Построена в 1620-21 гг. В Народном переулке, выходящем на Волжскую набережную, стоит церковь Николы Надеина. Она возводилась на средства «гостя государственной сотни», купца Надея Свешникова, по имени которого и получила свое название. Современный облик храма из-за многочисленных переделок и перестроек далек от первоначального. Когда-то фасады четырехстолпного пятиглавого храма на подклете оживляла глубокой игрой света и тени открытая аркада двухъярусной галлереи. Невысокая шатровая колокольня, под которой располагался отдельный вход в северный, Благовещенский придел, удачно дополняла это монументальное сооружение.
Церковь Николы Надеина — первый после Смутного времени каменный посадский храм, заложивший основы самобытной ярославской школы культового зодчества XVII века. Система ступенчато повышенных сводиков, поддерживающих барабаны, обработка столбов галереи ширинками, рисунок межэтажных декоративных «катушечных» поясов целиком заимствованы из художественного арсенала предшествующего периода московского зодчества. Однако создатели церкви не просто повторили старые архитектурные образцы. Такие традиционные формы, как полукружия закомар и профилированные круглые окна в их плоскостях, превращены здесь в чисто декоративные элементы. Первоначальное отсутствие южного придела и постановка колокольни над северо-западным углом галереи свидетельствуют о стремлении зодчих к более свободной, живописной компоновке объемов. Именно такой тип храма, с асимметричной и в то же время уравновешенной композицией, стал характерным для ярославских церквей первой половины XVII века.
В 1640-1641 гг. церковь была расписана артелью мастеров во главе с известным художником XVII века Любимом Агеевым, о чем свидетельствует надпись на западном столбе. В куполе изображен Христос Вседержитель, на сводах — евангельские сцены и редкая в то время композиция «София — премудрость Божия», на столбах изображены святые, князья и цари. Основные композиции, расположенные в три яруса на стенах, исполнены на тему жития Николая Чудотворца, нижний ярус — орнаментальный. Каждая сцена обособлена от другой. В декоративных архитектурных фонах и разработке одеяний уже чувствуется стремление к узорочью, которое станет основным направлением живописи второй половины XVII века. Подробно изображены сцены, где Никола оказывает помощь бедным, спасает младенца, возвращает зрение сербскому царю Стефану. В Благовещенском приделе, который являлся домовой церковью Надея Свешникова, написаны богородичные сцены. На паперти изображены многочисленные библейские композиции и «Страшный суд».
Колокольня церкви Николы Надеина — невысокая шатровая колокольня, под которой располагался отдельный вход в северный, Благовещенский придел, удачно дополняла церковь Николы Надеина. В 1695 г. колокольня надстраивается восьмигранным ярусом с шатром, закладываются арки галерей, расширяются окна. В конце XVII начале XVIII века пристраивается южный придел, подзакомарное покрытие заменяется четырехскатным. В XVIII веке переделана в стиле барокко центральная глава (в настоящее время реставрирована), в 1836 г. разобраны четыре боковые главки.
Выдающимся произведением декоративного искусства является резной золоченый иконостас 1751 г., согласно преданию выполнен по рисунку основателя первого русского театра Федора Волкова. Это незаурядное произведение в стиле барокко с великолепной пышной золоченой резьбой. Особенно впечатляют царские врата, украшенные рельефной композицией «Тайная вечеря» и оформленные в виде театральной сцены в обрамлении драпировок. Иконы в основном 17 века, но есть и несколько ранних — 16 века.
Первая каменная церковь Ярославского посада, построена в 1620-22 годах на средства «государева гостя» Надея Свешникова на крутом берегу Волги, там, где к берегу волной прибило икону Николая Чудотворца. По архитектурной композиции памятник ориентирован на произведения досмутного времени: собор Авраамиева монастыря в Ростове и церковь в годуновской усадьбе Большие Вяземы. Окруженный с трех сторон двухъярусными галереями храм на подклете был первоначально покрыт позакомарно и увечан пятиглавием. Со временем боковые главы разобрали, форма центральной главы также неоднократно менялась. Ассиметричность композиции уравновешена тяжелым крыльцом на ползучих арках и квадратной колокольней, пристроенной (так было принято в Ярославле) к северо-западному углу паперти. Декор храма скромный, но живописный, изобилующий новгородскими мотивами.
Роспись памятника в редкой для Ярославле монументальной манере была произведена в 1641 году лучшими ярославскими, костромскими и московскими мастерами. К 18 веку относится барочный иконостас, выполненный по рисунку местного прихожанина Федора Волкова — родоначальника русского театра. В 1695 году храм был обновлен: пристроен южный придел, надстроена колокольня, расширены окна, позакомарное покрытие заменено (как и везде в Ярославле) четырехскатным. К Николо-Надеинскому приходу также относилась церковь Рождества Иоанна Предтечи, изначально двухшатровая, затем много раз перестраивавшаяся. В советский период была снесена.
Церковь св. и чудотворца Николая, именуемая Николонадеинскою, построена в 1621 г. государевым гостем Епифаном Андреевичем Свешниковым, известным тогда под прозвищем Надей. Престолов в ней четыре: св. и чуд. Николая, Благовещения Пресвятой Богородицы, препод. Михаила Малеина и препод. Александра Свирского. Кроме сих, есть пятый престол, в теплой, особо стоящей церкви, во имя препод. Макария унженского чуд.
Аполлинарий Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско — Ярославской епархии», Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г.
В Народном переулке, среди современных жилых домов, затерялась подлинная жемчужина, старейшая посадская церковь Ярославля — храм Николы Надеина (1620-1621). Несколько тяжеловесный объём церкви поднят на высокий подклет. Первоначально храм был увенчан пятью главами, с широко поставленными боковыми главами на тонких шейках барабанов. Массивный четверик, башнеобразный Благовещенский придел, галереи с крыльцом и невысокая колокольня, поставленная над северо-западным крыльцом галереи, создавали единый компактный ансамбль. Стоящий ныне с юга небольшой придел Александра Свирского, был выстроен в 1690-е годы, то есть через 70 лет после возведения храма.
Николо-Надеинский храм, небольшой и во многом ещё ориентированный на памятники ХVI века (однако уже имевший в себе потенциал ярославской школы, столь мощно развившейся в продолжение ХVII столетия), строился на средства одного из самых заметных ярославских деятелей Надеи Светешникова. Крещёное имя этого человека — Епифаний, и был он именно деятелем — поскольку торговлей, принесшей ему первоначальные капиталы, он, по масштабу своей личности, ограничиться не мог. Получив уже в 1613 году звание государева гостя, Светешников исполнял важные государственные поручения, бывал в Сибири, основывал новые производства. Живи он на сто лет позже, он вполне мог бы оказаться родоначальником славной династии, каковыми стали Строгановы или Демидовы. Но эпоха оказалась всё-таки тесновата для него: в 1645 году, погорев на одной из крупных операций, он был вызван в Москву и «поставлен на правеж». Позора и пыток его седая голова не снесла. Похоронили Надею Светешникова в южном подклете Никольской церкви, ещё при жизни его именовавшейся не иначе как «Николо-Надеинский».
К сожалению, храм не сохранил в целости ни своего первоначального облика, ни богатейшей утвари, среди которой имелись в том числе «высочайше пожалованные» предметы (царь Михаил Федорович, благоволя Надее Светешникову, прислал к освящению построенного им храма воздухи «отласа красного», шитые жемчугом и драгоценными каменьями, а также фелонь из золотой парчи «царского настольного ковра»). Впрочем, некоторые предметы из Николо-Надеинской церкви поступили в собрание Ярославского музея, благодаря чему и дошли до наших дней. Фрески Николо-Надеинского храма представляют собой наиболее ранний памятник ярославской монументальной живописи. Однако работали над ними не только ярославцы: в составе артели трудились помимо уроженца Ярославля Степана Ефимиева, костромичи Любим Агеев и Василий Ильин, а также нижегородец Иван Муравей. Работы велись, как следует из сохранившейся на южном столпе надписи, в течение двух месяцев — с 5 июля по 5 октября 1640 года. Сейчас фрески находятся под записью. В 1882 году их поновляла артель палешан — следовавших, впрочем, довольно точно первоначальному рисунку.
Одним из главных украшений храма является великолепный золочёный барочный иконостас, заменивший собой древний тябловый в 1751 году. Мощные брусья первого иконостаса, расписанные травным орнаментом по серебру, частично сохранились и просматриваются за третьим ярусом существующего ныне иконостаса. Алтарная преграда сер. ХVIII века масштабна по замыслу и весьма необычна для ярославских храмов по форме и украшению. Она была выполнена по рисунку и при участии основателя первого русского общедоступного театра Фёдора Григорьевича Волкова, бывшего прихожанина церкви Николы Надеина. Особенно впечатляют царские врата, украшенные рельефной композицией «Тайная вечеря» и оформленные в виде театральной сцены в обрамлении драпировок. Иконы, представленные в иконостасе, в основном написаны в ХVII веке, но есть несколько и более ранних икон ХVI века.
Сейчас в церкви развёрнута музейная экспозиция. Храм Николы Надеина находится в ведении Ярославской и Ростовской епархии и Ярославского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №106, 2014 г.
Находится в Народном переулке (бывш. Губернаторский), д. 2а. Первый каменный приходский храм в Ярославле. В XVI в. на этом месте стояла деревянная церковь Благовещения. По преданию, при постройке каменного Благовещенского храма в 1620 г. была обретена икона Николая Чудотворца, которую прибило к берегу Волги как раз у места постройки новой церкви. Образ Николы был перенесен в еще не разобранную деревянную Благовещенскую церковь, где от него последовали чудеса. Поэтому горожане решили строящуюся каменную церковь освятить во имя Николая Чудотворца.
Пятиглавый четырехстолпный храм, окруженный с трех сторон открытой двухъярусной галереей-папертью, с восьмигранной шатровой колокольней над ее северо-западным углом был построен в 1620-1621 г.г. на месте деревянной Благовещенской церкви на средства богатого купца, государева гостя Епифания Андреевича («Надеи») Светешникова. Храм двухэтажный, с высоким подклетом под церковью, служившим и складом товаров Е.А. Светешникова, и усыпальницей его рода. Приделов было три: во имя Михаила Малеина (в диаконнике, с южной стороны алтаря), Александра Свирского (с южной стороны паперти) и Благовещенский (с северной стороны), вероятно, в память о существовавшей здесь некогда церкви.
Декоративное убранство храма лишено роскоши, пластично и выразительно. Детали убранства — аркатурный пояс, арочки и ширинки — органично слиты со стенами. Архитектурный язык церкви перекликается с современными ей сооружениями Спасского монастыря — Входоиерусалимским храмом и перестроенными тогда Святыми воротами. Храм имеет свободную асимметричную композицию, к центральному объему примыкают, кроме галерей, колокольня, крыльцо, приделы. На колокольне находилось 7 колоколов, «немецкого литья», а также «тоже немецкой работы очень хорошие ходовые часы с боем».
В 1830-х г.г. храм был перестроен, в частности, были удалены четыре боковые главы «для облегчения сводов церковных».
С 5 июля 1640 г. по 15 октября 1641 г. стены и своды были расписаны артелью из 20 городовых мастеров, присланных Иконописной палатой Московского кремля. В состав артели входили костромич Любим Агеев сын Елепенков, нижегородец Иван Лазарев сын Муравей, ярославец Степан Ефимьев сын Дьяконов, москвичи Иван Никитин, Борис Алексеев, Андрей Мартемьянов, Никифор Ульянов, Федор и Борис Тимофеевы, а также ярославцы Севастьян Дмитриев, Михайла Сидоров, Данила и Федор Ульяновы и костромичи Илья Данилов, Василий, Прокопий и Дмитрий Ильины дети Запокровские, Иван и Иван Ивановы дети Поповы и Матвей Дементьев сын Бородин. В 1695 г. в связи с закладкой галереи стенное письмо на паперти «к старому вновь было приписано».
В 1873 и 1882 г.г. росписи поновлялись клеевой техникой ярославским иконописцем Н. Кузьминым. П.И. Юкин в 1930 г. раскрыл стенопись камеры под колокольней церкви, В.Г. Брюсова в 1956 г. произвела расчистки фрагментов росписи паперти.
Иконографическая система надеинской росписи отличается исключительным разнообразием тематики, насчитывая в своем составе около 450 сюжетных клейм. В куполе изображен Вседержитель, в барабане 8 праотцев и 12 пророков, на парусах евангелисты. На подпружных арках апостолы из числа семидесяти. На парусах разобранных ныне западных барабанов изображения святителей в круглых медальонах, на парусах восточных — преподобных. На северном своде храма композиции «Проповедь нового индикта» и «Неверие Фомы», на южном своде — «Нагорная проповедь» и «Проповедь Иоанна Крестителя». На западном своде помещена иллюстрация к псалму Давидову «София созда себе дом» или т.н. «София Ярославская», послужившая прототипом для повторений в более поздних ярославских фресках. На западных столпах, разбитых на три яруса, помещены монументальные фигуры русских князей в парчовых шубах и круглых шапках, отороченных соболем. Среди них Димитрий Угличский, Василий и Константин Ярославские, а также Федор Черный с сыновьями Давидом и Константином. В верхней части столпов в медальонах представлены святые патроны царствующей династии Романовых: Михаил Малеин, Алексий человек Божий и мученица Евдокия. На восточных столпах за иконостасом изображены вселенские святители.
Стены церкви разбиты на пять ярусов. Три из них шириной по 1,8-2 м сюжетные, четвертый — орнаментальный фриз (на северной и южной стенах) и храмовая летопись, написанная вязью (на западной стене), пятый — традиционный подзор, ныне записанный орнаментом в виде перил-балясин. В трех ярусах стен, за исключением западных люнетов, занятых двунадесятыми праздниками, в 68 сценах развертывается подробный рассказ о житии св. Николая и совершенных им чудесах: о том, как он дает приданое дочерям бедняка; утишает бурю на море и спасает купеческие корабли от потопления; избавляет трех невинных воевод от казни; помогает золотом обнищавшему монастырю; возвращает несчастному отцу сына из турецкого плена; дарует прозрение сербскому царевичу, ослепленному жестоким отчимом; возвращает ковер бедняку, продавшему его, чтобы отметить праздник в честь Николая Чудотворца и т. д. В цикл повествования введены исторические персонажи, например, сербский царевич Стефан, и некоторые сцены из русского быта и русской истории («Чудо о младенце, утонувшем в Днепре», «Чудо об иконе в городе Ругодиве»). Четко ограниченные прямоугольными рамками, фрагменты надеинской росписи напоминают клейма икон.
Порталы храма выделены особыми сюжетными композициями. На южном написаны Антоний и Феодосий Печерские, в арке «Спас на убрусе» и «Не рыдай мене, мати», на северном Зосима и Савватий Соловецкие, на западном «Троица Ветхозаветная», Иоанн Дамаскин и Епифаний Кипрский, являвшийся тезоименитым святым строителя церкви Е.А. Светешникова.
Алтарь соединен с основным кубом храма тремя широкими арками. В конхе центрального алтаря изображен «Великий вход», в своде «Бог Саваоф» и «Колесница Иезекииля», в апсиде в три ряда русские и вселенские святители в узорчатых фелонях и омофорах, в верхней части окна «Спас на убрусе». В конхе жертвенника «Христос в потире», в своде «Малый вход», в апсиде святители в два ряда. Среди них Филарет Милостивый, небесный патрон патриарха Московского Филарета Никитича, с которым Е.А. Светешников был хорошо знаком. На восточной стороне над жертвенником помещены «Страсти Христовы». В конхе диаконника размещены композиции «Похвала Богородицы», «Рождество» и «Успение», а также фигуры святителей в медальонах. На восточной стене над диаконником — «Сошествие во ад».
В северном, Благовещенском приделе, служившем домовой церковью храмоздателя Е.А. Светешникова, иллюстрированы сцены из жизни Богородицы, в т. ч. и апокрифические(например, «Вознесение Богородицы»). Крупные композиции богородичного цикла размещены на стенах в духе традиции, без разделения на отдельные ярусы. В нишах придела написаны святые князья-мученики. Паперть Благовещенского придела также украшена росписями. В ее своде композиция «Древо Иессеево», на восточной стене «София Премудрость Божия», на южной «Покров», Петр и Феврония Муромские, Макарий Унженский и Александр Свирский. На северной стене изображены святые Евфимий и Ефросиния Суздальские (святая, соименная жене заказчика), а также св. Сильвестр и Епифаний Кипрский. На западной и отчасти на северной стене в 10 сценах иллюстрировано афонское «Сказание о Дохиарском отроке», разоблачающее алчность и корыстолюбие монахов. Той же теме посвящена и роспись небольшой ризничной палатки, расположенной под колокольней. Роспись иллюстрирует «Лествицу райскую» игумена Синайского монастыря Иоанна Лествичника. Оба этих цикла напоминают о реальных событиях из жизни храмоздателя и связаны с длительной борьбой ярославского посада и Спасского монастыря вокруг отмены привилегий беломестцев.
В росписи паперти преобладают ветхозаветные сюжеты. В своде (начиная с западного колена) написаны «Сотворение Адама и Евы», «Всемирный потоп», сцены из «Истории Троицы», а также из жизни библейских патриархов Исаака, Иакова, Иосифа и Моисея. В тимпанах западной паперти изображены композиции «Праведная молитва Ноя» и «Страшный суд», над западным порталом — «Деисус», по сторонам от входа — ангелы, Иоанн Предтеча и Никола Можайский. В тимпанах южной паперти помещены сцены из книги пророка Ионы. На внешней стороне паперти, между окнами и на оконных откосах помещены погрудные изображения ветхозаветных пророков и «История Богоматери Иверской». В своде западного крыльца расположена композиция «Падение Иерихона», в небольшом притворе при входе в крыльцо — сцены «Даниил во рву львином» и «Архангел Михаил в образе воеводы», в которой предводитель небесного воинства поражает трезубцем Сатану. Эта группа изображений аллегорически представляет победу русских войск над неприятелем и воцарение в России новой династии Романовых.
Первоначальный тябловый иконостас церкви не сохранился. Величественный барочный трехъярусный резной позолоченный иконостас, как гласит предание, выполнен в 1751 г. по эскизу прихожанина храма первого русского актера Ф.Г. Волкова на средства, пожертвованные его отчимом купцом Полушкиным и другими прихожанами. Царские врата иконостаса представляют из себя резное изображение тайной вечери. Над их створками летящие ангелы поддерживают балдахин в виде театрального занавеса. В алтаре висит деревянная резная напрестольная сень 1636 г., отличающаяся легким, изящным силуэтом, точно найденными пропорциями, тонкой резьбой.
В 1930 г. церковь закрыта и передана в ведение музея.
Теплый храм в честь Рождества Иоанна Предтечи с приделом во имя Макария Унженского с южной стороны алтаря был построен в XVII в. на средства купца Никифора Петровича Холщевникова. Он был также двухэтажным. В 1836 г. главы над церковью и приделом были сняты и заменены полусферическим куполом, а вход в церковь перестроен в классическом стиле и украшен колоннами. Иконостас в храме был резной двухъярусный золоченый, с иконами «большею частию новой кисти». Вся теплая церковь была расписана стенным письмом. Под приделом преп. Макария был захоронен строитель храма Н.П. Холщевников. Теплый храм снесен после 1931 г.
Николо-Надеинскому храму принадлежала находящаяся к юго-западу от него часовня, построенная в 1870 г. на средства ярославских купцов Петра Алексеевича Ерыкалова и Семена Дмитриевича Чарышникова по проекту губернского архитектора И. Ф. Яровицкого. В ней находилась написанная на фрагменте каменной стены икона Толгской Богоматери, перенесенная сюда из разобранной в 1823 г. Семеновской башни Земляного города. Часовня обогревалась изразцовой печью.
В настоящее время церковь открыта как музейная экспозиция.
Церковь св. Николая Чудотворца, именуемая надеинская, в Ярославле. ЯГВ. Ч.н. 1845. №9; Лебедев А. Храмы Николо-Надеинского прихода в Ярославле. – Ярославль, 1872; Лебедев А. Благовещенский придел в ярославском Николо-Надеинском храме. – Ярославль,1874; Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901; Суслов А.И., Чураков С.С. Ярославль. – М.: Стройиздат, 1960.: Добровольская Э., Гнедовский Б. Ярославль. Тутаев. – М.: Искусство, 1981: Воейкова И.Н., Митрофанов В.П. Ярославль. – Л., 1973; Брюсова В.Г. Фрески Ярославля. – М.: Искусство, 1983; Масленицын С.И. Ярославская иконопись. – М.: Искусство, 1983; Ярославль. Памятники архитектуры и искусства / Сост. В.П. Выголов. – М., 1985; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000; Федорычева Е.А. Церковь Николы Надеина в Ярославле. – М., 2003; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005.; Ваняшова М. Предстояние Фёдора Волкова / Театральный круг, 2013, № 9. с.32-45.
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры — и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый, или единственный. Он первым в Ярославле оказался построен не князем, не государем, не монастырём: возвели церковь на деньги Епифания Светешникова — «государева гостя» — одного из самых богатых и титулованных купцов не только Ярославля, но и всего царства. Он первый на городском посаде выстроен не из дерева, а из камня. Он — одна из первых значительных построек всей Московии по окончании Смутного времени. Он получил имя не только святого, но и простого человека, причём имя народное, навсегда закрепившееся за белыми, как будто замковыми стенами настоящего ярославского храма, который столь отличен от московских и прочих церквей. Он один из совсем немногих сохранил внутреннее убранство таким, каким было оно в XVII в.
Тогда прихожанином храма был Фёдор Григорьевич Волков — создатель первого российского постоянного театра, теперь почитаемый просто как основатель русского театра. Фёдор Григорьевич исполнял свой духовный долг и создал для храма эскиз замечательной красоты иконостаса, какого нет более ни в одном ярославском храме.
Храм Николы Угодника, построенный на средства Епифания Светешникова, в народе — Надеи Светешникова. Храм Николы Надеина в Народном переулке, на волжском берегу, — первая жемчужина в бесценном ярославском ожерелье. На том месте, где сегодня стоит храм Николы Надеина, была до него церковь деревянная. Конец жизни таких церквей известен — горят. Но не просто сгорела в 1536 г. церковь Николая чудотворца — сожгла «весь град». За ней последовала церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, выстроенная на пожарище.
И вот, в году 1620-м, Епифаний Андреевич Светешников начинает на месте прежних деревянных церквей-свечек возведение храма каменного, до той поры небывалого на ярославском посаде. Прежде рассказа о строительстве нужно не пару, а более слов сказать о самом Светешникове, или Надее, так как был он человеком незаурядным. Богател от торговли, помогал деньгами ополчению Минина и Пожарского, имел представительства своей компании в 9 крупных городах, в их числе — в Москве, строил остроги, чтобы волжские промыслы от ногайцев защищать. Был Надея Светешников одним из самых богатых людей России и государевым гостем — купцом с особыми возможностями и правами. Жизнь Надея закончил трагически. Сначала оказался банкротом, а потом, не имея возможности отдать долг, был поставлен на правёж — пытку, в которой должника ставили перед судом и били, нередко — до смерти. Забили и Надею. Похоронили купца в южном подклете им же выстроенного храма — храма Николы Надеина.
Была в те поры традиция храмы, возводимые на месте старых, посвящать тому же святому. Но с новой церковью вышло по-иному. Скорее всего, по желанию заказчика, её разрешено было освятить в честь Николы Угодника, или Николы Мирликийского, — вечного заступника русского человека. К тому же и история вышла. Говорили, что при строительстве выловили в Волге икону Николая Чудотворца — прибило её будто к другому берегу напротив храма. Теперь нельзя установить, правда то было или нет, по заказу или на самом деле, да и неважно всё это. Главное — храм.
Для его строительства Надея пригласил московскую артель мастеров, работавших в ту пору в Спасо-Преображенском монастыре. Храм опытные артельщики возвели всего за два года. Никола Надеин поднялся над Волгой, над домами и церквами, над всем городом, став его гордостью и славой. Как писали современники, храм «чудно украшен всякими лепотами»: даже пол его устилает красная яшма. Чтобы содержать и обустраивать храм, Надея отдавал доходы от 9 своих лавок из торговых ярославских рядов.
К 1641 г. стены храма были расписаны 20 мастерами, руководил которыми Любим Агеев — известный костромской изограф. Имена каждого мастера можно прочесть на южной стороне церкви. В 1882 г. фрески обновили уже палехские иконописцы, но в XIX в. первоначальную роспись записали, хотя и придерживались исходника. Учёные и специалисты не оставляют попыток добраться без ущерба храму до того — первого «замысла и воплощения».
Был он не таким, каков сегодня. Многолетние исследования Э.Д. Добровольской позволяют теперь представить, как выглядел Никола Надеин первоначально. Как и полагается истинному ярославцу, был храм четверик, довольно тяжёлый, поднятый на высокий хозяйственный подклет. Венчало церковь пятиглавие, тогда ещё не такое объёмное, как в последующих храмах, но уже в традициях Ярославля: главы располагались на довольно тонких шеях барабанов (особая технология строительства), придавая ансамблю воздушности и парения.
Весь же ансамбль состоял из четверика, Благовещенского придела в виде башни, невысокой колокольни и двухъярусной галереи с характерным (позднее) ярославским крыльцом, какие строили в теремах, — большим, украшенным, с ползучими арками. Такое крыльцо впервые и выстроено в храме, чтобы потом уже стать отличительной чертой ярославских храмов. Всё это не укладывалось в строгую симметрию и геометрию, но подчинялось закону эстетической гармонии, по которому растут в лесах деревья, а на полях травы… И в этом смысле тоже Никола Надеин стал выразителем лучшего в уникальном ярославском зодчестве. Как наша северная природа, был храм могуч, прекрасен, но строг в украшательстве. Самым главным украшением были пояса ширинок — углублений в виде взаимовключённых квадратов, выполненных как профилированные впадины. Ещё одно украшение, которое вы увидите и сейчас, — «катушечный пояс», протянувшийся по апсидам основного храма на уровне пола. Подобный можно встретить в Храме Василия Блаженного.
Однако первоначальный вид недолго устраивал прихожан. Ярославль стремительно рос, преображался, в чём отчасти повинен был и сам храм: после его строительства пошла волна церковных новостроек — знатные горожане, сообщества прихожан возводили церкви, словно соревнуясь, чья краше. Чтобы не уступать первенства, в конце XVII в. Николу Надеина перестраивают: расширяют окна, закладывают галерейные арки, над колокольней, до того низковатой, надстраивают ярус звона в виде восьмигранного высокого шатра, декорированного по парапету многоцветными обливными изразцами. С юга к храму пристраивают придел Александра Свирского.
В первой половине века XVIII ненадёжную красоту позакомарного перекрытия меняют на четырёхскатную крышу с тесовой кровлей, которую — известное дело — настигает пожар. В 1768 г. тёс сменили на железо, при этом закрыли шею барабана, держащего центральную главу, почти наполовину. Видимо, так было необходимо по закону прочности, надёжности, ведь красоту храма такое решение поубавило.
Но компенсация внешней красоте нашла себя во внутреннем убранстве. В 1751 г. древний тябловый (простой брусовый) иконостас заменили чудом — золочёным иконостасом в стиле барокко, «сочинённым», предположительно, Ф.Г. Волковым. Резные Царские врата украшены рельефом «Тайной вечери» и выполнены как театральная сцена, обрамлённая драпировками. Красота — причём не только для глаз, но и для ума, для размышления о мире, который, как известно, сплошь — «театр».
Не успокоили перестройщики и в XIX в. В 1823 г. у храма появилась новая часовня, деревянная, посвящённая Толгской Богоматери — иконе, спасённой прихожанами при разборе Семёновских ворот. Позже часовню возведут из камня. В 1836 г. церковь украсили и вовсе невиданно для православных храмов — часами, да не простыми, а «хорошей немецкой работы». Десятилетия шли часы, но в начале ХХ в. перестали. Знак?
В отличие от большинства храмов у Николы Надеина судьба и впрямь счастливая. В момент мятежа белогвардейцев, вспыхнувшего в 1918 г., когда непоправимо подчас пострадало множество храмов, Никола почти не пострадал. Может быть, хранил своё последнее и главное сокровище Надея, похороненный под стенами? Более того, стал храм прибежищем для потерявших кров: под колокольней и в подклете нашли они хоть временный, но надёжный угол.
Когда в 1929 г. сотрудники ярославского музея оценивали и классифицировали культовые сооружения, Никола Надеин, как ещё 8 других памятников, был отнесён к высшей категории ценности и взят впоследствии на госохрану. Его миновала участь склада или конторы. Был Никола поочерёдно фондохранилищем музея, местом для выставок-времянок, а далее и вовсе славно — музеем Фёдора Григорьевича Волкова, того самого — основателя театра русского и художника диковинного иконостаса в храме. Когда пришла Великая Отечественная, хранили в церкви медикаменты для военного госпиталя, в подклете — овощи, как он и был предназначен. В 1959 г. Никола Надеин становится частью Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника, а через 10 лет его открывают для посещений в качестве храма-музея.
Лишь в одном Никола Надеин пострадал. Во времена постреволюционной советской застройки мало кого уже интересовала эстетическая роль храмов в пейзажах. А если и интересовала, то только с точки зрения её принижения, устранения. Потому в 30-е г.г. ХХ в. все прилегающие к храму постройки были разобраны, на них выросли рабочие кварталы «сами знаете какой» архитектурной ценности, зато — совсем закрывшие Николо-Надеинский храм от случайных глаз — «дабы не смущать».
Но скроешь ли то, что — главная ценность. А Никола Надеин был таковой с первого своего дня. Для кого-то он — ценность христианская, для другого — историческая, для третьего — пример великого достижения в устремлённости человека к Прекрасному.
Достопримечательности Ярославля, http://www.hobbysalon.ru/