Ярославль. Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня при доме Нелидовой.

Домовая церковь в одноэтажной кирпичной пристройке в дому А.И. Нелидовой. Сооружена в 1899-1902 гг., была приписана к Воздвиженской церкви. Здание дома сохранилось, занято парикмахерской, венчания сняты.

Строительство каменной холодной церкви Воздвижения Креста Господня было начато на средства прихода в 1675 году на месте деревянного храма, первое упоминание о котором относится к XVI веку (в записи чудес 1515-1563 годов от иконы святителя Николая Чудотворца из Успенского собора). Освящена в 1688 году. В храме имелись два придела — во имя Казанской Богоматери и преподобных Онуфрия и Петра Афонских (в 1865 г. последний придел перенесли из летней церкви в дьяконник теплого храма). В 1735 году артель ярославских мастеров во главе с Алексеем Сопляковым украсила церковь росписями на средства купцов Викулиных (живопись сохранилась частично под побелкой). Иконостас центрального храма был увенчан Распятием, в котором помещались 50 частиц мощей разных святых. В 1860-1865 годах церковь Воздвижения значительно поновили: к западному фасаду храма пристроили большую трапезу, сделали новые иконостасы, вновь прописали настенную живопись и значительную часть икон.
Теплая церковь Косьмы и Дамиана сооружена в 1722 году на средства прихожан. Стены и своды ее украшали отдельные живописные композиции, выполненные в 1843 году на средства купцов Крохоняткиных ярославским мастером Ф.И. Телегиным. Чтимыми иконами летнего храма были образа Богоматери «Утоли мои печали» (написана поручиком Сергеем Ивановым Наброцким в 1777 г.) и Боголюбской Богоматери (написана по заказу прихожан в 1771 г.). В теплом зимнем храме особо почитали икону Печерской Богоматери (копия чудотворного стенописного образа из ярославского Спасского монастыря, выполненная по заказу протоиерея Алексея и церковного старосты Е.Е. Мушникова) и икону «Распятие Христово» с «46 ликами угодников Божиих», с частью Креста Господня и частицами мощей святых при каждом из ликов. Кроме того, в Крестовоздвиженской церкви имелись два ковчега с частями от Гроба Господня и частицами мощей, два серебряных креста с частью камня с горы Синайской, частями Креста и Гроба Господня, а также Гроба Богоматери. В ризнице хранился антиминс, освященный митрополитом Димитрием Ростовским. К Крестовоздвиженскому приходу в 1903 году была приписана церковь Происхождения Честных древ Креста Господня при доме госпожи А.И. Нелидовой. Церкви Воздвиженского прихода закрыли в 1930 году. Здания сохранились в искаженном виде, в настоящее время используются предприятием.
Строительство каменной холодной церкви Воздвижения Креста Господня было начато на средства прихода в 1675 году на месте деревянного храма, первое упоминание о котором относится к XVI веку (в записи чудес 1515-1563 годов от иконы святителя Николая Чудотворца из Успенского собора). Освящена в 1688 году. В храме имелись два придела — во имя Казанской Богоматери и преподобных Онуфрия и Петра Афонских (в 1865 году последний придел перенесли из летней церкви в дьяконник теплого храма). В 1735 году артель ярославских мастеров во главе с Алексеем Сопляковым украсила церковь росписями на средства купцов Викулиных (живопись сохранилась частично под побелкой). Иконостас центрального храма был увенчан Распятием, в котором помещались 50 частиц мощей разных святых. В 1860—1865 годах церковь Воздвижения значительно поновили: к западному фасаду храма пристроили большую трапезу, сделали новые иконостасы, вновь прописали настенную живопись и значительную часть икон.
http://yarland.ru/news/5857.html и http://kotlovka.ru/pgalery/displayimage.php?pos=-5215)

Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня при доме Нелидовой
Сооружена в 1899 г. на средства дворянской дочери девицы А.И. Нелидовой. Каменная, однопрестольная с каменной колокольней располагалась на углу Голубятной и Благовещенской улиц. Согласно Указу Ярославской Духовной Консистории от 4 июля 1903г. № 6735, домовая церковь была приписана к Крестовоздвиженскому храму.
Штатного причта при церкви не было. Нелидовская церковь состояла в заведывании особого (нештатного) священника, определенного Епархиальным начальством. Церковь содержалась на средства наследника А.И. Нелидовой — потомственного дворянина М.Гр. Успенского. Священником в 1909 г. был назначен заштатный священник с. Вепрева Пустынь Ростовского уезда Н.А. Тальянцев. Клировые ведомости сообщают несколько фактов из его биографии: «за предосудительные поступки», допущенные при служении Литургии 1 августа 1900 г. по определению Св. Синода Н.А. Тальянцев был послан без запрещения в священнослужении в Ростовский Варницкий монастырь на одну неделю; затем Указом Ярославской духовной консистории за неодобрительное поведение он был отречен от должности и с запрещением в священнослужении послан на 22 месяца в Варницкий монастырь с предоставлением ему права просить об определении на другое священническое место. Указом Св. Синода от 20 мая 1909 г. Н.А. Тальянцеву предписано подсудность не считать препятствием к награждению установленными для духовенства знаками отличия. Псаломщические обязанности по вольному найму исправлял заштатный дьякон Ярославской Петропавловской церкви, что на Волге А.Смирнов. На содержание причта и сторожа был положен капитал в 20000 руб. (1915 г.).
В 1910 г. церковный капитал составлял 100 руб. в билетах Госбанка, кружечные сборы в 1915г. приносили около 300 руб. дохода. От ежегодных взносов на духовно-учебные заведения церковь была освобождена.
Согласно завещанию храмоздательницы А.И. Нелидовой 1899 г., со временем планировалось открытие церковно-приходской школы.
ГАЯО. Ф. 230. Оп.2. Д.4785. Л. 150-158, Д.5134. Л.165-170, Д.5232. Л.219-226, Д.5523. Л.236-242.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?