Единственная сохранившаяся в первозданном виде церковь Ярославского кремля, сооружена в 1695 году напротив церкви Спаса на Городу. Как и многие другие храмы позднего периода ярославского зодчества, это пятиглавый, трапезного типа храм с высокой шатровой колокольней. Декоративное оформление — скромное, почти аскетическое. Все объемы храма трактованы в виде элементарных геометрических фигур, что придает постройке особую пропорциональность.
По преданию, деревянный Никольский храм был построен на берегу Которосли в Рубленном городе еще князем Ярославом Мудрым. Возможно это была надвратная церковь во въездных воротах в кремль. В 1695 году на средства посадских людей, владельцев располагавшихся здесь верфей, была построена каменная бесстолпная трапезного типа церковь с одной апсидой. Композиция храма построена на соотношении крупного четверика и противопоставленных ему крыльца и колокольни. На четверике расположено изящное пятиглавие на тонких сплошных барабанах. Высокая и стройная шатровая колокольня расположена над притвором с арочным крыльцом.
Декор храма скуп: лопатки, несложные карнизы барабанов и архивольты арок колокольни. В трапезе размещался придел Александра Свирского, позднее переоборудованный в теплую церковь. Храм был расписан. В конце 18 – начале 19 века деревянные покрытия были заменены на железные, а главы вместо черепицы тоже покрыли железом.
В июле 1918 г. здание сильно пострадало от артобстрелов. Закрыли его в конце 1920 г. С 1980 г. здесь разместился отдел реставрации Ярославского художественного музея.
Литература: Архитектурные шедевры Святой Руси. Ярославль. Ярославль. – Самара: Издательский дом «Агни», 2007
Церковь Святителя чудотворца Николая, что в Рубленном городе, основание ее относится к 1695 году. Престолов здесь два: Святителя и чудотворца Николая и Преподобного Александра Свирского. Прихожан при ней 76 душ муж. и 107 жен. пола.
А. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» г. Ярославль. В типографии Германа Фалька, 1861 г.
Церковь находится на Которосльной набережной — возле Успенского собора и Стрелки. Построена в 1695 г. на средства прихожан. Предание говорит, что на этом месте деревянная церковь во имя святителя Николая была построена еще самим основателем Ярославля князем Ярославом Мудрым. Церковь находится на высоком берегу Медведицкого оврага в юго-западной части древнего городского кремля — «Рубленого города», что нашло отражение в ее названии. В трапезной церкви был устроен теплый придел во имя Преподобного Александра Свирского. Три основных объема — собственно храм, трапезная, колокольня — объединены в единый архитектурный организм. Изящный заостренный шатер колокольни и тонкие глухие вытянутые барабаны с небольшими шарообразными главками создают эффект устремленности храма ввысь. Гладкая поверхность стен прорезана только нишами окон. К колокольне с южной стороны пристроено открытое крыльцо на восьмигранных столбиках, крытое двускатной крышей. Изысканные пропорции делают церковь Николы в Рубленом городе украшением набережной Которосли.
Во время подавления восстания в 1918 г. храм получил значительные повреждения. Благодаря произведенным осенью 1918 г. неотложным восстановительным работам он был спасен от полного разрушения.
В 1922 г. церковь была закрыта.
Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901; Суслов А.И., Чураков С.С. Ярославль. – М.: Стройиздат, 1960; Воейкова И.Н., Митрофанов В.П. Ярославль. – Л.: Аврора, 1973; Добровольская Э., Гнедовский Б. Ярославль. Тутаев. – М.: Искусство, 1981; Ярославль. Памятники архитектуры и искусства / Сост. В.П. Выголов. – М., 1985; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005.
Храм Николая Чудотворца в Рубленом Городе или, как его обычно называют, церковь Николы Рубленого — одна из многочисленных православных церквей в Ярославле, имеющая месторасположение на набережной впадающей в Волгу речки Которосль. Храм был воздвигнут в 1695 г. на пожертвования занимающегося судостроением посадского люда в непосредственной близости от верфей. Это единственный дошедший до нас в первозданном виде храм из тех, коими в XVII столетии изобиловал ярославский кремль. Генезис его названия коренится как раз в месторасположении: храм находился на территории Рубленого Города — именно так когда-то именовали кремль в Ярославле. Ряд историков считает, что храм выполнял функции надвратного, т.е. расположенного у ворот при въезде в Кремль.
Согласно авторитетному мнению специалистов, в городе это один из наиболее совершенных ансамблей религиозно-культового зодчества, воплотивший в себе каноны русской архитектуры семнадцатого столетия. Небольшая по размерам и неброско убранная приходская Николаевская церковь выглядит исключительно гармонично и пропорционально: она визуально невесома, воздушна и словно готова в любой момент воспарить под облака.
Здание композиционно включает в себя три объемных составляющих: пятиглавый четверик, трапезную палату и увенчанную золоченым куполом с крестом восьмигранную шатровую звонницу. Позиционируя нарочитую скромность декоративного убранства экстерьера и интерьеров, создатели храма стремились подчеркнуть его аскетическую поэтику, наводящую на размышления об истинном смысле святости и служения Всевышнему. При этом они, несомненно, руководствовались целью донести до сознания прихожан мысль о том, что настоящая красота заключается не в показной роскоши, а в неразрывном единстве мирского и божественного начал. К декоративным аксессуарам фасадов можно причислить разве что поребрик над цоколем здания, киоты ниш и нарядные наличники слуховых окошек на шатре звонницы.
Изначальный замысел зодчих нашел свое блестящее воплощение в реальности. Гармония и строгие взаимные пропорции всех элементов здания не могут не поражать воображение. Церковь Николы Рубленого подобна искренней мольбе — она всецело устремлена к Богу. Ввысь направлен и стройно-лаконичный четверик, на замкнутом своде которого покоятся завершающиеся главами куполов пять изящных барабанов, и призванный вознести молитву в небеса тонкий острый шпиль колокольни, особенно изящный в сочетании со стрельчатыми арочными проемами звонов. Ощущение невесомости всей постройки в целом усиливают придающие ей контрастность тяжеловесные обводы крыльца, а также примыкающая к зданию с восточной стороны апсида, которая является единственной на весь храм.
Внутренние стеновые росписи отсутствуют. В трапезной был размещен позднее преобразованный в зимнюю церковь придел Александра Свирского. Ближе к концу XVII в. в приходах бытовала традиция возведения в составе храмового комплекса двух церквей: большой летней (холодной) и маленькой зимней (теплой), не требующей значительных расходов на отопление. В храме же Николы Рубленого холодный и теплый храмы совмещены в одном объеме, составляя, вместе со звонницей, неразрывное целое. Такое решение на ярославщине было взято за образец при возведении многих сельских церквушек.
Храм Николы Рубленого изрядно пострадал в 1918 г., во время антибольшевистского мятежа. Однако вскоре после его подавления здесь были произведены реставрационные мероприятия, позволившие избежать полного разрушения этого уникального памятника древнерусской истории и архитектуры. В 1921 г. церковь была закрыта и на протяжении многих десятилетий не эксплуатировалась. Лишь в 1980-х г.г., после передачи в ведение городского художественного музея, в ней были обустроены реставрационные мастерские.
Достопримечательности Ярославля, http://www.hobbysalon.ru/