Церковь Петра и Павла построена в первой половине XVIII века на средства владельца Ярославской Большой Мануфактуры Ивана Затрапезнова. Уникальный для местной архитектуры памятник в стиле «петровского барокко». Прообразом послужил Петропавловский собор в Петербурге. Огромный по размерам, двухэтажный, с тремя ярусами окон и пышным декором, с высокой многоярусной колокольней, завершающейся шпилем, храм являлся композиционным центром промышленного комплекса: храм, производственные постройки, система прудов с мельницами, регулярный парк, живой массив с регулярной планировкой. В 2001-2002 годах проведены работы по выпрямлению шпиля колокольни. Сейчас храм передан Русской Православной Церкви.
Единственный в Верхневолжье памятник петровского барокко. Сооружен в 1736-42 годах по образцу Петропавловского собора в Петербурге на средства купцов Затрапезновых — владельцев близлежащей Ярославской Большой мануфактуры. Церковь огромная по размерам, двухэтажная, пышно декорированная. Шпиль храма в течение нескольких столетий был самой высокой точкой Ярославля. Вокруг в 18 веке были устроены пруды и разбит парк. После передачи памятника Русской Православной Церкви началось благоустройство заброшенного храма и территории парка.
Каменная двухэтажная церковь Петра и Павла была построена на территории полотняной фабрики «ярославских мануфактур» на средства Ивана Максимовича Затрапезнова. Указ об устроении «манифактуры» дан был Максиму Затрапезнову с сыновьями Петром I, и церковь при мануфактуре повторила посвящение и формы знаменитого собора, построенного в Петербурге архитектором Доменико Трезини по указанию Великого царя. Строительство растянулось на несколько лет: в 1737 была освящена во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы теплая церковь первого этажа. Ктитор не увидел завершения работ – в 1741-м он был погребен в храме у его входа. Церковь, до окончательного завершения обустройства и освящения в 1744 холодного храма на втором этаже в честь апостолов Петра и Павла, даже называлась по престолу святых Симеона и Анны.
В последующие почти два века менялись владельцы мануфактуры, производственные корпуса были в 1856 перенесены севернее, за церкви Николо-Меленского прихода, но прихожанами величественного храма «у старых фабричных ворот» оставались «фабричные» — сначала крепостные, потом ярославские мещане и пришлый люд. Но неизменно хозяева Ярославской Большой мануфактуры благотворительствовали и храму, и его прихожанам.
В 1835 в нижней церкви был поставлен новый иконостас и устроены еще два придела — Покрова Богоматери по правую сторону алтаря и преподобного Саввы по левую, а в 1880 в теплой церкви проводились значительные поновительные работы на средства владельцев Ярославской Большой мануфактуры Андрея Александровича Карзинкина и Николая Васильевича Игумнова, пожертвовавших на эти цели более шестнадцати тысяч рублей. Стены храма были расписаны «под вид дикого мрамора», позолочен иконостас, поставлены новые иконы, серебряная утварь, облачения, паникадило, сделаны изразцовые печи и чугунные полы. Ранее «скудный, мрачный и обветшалый храм» преобразился. На пожертвованные ими 4500 рублей был заново переделан шпиль храма, пострадавший от сильной бури в 1884. В 1887 под наблюдением архитектора Н.И.Поздеева прежняя деревянная лестница в храм верхнего этажа заменена мраморной. В 1887-1888 свод летнего храма был расписан художниками Н.Егоровым и Катасевым.
Из достопримечательностей Петропавловской церкви стоит отметить резную, из слоновой кости, икону «Воскресение Христово с праздниками». По преданию, это был дар Петра I Ивану Максимовичу Затрапезнову. В храме хранился серебряный, украшенный жемчугом крест с частицей мощей Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. На колокольне Петропавловской церкви, кроме обычного набора колоколов, находились часы, их колокол весил двадцать пудов.
В 1871 на средства Ивана Ивановича Карзинкина была сооружена богадельня, кроме того, при храме имелись начальная школа, больница, церковно-приходское попечительство.
Церковь Петра и Павла была закрыта в 1929. В советское время в верхнем храме располагались клуб и кинотеатр, а в перестроечное время – одна из ярославских бирж, в нижнем тогда же было устроено кафе. В 1997 был передан в ведение Русской Православной Церкви. К 1999, когда по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея настоятелем храма был определен игумен Антоний (Бабурин), от былого великолепия затрапезновского храма почти ничего не осталось.
Тщанием прихожан восстановлена плита над могилой Ивана Максимовича Затрапезнова, а в память о былом значении храма в жизни Ярославской Большой мануфактуры 29 июня 2003 был проведен крестный ход вокруг бывшей территории ЯБМ — с тех пор на престольный праздник первоверховных апостолов Петра и Павла он совершается ежегодно.
Т.А. Рутман. Храмы и святыни Ярославля: История и современность. С. 511-515.
Место, на котором вырос Петропавловский храм в Ярославле, издревле считалось святым. Каменной церкви, появившейся здесь, предстояло превратиться в доминанту и паркового ансамбля, и промышленного района. Её заказчик считал храм своего рода духовным памятником Петру Великому. Возле современного Петропавловского храма протекает Зеленцовский ручей, который также называют Купальнишным. Считается, что поклонение божествам на этом месте совершалось с древних времён. Так, в языческую эпоху именно здесь находилось капище Купалы. Подобные сооружения часто устраивали в местностях, богатых водой, к числу которых относится и этот район на юго-западе современного Ярославля. Освоение Закоторосльной части началось в конце ХV века. Именно тогда здесь был основан Николо-Сковородский мужской монастырь, возле которого, как гласит предание, бил святой источник. Обитель являлась своего рода юго-западным форпостом Ярославля. Возле монастыря возникла слобода, чьи жители занимались обработкой шкур скота. В 1609 году польские отряды добрались до Ярославля, сожгли Николо-Сковородскую обитель и утопили монахов в водоёме. Разрушения в этой части города были настолько велики, что впоследствии так и не удалось точно определить, где же стоял прежний монастырь. Есть предположение, что монастырь находился в непосредственной близости от нынешней Петропавловской церкви, на территории стадиона в одноимённом парке. Можно с большой долей вероятности утверждать, что Петропавловский храм поднялся на намоленном месте.
В начале ХVIII века ярославский купец, давний знакомый и почитатель Петра I, Иван Максимович Затрапезнов ходатайствовал перед самодержцем «о насаждении в Ярославле полотняной промышленности». В ответ государь в 1722 году издал указ, предписывающий ярославскому купцу Максиму Затрапезнову и трём его сыновьям вступить в число компаньонов обрусевшего голландца Ивана (Яна) Тамеса и вместе с ним заняться организацией полотняной мануфактуры. Учитывая государственную значимость предприятия, план будущего промышленного комплекса чертили в Петербурге. Согласно замыслам его создателей, речь шла о масштабном сооружении, включавшим в себя предприятие, жилые дома для рабочих, систему прудов, предполагалось разбить архитектурно-парковый ансамбль и выстроить храм. Буквально за какие-то четыре года на окраине Ярославля вырос своего рода «город в городе», состоявший из двух промышленных и одного жилого комплексов. Чтобы водяные мельницы работали нормально, Иван Затрапезнов организовал каскад прудов. Одновременно с постройкой производственных сооружений рядом разбили прекрасный парк. Иван Затрапезнов, похоже, ни единой секунды не сомневался, в честь кого стоит освятить храм. Кто был архитектором Петропавловской церкви — доподлинно не известно. Но установлено, что строили её в 1736-1742 годах. В 1737 году освятили устроенную на первом этаже тёплую церковь с престолами во имя Анны Пророчицы и Симеона Богоприимца. Пока продолжалось строительство холодного храма на втором этаже, церковь так и называлась — храмом Симеона и Анны. Летний храм был готов в 1742 году; его освятили во имя апостолов Петра и Павла. Прошло ещё два года, и церковь вторично освятили — теперь уже «полностью» как Петропавловскую. Тем самым ансамбль Большой мануфактуры получил свою архитектурную доминанту и приобрёл завершённый вид.
Судьба Петропавловского храма тесно переплелась с историей Ярославской Большой мануфактуры. Церковь поражала своим необычным для здешних мест видом — ведь других творений в стиле «петровского барокко» не существовало на сотни километров вокруг. Проект комплекса ещё в 1731 году был представлен императрице Анне Иоановне И. М. Затрапезновым, которому, увы, не довелось дожить до реализации своей идеи. Иван Максимович умер в 1741 году, тогда как свой окончательный вид эта часть Ярославля приобрела только спустя три года. Петропавловский храм стал местом погребения Затрапезнова. У входа в церковь появилась соответствующая доска. Хозяева мануфактуры всячески заботились о том, чтобы церковь, поражавшая всех своим размерами, оставалась в хорошем состоянии. Они тратили немалые средства на учреждение образовательных и лечебных заведений в Петропавловском приходе. При церкви действовали богадельня, начальная школа и больница. В храме периодически происходили обновления. Крупнейшее из них относится к 1835 году. Тогда у Петропавловского храма появились два новых придела — справа: Покрова Пресвятой Богородицы, и слева: преподобного Саввы. В 1880 году стены нижнего (тёплого) храма Симеона и Анны расписали «под вид дикого мрамора». Тогда же позолотили иконостас, поставили новые иконы, повесили новое паникадило, устроили изразцовые печи и чугунные полы. Владельцы Большой мануфактуры Андрей Карзинкин и николай Игумнов пожертвовали на эти цели более 16 тысяч рублей. Крупные изменения датируются 1880-ми годами. В 1884 году шпиль храма пострадал при пыльной буре, и его пришлось срочно переделать. Спустя два года художник И. Е. Дьяконов и учитель рисования П. А. Костров написали для храма 32 композиции и поновили в нём ещё «десять картин старой живописи». В 1887 году прежнюю деревянную лестницу, ведущую в верхнюю церковь, заменили мраморной. Ещё через год, заново расписали своды летней церкви.
ХХ век Петропавловская церковь встретила в цветущем состоянии. Прихожан особенно восхищала огромная люстра с 26 подсвечниками, украшенная двуглавым орлом и изображением апостола Андрея Первозванного. Среди икон выделялся образ «Воскресения Христово с праздниками». Согласно преданию, и икону, и люстру подарил Ивану Затрапезнову сам император Пётр I. В храме хранился серебряный крест с частицей мощей преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. Кроме обычного набора колоколов, на колокольне Петропавловской церкви имелись часы.
После Октябрьской революции 1917 года Ярославскую Большую мануфактуру национализировали. Петропавловской церкви в богоборческую эпоху была уготована незавидная участь. В 1929 году по постановлению губернского исполнительного комитета её закрыли. Это трагическим образом отразилось на её состоянии. Лестницы, ведущие на балконы второго этажа, оказались утрачены, венчающую восточную часть кровли главку разобрали. Фрески и лепнину забелили, царские врата сломали. Иконы церкви, надгробие И. М. Затрапезнова утопили в одном из прудов. Они бесследно исчезли. Исчезла и частица мощей преподобного Антония Римлянина — к счастью, её удалось обнаружить в новейшее время. Настоятеля храма, протоирея Михаила Невского зверски избили прямо на лестнице, в результате чего на месте казни возникло красное пятно, которое до сих пор не удалось оттереть. Интересная легенда связана с фигурой летящего ангела на потолке верхнего храма. В 1920-е годы ангела прицельными выстрелами лишили крыльев. По словам старожилов, человек, сделавший это, выбежал из церкви и тут же замертво упал. Спустя некоторое время от единственного памятника «петровского барокко» на ярославской земле остались одни стены. Молитва ушла отсюда более чем на семьдесят лет.
После закрытия Петропавловского храма в 1929 году в нём разместился пионерский клуб. Спустя десять лет на втором этаже открылся кинотеатр на 640 мест. Фильмы в нём крутили с 9 утра до 9 вечера. Изображение ангела, правда, потерявшего крылья, сохранилось, но местное начальство переименовало его в «богиню искусств». В годы Великой Отечественной войны на расположенном близ церкви стадионе установили зенитную батарею, а в здании храма квартировал её личный состав. В 1944-1947 годах здесь содержали немецких военнопленных, занятых на фабрике «Красный Перекоп» и земляных работах. В 1948 году в помещении церкви вновь заработал кинотеатр — причём в алтаре расположили сцену. В 1965 году храм превратился в клуб «Юность». В нём проводили дискотеки, танцы, комсомольские свадьбы.
Конец 1980-х годов ознаменовался возрождением духовной жизни в СССР, уже в 1990-х государство стало возвращать Церкви изъятые у неё большевиками храмы, но Петропавловскую церковь этот процесс обошёл стороной. В 1992 году здание передали только что созданной бирже. За время недолгой «биржевой истории» дважды обваливался шпиль, в июне 1994 года упал циферблат часов… В 1995 году Петропавловскому храму вместе с парком присвоили статус памятника культуры федерального значения, но и после этого мало что изменилось. Состояние памятника оставалось ужасающим. Лишь в 1997 году городские власти приняли решение передать храм Русской Православной Церкви. Восстановление церкви началось несколькими годами позже. В 2001-2002 гг. прошли работы по выпрямлению шпиля колокольни. Летом 2003 года состоялся первый крестный ход вокруг территории бывшей Большой мануфактуры. С тех пор он проводится каждый год 12 июля, в день святых апостолов Петра и Павла. Ремонтные работы продолжаются и поныне. Помощь в этом нелёгком деле оказывают местные и федеральные власти, предприниматели. В дар храму переданы иконы, некоторые из которых написаны специально для него. В 2011 году на 30-метровом шпиле установили позолоченный крест. В ноябре 2013 года появился крест и на восточном куполе. Однако работы ещё много. Доступа в ряд помещений нижнего храма и в верхний храм пока нет. Предстоит укрепить свод и стены второго этажа, открыть фрески. Если всё удастсясделать так, как задумано, то Петропавловский храм имеет все шансы по окончании реконструкции превратиться в одну из главных достопримечательностей Ярославля.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №79, 2014 г.
При взгляде на ярославский Петропавловский храм возникает ощущение, что человек попал не в Ярославль, а в Петербург. Автор, описавший на рубеже ХIХ-ХХ веков внешний вид Петропавловского храма, всякий раз удивлялся, насколько же церковь на правом берегу Которосли напоминает ту одноимённую, что стоит в граде на Неве. «Прекрасная архитектура этого храма обращает на себя всеобщее внимание; строитель взял за образец Петропавловский собор, что в Санкт-Петербургской крепости, и сделал довольно верное подобие: свобода стиля, обширность размеров, симметрия частей, стройность и простота в целом. Всё это весьма счастливо исполнено даровитым зодчим», — отмечал живший в те времена краевед Аполлинарий Крылов. Действительно, ближайшим архитектурным «родственником» ярославского храма является его петербургский «тезка». Оба они впечатляют своими размерами и высотой шпиля колокольни. Оба по виду отличаются от традиционных русских церквей и скорее напоминают ратушу в каком-либо городе Западной Европы. Форма наличников и кровля колокольни, наличие высокого шпиля, деление по фасаду на этажи — типичные признаки стиля «петровское барокко», характерного для русской архитектуры первой половины ХVIII века. Впрочем, различия между ярославским и петербургским храмами тоже очевидны. Так, высота собора в Петербурге — 112 метров, а ярославской церкви — почти на 40 метров меньше. Кроме того, последняя имеет два этажа. Наличие во втором этаже двух рядов окон заставляет многих думать, что храм и вовсе трёхэтажный. Несмотря на то, что ярославская церковь меньше петербургской, её размеры всё равно впечатляют. Искусствоведы Б. В. Гнедовский и Э. Д. Добровольская в этой связи писали: «Огромные размеры церкви… свидетельствуют о претензии заказчиков на создание нового композиционного центра Ярославля… Торговые закоторосльные слободы тем самым бросали вызов левобережному Ярославлю, противопоставляя новое величественное сооружение старому городскому центру с древним Успенским собором». Своей немалой высотой Петропавловская церковь обязана внушительному шпилю колокольни. Благодаря ему при взгляде издалека храм сильно напоминает корабль с длинной мачтой. Купол смещён к востоку — он устроен над алтарной частью храма.
В советскую эпоху церковь стояла без крестов; установили крест на купол Петропавловского храма совсем недавно — в конце 2013 года. На самом верху колокольни можно увидеть куранты. Этот элемент ещё больше сближает ярославский православный храм с памятниками западноевропейской гражданской архитектуры. Парадный вход устроен с запада — в колокольне, однако в связи с продолжающимся ремонтом он практически не действует. Попасть внутрь церкви сегодня можно через дверь, расположенную в южной стене. На втором этаже располагается летний храм, освящённый во имя апостолов Петра и Павла. Он сейчас не действует, в помещении идут восстановительные работы. Изначально стены здесь были голубого цвета, с украшениями в виде белых орнаментов и каменных венков. Прямо перед лестницей — фигура летящего ангела. В алтарной части верхней летней церкви имеется уникальная фресковая икона Василий Великий. В годы советской власти её неоднократно пытались уничтожить (замазывали краской, скоблили зубилом и пр.), так как облик святого явно не соответствовал разворачивавшимся тогда здесь «действам» (дискотекам и кинофильмам), однако все усилия «поругателей» святителя оказались тщетными. В настоящее время для прихожан открыт доступ только в нижний храм. Доступа в западную часть нижнего храма пока тоже нет. Между тем там находится восстановленный памятник на надгробии основателя церкви и творца всего комплекса Ярославской Большой мануфактуры Ивана Затрапезнова. Нижняя церковь Петропавловского храма освящена в честь почитаемых на Руси святых — Анны Пророчицы и Симеона Богоприимца, считающихся покровителями младенцев. Это была своего рода дань императрице Анне Иоановне, в годы правления которой завершили устройство первого этажа Петропавловской церкви. Недалеко от южного входа в нём можно увидеть икону святой блаженной Ксении Петербургской. Она служит своего рода «географическим» напоминанием о связи Петропавловского храма с его «тёзкой» с берегов Невы. В северо-западной части находится мемориальная доска о посещении церкви отцом Иоанном Кронштадтским. На потолке — лик Спасителя. Другие изображения пока плохо просматриваются, их очищают от «замазки» богоборческой эпохи. Существует легенда, что однажды в советское время святые образы на сводах церкви как бы «проявились» минут на сорок, но вскоре после этого поблекли. Свидетели увидели в случившемся божественное знамение, указание на то, что в стенах храма снова зазвучат молитвы.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №79, 2014 г.
Кирпичный двухэтажный храм, построенный в посёлке при полотняной фабрике на средства хозяина фабрики купца И. М. Затрапезнова. Уникальный для Ярославля пример здания в формах петровского барокко, заложен в 1730-х г.г., освящен в 1744 г. Над западной частью прямоугольного сооружения зального типа поставлена колокольня со шпилем, над восточной небольшая главка. В нижнем храме престол Симеона и Анны (1737) и приделы Покровский (1835) и Саввинский (1835). Закрыт в 1929 г., занят под клуб. Открыт в 1997 г., службы проводятся на первом этаже.
https://svyatsy.org/churches/yaroslavskaya_oblast/yaroslavl/zakotoroslnaya_i_zavolzhskaya_chasti_v_granicah_1917_goda/cerkov_petra_i_pavla_pri_manufakture/
Есть в старинном русском городе Ярославле незаслуженно забытые уголки, в которые нет пока паломничества туристов; редко кто из горожан посещает их. А ведь это живописнейшие места городского ландшафта со своей богатой историей и традициями, уходящими в глубину веков. Одно из таких достопримечательных мест – Петропавловский парк и его окрестности. Освоение этих земель связано с именем самого Петра I, по указу которого в Ярославле начало работать первое крупное промышленное предприятие — Ярославская Большая Мануфактура. Ее основатель – ярославский купец Иван Затрапезнов, учившийся в Голландии «холщовому делу», глубокий почитатель Петра I, осуществляя замысел «о насаждении в Ярославле полотняной промышленности», вступил в число компаньонов обрусевшего голландского предпринимателя Ивана Тамеса.
В 1736 г. на территории полотняного двора ЯМБ был заложен храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла «тщанием Ивана Максимовича Затрапезнова, который задумал храм как вечное напоминание об имени Великого Преобразователя России Петра I, и чтоб было сходство с собором». Желание построить храм для купечества было мечтой всей жизни И. Затрапезнова. В этом желании отражалась идея искупления за богатство, накопление которого не было делом безгрешным. В старину православные люди считали Божьим наказанием не бедность, а богатство – кому много дано, с того и много спросится. В сознании русского человека преобладали не материальные, а нравственные мотивы жизненного поведения.
Несмотря на то, что в Ярославле к тому времени много церквей, И. Затрапезнов проявил и здесь дух новаторства и пожелал построить храм в стиле «петровского барокко». Однако он скончался в 1741 г., так и не увидев воплощение своего замысла. В 1742 г. была освящена теплая церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы на первом этаже храма. Тогда же на паперти перезахоронен гроб с телом И. Затрапезнова. Над могилой поставлено мраморное надгробие с эпитафией: «Слава трудом и рождена. Здесь лежит тело сея Ярославскиа Мануфактуры фундатора, советника и Мануфактур — директора Иоанна Максимовича Затрапезного, который родися лета Христова 1695 маия 22 дня. Место, идежевидиши великую сию Мануфактуру с преславным зданием, прежде было непроходимое болото, ныне же его премудрыми и неусыпными трудами выкопаны пруды и каналы довольные, и построена сия святая церковь и все сие здания. Первый в России распространил полотняную и другие знатныея к пользе и славе государственные вещи, которые в России никто и никогда не делал, за которые его неусыпные и к пользе государственной весьма всемилостивейшие награжден и пожалован рангом Коллежского советника. Нынешнего века все знающия его совестию о нем свидетельствуют тако, что истинно есть первый мануфактур премудрый и искусный изобретатель, муж благочестнеший, правоверный и добронравный. Преставился сия временныя жизни 1741 сентября 8 дню. Боже, со святыми душу его упокой».
В 1744 г. достроен второй этаж храма с холодной церковью св. ап. Петра и Павла. С момента его освящения, по преданию старожилов, вновь забил источник рядом с третьим прудом. В описании Петропавловского двора 1872 г. отмечены «одиноко» стоящая церковь Петра и Павла, «при входе на церковный двор, видна сторожка… С южной стороны церкви находятся два больших пруда, разделенных широкою липовою аллеей, по сторонам обоих прудов тянутся дорожки, обсаженные разными деревьями». «В храм ведут три входа: один с западной стороны, а два с южной». Иконостас в теплой нижней церкви «двухъярусный, покрытый краской темно-зеленого цвета». «Из окон замечательна «Положение во гроб Спасителя»: в нее врезан крест четвероконечный, серебряный вызолоченный, обложенный жемчугом, с частью мощей Преподобного Антония римлянина, Новгородского чудотворца». По преданию, этот крест носил на себе Иван Затрапезнов.
В 1900 году в храме совершил службу настоятель Крондштатского Андреевского собора о. Иоанн Ильич Сергеев (Крондштадтский) с духовно-нравственой проповедью.
На протяжении полутора веков храм Петра и Павла окормлял православный фабричный люд. Рядом с ним, в двухэтажном здании богадельни, находили покой и приют престарелые рабочие фабрики, заслужившие их верой, правдой и трудом на благо Отечества и родной фабрики. Но пришел 1918 г., старейшая фабрика России была национализирована. В 1929 г. храм был насильственно закрыт и отдан под клуб для пионеров. При его закрытии пролилась кровь настоятеля храма, известного в Ярославле священника Михаила Невского.
Михаил Александрович Невский родился в 1875 году в с. Прусово Ярославской губернии. После окончания Ярославской духовной Семинарии он продолжил обучение в стенах Петербургской Духовной Академии. Его выдающиеся способности были замечены, и после принятия священного сана молодой пастырь был направлен к служениюв Царское Село, где, по всей видимости, мог не только видеть, но и иметь в своих прохожанах многих именитых особ Царствующего Дома Романовых. Многие страницы его жизни пока неизвестны. В 1914 г. он покинул Царское Село, быть может, с началом Первой мировой войны ушел священником в действующую армию. В Ярославль о. Михаил вернулся в 1921 г. и стал настоятелем Петропавловского храма, благочинным одного из городских округов. В мае 1926 г. вместе с другим самым авторитетным в Ярославле духовенством он встречал на вокзале возвращающегося из ссылки митрополита Ярославского и Ростовского Агафангела (ныне причисленного Русской Православной Церковью к лику святых в чине исповедников веры). Ревностное служение о. Михаила, его забота о просвещении паствы, противодействие атеистическому глумлению над Церковью и ее святынями привлекли внимание властей.
Закрытие храма Петра и Павла сопровождалось насилием, во время которого пролилась кровь священника. Сам он чудом остался жив и перешел служить в соседнюю Донскую церковь, которая тогда еще действовала. После смерти в октябре 1928 г. митрополита Агафангела, ареста в сентябре 1929 г. временно управляющего епархией архиепископа Валаама и многих выдающихся священников, протоиерей Михаил Невский оказался одним из немногих авторитетнейших пастырей, оставшихся на свободе. Его исповедническая позиция очень много значила для тысяч верующих Ярославля. О. Михаил оказывал материальную помощь арестованным и находящимся в ссылке епископам и священникам. Все это было известно карательным органам, и 31 января 1931 года о. Михаил был арестован и обвинен в участии в контрреволюционной церковно-монархической организации, а через месяц приговорен к пяти годам лишения свободы. Дальнейшая судьба выдающегося пастыря неизвестна. Возможно, он закончил свой жизненный подвиг в одном из лагерей Гулага.
В годы Великой Отечественной войны на стадионе рядом с храмом были оборудованы позиции для зенитной батареи, личный состав которой жил в церкви. Когда опасность нападения немецких самолетов на Ярославль миновала, батарею перевели ближе к линии фронта, а это место, обнесенное колючей проволокой, стало в 1944-1947 г.г. лагерем для немецких военнопленных. Они жили в храме Петра и Павла, работали на фабрике и занимались земляными работами. Жалкие и обтрепанные, пленные захаживали в фабричные корпуса отогреться на общей кухне. У фабричных женщин военного времени, уставших, исхудавших, измученных горем, но не озлобившихся, было большое сердце. Женщины не гнали лагерных немцев, а напротив, порой кормили, делились с ними скудным пайком.
Прошло полвека, прежде чем Петропавловский храм был возвращен Русской Православной Церкви. Сегодня храм вновь открыт и служит по предназначению. Благодаря усилиям и молитвам его настоятеля игумена Антония, прихожан, благодетелей, вниманию созданного при храме Попечительского совета, он возрождается. В алтаре верхнего храма чудом сохранилась, как её ни старались смыть и закрасить, фреска с изображением святителя Василия Великого – учителя христиан. Долгие годы он смотрит на нас печальными глазами и ждет возрождения поруганной святыни.
Дмитрий Анатольевич Нечаев, искусствовед; информация с сайта храма http://hram-petrapavla.ru/istoriya.html
В 1720-х г.г. по именному указу Петра I ярославские предприниматели Затрапезновы с голландцем Тамерсом устроили полотняную фабрику в Ярославле. Фабрика получила впоследствии название «Большая мануфактура», она была устроена на безвозмездно отведенной правительством земле. В её корпусах было оборудовано производство, выпускавшее первоклассную продукцию, которая поставлялась к императорскому двору.
Затрапезнов в 1736 г. заложил на территории мануфактуры храм во имя Святых апостолов Петра и Павла. Храм не должен был стать простым продолжением старых традиций ярославского зодчества. По мысли заказчика, новый храм призван был стать произведением совершенно оригинальным, не находящим прямых аналогий не только в ярославской, но и во всей русской архитектуре того времени.
Основная часть храма представляла собой огромный зал, в котором не было ни сводов, ни столпов. Единое не расчлененное пространство освещалось расположенными в два яруса окнами. Самым замечательным украшением интерьера верхнего храма стал великолепный барочный трехъярусный иконостас. Все тело его, украшенное тончайшей резьбой, было вызолочено листовым червонным золотом. В советское время иконостас был утрачен, сохранились лишь его фотографии. Несколько интересных фотографий иконостаса, выполненных в 1929 г., хранятся в Ярославском музее – заповеднике.
Дошедшие до нашего времени описания и изображения Петропавловской церкви позволяют заключить, что её первоначальный облик не претерпел существенных изменений, предпринятые перестройки касались лишь замены отдельных деталей, основные же объемы сохранили свои первоначальные формы.
В 1929 г. церковь закрыли. Здание было реконструировано под клуб комбината «Красный перекоп», в помещении верхнего храма оборудован кинозал. Все это не способствовало хорошей сохранности памятника. Его внутреннее убранство – иконостасы, иконы, утварь – безвозвратно утрачены. Претерпели отдельные изменения и внутренняя планировка здания, и декоративное убранство фасадов.
В 1960 г. церковь Петра и Павла при мануфактуре поставлена на охрану Постановлением Совмина РСФСР. Ей присвоен статус памятника архитектуры республиканского, ныне федерального, значения.
В 1997 г. здание возвращено Русской Православной Церкви.
В 2008-2009 г.г. была произведена реставрация северного, восточного и южного фасадов основного здания и выполнен ремонт шпиля колокольни. В 2010 г. выполнена реставрация западного фасада.
В 2013 г. воссоздано завершение крыши в виде деревянного восьмерика с восемью окнами, на который опирается малый барабанчик, поддерживающий позолоченный крест. В помещении второго этажа была разобрана сцена, установлены балки и настелен черновой пол солеи. Также была частично выполнена отсечная горизонтальная гидроизоляция и отмостка с южной и восточной стороны.
В 2014-2015 г.г. выполнена реставрация кирпичной кладки, усиление стропильных конструкций, реставрация чердачных перекрытий с устройством утепления, реставрация лепнины и конструкций падуг, реставрация тяг нижнего храма, устройство отмостки, отсечной гидроизоляции, воссоздание живописи в местах утрат.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru