Ярославль. Церковь Петра и Павла при кадетском корпусе.

Петропавловская церковь при ярославском кадетском корпусе построена на средства ярославского дворянства и освящена 27 декабря 1829 года. Главный престол в честь св. ап. Петра и Павла; праздник 29 июня. Придел в честь св. Захарии и Елисаветы (память их 5 сентября), выстроен на средства яросл. купца Ф.Евгр.Вахрамеева и освящён 5 сент. 1901г. Церковь теплая, каменная. Квартиры священника и псаломщика находятся при здании корпуса. Кадет около 400 человек и служащих при корпусе около 200 человек, не считая жен и детей. Церковная библиотека имеет 420 томов книг религиозного содержания, кроме духовных журналов. Священнику жалованье 750 руб. и квартира за службу при церкви; кроме того жалованье за уроки 1600 р. Диакону жалованье 450 р. без квартиры. Псаломщику жалованье 196 р. с квартирой. Источник: «Монастыри и храмы Ярославской губернии. 1908 г.»

В ознаменование рождения цесаревича Алексея Николаевича в Петропавловской церкви на средства ризничего московского Данилова монастыря иеромонаха Иоакима был устроен, щедро обеспечен и 5 сентября 1908 года архиепископом Тихоном освящен придел во имя Алексия, митрополита Московского. День памяти святителей московских (митрополитов Петра, Алексия и Ионы) – 5 октября – кадеты стали праздновать как храмовый. Иконы придела были исполнены в мастерской художника Шварева. В церкви хранился ковчег с частицами мощей Стефана, Иосифа, Моисея и Феодула, на Синае убиенных — дар прихожанки Виноградовой. В ноябре 1909 года, в ознаменование большой даты – 200-летней годовщины памяти святителя Дмитрия Ростовского, храм получил редкостный дар от викария Ярославской епархии Иосифа (Петровых), епископа Угличского – частицу мощей чудотворца. Незадолго до торжества в Петропавловскую церковь была пожертвована «большого размера и древнего письма» икона ростовского митрополита. Благотворитель по окончании праздничного молебна вложил в «нарочито сделанное там [в иконе] на месте панагии углубление заключенную в воскомастику частицу св. мощей и оправленную в сребро-позлащенную звездицу». В 1907 году были перелиты старые церковные колокола, вес большого колокола составил 67 пудов 1 фунт.
1 мая 1920 года толпой манифестантов были сняты с куполов кресты, на их место «укреплены красные знамена, а вместо иконы, помещавшейся в треугольном фронтоне храма, поставлена вывеска “Рабочий клуб 3-го Закоторосльного района в память всероссийского субботника 1 мая” С колокольни храма сняты и увезены все колокола, кроме большого». В этом источнике упоминается колокольня с семью колоколами «с часовней при ней». По всей видимости, речь идет о часовне, запечатленной на известной открытке М. Кампеля «Ярославль. Московская улица и кадетский корпус». Никаких документов о строительстве часовни и ее освящении не обнаружено, более того, в ведомостях Петропавловской церкви при кадетском корпусе приписанной к церкви часовни не значится. Т.А. Рутман «Храмы и святыни Ярославля», 2-е издание

Церковь была заложена в 1797 г. на средства ярославского дворянства, строительство завершено лишь в 1821 г. Освящение состоялось 29 декабря 1829 г. архиепископом Ярославским и Ростовским Авраамом. Каменная, теплая церковь в 1880 г. (по клировой ведомости 1900 г. — в 1881 г.) была соединена со зданием корпуса; при церкви была колокольня с 7 колоколами. Первоначально в церкви имелся, видимо, один престол — св. Петра и Павла. В клировой ведомости за 1901г. значится второй престол — св. Захария и Елизаветы, устроенный на средства церковного старосты, купца Ф.Е. Вахромеева в память Высочайшего утверждения праздника кадетского корпуса и освященный 5 сентября 1901 г. архиепископом Ярославским и Ростовским Ионафаном. В клировой ведомости за 1912 г. отмечен и третий престол — св. Алексия, митрополита Московского.
Причт по штату состоял из священника, дьякона и псаломщика. На содержание священника положением о кадетских корпусах 1886 г. назначалось 720 руб., на содержание дьякона — 450 руб., псаломщика — 196 руб. в год. На содержание и освящение церкви отчислялось из сумм кадетского корпуса 300 руб. Причтом ежегодно уплачивался взнос на содержание духовно-учебных заведений епархии, церковь освобождалась от этого сбора. Церковные доходы (свечные, кружечные и кошельковые) в 1906 г. составляли 1471 руб. 78 коп. Церковного недвижимого капитала не было.
Церковным старостой с 1894 года числился ярославский первогильдейский купец Ф.Е. Вахромеев, во время своей службы пожертвовавший 6000 руб.
Церковная библиотека в 1912 г. насчитывала 350 томов, ежегодно выписывались «духовные издания»: Душеполезное чтение, Странник, Руководство для сельских пастырей, Церковные и Ярославские Епархиальные Ведомости.
В 1906 г. прихожанами Петропавловской церкви значились 582 человека — 527 мужчин (из них 420 составляли военные и воспитанники училища) и 53 женщины.
В мае 1918 г. храмовое имущество по уполномочию Комиссариата по церковным и монастырским имуществам Ярославля и Ярославского уезда было передано во временное бесплатное пользование приходской общины. В октябре 1918 г. прихожанами Петропавловского храма было подано два прошения в Комиссариат по церковным и монастырским имуществам Ярославля и Ярославского уезда с просьбой не применять постановление об освобождении помещений из-под домовых церквей при учебных заведениях к Петропавловской церкви, «так как последняя не является домовой церковью, находясь не в школьном и не при школе состоящем, а в своем собственном, специально для храма выстроенном, помещении, и представляла и представляет из себя не церковь при учебном заведении, а церковь приходскую, в прежнее время таковую по преимуществу, а ныне – исключительно».
1 января 1919 г. по распоряжению Ярославской Ликвидационной комиссии Петропавловский храм был опечатан. В марте 1919 г. командир Ярославского Отдельного Караульного Батальона сообщал в Отдел по учету Церковно-монастырского имущества, что «для совершения богослужения в церкви Петра и Павла, что при кадетском корпусе, с моей стороны препятствий не встречается».
Ярославской Губернской Комиссии по церковно-монастырским делам причту и группе верующих граждан прихода церкви Петра и Павла был выдан мандат в том, что «согласно декрета «об отделении церкви от Государства» и заключении договора на основании ходатайства верующих граждан, железно-дорожных служащих и уведомление Ярославского Отделения Караульного Батальона к открытию означенной церкви со стороны Комиссии препятствия нет».
Весной 1920 г. в помещении церкви кадетского корпуса состоялось собрание рабочих. Как сообщала 4 мая 1920 г. газета «Известия Ярославского губисполкома», «под аплодисменты и радостные крики и звуки Интернационала был снят крест с церкви и водружен ярко-красный флаг». После удаления церковных предметов и священнослужителей из здания кадетского корпуса, по предложению тов. Крамника в помещении бывшей церкви кадетского корпуса был организован рабочий клуб.
ГАЯО. Ф.230. Оп.2. Д.4189 Л.32-36, Д. 4612, Д.4614 Л.62-65, Д.4897 Л.77-87, Д.5395, Ф.1118. Оп.1. Д. 5522. Л.74-83, Р-773. On.4 Д.99. Л. 193-194, 196-197, 200-201, 204-205.

Комплекс зданий, в котором с 1895 г. находился Ярославский Кадетский корпус, первоначально предназначался для размещения 3-го учебного карабинерного полка, расквартированного в Ярославле.
1 сентября 1798 г. состоялась торжественная закладка казарм с церковью. Архиепископ Арсений с духовенством и при стечении народа совершил крестный ход к месту будущего строительства. За возведением зданий наблюдали депутаты «от каждого состояния, которые изъявили желание дать на казармы деньги», а само «строение» было возложено на предводителя губернского дворянства артиллерийского капитана Кожина.
Возведение одноэтажных, но весьма масштабных казарм — «длиною 165, шириною 160 сажен, кои обнесены валом и рвом» — продвигалось с перерывами. Работы затянулись более чем на два десятилетия. Церковь при казармах была сооружена еще в 1821 г., но освящена только с завершением всего строительства 27 декабря 1829 г. архиепископом Авраамом во имя апостолов Петра и Павла. Тем не менее, столетие своей домовой церкви кадетский корпус отмечал 1 сентября 1897 г. Юбилей проходил очень торжественно: в присутствии губернатора Б.В. Штюрмера и других высоких гостей литургию служил викарный епископ Иоанникий, затем было совершено молебствие владыкой Ионафаном с протоиереями нескольких городских храмов.
В 1841 г. два батальона карабинерного полка перевели в новые казармы у Николо-Мокринской церкви, в старых казармах оставили только батальон, состоявший из кантонистов — несовершеннолетних сыновей нижних воинских чинов, с рождения принадлежавших военному ведомству. В этот период Петропавловская церковь исполняла необычное для ярославских храмов «миссионерское значение». Традиционно в кантонисты записывали детей разных национальностей, в том числе и еврейских мальчиков, исповедовавших иудаизм, и мусульман. Священники и воспитатели стремились обратить их в православие, причем весьма успешно: за первые тридцать лет существования Петропавловского храма в нем было крещено более полутора тысяч иудеев. Кроме того, в этой церкви ежегодно крестилось также и несколько мусульман. Надо отметить, что обращение в православие в Ярославле велось достаточно тактично — командиры школы и клир с гордостью подчеркивали, что жалоб на принуждение, в отличие от аналогичных школ в других городах, ни разу не поступало.
С конца 1850-х г.г. в казармах располагались разные военные учебные заведения: в 1859 г. было учреждено Ярославское училище военного ведомства, в 1866 г. его реорганизовали в военную начальную школу, в 1869 — в военную прогимназию, в 1886 — в Ярославскую военную школу и наконец в 1895 г. — в Ярославский кадетский корпус. Соответственно статусу учебных заведений менялось официальное название состоящей при них Петропавловской церкви. Храм, как и все другие церкви полковые и при военных учебных заведениях, находился в ведении протопресвитера военного ведомства.
В 1860-х г.г., как сообщается в книге последнего настоятеля храма священника С.А. Верещагина, в храме «на доброхотные пожертвования» были устроены два придела: в 1864 г. — Николая Чудотворца, поскольку прихожане «в 1841-1860 г.г. имели ближайшее отношение к Николомокровской (церкви) и привыкли праздновать главный ее храмовый праздник»; в 1866 — во имя Александра Невского, «в память избавления Государя Императора Александра II от смертельной опасности, вследствие выстрела злоумышленника Каракозова 4 апреля с. г., и подвига Комиссарова» (костромской крестьянин Осип Иванович Комиссаров (1838-1892), заметив в толпе у ворот Летнего сада в Петербурге целившегося в Царя-Освободителя Д.В. Каракозова, в самый момент выстрела толкнул его под руку, чем и спас государя). Оба придела были торжественно освящены архиепископом Нилом.
Вначале Петропавловский храм представлял собой отдельное здание, стоявшее между двух корпусов, его фасады были украшены колоннами с фронтонами, в окне западного фронтона размещались колокола. В 1890 г. церковное здание капитально реконструировали: соединили с корпусами прогимназии, центральный купол разобрали, а для колоколов устроили особый навес. Оба придела Петропавловской церкви при ее перестройке были упразднены.
В 1895 (после реорганизации военной школы в кадетский корпус), в 1901 и 1908-1909 г.г. в храме были проведены работы по его обновлению и вновь устроены два придела. В 1901 г. на средства церковного старосты, купца Федора Евграфовича Вахрамеева, был сооружен придел, освященный 5 сентября архиепископом Ионафаном в честь Захарии и Елизаветы. Этот день был утвержден как праздник Ярославского кадетского корпуса. После кончины жертвователя в храм перенесли его семейные иконы.
В ознаменование рождения цесаревича Алексея Николаевича в Петропавловской церкви на средства ризничего московского Данилова монастыря иеромонаха Иоакима был устроен, щедро обеспечен и 5 сентября 1908 г. архиепископом Тихоном освящен придел во имя Алексия, митрополита Московского. День памяти святителей московских (митрополитов Петра, Алексия и Ионы) — 5 октября — кадеты стали праздновать как храмовый. Иконы придела были исполнены в мастерской художника Шварева. В церкви хранился ковчег с частицами мощей Стефана, Иосифа, Моисея и Феодула, на Синае убиенных, — дар прихожанки Виноградовой.
В ноябре 1909 г., в ознаменование большой даты — 200-летней годовщины памяти святителя Димитрия Ростовского, храм получил редкостный дар от викария Ярославской епархии Иосифа (Петровых), епископа Угличского — частицу мощей чудотворца. Незадолго до торжества в Петропавловскую церковь была пожертвована «большого размера и древнего письма» икона ростовского митрополита. Благотворитель по окончании праздничного молебна вложил «в нарочито сделанное там (в иконе) на месте панагии углубление заключенную в воскомастику частицу св. мощей и оправленную в сребро-позлащенную звездицу». В 1907 г. были перелиты старые церковные колокола, вес большого колокола составил 67 пудов 1 фунт.
После революции церковь была осквернена и закрыта. 1 мая 1920 г. толпой манифестантов были сняты с куполов кресты, на их место «укреплены красные знамена, а вместо иконы, помещавшейся в треугольном фронтоне храма, поставлена вывеска «Рабочий клуб 3-го Закоторосльного района в память всероссийского субботника 1 мая». В одном из документов также говорится: «С колокольни храма сняты и увезены все колокола, кроме большого». Под колокольней, по всей видимости, имеется ввиду часовня, запечатленная на известной открытке М. Кампеля «Ярославль. Московская улица и кадетский корпус». В открытом верхнем ярусе здания (архитектура которого близка часовням, возведенным в городе по проектам Н.И. Поздеева) просматривается несколько колоколов…
В последующие годы в бывшем кадетском корпусе размещались различные военные училища. В помещении Петропавловского храма был устроен спортзал.
В 2000-е г.г. был подготовлен проект восстановления Петропавловского храма.
Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2008.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?