Ярославль. Церковь Петра, митрополита Московского.

Находится в Мукомольном переулке (бывш. Петромитрополитский), на территории закрытого мукомольного завода № 1. Построена в 1657 на средства купца Ефрема Лифантьева. Главный престол был освящён в честь Собора Божией Матери, на правой стороне алтаря был устроен холодный придел Андрея Первозванного, на левой — теплый во имя Св. Петра, митрополита Московского.
В XVII в. Петромитрополитская церковь играла роль одной из основных высотных точек в низкой застройке левого берега Которосли между храмами Богоявления и Николы Мокрого. Это был первый по времени постройки каменный храм в большой и многолюдной Спасской ремесленной слободе Ярославля. Прихожанином церкви в 70-80-х г.г. XVIII в. был первый ярославский генерал-губернатор Алексей Петрович Мельгунов.
Первоначально сильно растянутый в поперечнике четверик храма завершался двумя каменными шатрами. Четверик был перекрыт тяжелым корытчатым сводом, опиравшимся на мощные стены толщиной до 2 м. Фундамент церкви со стороны Которосли был выложен из крупных валунов. К четверику примыкала обширная трапеза на четырех опорных столпах. К северному нефу, более широкому по сравнению с остальными, примыкала шатровая колокольня, а с западной стороны в трапезную вело высокое крыльцо.
Декоративное убранство храма было чрезвычайно скромно. Углы основного четверика были обработаны лопатками, в верхней его части проходил узкий поясок поребрика и четыре ряда выпущенной кладки. Окна не имели наличников. Над верхними окнами находились небольшие ниши прямоугольной формы, в которых помещались иконные изображения: «Собор Богородицы» на южной стене и «Ярославские святые» на северной стене. Внутри храма в стенах и сводах было сделано 15 голосниковых отверстий, сближавших Петромитрополитскую церковь с храмами Ростова. Архитектура храма претерпела в XVIII-XIX в.в. значительные изменения.
С 13 июня 1760 г. по 30 июня 1761 г. стены храма были украшены фресковой живописью. В работе над росписями принимали участие 7 ярославских мастеров: Афанасий Андреев Шустов, Михаил Алексеев Сопляков, Федор Илларионов Пототуев, Иван Никитин Горин, Федор Иванов Горин, Иван Степанов Сарафанников и Устим Никифоров Кружевников. В центре храмового свода в кругу находилось изображение Новозаветной Троицы, сцен Благовещения и Поклонения волхвов, на склонах — двунадесятых праздников, пророков и Богоматери «Знамение».
Стены были разделены на три яруса. В верхнем помещались евангельские сцены и притчи, нижний был посвящен Страстям Христовым. Над западным порталом была изображена Божия Матерь Владимирская, поддерживаемая ангелами, к югу от западного портала были размещены апокрифические картины: «Бегство в Египет», «Спасение Богородицы под смоковницей» и «Падение идолов», к северу от центрального портала — сцены из жития митрополита Петра. В центральном алтаре на восточной части свода находился сюжет «Христос ты еси иерей во веки» с предстоящими и святителями, на западной половине свода — «Семь таинств», в жертвеннике на восточной части свода — «Проскомидия» (первая часть православной службы, когда священнослужители готовят хлеб и вино для причастия), на северном и южном сводах — сцены смерти праведника, душу которого принимают ангелы, в диаконнике на восточной части свода «Коронование Богоматери», на западной — сцены из жития Андрея Первозванного. Настенная живопись Петромитрополитской церкви дважды подвергалась поновлению — в 1840-х г.г. и реставратором Кузнецовым в 1900-х г.г.
В 1918 г. церковь пострадала во время артиллерийского обстрела города. В 1929 г. здание было подготовлено к сносу: были разобраны трапезная, колокольня и крыльцо. Художник-реставратор Н.И. Брягин снял церковные фрески по методу, разработанному И.А. Тихомировым и лепщиком П.Н. Догадушкиным. Часть фресок была продана за границу, некоторые хранятся в фондах ГРМ (Санкт-Петербург) и ЯМЗ. Дата закрытия храма неизвестна.
Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901; Добровольская Э., Гнедовский Б. Ярославль. Тутаев. – М.: Искусство, 1981; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?