Церковь Сретенская (1891-1895) возведена по проекту архитектора Н.И. Поздеева на месте церкви 17 века. Фасады выполнены в русском стиле с характерной для него узорчатостью кирпичного декора, повторяющего древнерусские формы. В XVIII веке к ней была пристроена теплая Знаменская церковь. В конце столетия при регулярной перепланировке города вокруг этик культовых построек был разбит сквер, занимавший целый квартал. В 1815 году на его месте появились торговые постройки. В 1819 году началась перестройка и расширение церковных зданий: появились трапезная, новый алтарь, вторая купольная церковь с папертью, оформленной классическим портиком. В 1891-1895 годах по проекту Н.И. Поздеева ансамбль церквей Сретенского прихода был вновь капитально перестроен в модном тогда русском стиле. В 1895 году была сооружена Знаменская часовня и ограда. В начале нашего века по периметру квартала встали невыразительные двухэтажные здания, закрывшие обзор церкви. Ограда, выходящая на депутатский переулок, радует глаз богатством кирпичного декора, выполненного в древнерусском стиле с исключительным изяществом.
Этот шатровый храм в псевдорусском стиле, с часовней и оградой, возведен по проекту ярославского архитектора Поздеева в 1891-95 на средства табачного фабриканта Дунаева. Сретенская церковь обращает на себя внимание творческой переработкой мотивов древнего ярославского зодчества, виртуозным мастерством кирпичной кладки. Ее высокий шатер, возведенный на месте церкви 17 века, по сей день доминирует над историческим центром города. В советское время использовалась для производственных нужд. В настоящее время церковь действующая, одна из самых посещаемых в городе.
Прогуливаясь по центру Ярославля, мы обязательно обратим внимание на высокую ажурную колокольню, возвышающуюся над низкой застройкой и словно скрывающую от мирской суеты своды древнего храма. Да, так и есть: это церковь во имя Сретения Господня. Она имеет довольно интересную историю, которая началась с небольшого деревянного храма, упомянутого в Переписных книгах 1636 и 1648 годов и давшего название одной из частей посада — Сретенской сотне. А в 1685-м «иждивением» купца Павла Якимовича Денисовского деревянное строение заменили добротным каменным двухэтажным, с приделом во имя святителя Стефана Сурожского. Позднее рядом поставили тёплую (зимнюю) церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Расположение храмов было весьма удачным: центр города, место бойкое, прихожан много. Во главе епархии стоял тогда всем известный митрополит Ростовский и Ярославский Иона Сысоевич. Впоследствии оба сооружения не раз подвергались переделкам, их даже их объединили позже в единый «благолепный» ансамбль. Но храм ветшал, и тогда видный ярославский промышленник, гласный городской думы Иван Николаевич Дунаев выделил значительную сумму под его капитальную реконструкцию. Длилась она четыре года, с 1891-го по 1895-й, под руководством губернского архитектора Николая Ивановича Поздеева.
Церковные фасады были выполнены в стиле кирпичного узорочья конца ХVII века. И также нарядно выглядела каменная ограда, выходящая в узенький Сретенский переулок. Появился ещё один придел — во имя св. великомученика и целителя Пантелеймона. В 1896 году на праздник Сретения обновлённый храм освятил Ярославский и Ростовский владыка, архиепископ Ионафан (Руднев), а новый придел — архимандрит Ефрем. Сретенская церковь славилась двумя особо почитаемыми иконами — преподобного Сергия Радонежского и мученика Христофора. Как чудотворный, почитался и «образ древнего письма» свт. Стефана Сурожского, перед которым часто служили молебны, «особенно в случаях болезней младенцев». А сколь благозвучным был ансамбль колокольни! На ней находилось 18 колоколов — от «Благовестника» в 357 пудов до «Зазвонного» в один пуд. Храм Сретения обладал великолепной акустикой. Именно здесь в 1918 году организовал свою певческую капеллу композитор и мастер церковного пения священник Василий Зиновьев. Его хор выступал до 1925 года. В этом храме отца Василия и отпевали.
После революции Сретенский храм у верующих отобрали и даже собирались взорвать. По счастью, до уничтожения дело не дошло, однако новые власти чего только не размещали в церковном здании — клуб, склад, пекарню и швейный цех. В результате храм был обезображен перегородками, лишился купола, стала разрушаться ограда. Только двадцать лет назад церковь Сретения Господня вновь стала действующей. И как дружно взялись прихожане за восстановление интерьеров любимого храма! Воссоздать купол с крестом помогла мэрия города. Спустя несколько лет при храме открылась воскресная школа для детей и взрослых. Многое ещё предстоит сделать…
«Вы видите, как тусклы сейчас фасады здания, — говорит завхоз храма Николай Шаров. — Думаете, это от старости? Нет. Просто в дни Великой Отечественной войны яркие краснокирпичные стены специально зачернили, чтобы они не служили ориентиром для немецких лётчиков. Посмотрите на колокольню — с её очисткой нам посодействовало городское правительство, так должно выглядеть всё строение. Ещё необходимо заделать трещину в стене, отремонтировать окна, отреставрировать трапезную и бывший крестильный храм. Кроме того, нужны новые колокола. Не хватает рабочих рук и финансов, но с Божией помощью трудности будут, надеемся, преодолены».
Ярославцы считают Сретенскую церковь одной из самых нарядных достопримечательностей города. Одна из основных святынь храма — чтимый образ Божией Матери «Умиление», написанный по типу Псково-Печёрского. Попал он сюда из затопленного в 1941 году при создании Рыбинского водохранилища Афанасьевского женского монастыря под Мологой. Ещё в январе 1930 года, очнувшись от новогодней гулянки, толпа безбожников заявилась в обитель и сразу после Литургии буквально пинками вытолкала всех верующих из Свято-Духовского и Троицкого храмов. Множество икон и утвари было вдребезги разбито, с колокольни сброшены и расколоты все колокола. Многие иконы были погружены на телеги о отвезены в городской музей, а икона Божией Матери «Умиление» оказалась в фондах Ярославского художественного музея, откуда была передана во вновь открытый Сретенский храм, настоятелем которого с 2012 года является протоирей Павел Рахлин.
Из журнала «Православный Паломник». Выпуск № 2 (февраль), 2015 г.
Деревянный храм Сретения Господня, давший название Сретенской сотне, упоминается в переписных книгах Ярославля 1636 и 1646 г.г. Каменная двухэтажная Сретенская церковь с приделом Стефана Сурожского была построена в 1685 г. «на иждивение» ярославского купца Павла Якимова Денисовского. Рядом с её западным фасадом стоял теплый храм, освященный в честь праздника Знамения Богоматери. Точная дата его строительства неизвестна. Оба храма – холодный и теплый были одноглавыми, имели кирпичный пол и выбеленные стены. Крыши церквей покрывал тес, а главы — более дорогая керамическая черепица. Внутренних росписей в них еще не было. Вокруг почти на целый квартал разбили зеленый сквер, поэтому храмы были видны издалека. Однако Ярославль расстраивался, и в 1815 г. почти вплотную к церкви построили новые купеческие дома.
Согласно документам, в 1819 г. теплая Знаменская церковь была разобрана. И на её месте выстроили новую, которая стеной примыкала к паперти холодной церкви. В это же время у храма появилась новая трапезная и алтарь. Тогда же для Сретенской церкви изготовили красивый деревянный резной иконостас. Известно, что выполнил эти художественные работы мещанин из Ярославля Кузьма Гаврилович Столарев. А спустя год новый иконостас вызолотил мещанин из Вологды Алексей Михайлович Шитиков. Одновременно занялись и внутренней росписью. Царские врата расписал Семен Степанович Завязошников, а настенные фрески сделал местный мастер Федор Васильевич Банщиков.
Холодный храм дважды подвергался капитальным переделкам. В 1833 г. «за ветхостью» он был перестроен и обращен в одноэтажный — при этом холодная и теплая церкви составили общий ансамбль, слившись в «один благолепный храм». Придел Стефана Сурожского был перенесен в теплую церковь. Второй раз храм капитально перестроили уже в 1891-1895 г.г. по проекту архитектора Николая Ивановича Поздеева на средства ярославского промышленника Ивана Николаевича Дунаева — потомственного владелеца крупного табачного производства. Она придала культовому зданию монументальность, характерную для всего православного искусства. Большой переделке подверглись не только внутренние помещения, но и фасады церкви. Их декорировали кирпичным орнаментом в стилистике русского узорочья, повторяющего древнерусские формы. В алтаре новой церкви был освящен ещё один престол — во имя великомученика и целителя Пантелеимона. Освящал обновленный храм 2 февраля 1896 г. архиепископ Ионафан (Руднев).
При церкви некогда находилась кирпичная часовня. Первоначально она соседствовала с теплым храмом. А во время переделок под руководством Поздеева часовню перенесли на северную часть церковного ограждения.
В 1929 г. Сретенскую церковь закрыли, и богослужения в ней больше не проводили. Вначале здесь разместили клуб, потом отдали здание под складские помещения и пекарню, а позже — для цехов производства швейного объединения «Ярославль». В 1931 г. храм чудом не разрушили, хотя постановление властей о подрыве церкви было уже подписано. За шесть с половиной десятков лет без должного ухода здание и металлическая ограда сильно разрушились, одна из глав была утрачена.
В 1994 г. храм возвратили Русской Православной Церкви, состояние его было плачевным. Постепенно с помощью профессиональных реставраторов и волонтеров были приведены в порядок внутренние помещения, воссоздана утраченная глава. Прихожане разобрали построенные в советские годы межэтажные перекрытия и вывезли несколько машин с мусором. В храме восстановили электроснабжение, смонтировали систему отопления и установили вновь изготовленный иконостас. Финансово восстановлению церкви помогала ярославская мэрия. Трудами многих людей Сретенский храм изменился до неузнаваемости.
Сретенский храм отличает обилие декоративного убранства фасадов. Кирпичная кладка, выполненная с виртуозным мастерством, искусно имитирует лепнину и является прекрасным образцом псевдорусского стиля. Не менее интересно украшена и храмовая ограда, обращенная к Депутатскому переулку. Благодаря роскошному декору, в котором использованы мотивы русского зодчества XVII в., церковь выглядит нарядно и торжественно. Однако сегодня остро стоит проблема реставрации церковных фасадов и восстановления куполов храма. И приходская община старательно собирает для этого деньги. Осталась церковь и в истории кинематографа. Она появляется в кадрах художественного фильма «Цветы запоздалые», снятого по одноименной повести А.П. Чехова в 1969 г., а также в фильме «Мусорщик» (2001 г.).
http://yar-sretenie.cerkov.ru; https://putidorogi-nn.ru/evropa/749-tserkov-sreteniya-gospodnya-v-yaroslavle
Находится в Депутатском (бывш. Сретенский) переулке, д. 4. Деревянный храм Сретения Господня, находившийся на этом месте, впервые упоминается в переписных книгах Ярославля 1636 года. В 1685 г. на средства ярославского купца Павла Якимовича Денисовского построен каменный храм. Первоначально церковь была двухэтажной, с приделом во имя Стефана Сурожского, но в 1833 г. перестроена в одноэтажную, а престол Святителя Стефана перенесен в теплую церковь. Теплая церковь Знамения Пресвятой Богородицы находилась к западу от главного храма, но в 1818 г. разобрана и соединена с ним в одно целое.
Резной иконостас для теплой церкви изготовил в 1819-1820 г.г. ярославский мещанин резчик Кузьма Гаврилов Столарев. Царские врата расписывал Семен Степанов Завязошников. В 1821 г. иконостас был вызолочен вологодским мещанином Алексеем Михайловым Шитиковым. В 1821 г. церковь была расписана стенной живописью ярославским художником Федором Васильевым Банщиковым.
В 1895 г. церковь подверглась капитальной переделке в псевдорусском стиле на средства ярославского купца И.Н. Дунаева по проекту архитектора Н.И. Поздеева.
В 1918 г. выдающимся церковным композитором и регентом, ярославским священником Василием Николаевичем Зиновьевым при храме была организована певческая капелла.
Храм был одним из центров церковного движения непоминающих в 1920-е г.г., закрыт в 1929 г. Сначала его переделали под клуб «Медсантруд». Позднее здесь были склад, пекарня, а с начала 1970-х г.г. — цех швейного объединения. Интерьер церкви не сохранился — арендаторы неоднократно перестраивали помещения, разделили основной объём храма на два этажа.
В 1994 г. храм возвращен Русской Православной Церкви. Восстановительные работы велись четыре года. В 2001 г. установлен новый иконостас.
ГАЯО. Ф. 1118. Оп. 1. Д. 3242. Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005; Васильева И. День рождения храма / Северный край, 2005, 17 февраля; Хрупалова И. Восшествие креста // Северный край, 2005, 9 декабря