерихона» с романтическими сценами из жизни блудницы Раав, «История Давида и Вирсавии», «История праведной Сусанны» и «История Юдифи».
В центральной части западного свода над входным порталом написана Троица Новозаветная, на противоположном склоне «Богоматерь Всех скорбящих радость», по сторонам«Апостольские беседы», «Коронование Богоматери», сцены из жизни Юлиана и Василиссы и др. В подсводные арки-люнеты наружных стен четверика вписаны сложные многофигурные композиции: на северной паперти «Достойно есть» и «Страшный суд» со сценами из жития Василия Нового, на западной паперти «О тебе радуется» и «Суд синедриона», на южной паперти сюжеты «Видение Иоанна в монастыре св. Венедикта» и «Видение Похвалы Богоматери св. Фоме Кантуарийскому» из западноевропейских нравоучительных сборников «Великое зерцало» и «Небо новое».
Три перспективных портала на паперти фланкируют традиционные фигуры ангелов. Над арками порталов размещены деисусные композиции из медальонов. Между арками-люнетами четверика и в некоторых местах между окнами отдельные святые в рост со сценами из их житий. Вход в северный придел Казанских чудотворцев обрамляют медальоны с изображением «Семи таинств». Над входом в южный придел написана композиция«Предста царица» с ярославскими и муромскими чудотворцами, а также фигуры пустынников. На внешней стороне северной паперти, на оконных откосах и между ними продолжается ветхозаветный цикл историями Троицы, Иосифа Прекрасного, книгами«Эсфирь» и «Товит».
Западную и южную стены занимает обширный литературный цикл из русских и переводных духовных сборников XVII в. Здесь иллюстрированы 20 новелл «Великого зерцала»(«О грешной матери в образе свиньи», «О добродетельном Карпе», «О попе невоздержанного жития», «О юноше в земле Британской» и др.), рассказы из Киево-Печерского патерика(«О попе Тите и дьяконе Евагрии»), из Скитского патерика («О мученице Фомаиде»), повесть Варлаама «О трех друзех», рассказы из Синодика, из запрещенной в XVII книги «Мессия правдивый» И. Галятовского. Оригинально трактованы некоторые сцены, образцами для которых послужили гравюры XVII в. — «Темница богоугодная» П. Берынды, «Плоды Страстей Христовых» В. Андреева и лубочные картинки — «Корабль веры» и «Ангел хранитель». В северном крыльце иллюстрировано «Сказание о Богоматери Толгской»(с изображением прибытия на Толгу царя Ивана Грозного и царя Федора Алексеевича с сестрами); в западном крыльце — Апокалипсис в 40 сценах, в южном — «Житие Андрея Юродивого». Почти все сцены сопровождаются обширными пояснительными текстами, иногда написанными виршами. Их часто помещают в узорчатые барочные рамы.
Идущие вдоль стен паперти каменные скамьи расписаны стилизованными гвоздиками и ягодами. Под окнами помещен оригинальный орнамент, состоящий из нежных, реалистически трактованных цветов и бутонов, напоминающий узор на ярославских серебряных изделиях XVII в. Во многом близкая светской живописи стенопись толчковской паперти представляет собою своеобразную энциклопедию русской жизни, являет ментальный мир русского человека в период расцвета культуры Ярославля. Она свидетельствует о широте интересов ярославского общества в то время, об его готовности к диалогу с культурой других народов.
В 1904-1905 г.г. художником из Мстеры М.И. Дикаревым была произведена реставрация икон и фресок храма, переписаны фронтоны крылец, расписаны травами деревянные двери и ставни окон. С 1960-х г.г. производится укрепление и реставрация стенной живописи.
Высокий резной шестиярусный иконостас главного храма выполнен на рубеже XVII-XVIII в.в. Иконостас украшен резными колонками, покрытыми горельефной и сквозной резьбой в виде виноградных гроздьев. В приделе Казанских чудотворцев резные царские врата являются великолепным образцом декоративно-прикладного искусства. Их поверхность покрыта ажурной резьбой, состоящей из пышных фантастических цветов и виноградной лозы. В растительный узор вплетены изображения сказочных птиц и грифонов.
В начале XVIII в. при церкви сооружается ярусная колокольня, в 1875-1876 г.г. устраивается каменная ограда. До 1804 г. при Предтеченской церкви существовало приходское кладбище. В 1859 были вызолочены все 15 глав на храме. В 1903-1906 г.г. был произведен капитальный ремонт здания главного храма — укреплен фундамент, перезолочены главы, уложен новый керамический пол вместо чугунного в церкви.
Закрыта церковь Иоанна Предтечи в 1931 г. В настоящее время находится в ведении Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Здание теплой церкви Вознесения утрачено.
Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901.; Успенский Ф. Предтеченский храм в Ярославле. – Ярославль, 1906; Первухин Н.Г. Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле. – М.: Книгоиздательство К.Ф. Некрасова, 1913;Михайловский Б.В., Пуришев Б.И. Очерки истории древнерусской монументальной живописи со второй половины XIV в. до начала XVIII в. – М.; Л., 1941; Суслов А.И., Чураков С.С. Ярославль. – М.: Стройиздат, 1960.; Добровольская Э., Гнедовский Б. Ярославль. Тутаев. – М.: Искусство, 1981.; Воейкова И.Н., Митрофанов В.П. Ярославль. – Л., 1973; Брюсова В.Г. Фрески Ярославля. – М.: Искусство, 1983.; Масленицын С.И. Ярославская иконопись. – М.: Искусство, 1983.; Ярославль. Памятники архитектуры и искусства / Сост. В.П. Выголов. – М., 1985; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000.; Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле / текст Н.Г. Первухина и иллюстрации – по изданию 1913 г.; авт. ист. очерка Т.А. Рутман. – Ярославль: Александр Рутман, 2001.; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005.; Юрьева Т.В. Ярославский иконостас. Альбом. – Ярославль, 2007.