Христорождественская церковь построена в 1635-1644 годах. Каменная Христорождественская церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов ХVII века, на месте деревянной. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала, т.к. в этой церкви ярославцы прятали икону Казанской Богоматери во время осады города польскими отрядами пана Лисовского.
Церковь Рождества Христова была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия перковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина».
Имя Назарьевых было хорошо известно в Ярославле. Основателем богатства и финансовой мощи семьи был Гурий Назарьев. Его брат, Дружина, в 1608 году, когда над городом нависла угроза разорения польскими отрядами, «стоял против них крепко и непоколебимо в твердости ума своего безо всякого сомнения и ни к каким воровским советам не приставал и Московскому государству во всем помогал, и малодушных людей от всякого дурна отговаривал». Тотчас по воцарении Михаила Романова Гурьевы получили жалованную грамоту «против гостей» и заняли видное положение среди русского купечества. В первой половине ХVII века гостей, этой высшей категории русского купечества, было в русском государстве немного — в разные годы от 15 до 35 человек. Гости имели особые привилегии: право судиться у самого царя, право свободного выезда за границу для торговых дел, свободы от постоя и т. д. Гости несли также государеву службу: ведали денежными сборами, руководили царской торговлей, устраивали государевы промысловые предприятия. Богатство Гурьевых было создано, как и капитал других ярославских торговых людей, широкими торговыми операциями: они ездили и посылали своих агентов «в сибирские города и в Казань, и в Астрахань, и за море с своими товары». Постройка каменного городка обошлась Гурьевым в колоссальную сумму, причем строили они без чьей-либо «помочи, одною своею надсадною немочью». В 1667 году отряды Степана Разина захватили Яицкий городок. Строительство каменного городка, разорение крепости привели Гурьевых к полному финансовому краху. В 1670-х годах город со всем промыслом был взят в ведение приказа Большого дворца.
Церковь Рождества Христова, возведенная на волжском берегу, создавала, вместе с другими храмами, неповторимый зубчатый силуэт города со стороны Волги. В церкви Рождества Христова пять приделов. Первым, по преданию, был освящен северный придел, посвященный Николаю Чудотворцу. В покровительстве этого святого, считавшегося небесным патроном купцов, путешествующих, терпящих бедствие на воде, торговые люди Назарьевы особенно нуждались, так как они занимались всякими «большими отъезжими торги, и судовым большим промыслом». Этот придел, располагавшийся в подклете, — явление для Ярославля ХУII века довольно редкое, — был теплым, в нем стояла большая печь, облицованная зелеными «муравленными» изразцами (часть их сохранилась и находится в фондах Ярославского музея — заповедника).
Над Никольским приделом находится придел Петра и Павла. Сохранились фрагменты интересной системы отопления: горячий воздух поднимался из печи подклета по вертикальному внутреннему каналу и обогревал верхний придел. На южном окончании галереи был установлен придел в честь пяти персидских мучеников, среди которых есть покровитель одного из основателей церкви — Акиндина, Пегасия, Афония, Елпидифора, Анемподиста. В дъяконнике церкви находится придел Иоакима и Анны. К юго-западному углу храма примыкает Казанский придел, который был устроен в память о событиях польско-литовской интервенции.
Церковь Рождества Христова связана с событиями в Ярославле в Смутное время, в 1609 г. ярославцы спасали здесь чудотворную икону Казанской Богоматери, которая позднее дала начало женскому Казанскому монастырю в центральной части Ярославля. На 1861 г. в церкви Рождества Христова было 295 прихожан — 124 мужчины и 171 женщина. В церкви хранилась местночтимая храмовая икона «Рождество Христово», к которой обращались беременные женщины. Церковь Рождества Христова входила в ансамбль храмов, ожерельем опоясывающих Ярославль по берегам рек Волги и Которосли. Церковь сложена из большемерного красного кирпича, в качестве связующего использован известковый раствор, при строительстве для декорировки как самого храма, так и колокольни использованы белый камень, изразцы, тесаный кирпич.
По своей конструкции церковь принадлежит к традиционному, пришедшему из Византии, соборному типу храма, который устойчиво держался в Ярославле на протяжения всего XVII столетия. Это кубический храм на подклете (подклет использовался для хранения товаров) с четырьмя внутренними столбами, увенчанный первоначально пятью световыми барабанами. Соборный храм окружают с трех сторон галереи, которые завершаются на восточных окончаниях приделами, Казанский придел находится у юго-западного угла ансамбля, на западную галерею ведет большое домообразное крыльцо. Первоначально задумана была церковь значительно проще ныне существующего памятника, и в начальный период строительства была очень близка к церкви Николы Надеина. Э. Д. Добровольская, исследовавшая этот памятник в 1956 году, предполагает, что его начали строить с одним приделом. На востоке от фундамента выведено только четыре полукружия апсид, а на уровне второго яруса они расчленяются на пять, т.е. с расчетом на два боковых придела. Кроме того, ряд неувязок и следов изменений в архитектуре церкви свидетельствуют о том, что в северо-западном углу галереи предполагалось построить колокольный объем, также знакомый нам по церкви Николы Надеина.
Переход заказа на строительство храма после смерти братьев Назарьевых в руки сыновей Гурия — Михаила, Андрея и Ивана, привел к существенному изменению памятника. Прежде всего, были значительно увеличены размеры сооружения. Западная галерея была удвоена, на юго-западном углу появился Казанский придел, колокольня отнесена в отдельное здание. В ходе натурного обследования церкви, проводившегося в 1928 году реставратором И. А. Тихомировым, глубоко знавшим ярославскую архитектуру, было установлено, что Казанский придел был пристроен к церкви после того, как она была уже заложена и выстроен первый этаж. На это указывает то, что придел как бы вдвинут в пролеты галереи, в его подклете были обнаружены два столба галереи. Апсида галереи опирается на столб. Маленькая двухъярусная галерейка была пристроена к западному фасаду Казанского придела позднее самого придела. Верхний ярус галереи поддерживается открытой аркадой на массивных четырехгранных столбах. Этот придел, представляющий собой четырехгранную, квадратную в плане башню, покрытую четырехскатной кровлей, нисколько не испортил внешний облик всего храма. Наоборот, усложнив композицию церковного ансамбля, он сделал его более свободным, живописным.
По всей видимости, первоначально Казанский придел был ниже, его надстройка придала приделу большую стройность. Христорождественская церковь не дошла до наших дней в своем первозданном облике. Так, на раннем этапе существования она имела позакомарное покрытие. Возможно, что образцом для такого решения были Спасо-Преображенский или Успенский соборы Ярославля, построенные в XVI столетии. Там закомарные арки соответствовали расположению внутренних сводов. Но к ХVII веку закомары утрачивают конструктивное значение и превращаются в декоративный элемент. Теперь закомарные полукружия поднимаются над сводами, оставляя чердачное пространство и поддерживая криволинейную кровлю, по форме повторяющую позакомарную. Подобное покрытие послужило переходной формой к четырехскатной кровле с рядом закомар под нею и явилось одной из отличительных черт ярославского зодчества ХVII века. Этот переход был вызван стремлением к упрощению конструкции, желанием избежать распалубки, в которых зимой скапливался снег. О времени замены четырехскатной кровлей первоначального позакомарного покрытия сведений не удалось обнаружить.
В основе композиции церкви Рождества Христова лежит ассиметричная планировка. Церковное здание имеет сложный ансамблевый образ. В этом храме строители впервые в Ярославле применили композиционный прием, так полюбившийся местным зодчим впоследствии: два симметрично расположенных придела на восточных концах галереи, окружающей церковь с трех сторон. Подобную композицию имеют знаменитые прекрасные храмовые ансамбли построенных позднее церквей Ярославля — Ильи Пророка, Николы Мокрого, Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи. Декор Рождественской церкви носит сдержанный характер, свойственный ярославской архитектурной школе на начальном этапе. Стены основного храма имеют традиционное трехчастное деление. На южном, западном, северном фасадах находятся узкие окна в глубоких нишах, по три с каждой стороны. Широкий карниз отсекает закомары, барабаны сохранившихся глав обработаны аркатурными поясами, по верху барабанов глав идет карниз из сухариков, такой же карниз обрамляет пологие закомарные арки. Мастера, строившие эту церковь, еще не пользовались лекалами, и закомарные арки, арки галерей выглядят нечеткими по рисунку. Строители церкви Рождества Христова ищут новые средства декорировки. Окна уже обрамлены наличниками, правда, очень скромными по рисунку. Интересны наличники алтарных окон, расположенных на разной высоте. Они представляют собой рамку с фронтоном из полувалика, которая членится перехватами. Широко применяются в декоре церкви ширинки — весьма распространенный декоративный элемент в древнерусском строительстве. Горизонтальные ряды ширинок украшают галереи основного храма и Казанского придела, внутри каждой ширинки вставлен квадратик с вогнутыми сторонами. Лопатки подклета южного фасада обработаны вертикальными ширинками с четырьмя вставками.
На северо-западном углу церкви опоры арочных проемов нижнего яруса галереи оформлены в виде великолепной пары мощных, восьмигранных, богато профилированных столбов. На такие же столбы, только меньших размеров, опирались арки второго яруса галереи. Форма таких столбов пришла из русской деревянной архитектуры. Арочки миниатюрной галереи Казанского придела, позднее заложенной, поставлены на столбики-кубышки, тоже восьмигранные по форме (они сохранились в убранстве внутренних сеней Казанского придела). Фасады Казанского придела завершены развитым, тонко профилированным карнизом. Изящно нарисованная главка придела на стройном барабане заканчивается ажурным «корсунским» крестом. Это крест с четырьмя равными концами, название пошло от города Корсуни (Херсонеса), откуда кресты такой формы впервые были вывезены в Киев князем Владимиром. Этот крест на пышной прорезной короне выполнен с тонким художественным вкусом и почти ювелирной тщательностью. Он является уникальным образцом высокого мастерства ярославских кузнецов и медников ХVIII века. Крыльцо церкви — большое, домообразное, с двухскатной крышей, на ползучих арках, нарядно декорированное, типичное для начального периода ярославской архитектуры ХVII столетия.
В 40-70-е года XVII века во внешнем убранстве церквей получили широкое распространение зеленые «муравленные» изразцы, известные с псковских памятников ХV столетия. Храм Рождества интересен как первый храм в Ярославле, где в декор стен были введены изразцы. Узкие пояса зеленых изразцов шли по верху центрального барабана и под карнизами апсид. Изразцовые вставки украшали фасады крыльца и галерей. Изразцы, небольшие по размерам (16х16 см), были двух видов: с изображением льва и семилепестковой розетки. Наиболее выразительны изразцы с изображением льва, они напоминают лучшие образцы древнерусской декоративной деревянной резьбы. На крыльце Христорождественской церкви изразцы являются новоделами — их установили при реставрации 1959 года. Форма этих изразцов была определена Э. Д. Добровольской по хвостовым «рюмкам», оставшимся в кладке. Рисунок и цвет исследователь определила по двум изразцам, сохранившимся в ширинках западного фасада паперти. Рядом с одноцветной керамикой уже рождалась полихромная. Главы храма были покрыты яркой глазурованной черепицей самых разнообразных оттенков зеленого и желтого цветов (образцы черепицы хранятся в музее-заповеднике Ярославля). Такое многоцветие было результатом неравных условий обжига в печи. Красочность поливы черепицы, как и разнообразие ее размеров и профиля, точно рассчитанных на кривизну поверхности глав, не знают себе равных среди церковных памятников Ярославля. Но самым необычным являлось украшение фасадов здания изразцовой храмозданной надписью, широкой лентой опоясывающей четверик под основанием закомар. Надписи такого рода редко встречаются в древнерусском зодчестве. Так, в 1683 году храм Василия Блаженного был украшен изразцовой летописью. Выполнение такого заказа обошлось Гурьевым очень дорого. Каждый слог этой надписи требовал отдельного клише, их пришлось заказывать очень много, так как надпись была длинной. После употребления клише уже ни на что не годились, на повторение надписи нельзя бы-ло рассчитывать. Неровная бледно-зеленая полива букв, мало выделявшаяся на белом фоне, свидетельствует об отсутствии у изготовителей соответствующего опыта (изразцы для лучшей видимости букв впоследствии прописывали масляными красками). Сам текст надписи является уникальным. Посадские люди Гурьевы «дерзнули» в нарушение традиций, кроме имен светских и духовных правителей, вписать и свои мирские имена.
Строительство церкви велось в период финансового могущества Гурьевых: они владели богатейшими в стране рыбными промыслами; построили яицкий город, который приобрел значение не только для охраны учугов, но и для морского судоходства, развития торговли со Средней Азией, для посольского приказа в Москве составляли карты своих путешествий к «индейским землям богатым», в Бухару и к «китайским городам». И вполне естественно желание этих, стоящих на одной из низших ступеней сословной лестницы русского об-щества того времени, людей хоть таким образом сравняться с высшей духовной и светской аристократией. Изразцовые вставки, пояса, надпись, разноцветная черепица, впервые примененные ярославскими зодчими в церкви Рождества, делали этот памятник весьма живописным и декоративно нарядным. Это убранство показало, какие большие декоративные возможности таит в себе изразечное искусство. Керамика, так удачно примененная в украшении стен храма Рождества Христова, была, скорее всего, неместного производства, так как не дошло сведений о наличии гончарных заводов в городе в первой половине XVII века. Известно, что производство изразцов в этот период было хорошо налажено не только в Москве, но и в других городах (Владимир, Псков).
Имена мастеров не сохранились, строила церковь, по мнению исследователей, ярославская артель каменщиков. Престолы: Рождества Христова; Казанской Богоматери. Крестовокупольный четырехстолпный с пониженными подпружными арками, пятью световыми главами, тремя апсидами, на подклете. Храм окружен галереями с севера и запада, приделы — у восточных прясел северного и южного фасадов, у юго-западного угла, крыльцо перед западным фасадом; отдельно стоящая колокольня с приделом под ней — в северо-западной части ансамбля. Колокольня была соединена с церковью переходом.
Церковь Рождества Христова построена в 1635-1644 годах на берегу Волги. Прежде на этом месте стояла деревянная Христорожественская церковь, в которой в 1609 году ярославцы сохранили чудотворную икону Казанской Божией Матери. Строительство нового каменного храма было начато ярославскими купцами, братьями Анкидином (по прозвищу Дружина) и Гурием Назарьевыми, участниками ополчения 1612 года. За заслуги во время войны с литовцами Назарьевы получили от Михаила Романова жалованную грамоту и звание «государевых гостей» со всеми привилегиями.
Замысел храма Рождества Христова был грандиозным, и у братьев Назарьевых не хватило средств на окончание строительства, поэтому окончено оно было только в 1644 году на деньги разбогатевших сыновей Гурия Назарьева, Михаила, Андрея и Ивана Гурьевых, которые внесли свои изменения в первоначальный проект. Ансамбль церкви Рождества Христова, стоящий на берегу Волги и создающий, наряду с другими храмами набережной, неповторимый силуэт берега, получился и в самом деле уникальным. Он состоит из самой церкви и стоящей отдельно великолепной шатровой колокольни, служащей также и Святыми воротами в ограде храмового комплекса. Храм Рождества Христова в основном своем объеме сходен с Николо-Надеинской церковью − пятиглавый храм на высоком подклете, окруженный двухъярусной галереей с трех сторон, и с домообразным крыльцом с западного фасада, ведущим на верхний ярус галереи. С севера и юга в галереях были устроены приделы. Но, в отличие от церкви Николы Надеина, в углу галереи не было колокольни, она стояла отдельно и прежде соединялась с храмом крытым арочным проходом, который в 1644 году пристроили сыновья Гурия Назарьева. Тогда же они добавили к храму Казанский придел с юго-западной стороны, тем самым значительно расширив галерею.
В XVIII веке над куполом придела засиял новый ажурный крест, сохранившийся до наших дней. Первым в храме был освящен северный придел в нижней церкви, в честь Николая Чудотворца, издревле считавшегося на Руси покровителем торговых людей и путешественников. Это было неспроста: Назарьевы не только вели большую торговлю, но и немало ездили по стране, так как их интересы простирались далеко от Ярославля. Храм достаточно долго стоял нерасписанным; только в 1683 году ярославскими мастерами были выполнены фрески в центральной части. Заказчиками работ были все те же Гурьевы − Иван Гурьев и его сыновья. Имена мастеров остались неизвестны, но исследователи полагают, что в работе могли участвовать известные ярославские художники Дмитрий Семенов и Федор Игнатьев. Все остальные росписи храма − позднейшие. Рождественский храм богато украшен поливными изразцами разнообразной формы: тут и розетки, и ленты, и четырехугольники. Все пять глав на основном объеме были покрыты желтой и зеленой глазурованной черепицей различных оттенков. В декоре храма особенно интересна храмозданная надпись, выполненная в изразцах.
Интересно то, что купцы (в XVII веке считавшиеся все же простыми людьми, неродовитыми, незнатными, несмотря даже на данные царем привилегии) решились на такой дерзкий шаг − вывести свои имена на фасаде храма. Обычно такой чести удостаивались только князья и бояре. Надпись гласит: «Воздвигли сию церковь Анкидин а по прозванию Дружина да Гурий Назарьевы… а совершили церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван…» Отдельного внимания заслуживает колокольня. Это не простая колокольня, столп с ярусом звона и шатровым завершением. Это − сложная многофункциональная постройка, совмещающая в себе колокольню, двойные ворота, небольшую церковь «под колоколы» и башню с часами. Колокольня − прямоугольная в плане, и по бокам центрального шатра поставлены две небольших шатровых башенки, подчеркивающие устремленность всего здания ввысь. Во втором ярусе была расположена небольшая церковь Гурия, Самона и Авива, окруженная открытой галереей. Шатер колокольни украшен рядами люкарн, украшенных разнообразными наличниками. Облик храма был сильно искажен временем. Исчезли четыре малые главы на основном объеме, была разобрана аркада, ведущая к колокольне… В советское время храм был закрыт, в 1920-х годах его отреставрировали. До сих пор памятник принадлежит Ярославскому музею-заповеднику.
В 1989 году произошло несчастье − из иконостаса храма были похищены уникальные иконы. Иконы были вывезены за границу и проданы на аукционе, где в 1995 году их купил коллекционер из Саратова Владимир Рощин. Узнав об истории своего приобретения, он принял решение возвратить иконы музею с тем, чтобы их отреставрировали и поставили туда, где им и должно быть. Музейных средств на поддержание уникального памятника долгое время не хватало. В конце 1990-х начала рушиться обветшавшая стена колокольни, и храм был надолго закрыт на реставрацию. Только под угрозой обрушения колокольни удалось найти средства на восстановление памятника. Сейчас колокольня приведена в порядок, а вместе с ней – и сам храм.
http://www.yaroslavlru.ru
Церковь Рождества Христова находится на ул. Кедрова (бывш. Малой Варваринской, Малой Февральской) на пересечении её с Волжской набережной. Значительный памятник ярославской школы архитектуры и живописи ХVII в. Построена в 1644 г. на месте деревянной церкви. Храмоздателями её были представители двух поколений ярославской купеческой династии государевых гостей Гурьевых-Назарьевых.
Церковь имеет сложный ансамблевый образ, это четырехстолпный храм на подклете, окруженный с трех сторон галереями, увенчанный первоначально пятью главами. В церкви пять приделов, первым был освещен придел Николая Чудотворца в подклете, а над ним — придел Петра и Павла, на южном окончании галереи находится придел пяти персидских мучеников — Акиндина, Пегасия, Авфония, Елпидифора и Анемподиста, в диаконнике — придел Иоакима и Анны. Главный придел, Казанский, возведенный позднее у юго-западного угла храма, устроен в память о событиях Смутного времени: в церкви в 1609 г. ярославцы прятали от поляков чтимую икону Казанской Богоматери. Этот придел с миниатюрной галерейкой, представляющий собой квадратную в плане башню, венчает изящная декоративная главка с ажурным, т.н. «процветшим» крестом. Крыльцо церкви — большое, с двухскатной кровлей, на ползучих арках, типично для начального периода ярославского зодчества XVII в.
Декоративное убранство храма имеет лаконичный, сдержанный характер. Стены основного храма традиционно расчленены на три части лопатками, окна обрамлены скромными по рисунку наличниками, галерея украшена горизонтальными рядами ширинок. На северо-западном углу опоры нижнего яруса галереи оформлены в виде великолепной пары мощных восьмигранных столбов. Церковь интересна как первый ярославский храм, в декор стен которого были введены изразцы. Узкие пояса зеленых «муравленных» изразцов двух видов — с изображением льва и семилепестковой розетки идут по верху центрального барабана и под карнизами апсид, изразчатые вставки украшают фасады крыльца. Уникальным украшением памятника является изразцовая храмозданная надпись, широкой полосой опоясывающая четверик под арками закомар, в ней сообщается дата постройки церкви и имена храмоздателей. Летописи такого рода редко встречаются в древнерусском зодчестве.
В начале XIX в. внешний облик церкви был искажен переделками: снесены четыре боковые главы, вместо северной галереи устроен теплый храм, на западном фасаде появился портик в классическом стиле. В 1960-е г.г. ярославские реставраторы частично восстановили первоначальный вид храма.
Церковь соединялась через крытый переход с отдельно стоящим зданием колокольни, построенной позднее. Она представляет собой оригинальный по замыслу комплекс, включающий в себя Святые ворота, надвратную церковь Гурия, Самона и Авива, окруженную галереей с двумя шатровыми башенками, и богато декорированный восьмигранный шатер. Высота колокольни 38 м. По силуэту колокольня напоминает знаменитую трехшатровую «Дивную» церковь в Угличе. Декоративное убранство колокольни богаче и разнообразнее основного храма, а необычные завершения парных полуколонок на западном фасаде в виде «шапок» напоминают венчания восточных минаретов. Колокольня является выдающимся памятником древнерусской архитектуры.
Первый тябловый иконостас был заменен в XVIII в. высоким шестиярусным резным иконостасом в стиле барокко. Особый интерес представляют царские врата, на створках которых искусно вырезано в высоком рельефе «Сошествие Святого духа на апостолов». Иконы иконостаса написаны в первой половине XVII в., это единственный сохранившийся в Ярославле цельный ансамбль, выполненный до раскола Церкви.
Ансамбль церкви складывался в течение нескольких десятилетий и запечатлел в своем облике лучшие достижения художественного творчества ярославских мастеров.
Интерьер был расписан на средства ярославских купцов гостиной сотни Ивана Гурьева и его сыновей Михаила и Петра. Роспись была начата 28 мая 1682 г. и закончена 25 мая 1683 г. Ансамбль росписи включает в себя живопись основного храма и трех порталов паперти. Своды и стены паперти никогда не были расписаны. Живопись не избежала позднейших поновлений. В 1840-е г.г. она прописывалась частично клеевыми красками. В 1869 г. на средства старосты Ф.Д. Бочарова стенопись алтаря была переписана заново с добавлением на некоторых участках нового левкаса. В 1966-1970 г.г. стенопись реставрировалась В.И. Васиным, Е.А. Криулиным, В.Ф. Николаевым, Ю.Ф. Медведевым, В.Г. Зайцевым при научном консультировании О.Ф. Плющ.
Иконографическая схема росписи, превосходно согласованная с характером небольшого и уютного интерьера, является продолжением тех посадских традиций в монументальном искусстве Ярославля, которые зародились впервые в церкви Николы Надеина. Заметное влияние на характер живописи оказала работа Гурия Никитина в церкви Ильи Пророка (1680). Но в целом рождественские мастера, предположительно «Федор Федоров с товарищи», пошли самостоятельным путем, создав оригинальный ансамбль.
Заказ был вызван временным приездом Гурьевых в Ярославль в период начавшейся в Москве смуты. 27 апреля 1682 г. умер бездетный царь Федор Алексеевич и началась борьба за престол. Вспыхнул стрелецкий бунт. 23 мая 1682 г. в разгар этих кровавых событий Петр Алексеевич был венчан на царство вместе с братом Иваном. Вскоре боярская дума признала двоецарствие и 29 мая узаконила регентство царевны Софьи. В канун этого переворота, в Петров пост, ярославские изографы, «попрося у Бога милости», приступили к росписи храма на подворье гостей Гурьевых. По каким-то причинам они не закончили ее в одно лето; два нижних яруса, стилистически отличные от трех верхних, возможно дописывали в апреле и мае 1683 г. Перед нами уникальный памятник живописи, созданный непосредственно под впечатлением кровавых событий стрелецкого бунта и хованщины.
В центральном куполе церкви изображен Вседержитель с раскрытым евангелием, в простенках между окнами праотцы. В нижней части барабана пророки в кругах, скрепленных цветочными розетками. На парусах евангелисты с символами, на лобовых частях «Спас на убрусе» (в.) и «Благое молчание» (з.). На подкупольных арках «Троица Ветхозаветная с Авраамом и Саррой», «Сошествие св. Духа». На парусах барабанов (разобранных в 1830-е г.г.) апостолы из числа 70, на лобовых частях херувимы. На юго-западной подпружной арке «Неверие Фомы», на северо-западной «Жены-мироносицы». На своде «Благовещение» и «Введение во храм» (с апокрифическими сценами), «Рождество Христово» и «Богоявление», символическая композиция «София Премудрость Божия». На подпружных арках апостолы из числа 12 и числа 70. Столбы разделены на 4 яруса (нижний декоративный). В верхнем изображены цари и благоверные князья, в среднем мученики, среди них Пантелеймон Целитель, в нижнем местночтимые святые и святые-патроны старших поколений семьи Гурьевых: св. Анкидин, св. Иоанн Лествичник, св. Гурий Исповедник и св. Назарий.
Стены церкви разбиты на 8 ярусов. Верхние пять — сюжетные, шестой — широкий декоративный фриз, седьмой — узкая летопись и восьмой — подзор из традиционных полотенец. На западной стене разбивка стен иная. Декоративный фриз там отсутствует. Нижний сюжетный ярус вдвое шире обычного. В нем размещены только две крупные композиции. Два верхних яруса (включая люнеты) иллюстрируют земную жизнь Христа и притчи. Образцом для композиций многих сцен здесь служила не только Библия Пискатора, но и некоторые южно-русские печатные источники. Рисунок для «Притчи о разбогатевшем хозяине» заимствован из печатного «Синодика» XVII в. Третий ярус, посвященный «Страстям и явлениям Христа по Воскресении», исполнен драматического пафоса. Четвертый ярус росписи связан с богородичной темой и посвящен различным «чудесам Богородицы», сведения о которых почерпнуты из книги И. Галятовского «Небо Новое». Этот уникальный литературный цикл иллюстрируется здесь впервые в ярославской фреске.
Несомненно, знаменщиком цикла был художник-миниатюрист. Большинство сюжетов заимствовано из западных источников: «Чудо Богородицы по Вознесении», «Чудо над умерлым отроком», «О монахе-иконнике Иерониме», «О еврейском отроке, брошенном в печь», «О девице, убившей младенца», «О львах, которые сопровождали богородицу по пути в Египет», «Об Иоанне, из уст которого выросло древо со словами «Радуйся, Мария», «О деве Александре, из-за которой два юноши пали в поединке», «О двух лествицах, ведущих на небо», «О князьях волошских Дерсе и Мерхесе», «О покаявшемся Адельмане», «О блаженном Павле и его ученике», «О трясении земли во Италии», «Об иконе во граде Казани», «О видении Марии Зегнии».
Одной из лучших композиций литературного цикла является «Чудо о монахе Ерониме». Он изображен смиренно сидящим в келье и пишущим икону Богородицы. К нему является дьявол в образе девицы с распущенными волосами и высокой боярской шапке. Красавица заставляет его обокрасть церковь и оборачивается лукавым бесом. Ероним звонит в колокола. Сбежавшиеся монахи привязывают дьявола к столбу. В этой новелле ярославскому мастеру особенно удался образ дьявола с наглым, улыбающимся лицом. Он напоминает древнегреческого сатира.
Шестой ярус южной стены посвящен деяниям и мученическим кончинам 12 апостолов. На северной стене в нем иллюстрированы молитва «Отче наш», «Семь таинств» (над порталом) и «Мученическая кончина персидских мучеников Акиндина, Пегасия, Елпидифора и Анемподиста» (последняя сцена посвящена патрону основателя церкви Анкидина Назарьева). В шестом ярусе западной стены над порталом написана «Богоматерь Живоносный источник» (из книги И. Галятовского), по сторонам две большие символические композиции: «Хвалите Господа с небес» и «Страшный Суд», где среди грешников, помимо иноземцев, изображены русские в высоких боярских горлатных шапках. Символико-дидактическая композиция «Хвалите Господа с небес» на слова 148 псалма Давидова стала особенно популярна после выхода в 1680 г. в свет «Рифмованной псалтыри» Симеона Полоцкого.
Арки семи больших окон оформлены эмблематическими изображениями ангелов с зерцалами на фоне клубящихся облаков. В арках трех входных порталов деисусные композиции из трех круглых медальонов. В замкнутых помещениях алтаря и жертвенника (диаконник не расписан) стенопись размещена следующим образом. В конхе центрального алтаря «О тебе радуется», на стене апсиды святители, мученики и преподобные, написанные в два регистра. На южной стене добавлена композиция «Достойно есть». На западной стене «Евхаристия», в арке «Спас на убрусе и архидьяконы». В конхе жертвенника «Великий вход», на своде «Что тя наречем благодатная». В апсиде избранные святые и синодик (помянник) семьи Гурьевых.
Живопись на порталах паперти более всего пострадала от позднейших поновлений клеевыми и масляными красками. Арку входного портала украшает оглавный деисус. На откосах ангелы, стерегущие вход. По сторонам портала Иоаким и Анна. В арке южного портала архангелы со Спасом Эммануилом. По сторонам преподобные Зосима и Савватий, Сергий и Никон Радонежский. В арке северного портала Богоматерь Печерская, по сторонам Антоний и Феодосий.
Четырехъярусный иконостас церкви сооружен в середине XVII в. на средства правнуков Ивана Гурьева — Алексея и Федора Афанасьевичей Гурьевых. Несмотря на поновления, иконостас сохранил общие черты стиля елизаветинского барокко: пышную резьбу, украшающую прямоугольные рамы, картуши и витые колонки. На царских дверях горельефные изображения «Сошествия святого Духа на апостолов». На дверях выполнены в той же технике Архангел Гавриил и Богоматерь. Вокруг столбов существовали резные клиросы с восемью фигурами ангелов и серафимов.
Стены Казанского придела и придела Акиндина украшены клеевой плафонной живописью, выполненной в 1860 г. В своде Казанского придела «Коронование Богоматери», на стенах «Величит душа моя Господа», «Встреча Марии с Елизаветой», «Чудеса Казанской иконы», «Благовещение» и «Рождество», в конхе «Вседержитель», в апсиде вселенские святители.
Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901; Суслов А.И., Чураков С.С. Ярославль. – М.: Стройиздат, 1960; Добровольская Э., Гнедовский Б. Ярославль. Тутаев. – М.: Искусство, 1981; Воейкова И.Н., Митрофанов В.П. Ярославль. – Л., 1973; Брюсова В.Г. Фрески Ярославля. – М.: Искусство, 1983; Масленицын С.И. Ярославская иконопись. – М.: Искусство, 1983; Ярославль. Памятники архитектуры и искусства / Сост. В.П. Выголов. – М., 1985; Казакевич Т.Е. Западноевропейские новеллы “Неба Нового” И. Галятовского в стенописи церкви Рождества Христова в Ярославле / II научные чтения памяти И.П.Болотцевой. Сб. статей. – Ярославль, 1998; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005.