Ярославль. Церковь Петра и Павла на Волге (в Петровской слободе).

После упразднения древней Петровской обители, на ее месте в Ловецкой слободе у Пятницкого спуска была построена каменная церковь Апостолов Петра и Павла. Это был пятиглавый византийской архитектуры храм с тремя престолами: Петра и Павла, Михаила Малеина, Архангела Михаила, заложенный на средства прихожан в 1691 году и освященный в 1701 году. Храм был украшен кирпичными арочками и колонками и окружен низкой галереей с шатровой колокольней на северо-западном углу.
Колокольня имела необычный, единственный среди городских колоколен силуэт. Примерно на середине высоты, в основании яруса слухов, шатер резко сужался и продолжался как бы вторым, малым шатром со вторым ярусом звона. Редкая по красоте колокольня придавала неповторимое очарование Волжской набережной.
Во время Ярославского восстания в июле 1918 года храмы Петропавловского прихода получили значительные повреждения. Усилиями бригады реставраторов во главе со знаменитым мастером П.Д.Барановским в 1922 году они были восстановлены, но в 1931 году храмы были закрыты, а в 1937 году снесены. В средние века на месте храма находился женский Петропавловский монастырь, упраздненный в Синодальный период.
http://www.moi-jaroslavl.ru/zerkvi-v-slobodax/utr-zerkvi-v-sl/48-st-petra-pavla-volga.html
Находилась на берегу Волги в бывшей Петровской слободе (нынешняя Октябрьская площадь, у основания автомобильного моста через Волгу). В древности на этом месте существовал мужской Петровский монастырь. Упоминание о нем содержится, в частности, в житии переславского чудотворца Никиты столпника под 1186 годом, когда железные вериги святого, убитого злоумышленниками, принявшими их за серебряные, были в досаде брошены ими в Волгу у стен Петровского монастыря. Обретение вериг старцем монастыря Симеоном, как повествеут житие, сопровождалось чудесами — исцелением больных. Впоследствии вериги были возложены на гробе святого в Переславле.
Петровский монастырь служил местом погребения лиц из рода ярославских князей второй династии — князя Михаила Федоровича, сына Федора Ростиславича Черного от первого брака; княгини Марии Васильевны, первой жены Федора Черного; княгини Ксении, матери Марии, жены князя Василия Всеволодовича, причисленного к лику святых; тетки Михаила Анастасии. Когда прекратил свое существование Петровский монастырь — неизвестно. Однако в начале XVII века здесь уже была приходская церковь Петра и Павла. В 1691 году был заложен на средства прихожан, а в 1701 году освящен во имя первопрестольных апостолов Петра и Павла каменный холодный пятиглавый храм с шатровой колокольней. Храм имел два придела — южный во имя Михаила Малеина и северный во имя Архистратига Михаила. Внутри был украшен стенной росписью, по мнению проф. Покровского, современной самому храму (среди сюжетов видное место занимали сцены из жития Никиты Переславского), а снаружи — цветными изразцами. Особенно красивыми были изразцовые наличники окон алтарных апсид. Теплая церковь с одним престолом во имя Николая Чудотворца была построена в 1840-41 годах на пожертвования купца Сергея Андреевича Галкина. В результате подавления частями Красной Армии вооруженного выступления белогвардейцев в июле 1918 года Петропавловская церковь сильно пострадала. Усилиями бригады реставраторов во главе со знаменитым П.Д.Барановским она была в 1922 году восстановлена и «сияла божественной красотой». Однако в 1931 году церковь была закрыта, а в 1937 году снесена.
Шемякин А.И.
Четырёхстолпный кирпичный пятиглавый храм, яркий образец ярославского зодчества 2-й пол. XVII в. Сооружен в 1691, был окружен с трёх сторон папертями, над северо-западным углом которых стояла шатровая колокольня, интересная промежуточным ярусом, делящим шатер на две части. Приделы Михаила Малеина и Михаила Архангела. Сильно повреждена в ходе боев в 1918, отреставрирована. Закрыта в 1931, снесена в 1937. На месте церкви проходит насыпь моста через Волгу. В XII-XIV вв. тут существовал мужской Петровский монастырь.
Рутман Т. А. Храмы и святыни Ярославля. Ярославль, 2008, с. 192-201

Колокольня церкви Петра и Павла
Начало ХХ столетия было одной из трагичных страниц в истории Ярославля. За несколько десятилетий город лишился многих красивейших храмов и колоколен. Первая веха этих потерь — июль 1918 г., когда в Ярославле произошло одно из первых вооруженных выступлений против советской власти. Его подготовил подпольный «Союз защиты родины и свободы», состоящий из офицеров бывшей российской армии. Результатом этого выступления стала гибель сотен людей, множество уникальных памятников архитектуры было разрушено или получило серьезные повреждения в ходе артиллерийского обстрела. Особенно пострадала западная часть города.
Однако тогда, благодаря усилиям Петра Дмитриевича Барановского, многие из разрушенных памятников удалось восстановить. Уже 23 августа 1918 г. в городе начинает работать созданная им Ярославская реставрационная комиссия. За короткий срок были выполнены самые необходимые действия по спасению Святых врат Спасо-Преображенского монастыря, построек храмового комплекса Николы Мокрого, церквей Михаила Архангела и Николы Рубленного. Однако, всего через двадцать лет, целый ряд спасенных церквей и церковных построек был варварски уничтожен. Шло наступление на церковь. В 1929 г. в городе вышел запрет на колокольный звон. Под натиском «Союза воинствующих безбожников» погибла значительная часть колоколен, создававших неповторимый, почти орнаментальный облик города. Среди них — уникальная колокольня церкви апостолов Петра и Павла.
Колокольня церкви Петра и Павла была частью ансамбля петропавловского прихода на Волжском берегу, что в Ловецкой слободе. Она находилась на месте древней Петровской обители у Пятницкого спуска, на северной окраине города. Первые упоминания о монастыре относятся к XII в. В XV в. на его месте находился деревянный храм. Сейчас здесь расположен автомобильный мост через Волгу. Строительство храма и колокольни велось с 1691 по 1701 год, когда храм был освящен. Он имел довольно обычный для Ярославля облик: увенчан пятью большими главами, украшен всевозможными кирпичными арочками и колонками и окружен низкой галереей с шатровой колокольней на северо-западном углу.
Колокольня издревле привлекала внимание своим необычным, единственным среди городских колоколен силуэтом. Примерно на середине высоты, в основании яруса слухов, шатер резко сужался и продолжался как бы вторым, малым шатром со вторым ярусом звона. Некоторые исследователи считают этот прием своеобразной подготовкой перед появлением многоярусных колоколен. Редкую по красоте колокольню, как «не представляющую исторической и культурной ценности», снесли вместе с храмом в 1937 году, почти одновременно с кафедральным Успенским собором. Утрата этих храмов с их колокольнями лишила город неповторимого очарования Волжской набережной.
http://www.zvon.ru/zvon5.view4.page7.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?