Церковь Спаса Преображения на Городу построена в 1672 г. Название церкви Спаса Преображения на Городу объясняется тем, что в XVII — XVIII вв. здесь располагалась главная торговая площадь Ярославля. На месте существующей церкви еще в XIII в. стояли деревянные, много раз сгоравшие и заново возводимые церкви.
Храм построен на средства посадских людей по типу церкви Иоанна Златоуста в Коровниках. Возведенные у северной стены шатровая церковь с шатровым приделом придают церкви некоторую асимметричность. Постройка с барабанами, увенчанными грузными маковицами, превосходящими по высоте основное здание, типична для ярославских храмов. Главная достопримечательность сооружения — фрески. В 1693 г. церковь расписывали 22 мастера во главе с Лаврентием Севастьяновым, Федором Федоровым и Иваном Дмитриевым. Старший из них — Лаврентий Севастьянов писал иконы в Федоровской церкви Ярославля вместе со знаменитым Гурием Никитиным. Лаврентий — сын известного ярославского первостатейного мастера Севастьяна Дмитриева, в течение 40 лет выезжавшего на «государевы работы» в Оружейную палату Московского Кремля. Он в 1640 г. работал над росписью первого в Ярославле посадского храма Николы Надеина.
Артель Севастьянова в совершенстве владела техникой фрески. Огромный храм, его алтари и паперти мастера расписали за 7 недель одного лета. В росписи проявился окончательно сложившийся ярославский стиль, характеризующийся разбивкой стен на узкие ярусы. Здесь их семь. В четырех верхних — земная жизнь Христа, в пятом и шестом — «История животворящего креста». Седьмой — орнаментальный фриз. В сюжетах фресок храма, созданного на средства посадского люда, присутствуют элементы народного быта. Так, царица Елена, отправляясь в Палестину, едет в крестьянской телеге, а церкви, основанные ею в «святой земле», напоминают простые деревянные срубы ярославского посада.
Престол Спаса Нерукотворного. Крестовокупольный четырехстолпный храм, с пятью световыми главами, тремя апсидами. Композиция с шатровым приделом у восточного прясла северного фасада, шатровой колокольней на северо-западном углу; южный придел сильно перестроен, его оъем вытянут вдоль фасада и перекрыт куполом, с западной папертью. Перестроен в 1680 г. — заложены проемы северной галереи. В 1831 г. перестроен южный придел (уничтожено южное крыльцо), пристроена западная паперть; завершение четверика с пощипцового переделано на четырехскатное.
В 1918 г. во время мятежа церковь сильно пострадала. Росписи спасены П.Д. Барановским.
Строительство четырехстолпного пятиглавого храма на главной торговой площади средневекового Ярославля было завершено в 1672 году. Образцом для него послужила церковь Иоанна Златоуста в Коровниках: в спасонагородском храме практически полностью повторены дублирующий колокольню шатровый придел и большие главы на высоких барабанах, равных по высоте основному зданию. Несмотря на скромность декора, церковь выделяется на набережной Которосли благодаря слитности своего силуэта. В интерьере сохранились фрески 1693 года. В 19 веке к храму пристроен южный придел, в котором была оборудована теплая церковь.
Церковь Спаса Преображения на Городу (другое название, встречающееся крайне редко, − Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня, что на Городу) была построена в 1672 году, как и большинство ярославских храмов, на месте прежнего, деревянного. Храм на пологом спуске, ведущем к берегу Которосли значится здесь еще с XIII века, с тех времен, когда Ярославль был центром удельного княжества, независимого от Москвы. Название свое он получил либо от расположения на городском торгу (что вероятнее), либо от стоявшей рядом башни стены Земляного города. Деревянные храмы на этом месте неоднократно горели и восстанавливались; последняя деревянная церковь Спаса на Городу сгорела в большом городском пожаре в 1658 году.
Новая каменная церковь была построена на средства прихожан, в характерном для Ярославля XVII века стиле: без подклета, с шатровым приделом, с колокольней в северо-западном углу галереи. Ее архитектура очень сходна с храмом Иоанна Златоуста в Коровниках; собственно, храм в Коровниках и послужил образцом для постройки. Четверик основного объема не очень велик, зато это с лихвой компенсируется мощным пятиглавием: центральный барабан с куполом (даже без креста) по высоте равен четверику! Боковые главы также достаточно велики и массивны. Барабаны храма украшены более богато, чем стены. Наиболее пышно украшен северный фасад, выходящий на бывшую торговую площадь − это показывает, что здание строилось уже с учетом местоположения. Очень украшает храм завершение северо-восточного придела Архидиакона Стефана: стройный высокий шатер окружен рядом кокошников и увенчан маленькой главкой. Он придает храму живописную асимметричность. С юга к храму примыкает теплый Никольский придел, перестроенный в 1831 году в стиле классицизм и внесший сильный диссонанс в облик южного фасада здания. Роспись интерьеров храма была завершена очень быстро − за семь летних недель в 1693 году. Над росписями трудилась большая артель ярославских мастеров − 22 человека − во главе с Лаврентием Севастьяновым и Федором Федоровым.
Во время гражданской войны храм сильно повредили снаряды, и в 1919-1920 годах ее реставрировали. Позднее, в 1929 году храм был закрыт и передан под склад. С июля 2003 года возвращен верующим, и в нем ведутся службы.
http://www.yaroslavlru.ru
Местные предания говорят, что церковь одна из старейших в городе. Средства на строительство собрали посадские люди-прихожане. Она стоит к низкому берегу Которосли, на пологом спуске, у самой границы Рубленного города. Река являлась границей Ярославского посада. Здесь располагался древний торг Ярославля. Когда в XVI-XVII веках город разбогател, торговые ряды занимали большую территорию — от границы Земляного вала до Ильинской площади и далее. Целый торговый город. Отсюда и название храма — Спаса на Городу. Ещё называют, но очень редко, − Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня, что на Городу.Это четырехстолпный крестовокупольный храм с тремя апсидами, без подклета, украшенный пятью световыми главами. Храм Спаса на Городу имеет два придела — южный и шатровый Никольский придел, где располагалась теплая церковь и северный Архидиакона Стефана. Шатер северного придела снабжён маленькой главкой и окружен рядом кокошником. К северо-западному углу храма Спаса на Городу приделана шатровая колокольня. Большие главы на высоких барабанах равны по высоте основному зданию. В 1918 году храм сильно разрушен. В 1831 был переделан в стиле классицизма.В июле 2003 года церковь передана Ярославской Епархии. Сейчас опять зазвучали колокола. Первая служба совершена в день престольного праздника, 14 августа, называемого в народе первым, медовым Спасом. В настоящее время службы продолжаются.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/hram-spasa-na-gorodu.html
Первая церковь на этом месте была воздвигнута еще во времена ярославских удельных князей, т. е. Спасская церковь является одной из древнейших в городе. Известно, что до 1658 г. здесь стояла деревянная церковь, сгоревшая в большой городской пожар. Издревле на этом месте, за земляным городским валом, существовал городской торг, что нашло отражение в названии церкви.
Ныне существующий каменный храм построен на средства прихожан в 1672 г. Главный престол был освящен в честь Происхождения честных древ животворящего Креста Господня. Храм двухстолпный, с мощным пятиглавием. На северо-западном углу храма над папертью восьмигранная шатровая колокольня. На ней до конца 1920-х г.г. находилось 7 колоколов, самый крупный их которых был весом 100 пудов (в 2008 г. такой же колокол вновь был поднят на колокольню.) С южной стороны паперти был устроен теплый придел во имя Николая Чудотворца. В 1831 г. он был перестроен и покрыт куполом, увенчанным главкой. С северной стороны под шатровой башней находился придел во имя св. первомученика и архидиакона Стефана.
Стенопись церкви Спаса на Городу была создана в период 12 июня 1693 г. — 2 августа 1693 г. большой артелью ярославских и костромских мастеров, в состав которой входили Лаврентий Севастьянов, Федор Федоров, Иван Дмитриев, Михаил Андроников, Степан Митрофанов, Иван Сергеев, Яков Васильев, Тихон Прохоров, Никифор Дмитриев, Леонтий Федоров, Василий Федоров, Федор Лазарев, Семен Андрианов, Сергей Доментианов, Сергей Дмитриев, Кондратий Иванов, Моисей Семенов, Козьма Никитин, Семен Иванов. Заказчиком росписи был ярославский посадский Иван Иванов Кемской. Северный придел и паперть дописывались в 1700-е г.г.
В системе спасонагородской росписи органически слились г.г иконографические приемы ярославской и костромской традиций. Многие сюжеты трактованы в ней оригинально, не по общепринятым образцам. В центральном куполе расположена фреска «Вседержитель», в барабане купола фигуры пророков в рост и праотцы в круглых медальонах. На парусах евангелисты и их символы, ангелы с зерцалами и Христос Эммануил. На подкупольных арках изображены сюжеты «Ветхозаветная Троица» (в.) и «Сошествие Святого Духа» (з.). В ю.-з. куполе «Богоматерь Знамение», между окнами барабана архангелы, на парусах апостолы из числа семидесяти, на подкупольных арках «Воскрешение Лазаря» (в.) и «Вход в Иерусалим» (з.). В с.-з. куполе композиция «Иоанн Предтеча с Христом в потире», в барабане архангелы, на парусах апостолы и херувимы, на подкупольных арках «Проповедь во храме» (в.) и «Неверие Фомы» (з.). Своды заняты основными праздниками, которые трактованы традиционно, без апокрифических сцен. На северном своде изображены «Благовещение» и «Введение во храм», на южном — «Рождество Христово» и «Богоявление», на западном — «Вознесение». На подпружных арках крупные фигуры апостолов и херувимы. Столпы разбиты разгранками на 4 яруса, равных по высоте стенописным ярусам. В двух верхних написаны благоверные цари и князья, среди них изображения ярославских святых Василия и Константина, Федора, Давида и Константина, а также Димитрия Угличского, в третьем ярусе воины-мученики. В нижних ярусах столпов расположено единственное в ярославских стенописях изображение «Семь таинств». Оно подчинено храмовой теме о спасительной силе креста и тайном воздействии на человека благодати Божией. Восьмое место, на восточной стороне южного столпа, занято «Троицей Новозаветной».
Стены храма разбиты на 6 сюжетных ярусов шириной 1,35 — 1,5 м, ниже которых проходит узкий орнаментальный фриз шириной 40 см, храмовая летопись, написанная вязью (35 см), и подзор из полотенец с кругами (1,1 м). В верхних люнетах помещены изображения двунадесятых и богородичных праздников: на южной стене — «Сретение» и «Преображение», на северной — «Рождество Богородицы» и «Успение», на западной — «Живоносный источник», «Распятие» и «Воздвижение Креста». Далее следуют непрерывные ряды повествовательных фризов, заполняющие собой оконные откосы и замковые части оконных арок. Второй и третий ярусы иллюстрируют земную жизнь Христа, евангельские притчи и заповеди. Четвертый и пятый ярусы посвящены Страстям Христовым, начиная с «Тайной вечери» и заканчивая темой Голгофы на южной стене. Автором евангельских сюжетов был, по-видимому, Федор Федоров. Шестой ярус (а на западной стене и пятый) повествует об истории животворящего Креста Господня, воссоздавая легендарный сюжет о принятии христианства императором Константином. Знаменщиком этой центральной храмовой темы был Лаврентий Севастьянов.
На западной стене размещены следующие композиции: «Сон царя Константина», «Константин и его приближенные видят образ Креста Господня», «Отрок подносит Крест царю Константину», «Победа Константина над Максенцием», «Въезд царя Константина в Константинополь», «Подношение Константину икон Петра и Павла», «Разрушение идольских капищ царицей Еленой», «Воздвижение Креста Господня», «Крещение народа патриархом». В шестом ярусе южной стены изображены: «Поражение царя Константина», «Взятие Византии», «Установление памятника честному Кресту», «Проводы царицы Елены на розыски Креста Господня», «Встреча Елены патриархом Макарием в Иерусалиме», «Призвание иудея на розыски Креста Господня»; в том же ярусе северной стены — «Крещение царя Константина», «Крещение царицы Елены», «Разрушение идольских капищ», «Вторая брань против византийцев», «Царица Елена строит церкви в Византии», «Привоз животворящего Креста и святых гвоздей в Константинополь», «Победа царя Ираклия над Хосровом», «Явление Ангела у Креста Господня». Этот обширный цикл, единственный раз встречающийся в ярославских фресках, связан с посвящением главного престола храма Происхождению честных древ животворящего Креста Господня.
Схема размещения живописных сюжетов в небольших узких помещениях алтаря традиционна. Живопись в алтаре располагается двумя регистрами, верхний из которых из-за малой высоты апсид заходит и на своды. Для монументальных композиций «О тебе радуется» и «Христос в потире» оставлены только оконные распалубки. В апсиде центрального алтаря вверху изображены сцены из литургии, а внизу святители, в апсиде жертвенника — литургия и архидиаконы. Диаконник не расписан. В арке, ведущей из центрального алтаря в жертвенник, изображен сюжет из «Сказания о нерадивом попе», который в пьяном виде крестил отрока, и тот поэтому был мучим бесом. В алтарной конхе северного придела изображена Богоматерь Честнейшая Херувим, в апсиде преподобные в два ряда, на стенах и сводах придела сценами жития первомученика Стефана иллюстрирована престольная тема.
На паперти тематика росписи группируется в несколько циклов. В тимпанах наружных стен основного куба размещены сложные символические богословские композиции «Богоматерь всех скорбящих радость», «Отче наш» и «Живоносный источник», на южной стене западного крыла «Страшный суд», на северном своде сцены из жития святителя Николая, а на южном — «Сказание о нерукотворном убрусе». Кое-где на своде, в люнетах и на стенах иллюстрированы новеллы из «Синодика» и «Великого Зерцала»: «О славе небесной и радости праведных», «О том, как сын избавил мать от муки вечной», «О попе, окривевшем на один глаз», «О Христе, пришедшем в монастырь в образе нищего».
Храмовая живопись на отдельных участках серьезно пострадала от губительной реставрации 1860-х г.г. Некоторые клейма, преимущественно в алтарной части, были переписаны заново.
Недалеко от храма Спаса на Городу находилась принадлежавшая ему небольшая каменная часовня, выстроенная при некогда бывшей здесь богадельне, с ярославской святыней — написанным на стене ликом Спасителя. Впоследствии часовня была встроена в здание губернской гимназии (ныне госпиталь Ярославского военного гарнизона).
Во время подавления Ярославского восстания летом 1918 г. церковь сильно пострадала и 26 ноября 1929 г. была закрыта. Религиозная община просуществовала до января 1930 г.
Богослужения возобновлены с 13 августа 2003 г.
Серебреников С. Церковь Всемилостивого Спаса, что на городу, в Ярославле // ЯГВ. Ч.н. 1851. №6; Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901; Суслов А.И., Чураков С.С. Ярославль. – М., 1960; Воейкова И.Н., Митрофанов В.П. Ярославль. – Л., 1973; Добровольская Э., Гнедовский Б. Ярославль. Тутаев. – М.: Искусство, 1981; Брюсова В.Г. Фрески Ярославля. – М.: Искусство, 1983; Ярославль. Памятники архитектуры и искусства / Сост. В.П. Выголов. М., 1985;Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005; Хрупалова И. Звон Спаса плыл над набережной // Северный край, 2008, 25 декабря; Егорова Т. Послание через четыреста лет // Северный край, 2009, 21 октября
Церковь Спаса на Городу города Ярославля (1672 г.) — памятник архитектуры федерального значения. На месте нынешнего храма находилось несколько деревянных церквей, неоднократно горевших. Впервые церковь упоминается с 13 в. Располагавшаяся на «городском торгу» церковь отсюда и получила свое название — Спас на Городу. После опустошительного пожара в 1658 г., когда сгорел деревянный храм, церковь была воздвигнута в камне по благословению митрополита Ростовского Ионы Сысоевича на средства купечества и горожан в 1672 г.
В 1693 г. церковь расписана 22 мастерами во главе с Лаврентием Севастьяновым, Фёдором Фёдоровым и Иваном Дмитриевым. Огромный храм, его алтари и паперти мастера расписали за полтора летних месяца. В росписи проявился окончательно сложившийся ярославский стиль, характеризующийся разбивкой стен на узкие ярусы. В четырех верхних ярусах изображена земная жизнь Спасителя, в пятом и шестом — повествование о Животворящем Кресте Господнем. Этот обширный цикл, единственный раз встречающийся в ярославских фресках, связан с посвящением главного престола храма Происхождению Честных Древ Животворящего Креста Господня. На галерее в тимпанах размещены уникальные фресковые иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и «Живоносный источник», фресковая икона «Страшный суд».
На галерее летнего храма похоронен протоиерей Василий Ржевский, скончавшийся в 1882 г., прослуживший в храме Спаса на Городу 49 лет.
В 1918 г. во время мятежа церковь сильно пострадала. В 1929 г. храм был закрыт и передан под склад.
С 2003 г. храм возвращен Ярославской епархии и в нём возобновлены богослужения. Силами прихода проводятся большие восстановительные работы. Восстановлена инфраструктура и внутреннее убранство южного придела прп. Серафима Саровского. Спасается от разрушения фресковая живопись, проводятся противоаварийные работы и начато восстановление летнего храма. Проведены ремонтные работы на колокольне и вывешен благозвучный набор колоколов, самый большой из которых весит 1600 кг. Фасад храма украшен мозаичной иконой «Всецарица» с кованой сенью, а также иконами прп. Серафима Саровского и святителя Николая. Установлена кованая ограда вокруг храма. Трудами неравнодушных людей облагорожена территория вокруг храма, с любовью устроенные цветники ежегодно признаются лучшими в городе.
С 2009 г. начались реставрационные работы и в летнем храме (частично восстановлены древние фрески в четверике летнего храма). В настоящее время с января 2018 г. восстановление древних фресок происходит в центральном алтаре.
Церковь Спаса на Городу имеет 3 придела: Главный (холодный летний храм) — Изнесения Животворящего Креста Господня — не освящен вследствие продолжающейся многолетней реставрации. Северный (холодный) — святителя Николая — тоже не освящен по той же причине. Южный (теплый) — исторически был освящен в честь архидиакона Стефана, после возобновления богослужений в 2003 г. был освящён в честь прп. Серафима Саровского в связи с 250-летием со дня его рождения. Освящение совершено архиерейским чином 01.10.2006 г. архиепископом Ярославским и Ростовским Высокопреосвященнейшим Кириллом.
http://pravyaroslavl.ru
Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском — можно на набережной Которосли, на улице Андропова, у Рубленого города. Стоит храм там, где начинается спуск к Которосли, на границе древнего ярославского посада, укреплённого ранее бревяным тыном, а в XVI-XVII в.в. — Земляным валом.
К.Д. Головщиков в «Истории города Ярославля» рассказывает о предании, жившем в народе долгие века: была церковь на Городу одной из первых в городе, принимала приношения удельных князей — тогда ещё как церковь Спаса Преображения, окормляла и простой народ, и торговый. Церковь стоит там, где начинался древний ярославский торг. К XVII в. город стал богат, приезжали сторонние купцы и увеличивались числом своим, торг разрастался, занимая уже огромную территорию от Земляного вала по берегу Которосли, к Ильинской площади и дальше. Торг становился ещё одним городом — торговым. Потому и назвали храм на откосе бывшего Медведицкого оврага Спасом на Городу. Был он первоначально из дерева, потому судьба его уже была определена — рано или поздно сгореть в пожаре. Так и случилось во время Великого пожара в 1658 г. Горожане так пострадали, что восстановление храма началось не тут же. Только к 1672 г. возведён новый — каменный храм, образцом которому послужил храм Иоанна Златоуста в Коровниках (год постройки — 1654), однако — «с учётом местных особенностей».
Первая каменная церковь на Городу имела по флангам северного фасада, того, что обращён к торгу и самый нарядный, «два увенчанных шатрами объёма» — придел Николая Чудотворца и колокольню. Основной храм-четверик был укрыт позакомарно, с севера и запада окружён галереями, причём северная галерея сооружена была открытой, а западная — с крыльцом. Расписали храм фресками 22 мастера, возглавляемые Фёдором Фёдоровым и Лаврентием Севастьяновым — ведущими знаменщиками. Однако позже храм перестраивают: такова была воля прихожан и благословление митрополита Иосафана. Возводят южный придел, посвящённый мученику Стефану, и устраивают в нём тёплую церковь. Пролёты северной галереи заделывают, заменяя окнами с пышными наличниками. В 1807 г. происходит ещё одно важное изменение: позакомарное покрытие меняют на четырёхскатную крышу с железной кровлей. Красоту храма это, конечно, уменьшило, но с точки зрения сохранности строения было обоснованно. Другая значительная перестройка случилась в 1831 г., когда разобрали большую часть западной галереи, соорудив большой притвор, входы оформили портиками с купольным покрытием. Изменения в итоге оказались столь значительны, что церковь даже заново освятили.
Новое, революционное время началось для церкви сразу с тяжёлых испытаний. В 1918 г., во время мятежа белогвардейцев, снесён на 1/3 северный шатёр, в колокольне разорвался снаряд, оказались повреждены и главы четверика, пробиты насквозь стены южного придела.
Все последующие годы прихожане на собственные средства восстанавливают храм, но в 1926 г. церковь закрывают совсем. Её передают местному краеведческому музею, а тот сдаёт «помещение» в аренду то клубу водников, то военно-железнодорожному лагерному сбору, трикотажно-текстильному союзу и прочим подобным. После 1936 г., уже под госохраной, церковь становится складом для утиля, далее — складом разнообразных товаров Яроблторга, в 1960-х г.г. — книжным складом. Только в 1978-1981 г.г. здание ремонтируют и реставрируют силами ЯСНПРМ, в 1991 г. ликвидируют трещины в стенах, затем восстанавливают интерьеры и кресты на куполах, в 2003 г. храм возвращается Ярославской Епархии.
Уникальность церкви Спаса на Городу — в обращении главного фасада на север, а не на запад, как обязывает традиция. Лицевым фасадом сделали тот, что обращён к людям, сделали его особенно нарядным и сохранили почти без изменений от XVII в. Стройный храм — без хозяйственного подклета, с тремя апсидами и пятью большими куполами, увенчанными золотыми крестами на «яблоках», несмотря на объёмы кажется лёгким и «плывущим». Талант строителей, позволивших храму «плыть», проявился в выборе особых пропорций церкви: её мощные купола на высоких барабанах высотою равняются основному зданию и «поднимают» всю постройку вверх.
Достопримечательности Ярославля, http://www.hobbysalon.ru/