Ярославль. Церковь Николая Чудотворца (Николы Пенского).

Церковь Николая Чудотворца на Пенье, в просторечии Никола на Пенье или церковь Николо-Пенская — небольшой одноглавый бесстолпный храм в бывшей Толчковской слободе Ярославля, на правом берегу реки Которосли. Строился прихожанами в 1689-90 гг. как тёплый храм Федоровского прихода, в советское время (до 1987 г.) функционировал в качестве кафедрального собора древней Ростовско-Ярославской епархии. Это единственный храм в старой части города, не закрывавшийся в годы советской власти, и один из семи сохранившихся в городе допетровских храмов имени Николая Чудотворца.
О построении в 1660-е годы деревянной Никольской церкви повествует обработанная в XVIII веке «Повесть о начале зачатия и поставлении первыя древныя церкве святаго Николая Чудотворца, что на Пенье, како и кем доброхотных жителей и в которыя лета нача созидатися, и о явлении и написании и пренесения честнага образа пресвятыя Богородицы, Одигитрия нарицаемыя, Феодоровския и о создании, устроении и украшении вторыя каменныя церкве во имя Ея пресвятыя Богородицы Феодоровския, и потом о чудесах Ея, бываемых от онага образа пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, купно же и летопись сея церкви».
Случившийся в 1659 году пожар Толчковской слободы лишил её жителей деревянной Предтечевской церкви. Новый каменный храм возводился долго, ибо был призван превзойти все прочие церкви Ярославля как размерами, так и изяществом отделки. Жители восточной окраины слободы решили не ждать завершения строительных работ и испросили у митрополита Ионы Сысоевича разрешение на возведение особого деревянного храма во имя Николы Чудотворца. Кожевенник Гурий Кочуров выделил под строительство двор своего должника. Окрестности были очищены слобожанами от леса, после которого «остася множество пенья» и от этих пней «именование свое церковь сия прият, и доныне именуемая пенская». Храм был построен за одно лето; освятил его протопоп Успенского собора Никита. По словам автора «Повести…», «из нелепоственного здания соделася храм светолепен». Захар и Гурий Даниловы Кочуровы вместе с Власом Власовым не только больше других сделали для образования нового прихода, но и заказали для него икону с изображением своих небесных покровителей — пророка Захарии, Гурия Исповедника, священномученика Власия. Из утвари деревянного храма в «Повести…» упомянуты серебряный потир и 20-пудовый колокол.
В 1681-87 гг. чуть южнее Николо-Пенской церкви прихожанами велось строительство холодной Фёдоровской церкви. На следующий год после её освящения они обратились к митрополиту с ходатайством о замене деревянной церкви Николы каменным строением. Эта каменная церковь была освящена 30 ноября 1691 года и сохранилась до нашего времени. Как было тогда принято в Ярославле, зимняя церковь была решена как небольшой одноглавый храм трапезного типа со скромным оформлением. Над простым четвериком возносится стройный, прорезанный рядами слухов шатёр единственной в приходе колокольни. В самом конце XVII века прихожане Еремины оснастили колокольню звонами; набор колоколов пополнялся при закрытии и сносе приходских храмов в XX веке. В 1890 году купец С. А. Черногородов устроил с северо-восточной стороны придел Сергия Радонежского, над которым была надстроена Никольская часовня с отдельным входом со двора. Сам придел решён в псевдорусском стиле, плохо гармонирующем с архитектурой четверика, однако крыльцо повторяет очертания типичных для старого Ярославля шатровых притворов на ползучих арках.
Нынешний иконостас придела был перевезён в 1958 г. из разорённого Варницкого монастыря, который стоит на месте рождения св. Сергия. В советское время Николо-Пенская церковь долгое время была единственной действующей в городе, именно здесь почивали мощи ярославских чудотворцев — святых князей Василия и Константина. В настоящее время это домовая церковь ярославских архиепископов.
Т.А. Рутман. «Храмы и святыни Ярославля». Ярославль, 2005. О.И. Шабасова «Ярославские сказания о чудотворных иконах в историко-культурной традиции края (XVII-нач. XVIII в.)». Ярославль, 1998. В.Ф. Маров. «Ярославль: Архитектура и градостроительство». Ярославль: Верхняя Волга, 2000.

Церковь Николы Пенского — это небольшой бесстолпный одноглавый храм в бывшей Толчковской слободе Ярославля. Расположен он на правом берегу реки Которосли. Возводился прихожанами в 17 веке как тёплый храм Федоровского прихода. В советский период функционировал как кафедральный собор древней Ростовско-Ярославской епархии. Один из семи сохранившихся в городе допетровских храмов имени Николая Чудотворца и единственный в старой части города, не закрывавшийся в годы Советской власти.Каменный новый храм строился долго, так как должен был превзойти все прочие церкви Ярославля как изяществом отделки, так и размерами. Купец С.А. Черногородов соорудил в 1890 году придел Сергия Радонежского с северо-восточной стороны. Позже над ним надстроили Никольскую часовню с отдельным входом со двора. Он решён в псевдорусском стиле, плохо гармонирующим с архитектурой четверика. Крыльцо повторяет очертания типичных для старого Ярославля шатровых притворов на ползучих арках. Иконостас был переносён в 1958 г. из разорённого Варницкого монастыря, который стоит на месте рождения св. Сергия.Церковь Николы Пенского продолжительное время была единственной действующей в городе в советское время. Именно здесь хранили мощи святых князей-ярославских чудотворцев Константина и Василия. В данное время церковь Николы Пенского служит домовой церковью ярославских архиепископов.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/tserkov-nikoli-penskogo.html

Никольский приход появился благодаря тому же событию, что и Предтеченский, — а именно: пожару 1659 года. Тогда Толчково лишилось деревянного Иоанно-Предтеченского храма, и жители восточной части слободы, как-то не проникнувшись идеей долго ждать постройки каменной церкви, которая должна была превзойти все существовавшие к тому моменту ярославские храмы, решили построить собственную деревянную церковь. Освятили её во имя Николая Чудотворца, а так как на месте, избранном для постройки, пришлось вырубить участок леса «и остася множество пенья», то церковь получила наименование Пенской. Вся история рассказана в письменном памятнике ХVIII века с длинным названием «Повесть о начале зачатия и поставлении первыя древныя церкве святаго Николая Чудотворца, что на Пенье, како и кем доброхотных жителей и в которыя лета нача созидатися, и о Явлении и написании и пренесении честнага образа пресвятыя Богородицы, Одигитрия нарицаемыя, Феодоровская и о созидании, устроении и украшении втрыя каменныя церкве во имя Ея пресвятыя Богородицы Феодоровская, и потом о чудесах Ея, бываемых от онаго образа пресвятыя Владычица нашея Богородицы и Приснодевы Марии, купно же и летопись сея церкви».
В 1681 году, видя, как по соседству растёт и украшается Иоанно-Предтеченский храм, прихожане Никольского храма тоже решили отстроиться в камне. Правда, были и некоторые другие обстоятельства, которые подтолкнули их к этому решению. В «Повести…» говорится, что в 1669 году посадский человек Иоанн Плешков «впаде в лютую болезнь», а исцелился после явления ему во сне двух мужей в святительском одеянии, которые повелели Иоанну отправиться в Кострому к Феодоровской иконе Божией Матери, заказать список с неё и возвести в приходе Николы Пенского каменную церковь в её честь. Исполнение заказа ярославцы поручили знаменитому иконописцу Гурию Никитину, и тот подошёл к нему со всей ответственностью: «пред начинанием того дела воздержася от брашен, исповедася грехов своих, Святых Таин причастися и тогда начать того святого дела касатися». Когда привезённый из Костромы список с Феодоровской иконы Божией Матери несли в Николо-Пенскую церковь, от него произошло первое исцеление: «болезнующий с полгодичное время и не могий сам ходить» Василий Потапов встал со своего одра, на котором он его вынесли «предврату дома своего», и собственными ногами пошёл за торжественной процессией. На созидание будущего каменного храма он пожертвовал 20 рублей (в то время на эти деньги можно было построить дом).
За образец для Феодоровской церкви толчковцы взяли недавно сооружённый Вознесенский храм на Власьевской улице. Они не ставили перед собой никаких амбициозных задач, поэтому церковь получилась хотя и просторной, но довольно скромной в смысле оформления. Впрочем, надо полагать, прихожане понимали, что, как бы они не старались, превзойти строителей Предтеченской церкви им вряд ли удастся. Феодоровский храм освятили в один год с Иоанно-Предтеченским (1687), а на следующий год началось строительство каменного зимнего храма, который призван был заменить деревянную Николо-Пенскую церковь. Его строительство завершилось к 1691 году. Тогда, конечно, никто не мог представить, что эта маленькая одноглавая церковка в советские годы будет оставаться единственным действующим храмом Ярославля. А между тем именно так оно и случилось. Только в 1987 году епархии вернули соседний Феодоровский храм. И до того времени (2010), когда произошло освящение нового Успенского собора, он являлся кафедральным собором Ярославской епархии. Устройство церкви Николы Пенского типично для ярославских тёплых церквей: маленький четверик с пристроенной трапезной частью. С западной стороны пристроена красивая восьмигранная на четверике шатровая колокольня.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам», Выпуск №52, 2013 г.

Церковь Николая Чудотворца на Пенье, в просторечии Никола на Пенье или церковь Николо-Пенская — небольшой одноглавый бесстолпный храм в бывшей Толчковской слободе Ярославля, на правом берегу реки Которосли. Строился прихожанами в 1689-1690 г.г. как тёплый храм Федоровского прихода, в советское время (до 1987 г.) функционировал в качестве кафедрального собора древней Ростовско-Ярославской епархии. Это единственный храм в старой части города, не закрывавшийся в годы советской власти, и один из семи сохранившихся в городе допетровских храмов Николая Чудотворца.
О построении в 1660-е г.г. деревянной Никольской церкви повествует обработанная в XVIII в. «Повесть о начале зачатия и поставлении первыя древныя церкве святаго Николая Чудотворца, что на Пенье, како и кем доброхотных жителей и в которыя лета нача созидатися, и о явлении и написании и пренесения честнага образа пресвятыя Богородицы, Одигитрия нарицаемыя, Феодоровския и о создании, устроении и украшении вторыя каменныя церкве во имя Ея пресвятыя Богородицы Феодоровския, и потом о чудесах Ея, бываемых от онага образа пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, купно же и летопись сея церкви».
Случившийся в 1659 г. пожар в Толчковской слободе лишил её жителей деревянной Предтечевской церкви. Новый каменный храм возводился долго, ибо был призван превзойти все прочие церкви Ярославля как размерами, так и изяществом отделки. Жители восточной окраины слободы решили не ждать завершения строительных работ и испросили у митрополита Ионы Сысоевича разрешение на возведение особого деревянного храма во имя Николы Чудотворца. Кожевенник Гурий Кочуров выделил под строительство двор своего должника. Окрестности были очищены слобожанами от леса, после которого «остася множество пенья» и от этих пней «именование свое церковь сия прият, и доныне именуемая пенская».
В 1681-1687 г.г. чуть южнее Николо-Пенской церкви прихожанами велось строительство холодной Фёдоровской церкви. На следующий год после её освящения они обратились к митрополиту с ходатайством о замене деревянной церкви Николы каменным строением. Эта каменная церковь была освящена 30 ноября 1691 г. и сохранилась до нашего времени. Как было тогда принято в Ярославле, зимняя церковь была решена как небольшой одноглавый храм трапезного типа со скромным оформлением. Над простым четвериком возносится стройный, прорезанный рядами слухов шатёр единственной в приходе колокольни. В самом конце XVII в. прихожане Еремины оснастили колокольню звонами; набор колоколов пополнялся при закрытии и сносе приходских храмов в XX в.
В 1890 г. купец С.А. Черногородов устроил с северо-восточной стороны придел Сергия Радонежского, над которым была надстроена Никольская часовня с отдельным входом со двора. Сам придел решён в псевдорусском стиле, плохо гармонирующем с архитектурой четверика, однако крыльцо повторяет очертания типичных для старого Ярославля шатровых притворов на ползучих арках. Нынешний иконостас придела был перевезён в 1958 г. из разорённого Варницкого монастыря.
В 1999 г. был сооружен крестильный храм равноапостольного князя Владимира в кирпичном корпусе, стоящем по западной границе церковного двора. Внешне выделен куполом с главкой.
Также на территории Фёдоровского подворья (прихода) находятся могилы Архиепископа Михея (Хархарова) и Митрополита Иоанна (Вендланда).
http://pravyaroslavl.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?