Приход храма Параскевы Пятницы в Калашном ряду (ныне Октябрьская площадь) считался беднейшим в Ярославле. Толпы нищих столовались в церкви. Служителям храма Параскевы Пятницы подобная благотворительность была не в тягость. Наоборот, нищих можно было выгодно использовать на черных работах – крышу починить, помои вынести, прибраться в церкви. Однако к середине XVIII века «нахлебников» расплодилось столько, что пришлось открывать при храме богадельню. Это случилось почти через сто лет после первого упоминания в хрониках церкви Параскевы Пятницы.
1646-й называют годом построения храма. Сначала в честь великомученицы Параскевы, как водится, назвали один престол, а уже через сто лет всю церковь величали Пятницкой.
В середине XIX века ярославский архитектор Андрей Достоевский, брат Федора Михайловича, по заказу ярославских супругов Топлениновых пристроил к Пятницкой церкви еще два придела – во имя Александра Невского и святой Пелагеи. Хотели супруги, так сказать, создать свой бренд. К сожалению, сейчас Топлениновы незаслуженно забыты.
Зато дошла память о других знатных людях, ходивших на молебен в Пятницкую церковь – купцах Мартыновых. Мартыновы слыли зажиточными ярославскими купцами, может, не олигархами, но крепкими середнячками-предпринимателями и уж безусловно одними из самых щедрых жертвователей Пятницкого прихода. В 1770 году Мартыновы основали колокололитейный завод, выдавая стране на-гора до 200 пудов колоколов. Естественно, достался колокол «от Мартынова» и Пятницкому храму. Богомольный люд представить даже не мог, что, собираясь на службу под благолепный звон, они… поощряют государственное преступление. В ночь с 20 на 21 февраля 1801 года городничий Боярский нагрянул с обыском на колокололитейный завод Мартынова. Явился страж порядка в столь поздний час не просто так, а по доносу и прекрасно знал, что нужно искать. Деньги! Медные монеты весом в 21 пуд и 10 фунтов, подготовленные к переплавке на колокола. Это считалось экономическим преступлением, все равно как если бы из наших копеек отливали дорогие браслеты и кольца. Мартынов, приведенный в участок, сознался во всем. Оказывается, Боярский поймал в ту ночь гораздо более крупную рыбу. Колокола из денег Мартынов лил по заказу другого купца – Оловянишникова, который, по словам задержанного, отдал его артели на переработку 150 пудов медных денег! Выяснилось, что случай этот не единичный – славное ярославское купечество уже четыре года занималось подобным «бизнесом». 13 лет длилось полицейское расследование. Оловянишников с Мартыновым и своим подельником Чарышниковым в это время спокойно продолжали лить колокола.
В 1771 году случилась в Ярославле страшная эпидемия моровой язвы. Не обошла она и Пятницкий приход – из 900 прихожан в живых осталось лишь 400. Умершие находили последний приют на церковном кладбище. Погост храма Параскевы Пятницы считался достаточно большим. Скорбную «эстафету» ему передали после нижайшей просьбы священников церкви Владимирской Божьей Матери, расположенной в отдалении от города, «на семике». Именно там было принято хоронить покойников. Однако население Ярославля быстро росло и столь же быстро умирало. Тела приходилось хоронить в два-три «этажа», что, конечно, не устраивало ни священников, ни прихожан. Пришлось писать вышестоящему руководству о возможности хоронить людей у Параскевы. Руководство просьбу удовлетворило.
У церкви Параскевы существовало большое немецкое захоронение – именно в Калачной слободе жил со своей свитой ссыльный фаворит Екатерины Бирон, лежали в земле Пятницкого прихода дворяне Бартеневы, Кореневы, Мусины-Пушкины. После упразднения кладбища в начале XIX века Пятницкий некрополь не уступал Леонтьевскому по обилию славных имен и знатных захоронений.
В 1931 году ярославцы посчитали, что ценный камень расходуется зря и, разорив надгробья двух с половиной тысяч усопших, сделали из них… памятник жертвам белогвардейского мятежа в Демидовском сквере. Лишь одно надгробие сохранилось до семидесятых годов прошлого столетия: «От супруги – супругу, купцу первой гильдии Александру Дмитриевичу Топленинову, скончавшемуся 2 июня 1877 года». Но потом и оно исчезло бог знает куда.
Светлана Бараней, www.yar.rodgor.ru
Зимняя церковь Пятницкого прихода стояла к северо-западу от летней. Однокупольный четверик с трапезной и колокольней. Кирпичное здание выстроено в 1747 г., сильно перестроено в 1866-1868 гг. на средства А. Д. Топленинова, тогда же пристроены боковые приделы иконы Божией Матери Боголюбская (с 2007 г., справа, ранее Пелагеинский) и Александра Невского и прмч. Пелагеи (слева, до 2007 г. Александра Невского). Закрыта в 1931 г., сломана колокольня, занята под склад. Открыта в 1995 г., отремонтирована.
«Храм святой великомученицы Параскевы Пятницы в Калачной слободе Ярославля». Б.м., Б.г., 12 с.
Храм построен и освящен в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы в 1747 году. Приделы построены и освящены в 1868 году. Правый придел святого благоверного великого князя Александра Невского, левый придел преподобной Пелагеи. Колокольня храма над входом построена в 1868 году. Приделы храма и колокольня были построены на средства старосты храма — купца Александра Димитриевича Топленинова. Храм был закрыт в 1931 году. Последняя служба состоялась 1 июля 1931 года. В этом же году сброшены колокола и снят купол с крестом. В храме был размещен соляной склад, а затем общежитие. В 1956 году была разобрана колокольня.
Храм был передан Русской Православной Церкви в 1995 году. Первая служба состоялась 14 октября 1995 года. В 1996 году восстановлены купол храма с крестом, церковная ограда. В 2000 году восстановлен резной иконостас главного алтаря. В 2007 году построена новая колокольня храма. 12 сентября 2007 года состоялось великое освящение всех трех престолов храма. Совершено архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом. Правый придел святого благоверного великого князя Александра Невского, левый придел преподобной Пелагеи и блаженной Матроны Московской
http://pravyaroslavl.ru/
Ярославский Пятницкий приход в XVIII — первой трети XX в.в. состоял из двух храмов: летней Троицкой церкви и зимней — Параскевы Пятницы. Летний храм не сохранился. Местность, где располагались храмы Пятницкого прихода, издавна в Ярославле называлась Таборы. По преданию, в 1612 г. здесь лагерем стояли дружины Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина, собиравшиеся для освобождения Москвы от войск Лжедмитрия.
Впервые деревянный Пятницкий храм упоминается в Переписной книге 1646 года, а через два десятилетия сообщается не только о самом храме и посвящении его престолов «в Духовской сотне церковь приходская во имя Живоначальной Троицы да придел Великомученицы Параскевы, нарицаемой Пятница», но и о православной традиции давать пристанище нищим около храма, где им было легче найти пропитание: «а около той церкви живут в дворишках и в кельишках бедные людишки — кормятся Христовым именем да черною работою». С середины XVIII в. при Пятницкой церкви значилась богадельня «для разных чинов людей, солдат, их жен и детей».
Теплая церковь Параскевы Пятницы была сооружена на средства прихожан в 1747 г. Иконостас и утварь для нее были выполнены на средства купца Егора Семенова Горошкова. В 1866-1868 г.г. по проекту городского архитектора А.М. Достоевского на средства церковного старосты Александра Дмитриевича Топленинова в храмах прихода были произведены многочисленные переделки, в том числе сооружена колокольня, а также устроен придел в холодной Троицкой церкви — во имя Александра Невского. Этот придел был переосвящен в 1904 г. в честь Серафима Саровского, а придел Александра Невского перенесен в зимнюю церковь Параскевы Пятницы. Второй придел зимнего храма, во имя преподобной Пелагеи, устроили в 1860-х г.г. Приделы Александра Невского и Пелагеи посвящены небесным покровителям заказчика переоборудования храма А.Д. Топленинова и его супруги.
Пятницкому храму принадлежала часовня, находившаяся в одной версте от него, на дороге к селу Иванькову.
В 1781 г. в приходе числилось 110 дворов, где проживало 546 человек; к началу XX в. Пятницкий приход стал одним из самых многочисленных в городе (более тысячи человек); среди прихожан значились рабочие окрестных предприятий: лесопильного завода Жакова, колокололитейного — Оловянишникова, свинцово-белильного — Сорокина, табачной фабрики Дунаева. В 1903 г. при храме открылось церковно-приходское попечительство.
В 1770-х г.г. при доме купца Ивана Мартынова в Пятницком приходе, как сообщают авторы-составители книги «Храм Святой Великомученицы Параскевы Пятницы в Калачной слободе г. Ярославля», был основан колокололитейный завод, на котором «отливали колоколов наемными людьми до 200 пудов в год», а во второй половине XIX в. сюда переселился знаменитый колокололитейный завод Оловянишниковых. Члены этого купеческого рода стали прихожанами Пятницкого храма ещё в конце XVIII в.
Трагические события июльского восстания, происходившие в Ярославле летом 1918 г., нанесли столь тяжелый урон Пятницкой церкви, что это сказалось на судьбе храма в будущем. От обстрела этого района города пушками красных бронепоездов в стенах холодной церкви были пробиты большие бреши, частично снесена кровля. Пятницкий приход по решению городских властей был ликвидирован в 1931 г., последняя служба состоялась 1 июля 1931 г. Холодная церковь и колокольня разобраны в 1937 г.
В Пятницкой церкви устроили соляный склад. Позднее здание храма использовалось как общежитие и как спортивная база.
Сохранившаяся теплая церковь Параскевы Пятницы в 1995 г. возвращена Ярославской епархии. Первая служба состоялась 14 октября 1995 г. На начальном этапе, когда надо было устраивать отопление и кровлю, восстанавливать главу и крест, очень значимой была помощь Валентина Павловича Тюкова, возглавлявшего в то время ТЭЦ-1. В 1996 г. восстановлены купол храма с крестом, церковная ограда.
В ходе восстановительных работ интерьеров открылись настенные росписи, их отреставрировали и частично поновили ярославские мастера во главе с Е.А. Чижовым и С.В. Крыловым. Центральный иконостас выполнен архангелогородским резчиком Валерием Михайловичем Сорокиным и ярославским художником Сергеем Томилиным. За десять лет храм был возрожден трудами всех прихожан, настоятеля священника о. Александра Зайцева и его отца, ветерана Великой Отечественной войны Александра Антоновича Зайцева.
В 1997 г. в храм была вложена старинная икона Николая Чудотворца, дарители, пожилые супруги, пожелали остаться неизвестными.
Большим событием в жизни прихода стало строительство новой колокольни по проекту архитектора Лидии Ивановны Русаковой, которая смогла восстановить облик прежнего сооружения. Финансировал эти работы генеральный директор ООО «Инжилстрой» Владимир Григорьевич Ладонин. Колокола прихожане заказали Московскому институту вакуумных технологий. Благовестник был отлит на средства главы администрации Ленинского района Ярославля Вячеслава Антониновича Репкина.
12 сентября 2007 г. в Пятницкой церкви состоялось особое торжество — архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл освятил обновленный храм.
http://yarwiki.ru/article/2549/cerkov-paraskevy-pyatnicy-v-kalashnoj-slobode