Есть легенда, что первая Никольская церковь, тогда еще деревянная, появилась на мете языческого капища на берегу реки Которосль. Жертвенный камень был якобы положен под фундамент. Название церкви по распространенной версии было дано из-за сырого и топкого месторасположения. Церковь сооружена на средства купцов Астафия Лузина, Андрея Лемина и посадских людей Федора Выморова и Стефана Тарабаева. Главный престол, во имя Николая Чудотворца освящен в 1672 году. В Южном приделе спустя несколько дней освятили престол во имя святителя Алексия, митрополита Московского. В 1682 в северном приделе – во имя великомученицы Варвары. В 1673 году церковь была расписана. Росписи напоминают выполненные семь лет спустя в храме Ильи Пророка (https://sobory.ru/article/?object=00213).
Впервые в Ярославле здесь применена полузакрытая система галереи: на зиму она закрывалась рамами. Исходя из этого обстоятельства некоторые исследователи предполагают, что росписи были выполнены гурием Никитиным, которого после завершения этой работы пригласили расписать Ильинскую церковь. Летописных источников об авторстве фресок не сохранилось. В 1680-е годы храм богато декорировали терракотовыми изразцовыми наличниками, пучковыми колонками. Резчиками по дереву были выполнены молельные места, по преданию, для царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. До 1841 года церковь была приходской, потом по велению Николая I храм передали военному ведомству: прихожанами стали военнослужащие карабинерного полка, а позднее 11-го Фанагорийского полка. Храм закрыли в 1929 году. В 1939 году царское и патриаршее места перенесли в церковь Ильи Пророка. В1992 году возвращена Ярославской епархии.
Литература: Архитектурные шедевры Святой Руси. Ярославль. – Самара: Издательский дом «Агни», 2007. http://www.mincult.ru
По преданию, первая Никольская церковь была построена на берегу реки Которосли на месте языческого капища, жертвоприношения в нём делались на голубом камне. При строительстве каменной церкви камень был положен в её фундамент. Первое документальное свидетельство о Никольском храме содержится в грамоте царя Василия Шуйского Спасскому монастырю от 15 июня 1606 года. В ней говорится, что церковь была построена на пожалованном великим князем Василием Третьим пустом месте на можжевельнике «в слободке, названной Спасской». В Переписной книге Ярославля 1627-1629 годов она названа по посвящению тёплого храма «Церковь во имя Василия Кесарийского, древяна, строение монастырское и прихожан». И слобода, и храм в это время принадлежали крупнейшей ярославской обители: в перечневой описи Ярославля 1630 года в кафтанном торговом ряду значатся «пол-лавки Спасского монастыря Николы Чудотворца престольные».
Сведения о посвящении престолов деревянных храмов прихода сообщает грамота царя Алексея Михайловича 1647 года о приписке слобод Спасо-Преображенского монастыря к посаду: «храм холодный клецки на том месте, что словет по прозвищу Мокрая, в том же храме в приделе престол во имя мученицы святой Варвары да храм тёплый во имя святого Василия Кесарийского». Наименование церкви Николы Мокрого, по одной версии, пошло от сырого, топкого места на берегу реки Которосль, на котором стоял храм, по другой- от особого покровительства Николая Чудотворца терпящим бедствия на воде. В Киеве, в Софийском соборе, находился древний образ святителя, который по совершённому чуду спасения младенца, утонувшего в Днепре, назывался Никола Мокрый. Это предание нашло отражение в стенописях ярославских храмов, в том числе и в Николо-Мокринском. Восприятие Николая Чудотворца как спасителя тонущих нашло любопытное подтверждение в записи из «памятника событий» Дмитрия Серебренникова. Под 1801 годом читаем: «мая 9-го дня, в день святителя Николая, было ненастье, дождь и погода немалая, от чего на реке тогда опрокинуло лодку с осмью человек людей, из которых было пять маленьких детей, да трое больших мужиков. Над этими малыми детьми показалось тогда великое чудо, что выпадшие из ботика оные малолетние, которые были лет по четыре и по пять и семь, по верху плавали, на волнах носимые. И когда увидели на берегу оную гибель, подъехала лодка и оных младенцев плавающих порозну собрали в лодку и повезли к Толчкову. И сказывали, что де все они плавали по верху без всякого движения, потому что они и не могли ничем себе поспособствовать, будучи не в силах своих лет, но однако плавали на спинах, носимые волнами. И собрали их безвредно, только одна девочка из них захлебнулась водою, в вытащили (её) замертво, но в лодке же её и откачали». Поскольку дети тонули напротив церквей Николы Мокрого на одном берегу Которосли и Николы Пенского- на другом, Серебренников заканчивает свою запись словами: «сие приключение можно было почесть за чудо, что Бог помиловал невинных младенцев ради своего угодника Николая».
О закладе каменной церкви Николы Мокрого сообщала грамота, данная митрополитом Ростовским Ионой священнику Иоанну Дранишникову с приходскими людьми 6 августа 1665 года, которой владыка благословлял «по указу Великого Государя царя Алексея Михайловича, по обещанию прихожан, поставить царское богомолье холодную церковь каменную, во имя Святого Николая Чудотворца, да к той же церкви два придела во имя Святителя Алексея Митрополита Московского Чудотворца, да Святой Великомученницы Варвары».
Храм сооружался на средства купцов Астафия Лузина и Андрея Лемина и посадских людей Фёдора Выморова и Стефана Тарабаева. Они были прихожанами храма- записаны в переписных книгах Спасской сотни за 1646-1671 годы (кроме Лемина, сведений о котором обнаружить не удалось): «Федка Елеуфериев сын Выморов, у него сын Серёжка», «Степан Василев сын Тарабаев», а так же сыновья Астафия Лузина «Ондрей да Семён с братьями Ылею да с Михаилом». К началу строительства и сам Астафий Осипов Лузин и его сыновья были купцами гостиной сотни. Под Новоторговым уставом царя Алексея Михайловича 1667 года среди «луччих торговых людей» Московского государства стоит подпись второго сына: « гостиные сотни Андрюшка Лузин руку приложил». Отметим, его подпись идёт 29-й из более чем 60 подписавших документ. Завершения строительства храма Астафий Лузин, вероятно, уже не увидел. Дальнейшая судьба Николо-Мокринских церквей связана с его сыновьями, в первую очередь, с Семёном. В 1675 году Андрей и Семён Астафьевы Лузины одновременно стали государевыми гостями. Вблизи мокринских храмов располагалось полдюжины дворов, принадлежавших Лузиным, среди них двор, на котором Семёном были построены каменные палаты., известные сегодня, как «дом Иванова». В Ярославле у Семёна был не только склад товаров, но и кожевенный промысел, а на городском торге ему и младшим братьям принадлежало 13 лавок…
Главный престол храма был освящен во имя Николая Чудотворца 14 июня 1672 года, через несколько дней, 23 июня 1672 года, освятили престол в южном шатровом приделе во имя Алексия, Митрополита Московского, а спустя 10 лет, 2 июля 1682 года, в северном — во имя великомученницы Варвары.
В 1673-1674 годах Семён Лузин подрядил ярославских мастеров Логина Сидорова, Ярмолая Фёдорова, Тимофея Федотова, Ивана Ануфриева, Фёдора Саввина, Андриана Иванова, Семёна Козлова, Карпа Михайлова, Фёдора Карпова, Дмитрия Григорьева и Василия Ананьина расписать церковь Никлы Мокрого. Имена иконописцев известны из челобитной ктитора от 3 апреля 1675 года царю Алексею Михайловичу, в котрой он просит не забирать мастеров, вызванных Митрополитом и оной «для иконного письма» в Ростов, пока не будут завершены работы в Никольской церкви. Царь удовлетворил просьбы Семёна Лузина и иконописцев «от того дела имать … не велел». По оценке Э.Д. Добровольской, картина «Страшного суда», традиционно для ярославских мастеров расположенная на западной стене, — «одна из самых лучших фресок во всей ярославской живописи 17 века». Живопись церки поновлялась В.И. Сизовым в 1896 году, в ее иконостасе и на правом столпе стояли чтимые иноны Николая Чудотворца и Тихвинской Богоматери в богатых ризах.
Для церкви Николы Мокрого ещё в 17 веке были выполнены моленные места — редчайший образец момументальной резьбы по дереву. По преданию, они предназначались для царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона. Однако ещё И.А. Тихомиров, отмечая их роскошь, подчеркивал, что соорудили их храсоздатели, скорее всего, для себя и своих семейств. В 1939 году царская и патриаршие места были перенесены в церковь Илии Пророка для экспозиции антирелигиозного музея.
Теплая церковь прихода в честь явления Тихвинской иконы Богоматери была возведена гостем Семёном и купцом гостиной сотни Климом Лузиными в 1686 году, а 11 октября 1694 года в ней осятили придел во имя Василия Великого.
В начале 18 века западнее Николо-Мокринских церквей по распоряжению Петра Первого были устроены оружейный и полотняный «государевы дворы», на которые прислали пленённых под Полтавой шведских мастеров. Документы о дальнейшей судьбе предприятий неизвестны, но именно на этой территории была в 1722 году основана мануфактура голландца Ивана Тамеса и коренных спасских жителей Максима Семёновича Затрапезного с сыновьями. Через несколько лет новая мануфактура «перебралась», в основном, за Которосль, но после раздела в 1741 году между братьями Иваном и Дмитрием Максимовичами Затрапезниковыми производство в родовом затрапезновском приходе вновь стало успешно развиваться. А её крепостные работники стали прихожанами храма. Помимо ткацкой мануфактуры, называвшейся в отличие от закоторосльной Ярославской Малой, её содоржатель Дмитрий Максимович к середине столетия устроил здесь же колокололитейный завод. Для церкви Николы Мокрого на нём был отлит в 1754 году колокол в 40 пудов московским мастером Константином Слизовым.
В 1835 году территория ЯММ была приобретена военным ведомством- в специально выстроенных казармах (позднее они стали называться Николо-Мокринскими) разместились батальоны третьего учебного карабинерного полка. В 1841 году по велению Николая Первого военному ведомству передали и храмы. Наиболее ценная утварь (сохранилась «Опись церковному имуществу ярославской военно-инженерной Николо-Мокринской церкви») и прихожане Николо-Мокринского храма отошли от церкви Петра Митрополита. В последующие десятилетия никольскими прихожанами были военнослужащие квартировавших в Ярославле после учебного армейских полков: Нежинского, Фанагорийского, Островенского. С прибытием в казармы новой части в церковь приходили не только полковые иконы, но и исторические реликвии.Так, с 1892 по 1910 год в казармах стоял «11-й Фанагорийский гренадерский Генералиссимуса князя Суворова, а ныне Его Императорского Высочества великого князя Дмитрия Павловича полк». С ним в храм поступили иконы Казанской Богоматери, Николая Чудотворца и другие, в надписях на них значилось, какому батальону они принадлежали и когда были написаны. Фанагорийцы хранили в церкви Николы Мокрого пожалованный им в 1845 году полковой мундир Николая Первого, поскольку император числился в списках полка; 13 мая 1898 года реликвию осматривал вместе с другими достопримечательностями потомок Николая Первого, московский генерал-губернатор и командующий войсками Московского Военного округа великий князь Сергей Александрович. В храме также стояли наградные знамёна фанагорийцев «За Рымник» и «За Кинбурн», а в особых витринах — мемориальные суворовские раритеты.
20 мая 1899 года в церкви Николы Мокрого по инициативе членов Ярославской губернской учёной архивной комиссии была отслужена панихида по случаю 250-летнего юбилея Соборного уложения царя Алексея Михайловича. Церковь для совершения этого ритуала была выбрана по той причине, что она современна правлению царя и в ней был придел Алексия, митрополита Московского…
В трагические дно 1918 года «… повстанцы установили пулемёт на высокой колокольне и держали под прицельным огнём все лежавшие впереди городские кварталы. С утра 7 июля по этой колокольне открыла сильный огонь красная батарея, стоявшая на позиции у станции Всполье…» — в результате, отмечала Ярославская реставрационная комиссия, храму был нанесён значительный урон: пробиты в разных местах стены памятника, сильно разрушен шатёр колокольни, разбиты пять глав центрального объёма.
В 1929 году Николо-Мокринская церковь была закрыта, в марте 1992 года оба храма вместе с домом церковного причта переданы РПЦ. Перед этим оба храма после выезда арендаторов по несколько лет простояли бесхозными. В последующие годы под наблюдением Александра Станиславовича Рыбникова силами ярославских специалистов по архитектурной реставрации во главе с Андреем Вячеславовичем Ржевским были выполнены сложнейшие работы по выпрямлению центральной главы Тихвинской церкви. Состояние её было крайне тяжёлое: почти по всей площади обрушился потолок. Протоиерей Василий Александрович Марченко вспоминает, что первый год службы пришлось проводить в приделе холодной церкви, основной объём которой был не в лучшем состоянии. Тем не менее, уже в следующем году в приходе открылась воскресная школа. Началось постепенное, от притвора к алтарю, восстановление тёплого храма — в год удавалось продвинуться метров на 5-7. Иконостас выполнили специалисты из Костромы, иконы — художник Юрий Лобода. В арке между трапезной и четвериком уцелел фрагмент росписей — над ним трудился Владимир Сорокин. Значительная часть работ выполнена благодаря помощи благотворителей Николая Алексеевича и Фотины Павловны Александрычевых.
23 сентфбря 2006 года архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл освятил главный, Тихвинский престол храма. В октябре этого же года прихожанин В. Басов передал в него резную скульптуру преподобного Нила Столобенского (установлена перед иконостасом). По словам дарителя, святыня чудесным образом «приплыла» по Которосли. В 2007 году был обустроен придел Василия Великого: над иконостасом вновь работали костромские резчики, иконы написала Людмила Дейнеко. Летнему храму (собственно храму Николы Мокрого) предстоят сложнейшие реставрационные работы — место, на котором стоят церкви, не зря «словет по прозвищу Мокрое».Т.А. Рутман: Храмы и святыни Ярославля, история и современность. Ярославль, издатель А. Рутман, 2008
Храмовый ансамбль Николы Мокрого и Тихвинской иконы Божией Матери на низком берегу Которосли, в бывшей монастырской Спасской слободе, начал строиться в 1665 году на месте прежней деревянной пары церквей. Храмы располагаются между двух притоков Которосли – ручьев Паутова и Ершова.
Центр ансамбля – высокая, красивая церковь Николы Мокрого. Церковь Николы Мокрого была построена в 1665-1672 годах на средства ярославских купцов гостиной сотни Астафия Лузина и Андрея Лемина, а также посадских людей Федора Выморова и Степана Тарабаева. Замысел нового храма был грандиозен, он был призван соединить в себе лучшие черты храмов Иоанна Златоуста в Коровниках и Илии Пророка. Однако в полной мере замысел не удался, так как совмещение черт строго симметричной церкви в Коровниках и подчеркнуто асимметричной Ильинской − задача непростая. И все же храм получился очень интересным и необычным. Высокий, без подклета, он опоясан с трех сторон одноэтажными галереями, в концах которых были устроены два симметричных шатровых придела − Алексия, Митрополита Московского, и Великомученицы Варвары. В северо-западном углу галерей поставлена стройная шатровая колокольня. Галереи на зиму закрывались съемными деревянными рамами − это было новшество для Ярославля. Храм был расписан сразу после завершения строительных работ – в 1673 году.
Необычайно пышные, многоцветные и разнообразные керамические изразцы украсили Никольский храм в конце XVII века, в 1680-1690-х годах. Особо выделяются очень широкие, словно из персидского ковра вырезанные, наличники окон в апсидах храма. Ни в одном храме Ярославля, да и других городов, подобных украшений нет.
В 1929 году храмы были закрыты и оба отданы под склады. В 1992 году возвращены верующим, отремонтированы, и теперь здесь по праздникам проводятся богослужения.
http://www.yaroslavlru.ru/Arhitect/nik_mokrogo_i_tihv.htm
Церковь Николая Чудотворца, более известная как церковь Николы Мокрого – один из православных храмов Ярославля, выстроенный во второй половине XVII в. вместо деревянной церкви с одноимённым посвящением. Закрытый в советский период, храм возвращён верующим в конце минувшего века, в настоящее время является действующей церковью Ярославского центрального благочиния Ярославской епархии и находится под охраной государства.
Между Которосльной набережной и проспектом Октября, на улице Чайковского (ранее – улица Любимская) находится один из старинных православных храмов Ярославля – церковь Николы Мокрого – типичный образец посадской культовой архитектуры XVII столетия. Интересно обиходное название храма – Николы Мокрого, по одной версии, связанное с его месторасположением (между притоками реки Которосль – ручьями Ершовым и Паутовым), отчего в храме всегда было сыро, а по другой – с именем самого святителя Николая Чудотворца, являющегося помощником всем терпящим на воде бедствие. Как бы то ни было, посвящение храма самому известному святителю – Николаю Чудотворцу – народ трансформировал в название Николы Мокрого, под которым храм известен и в наши дни.
Задолго до того, как в Ярославле появился каменный Никольский храм, на месте его нынешнего расположения существовала деревянная церковь с одноимённым посвящением, принадлежавшая, как и пустошь, на которой находилась, Спасо-Преображенскому монастырю. Эти первые задокументированные сведения о храме содержатся в одной из грамот царя Василия Шуйского, выданной Спасо-Преображенскому монастырю в июне 1610 г. Много ранее, как гласят предания, пустошь, на которой был выстроен первый деревянный Никольский храм, являлась языческим капищем с главным ритуальным атрибутом язычников – большим жертвенным камнем-валуном голубого цвета, который, кстати, при возведении каменной церкви был положен в её фундамент, став частью пола в западном притворе.
В документах, датируемых 1627–1629 г.г., церковь называлась по посвящению тёплого престола святителю Василию Великому – Васильевской, а уже в 1647 г. в грамоте царя Алексея Михайловича Спасской обители она упомянута как Николо-Мокринская с приделами Василия Великого и святой великомученицы Варвары.
Выстроенный на болотистой местности храм со временем обветшал и в 1665 г. по прошению прихожан (а храм был одновременно монастырским и приходским) митрополит Ростовский и Ярославский Иона (Сысоевич) выдал грамоту на возведение новой каменной церкви, средства для строительства которой выделили купцы гостиной сотни А. Лузин и А. Лемин, а также состоятельные посадские люди Ф. Выморов и С. Тарабаев.
Возведение нового храма началось в 1665 г. и завершилось спустя семь лет – в 1672 г. Главный престол церкви – во имя Николая Чудотворца и южный придел – во имя святителя Алексия, митрополита Московского – торжественно освятили с разницей в несколько дней по окончанию строительных работ, а северный придел – во имя великомученицы Варвары – был освящён спустя десять лет – в 1682 г.
В 1673–1674 г.г. артель из 11 ярославских мастеров-живописцев, имена которых сохранились в челобитной царю Алексею Михайловичу, поданной сыном устроителя храма С. Лузиным об отсрочке отъезда живописцев в Ростов до завершения ими работ в Никольском храме, на что, кстати, было получено Высочайшее разрешение, украсила интерьеры церкви фресковой живописью, создав 660 красочных сюжетных композиций, большая часть которых сохранилась до наших дней.
По своей архитектуре церковь Николы Мокрого – типичный посадский храм, каких в Ярославле в XVII столетии строилось достаточно много. Высокий четырёхстолпный четверик с трёх сторон опоясан полуоткрытой галереей с тремя крыльцами (не сохранились), арки которой на зимний период закрывались съёмными деревянными рамами, с восточной стороны к нему примкнули полукружья апсид, с западной стороны – высокая многоярусная шатровая колокольня, а с северной и южной сторон – небольшие приделы с шатровым навершием, богато украшенные цветной керамической плиткой.
Фасады храма и колокольни неизвестный зодчий оформил пучковыми полуколонками и фигурным фризом, многоцветными изразцовыми вставками в виде орнаментов с повторяющимися рисунками, оконные проёмы — нарядными наличниками из поливных изразцов, основания шатров приделов декорировал ложными закомарами, а саму церковь увенчал пятью луковичными главами на тонких высоких световых барабанах.
Освещался храм тремя большими медными паникадилами, его паперть была ограждена изящной кованой решёткой – шедевром декоративно-прикладного искусства XVII в., в главный деревянный пятиярусный резной иконостас храма, выполненный в стиле «рококо», как и в небольшие иконостасы приделов, были вставлены иконы, написанные известными изографами XVII в. Симоном Ушаковым, Семёном Холмогорцем и Фёдором Зубовым в византийском стиле. Изюминкой храма были моленные места – великолепные резные троны, предназначавшиеся, как считается, для царя Алексея Михайловича и патриарха Московского Никона, хотя многие исследователи предполагают, что эти места были выполнены для ктиторов храма – купцов ярославской гостиной сотни. В настоящее время эти моленные места находятся в другой ярославской церкви – Ильи Пророка.
В 1686 г. рядом с Никольским храмом для совершения богослужений в зимнее время выстроили небольшую тёплую церковь в честь Тихвинской иконы Божьей Матери с приделом во имя Василия Великого, которая вместе с домом причта стала частью храмового ансамбля и хорошо сохранилась до наших дней.
В 1841 г. приходской Никольский храм по указу Николая I передали в ведение военного ведомства и более пятидесяти лет он был полковым храмом, прихожане которого (солдаты и офицеры Фанагорийского полка) хранили в церкви в специальных витринах реликвии (полковой мундир императора Николая I, наградные знамёна и мемориальные раритеты суворовских времён).
В бурные революционные годы храм Николы Мокрого сильно пострадал. В 1918 г. во время одного из уличных боёв были значительно повреждены его главы и шатёр колокольни, но богослужения не прекращались даже несмотря на разрушения, пока в 1929 г. церковь не закрыли. Царское и патриаршее моленные места перенесли в Ильинский храм, большая часть из 146 икон была сожжена (уцелело лишь их малое количество и в настоящее время они находятся в Ярославском музее-заповеднике и в других музейных коллекциях, а шесть икон украшают церковь Ильи Пророка).
Долгие десятилетия церковь пустовала, пока в 1992 г. её вместе с Тихвинским храмом и домом причта передали в ведение Ярославской епархии. Тогда началось постепенное возрождение храма, продолжающееся и сегодня. Тихвинская церковь отремонтирована и освящены её престолы, уже восстановлены главы Никольской церкви и шатёр колокольни, но уникальные фресковые композиции ещё ждут своей масштабной реставрации. В настоящее время храм является действующим, в праздничные дни в нём совершаются богослужения.
660 сюжетных композиций украшают храм изнутри. Живописные ярко-красочные сочные сюжетные картины сплошным ковром покрыли стены, своды, паруса, простенки, оконные откосы Никольской церкви и двух её приделов. Разбитые на семь ярусов южная и северная стены оформлены 70 фресковыми картинами, посвящёнными житию и чудесам Николая Чудотворца, а также Семи Вселенским соборам. Западную, центральную стену полностью закрыла картина «Страшный Суд» – великолепное произведение фресковой живописи, один из фрагментов которой – «Геенна огненная» – обладает магическим свойством. Покрытое конденсатом изображение огня не только холодит руку в любое время года, но и при прикосновении к нему след от ладони исчезает только спустя более минуты.
Никольский храм может похвастаться ещё одной довольно редкой фресковой картиной – изображением святого мученика Христофора с пёсьей головой, расположенного на одном из столпов храма. В 1722 г. звероподобные изображения святых были официально запрещены Святейшим Синодом и в Ярославль даже приезжала специальная комиссия, изучавшая фрески, но, к счастью, в отличие от других церквей, где лики подобного рода были затёрты или закрашены, фреска святого Христофора уцелела – её попросту не нашли.
Восточную стену заняли картины на тему Страстей Христовых, верхние части откосов, простенки, арки окон и входных порталов – изображения преподобных, подвижников русской и вселенской церкви, Печерских чудотворцев, херувимов и ангелов. Приделы святой Варвары и святителя Алексия оформлены картинами из жития святых, Ветхого Завета и изображениями 26 мучениц.
В 1853 г. и в 1895–1896 г.г. фресковая живопись храма была обновлена в клеевой технике, а в 1970–1980-х г.г. были проведены масштабные реставрационные работы фресок его северного и южного приделов.
http://www.bankgorodov.ru/sight/cerkov-nikolaya-chydotvorca-nikoli-mokrogo
Находится на ул. Чайковского (бывш. Любимская), 1. В ансамбль церквей Николы Мокрого входят два каменных храма. Холодный пятиглавый храм с колокольней построен на месте старого деревянного в 1665-1672 г.г. На правой стороне паперти, в пристройке с шатровым верхом, был устроен придел во имя Алексия, митрополита Московского, на левой, в такой же пристройке — во имя Великомученицы Варвары. Заказчиками храма были купцы Афанасий Лузин и Андрей Лемин, а также ярославцы посадские люди Федор Выморов и Степан Тарабаев. Теплая одноглавая церковь во имя Тихвинской иконы Богоматери находится к югу от Никольского храма. Время ее постройки — 1686 г., придел Василия Великого освящен в 1694 г. Церковь построена на средства купцов Клима и Семена Лузиных.
В архитектурном отношении церковь Николы Мокрого — типичный ярославский посадский храм. Пятиглавая четырехстолпная холодная церковь без подклета окружена с трех сторон невысокой закрытой одноэтажной галереей. Северный фасад фланкирован шатровыми объемами Варваринского придела и колокольни. Первоначально храм имел позакомарное перекрытие. Очевидны попытки храмовых зодчих ориентироваться на уже существовавшие к тому времени лучшие образцы ярославской церковной архитектуры: общая композиция напоминает храм Иоанна Златоуста в Коровниках, в формах колокольни повторены формы колокольни церковь Илии Пророка, рисунок слухов шатра заимствован у колокольни церковь Рождества Христова. В конце XVII в. ансамбль был обильно декорирован полихромными изразцами. Алтарные окна Никольской церкви были тогда украшены нарядными изразцовыми наличниками. В 1690-х г.г. к западным фасадам обоих храмовых зданий были пристроены увенчанные небольшими восьмигранными шатрами притворы, необычайно пышно декорированные цветной керамикой. До наших дней лучше сохранился южный, расположенный у церкви Тихвинской Божией Матери.
Храм освещался тремя большими медными паникадилами с орлами работы голландских мастеров. У столпов стояли роскошные резные моленные места середины XVII в., предназначенные для царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Ныне они находятся в ц. Илии Пророка. Паперть церкви украшает красивая кованая решетка XVII в., состоящая из S-образных звеньев, заканчивающихся цветочными бутонами. Решетка выполнена с большим декоративным вкусом и является уникальным памятником прикладного искусства.
Стенопись церковь Николы Мокрого была выполнена в 1673-1674 г.г. на средства прихожан. Как явствует из челобитной Семена Лузина царю Алексею Михайловичу (1675), в создании стенописи принимали участие ярославские мастера Логин Сидоров, Ермолай Федоров, Тимофей Федотов, Иван Ануфриев, Федор Савин, Андриан Иванов, Семен Козлов, Карп Михайлов, Федор Карпов, Дмитрий Григорьев и Василий Ананьин.
В XIX в. живопись дважды поновлялась в клеевой технике — в 1853 г., затем в 1895-1896 г.г. московскими художниками С. Чириковым и Епанешниковым под патронажем Московского Археологического Общества. В 1970 — 1980-х г.г. были проведены реставрационные работы по стенописи в Алексеевском и Варваринском приделах.
Николо-мокринская роспись стала этапным произведением в истории ярославской школы стенной живописи. Ее хорошо разработанная символико-композиционная схема, новый для того времени метод рассказа посредством непрерывных горизонтальных фризов, богатейшая орнаментика и использование в качестве иконографического образца гравюр Библии Пискатора оказали определяющее влияние на судьбу ярославского монументального искусства второй половины XVII в. Ансамбль росписи храма Николы Мокрого, состоящий из 660 сюжетных клейм, дошел до нас не в полном объеме — утрачена живопись сводов западной паперти.
В центральном куполе помещена фреска «Вседержитель», вокруг нее летопись с текстом тропаря «Нерукотворенному образу». В барабане изображения 16 праотцев в два ряда. На парусах написаны евангелисты, их символы вынесены на лобовые части паруса. На восточной подкупольной арке изображена Троица Ветхозаветная, на западной — «Спас на убрусе», поддерживаемый летящими ангелами. В куполах четырех боковых барабанов представлены: в юго-восточном «Бог Саваоф», в северо-западном «Христос Эммануил», в северо-восточном «Иоанн Предтеча ангел пустыни» и в юго-западном «Богоматерь Знамение». Между окнами боковых барабанов — изображения ветхозаветных пророков. На подпружных арках северо-западного барабана сюжеты «Исцеление слепого» и «Насаждение Честных древ», на арках юго-западного — «Неверие Фомы» и «Преполовение». На восточном своде над алтарем изображено «Отечество», на западном — «София созда себе дом», на северном — «Исцеление тещи апостола Петра» и «Притча о сеятеле», на южном — «Благословение детей» и «Изгнание торгующих из храма».
На восточных подпружных арках за иконостасом написаны архангелы и ангелы с рипидами, на центральных и западных арках — 12 апостолов, на северо-западных и юго-западных арках — апостолы из числа семидесяти. Столпы храма разбиты на четыре широких яруса, нижний из которых орнаментальный. В верхнем ярусе западных столпов изображены благоверные князья и цари: Константин и Елена, Владимир и Ольга (ю.), Борис и Глеб, Всеволод Псковский и Ярослав Мудрый (с.), в среднем воины-мученики, в нижнем — русские святые, в том числе царевич Димитрий Угличский, Дмитрий Донской, Михаил Черниговский, ярославские князья Федор, Давид и Константин (ю.), Константин, Михаил и Федор Муромские, Довмонт Псковский, Михаил Тверской и ярославские чудотворцы Василий и Константин (с.). На алтарных столпах представлены отцы церкви: Дионисий Ареопагит, Амвросий Медиоланский, Иоанн Милостивый, Кирилл Александрийский и др. Роспись столпов отмечена высочайшим уровнем исполнения.
Северная и южная стены храма разбиты на семь ярусов. Четыре верхних (шириной 1,6-2,2 м) — сюжетные, пятый (1,8 м) — орнаментальный фриз, шестой (0,45 м) — летопись о построении храма, седьмой (1,1 м) — подзор из полотенец. Живопись сюжетных ярусов посвящена храмовой теме — житию и чудесам Николая Чудотворца, которая иллюстрирована здесь в 70 крупных клеймах. Четвертый ярус южной стены занят изображением семи вселенских соборов. Всю западную стену занимает грандиозная картина Страшного Суда. На восточной стене за иконостасом написаны Страсти Христовы, над центральным алтарем — «Распятие» и «Семь таинств». Верхние части оконных откосов дополняют погрудные изображения преподобных в овальных медальонах, увитых цветочными бутонами. На северной и южной стенах — подвижники вселенской и русской церкви, на западной стене — печерские чудотворцы. В арках окон изображения Саваофа, Христа Благое Молчание, ангелов и херувимов. В арках входных порталов Деисус из медальонов (з.), «Недреманое око» (с.) и «Не рыдай мене, мати» (ю.).
В конхе центрального алтаря — литургическая композиция «Великий вход», в апсиде святители вселенской и русской церкви в двух регистрах — в верхнем в рост, а в нижнем в круглых медальонах. На западной стене композиции «Ветхозаветная Троица» и «Евхаристия». В конхе жертвенника написан сюжет «Се Агнец», в верхнем регистре апсиды сцены из литургии, в нижнем мученики, святители и преподобные в рост. На западной стене жертвенника епископы и преподобные в медальонах. В конхе диаконника сцена «Сошествие во ад», в своде 7 картин воскрешения мертвых из Ветхого и Нового Завета. В апсиде и на западной стене 28 печерских чудотворцев в медальонах, среди них «Алипий Печерский иконописец». В арке центрального окна помещена фреска «Богоматерь Печерская», над порталом — «Избиение первомученика Стефана».
В своде северного Варваринского придела композиция «София Премудрость Божия». На стенах в четырех ярусах иллюстрировано житие святой Варвары. В конхе придельного алтаря сюжет «О тебе радуется», в апсиде и на оконных откосах изображения 26 мучениц. В своде южного Алексеевского придела композиция «Царь Царем», на стенах в три яруса сцены из жития митрополита Алексия. В конхе — «Похвала Богородице», над конхой — «Предста Царица», в апсиде — пророки в медальонах. Свод паперти заполнен сценами из Ветхого Завета. В ее северном колене иллюстрированы «Дни творения» в кругах и сцены жизни Адама и Евы, в южном — «История Иосифа и Моисея». Роспись западного крыла паперти утрачена в XIX в. в связи с перекладкой свода. В люнетах внутренних стен паперти размещены многофигурные символико-дидактические композиции: «Собор всех святых», «Апостольская проповедь» (с.); «Символ веры», «Отче наш» (з.); «О тебе радуется», «Богородица Честнейшая херувим» (ю.). Над входом в северный придел на паперти написана «Богоматерь Знамение», над входом в южный — «Спас на убрусе», поддерживаемый летящими ангелами. На откосах окон паперти и между окнами фигуры ветхозаветных персонажей — праотцы и пророки. В западном крыльце сцены из «Апокалипсиса».
Декоративно-образный строй николо-мокринской росписи проникнут духом особой торжественности. Чувство большого стиля царить здесь во всем — и в самой программе росписи, претендующей на соборную репрезентативность, и в замечательной тектонической связи живописи с архитектурой церкви.
В XIX в. церковь Николы Мокрого была передана военному ведомству и с 1892 г. являлась полковым храмом расквартированного в Ярославле Фанагорийского полка.
В 1929 г. церковь была закрыта. В 1992 г. храм Николы Мокрого передан Русской Православной Церкви.
Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901.; Суслов А.И., Чураков С.С. Ярославль. – М.: Стройиздат, 1960.; Воейкова И.Н., Митрофанов В.П. Ярославль. – Л.: Аврора, 1973; Масленицын С.И. Писал Семён Спиридонов. – М.: Изобразительное искусство, 1980; Добровольская Э., Гнедовский Б. Ярославль. Тутаев. – М.: Искусство, 1981.; Брюсова В.Г. Фрески Ярославля. – М.: Искусство, 1983.; Масленицын С.И. Ярославская иконопись. – М.: Искусство, 1983.; Ярославль. Памятники архитектуры и искусства / Сост. В.П. Выголов. – М., 1985; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000.; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005.; Юрьева Т.В. Ярославский иконостас. – Ярославль, 2007.; Хрупалова И. Крестом увенчанный // Северный край, 2009, 14 октября; Егорова Т. Сотворили такие картины, чтоб висели они без гвоздя // Северный край, 2012, 23 октября